ПРОИЗВОДСТВО ВЫБОРОВ.
Кандидатскіе списки и списки изби-рателей, положим, «составлены». Предстоит самая процедура выборов.
День выборов, конечно, извѣстен—12 ноября. Для того, чтобы гражданин мог выполнить свой долг, этого однако мало. У каждаго, как мы знаем, только один голос; с другой стороны, у вас при огромном количествѣ темнаго, неграмотнаго люда для подавляющаго большинства составленіе избирателем записки явилось бы дѣлом непосильным. Отсюда вытекает необходимость так или иначе пресѣчь возможность двойного и т. д. голосованія и, с другой стороны, объяснить голосованіе неграмотному избирателю.
Выборы должны быть тайными. Как мы знаем, это обстоятельство крайне важное. Для обезпеченія тайны голо-сованія в законѣ также необходим ряд постановленій.
Другія постановленія направлены к обезпеченію свободы и спокойствія выборов. В нашем законѣ находим слѣдующее:
Ст. 63. Городская или поселковая управа, или волостная земская управа доставляет каждому избирателю не позднѣе, чѣм за 7 дней до дня выборов избирательныя записки, по одной на каждый из заявленных кандидатских списков и именное удостовѣреніе.
Лицам, имѣющим право на по-лученіе именного удостовѣренія избир. записок, но почему либо их не получившим, выдаются: удосто-вѣреніе—в нодлежащей управѣ, до дня выборов, а избирательныя записки в участковой избирательной комиссіи, во время производства выборов.
Согласно наказу (ст. 101, 102), до-ставляемыя упрявой избирательныя за-писки и именныя удостовѣренія вру-чаются лишь избирателю, а в случаѣ его отсутствія оставляются у его до-машних или зявѣдываюшаго имѣніем либо домой, гдѣ он проживает (ст.101)
Именныя удостовѣренія могут быть выдаяаемы в управах не только самим избирателям, но и лицам, снабженных от них довѣростью с засвидѣтель-ствованной подписью (ст. 102).
В приведенных статьях положенія и наказа важно отмѣтить слѣдующее: не получеи именного удостовѣренія не пресѣкает избирателя возможности при-нять участіе в выборах. Таких неполу-чивших удостовѣреній, судя по опыту городских выборов, будет порядочно—-и закон дает им возможность получить через повѣренных. В управах однако, они могут получить лишь удостовѣренія—но не избирательныя записки, вы-давать которыя лежит на обязанности участковой избирательной комиссіи в день выборов. Эти записки, однако, могут быть выданы лишь избирателю лично.
Ст. 64. Городская или поселковая управа, или волостная земская управа изготавливает ящики с одни м отверстіем для опусканiя избирательных записок и предоставляет таковые в распоряженіе участковых избирательных комиссій.
Эти же органы, согласно ст. 65, пре-доставляют в распоряженіе комиссій особое для каждаго избирательнаго участка помѣщеніе. В этом помѣщеніи, по ст. 104 наказа, на мѣстѣ, доступном для обозрѣнія, должен быть вывѣшен список членов участковой комиссіи.
Ст. 66 содержит очень вожное постановленіе: в каждом избирательном помѣщеніи, в цѣлях обезпеченія тайны голосованія, устраиваются одно или нѣсколько закрытых помѣщеній, в коих избирателем без свидѣтелей вкла-дывается избирательная записка в конверт.
Наказ (ст. 105) требует, чтобы это помѣщеніе было достаточно свѣтло, но, в то же время расположено так, чтобы нельзя было видѣть движеніе рук лица, вкладывающаго избирательную записку в конверт. Это помѣщеніе должно имѣть только один вход, так, чтобы присутствуюшим было видно, что и это помѣщение не может войти никто другой, кромѣ избирателя, в данное врямя вкла-дывающего свою записку.
Засѣданія участковой избирательной комиссіи публичны. В назначенный для выборов день предсѣдатель комиссіи в присутствіи ея членов и лиц, прибывших к этому времени, объявляет засѣданіе открытым. Он удостовѣряется, что ящики цѣлы и пусты, имѣют только по одному отверстію, закрывает я запечатывает их. Затѣм начинается самая подача записок.
Согласно наказу (ст. 109), «члены участковой комиссiи должны быть на-мѣстѣ заблаговременно и, во всякой случаѣ, не позднѣе, как за полчаса до времени, назначеннаго для допуска избирателей к подачѣ записок.
И положенiе, и наказ требуют, чтобы при выборах присутствовало не менѣе трех членов комиссіи—в том числѣ предсѣдатель и секретарь. «Отлучка сих лиц допускается лишь на самое короткое время, при чем предсѣдатель может сих». (Наказ, ст. 110). Ст. 68. В изби-рательном помѣщеніи производятся только выборы. Вывѣшиваніе воззва-ній, раздача брошюр и плакатов, рас-пространеніе избирательных записок, пронзнесеніе рѣчей и вообще всякаго рода предвыборная агитація воспрощается как в комнатах, гдѣ подаются избирательныя записки, так и н а л ѣ с тницах, в проходах и коридо-рах, ведущіх в эти комнаты, а равно у входа в них снаружи, предсѣдатель участковой избирательной комиссіи наблюдает, чтобы в избирательной помѣщеніи во все время выборных дѣйствій сохранялся полный порядок, и немедленно удаляют нарушителей та-кового».
Постановленіе это имѣет цѣлью огра-жденіе свободы выборов. К избирательной урнѣ гражданин должен подходить уже с сложившимся рѣшеніем, тщательно обдуманным. Никакое случайное обстоятельство не должно нарушать этого рѣ- шенія. С другой стороны, несомнѣнно, агитація представителей разных партiй может (вѣрнѣе сказать, неизбѣжно, особенно в наших условiях, поедет) повести я разнаго рода недоразумѣнiям, столкновеніям и пр., которыя неминуемо отразятся на спокойном теченіи выборной процедуры я могут даже я сорвать выборы.
Эти же цѣли преслѣдует и слѣдующая 69 ст: «В избирательное помѣщеніе не допускаются; 1) лица вооруженныя и 2) лица, находящіяся в явно нетрезвом состояніи».
Охрана порядка и спокойствія в из-бирательном помѣщеніи возлагается на предсѣдателя комиссіи. Закон предоставляет ему и комиссіи в этом отношеніи широкіи права.
Ст. 70: предсѣдателю (комиссіи) предо-ставляется в случаѣ необходимости, по постановленію комиссіи, требовать от надлежащих гражданских и военных властей командированія чи-нов милиціи или воинскіх команд.
Означенные чины милицiи и воинскія команды всецѣло подчиняются предсѣдателю и дѣйствуют исключительно по его роспоряженіям.
Ст. 71: в случаѣ нарушенія порядка или неподчиненія кого-либо распоряженіям комиссіи или ея предсѣдателя, ко-миссія может постановить ввести в по-мѣщеніе, гдѣ производятся выборы, членов милиціи или воинскую команду.
Без требованія предсѣдателя комиссіи в означенное помѣщеніе не может быть введена никакая вооруженная сила.
Разумѣется, хотя это прямо в законѣ и не указано, что для водворенія поможет примѣнять и силу, если одно уже его присутствiе не произведет успокоительнаго впечатлѣнія.
Как видим, закон принимает всѣ мѣры для охраненія правильности и порядка выборов. И здѣсь, однако, слѣдует помнить, что однiх указаній в законѣ мало. Печальная практика городских выборов показывает нам, что у нас нѣкоторыя партія не пренебрегают всевозможными средствами, лишь бы добиться побѣды. Вспомним хотя бы предвыборные операціи, в результатѣ которых в избирательных конвертах оказывались вовсе не тѣ записки которыя хотѣл бы вложить избиратель: в .квартиру преходили «молодые люди», вкладывали «свои» записки, заклеивали конверты и исчезали.
Избирателю надо твердо помнить, что он один уполномочен подать свой голос, что ни отдѣльныя лица, ни орга-низаціи не могут предписывать ему, за кого голосовать, что ему не могут быть страшны ничьи угрозы, что никому не будет визвѣстно, за кого он подал го-лое. Всѣ предыдущія постановленія и направлены именно к этой цѣли—а еще дальнѣйшія гарантіи содержатъ слѣдующія статьи:
Ст. 73. Подача избирательной записки производится избирателем лично. Чисто, слѣдовательно, ни по какой до-вѣренности, ни в силу каких бы то ни было отношеній не может подавать чу-жую избирательную записку.
Ст. 74. Избиратель вручает свое именное удостоверѣнiе одному из членов участковой избирательной комиссіи, отмѣчающему в избирательном спіскѣ о явкѣ избирателя, и получают от комиссіи конверт для вложенія в него избирательной записки. В случаѣ сомнѣнія, коміссія, до выдачи избирателю конверта, в правѣ требовать удостовѣренія личности избирателя».
К этой ст. 74 наказ дѣлает важныя розъясненія. Именно, «лица, внесен-ные в избирательные списки, недопускаюся к голосованію предсѣдателем комиссіи, если, по имѣющимся оффиціальным данным, они утратили ко дню выборов своя избирательныя права (ст. 9.) или же подлежат исключенію из избирательных списков на основаніи рѣшенія окружнаго суда по административному отдѣленію (ст. 112).
Здѣсь надо заметить, что для такого недопущенія в распоряженіи комиссіи должпы быть оффиціальныя данныя, — т. е.’данныя, исходящія от какого либо государственнаго учреждения—т. е. учрежденія, дѣйствующаго на основаніи закона и отражающаго функціи государственнаго отделенія, Сюда не повсяческих совѣтов всевозможных депутатов, разных комитегов, как бы они себя ни величали.
Лица, не включенныя и избира
тельные списки, могут быть допущены к участію в выборах, если ими будет предъявлено рѣшеніе окружнаго суда, коим устанавливается, либо возстанавливается их избирательное право; означенных лиц не требуется предъявленіе именного удостовѣренія. Избирательныя эаписки вручаются им по предъявленіи упомянутаго рѣшенія». (Ст. 113).
Указанное рѣшеніе, слѣдовательно, для этих лиц замѣняет именное удостевѣреніе вездѣ, гдѣ таковое, в процедурѣ выборов, требуется.
«В случаѣ явки к выборам лица, не внесеннаго в избирательный список, а также в случаѣ возникновенія сомнѣнія в самоличности избирателя, хотя бы и представившаго именное удостовѣреніе, личность избирателя должна быть удостовѣрена при входѣ его в помѣщеніе, гдѣ производятся вы-боры. Способ удостовѣренія личности избирателя предоставляется участковой избирательной комиссіи, которою разрѣшаются всѣ возникаюшіе в этом отношенiи вопросы и сомнѣнія.
Постановленія избирательной комиссіи о лишеніи явившагося лица права подать избирательную записку должны быть занесеныі с указаніем законных основаній в протокол.
Избирателю предоставляется доказывать свою лічность всѣми законными способами». (Ст. 114),
Слѣдовательно, паспорт не является исключителным доказательством самоличности. Таким доказательством могут служить и иные документы, а также и показанія и свидѣтельства других лиц.
Ст. 74 положенія и разъясняющія ее статьи наказа опредѣляют способ реги-страціи избирателей (во избѣжаніе дву-кратнаго голосованія). Врученіе именного удостовѣренія в отмѣтка в избирательном спискѣ и служат этой цѣли. Взамѣн удостовѣренія избиратель получает конверт для вложенія избирательной записки. Конверт этот должен удовлетворять извѣстным требованіям.
«Конверты для избирательных запи-сок должны быть однообразны, непро-зрачны, без каких-либо помѣток и снаб-жены печатью окружной, уѣздной или городской по дѣлам о выборох в Учре-дительное Собраніе комиссии» (ст. 58. пол)
По полученіи конверта избиратель удаляется в закрытое помѣщеніе (ст. 66), гдѣ вкладывает в конверт избарательную записку. По своем возвращеніи избиратель передает конверт в заклеенном видѣ предсѣдателю участковойглазах опускает конверт в избиратель-ный ящик» (ст. 75).
«К столу, на котором стоят избира-тельный яшик, избиратели подходят по очереди, в строгой порядкѣ, для со-блюденія котораго у стола ставятся, в случаѣ надобности, и рѣшетки» (ст. 115 наказа).
Требованіе безусловнаго порядка вполнѣ понятно. Лишь при соблюденіи этого условія возможна увѣренность, что возлѣ ящика с записками не было смятеніе, давки—когда желающим вполнѣ доступны и возможны всякаго рода продѣлки о подмѣном конверта, вложенiем излишних и т. д.
Выборы, по ст. 72. пол., производятся в теченіе трех дней. В эти два по-мѣщенія для производства выборов должны быть открыты в слѣдующее вре-мя: первые два дня—в городах и посел-ках с 9 час. утра да 9 час. вечера, и в волостях—с 8 час. утра до 8 час. ве-чера; в третій день—в городах и по- селках с 9 час., в волостях в 8 часов только до 2 часов дня.
Наказ обращает особое вниманіе, чтобы эти сроки соблюдались (ст. 111 наказа — «ровно в девять часов утра», «ровно в два часа дня» и т. п.).
"В первые два дня выборов в горо-дах в поселках в девять часов вечера двери избирательнаго помѣщенія закрываются, послѣ чего пріем избирательных записок производится только от тѣх избирателей, которые прибыли в это помѣщеніе до означеннаго временя. По окончаніи принятія избирательных записок, предсѣдатель объявляет подачу их на этот день законченной и на- кладывает на отверстіе избирательных ящиков пе-чать. Заспи всѣ присутствующіе уда-ляются из помѣщенія, гдѣ происходила, подача голосов, помѣщенiе же это, по распоряженію предсѣдатели, опечатывается до слѣдующаго утра и у дверей его ставится стражи" (ст. 76).
«В третій день выборов доступ изби-рателей в избирательное помѣщеніе прекращается в два часа дня, послѣ чего пріем избирательных записок про-изводится только от тѣх избирателей, которые прибыли в помѣщеніе до озна-ченнаго времени. По окончаніи подачи избирательных записок предсѣдатель объ , являет голосованіе законченным и распоражается открыть двери помѣщенія
«Затѣм комиссія производит прежде всего подсчет конвертов, не распе-чатывая их. Если число конвертов не совпадает с числом избирателей, о явкѣ коих отмѣчено в избирательном спискѣ (ст. 74), те о том дѣлается со-отвѣтствующая отмѣтка в протоколѣ. Послѣ этого конверты вскрываются и прочитываются избирательные записки"Наказ (ст. 116) предоставляет предсѣдателю приглашать отдѣльных избирателей для участія содействия с членами комиссіи, и под их наблюденіем,и подсчетѣ голосов.
При подсчетѣ записок рѣшаются ко-миссіей и допросы о дѣйствительности или недѣйствительности избирательных записок (ст. 79-80). Избирательныя записки, признанныя дѣйствительными подсчитываются особо для каждаго кан-дидатскаго списка (ст. 81),
Всему происходящему в участковой избирательной комиссіи с открытіия и до закрытія ея засѣданія ведется протокол.
В означенный протокол в частности вносятся всѣ распоряженія предсѣдателя и постановленія комиссіи, равно как и заявленіе, которыя могут быть сдѣланы присутствующими и комиссuи избирателями; в нем означается, кромѣ того, количество избирательных записок, поданных за каждый кандидатскій список, а также указывается количество записок признанных недѣйствительными, с объ-ясненіем основаній, в силу коих онѣ признаны таковыми. Протокол подписы-вается предсѣдателем, членами комиссии и всѣми присутствующими лицами. которыя того пожелают». (Ст, 82). Этот протокол препровождается в уѣздную или городскую по дѣлам о выборах в Учредительное Собраніе комиссію. К этому протоколу прилагаются в отдѣльных пакетах:
1) избирательныя .записки, при . знанные дѣйствительными;
2) признанныя комиссіей дѣйствительными, но кѣм либо оспаривавшіеся на членов комиссіи,
3) записки, признанные комиссіей, вопреки млѣнію отдѣльных ея членов, недѣйствиітельными и
4) записки, еди-ногласно признанныя комиссіей недѣй-ствительными. (Ст. 83).
Окончательное рѣшеніе этих вопросов, предоставляется уѣздной или городской комиссіи. (Ст. 84). Протоколы этих ко-миссій пропровождаеюся окружную комиссію (ст. 85). Послѣдняя, как нам уже извѣстно из предыдущаго очерка, подсчитывает записки и опредѣляет, сколько кандидатов от отдѣльных спи-сков должно считаться выбранными.
Такова процедура выборов в Учреди-тельное Собраніе. Как видно из изложе, нiя постановленій положенія наказа, эаконом предусмотрѣно все, что может служить к обезпеченію правильности и свободы выборов. Но, как уже приходи-лось не раз указывать, в законѣ может быть писано одно,а в жизне выходить другое.Всѣ мы, в свое время,учили Крылова,«законы святы, где исполнители лихіе супостаты» В той возбужденной атмосферѣ, в которой, по волѣ тов. большевиков и их, союзников (по опредѣлению тов. Троцкаго в его рѣчи на засѣданiи представителей ших погромщіков») пройдут выборы, средѣ политически невѣжественнаго и сбитаго с толку населенія, конечно трудно ожидать безусловнаго соблюденія не только буквы, но и духа закона Трудно ожидать, чтобы не было попыток так или иначе фальсифицировать волю населенія. И в виду этого наиболѣе сознательная часть избирателей должна в полной мѣрѣ использовать ту степень контролирующей, провѣряющей роли, которая ей отводится законом В высшей степени желательно, чтобы процедура выборов засѣданія избира тельных комиссій была бы публичной не на словах только, а и на дѣлѣ, чтобы все выборное производство проходило под наблюденiем публики. Всякаго рода нарушенія закона, произвольныя дѣйствія предсѣдателя и членов комиссіи должны быть заносимы в протокол. Слѣдует помнить, что этот протокол явлается доказательством всего происходящаго в участковой избирательной комиссіи с открытія ея и до закрытія.
По этому протоколу и до сопровождающим его пакетам с записками различных категорій провѣряются дѣйствія Участковых избирательных комиссій уѣздными в городскими избирательными комиссиями.
Эти же протоколы, помимо того, могут имѣть большое значеніе и при возбужденiи преследованія в уголовном порядкѣ против членов избирательных комиссій, виновных в нарушеніи тѣх или иных предписаній уголовнаго закона (Болѣе подробно на карательных нормах положенія мы предполагаем коснуться в особом очеркѣ). Публичности, как гарантии правильности производства, закон придает особое значеніе, повсюду подчеркивая, что засѣданія комиссій происходит публично. Публичность, гласность, дѣйствительно является важным средством для того чтобы дѣйствія, имѣющія общественное значеніе, протекали правильно. Многое что мыслимо в возможно в закрытых засѣданіях, что проходит незаметно в четырех стѣнах—становится вовсе немыслимым при публичности. А у нас при нашей непривычкѣ в общественной дѣятельности, при склонности отожествлять дѣло своего кружка, своей партіи и дѣлом государства, при слишком ино гда «свободном» отношеніи к своим обязанностям,—при всѣх этих ваших национальных качествах открытыя двери особенно важны. Не всегда об этом у нас бѣспокоются; не всегда и публика ведет себя, как слѣдовало бы, Но и при таких условіях все-таки большое число неправильностей, радѣя в той или иной мере родному человѣчку не будет от их политической зрѣлости. Как показывают предыдущіе выборы, здѣсь можно опасаться разнаго рода эксцессов. Если при прошлых городских выборах, прошедших при значительном равнодушіи избирателей, могли быть случаи, вродѣ упомянутых выше.—то тѣм болѣе основаній ожидать их теперь, при выборах в Учредительное Собраніе, которые, конечно, вызовут большее оживленіе, большій разгар страстей. И если тогда в болѣе, сравнительно, спокойное время рвали из рук бюллетени, подмѣнивали записки усердные не по разуму представители всяких партій и фракцій - то тѣм большаго воздѣйствiя на избирателя, тѣм болѣе глубо ких вторженій в сферу воли его слѣду ет ожидать теперь, когда дѣло идет не о том, кто будет хозяйничать в томском городском самоуправленіи. Такія попытки, несомнѣнно, будут. И избирателю надо приготовиться встрѣтить их, как слѣдует. А до выборов, и во время выборов всякій, идущій по стопам предпріимчивых товарищей октябрьских дней, должен в своей дѣятель ности встрѣтить сопротивленіе избирателя, знающаго свои права и сознающаго свои обязанности Выяснить эти права и обязанности возможно полнѣе, поскольку дозволяют рамки газетных статей, и составляют цѣль наших очерков. Не давая исчерпывающаго изложенія всѣх опубликованных до сих пор статей положенія о выборах в Учредительное Собраніе (так, напр., мы сочли излишним излагать нормы, опредѣляющія состав различных комиссій) статьи наши, в своей совокупно сти, дают очерк нашего избирательнаго права. Работу эту мы считали тѣм необходимѣе, что самое положеніе о выборах, а тѣм болѣе наказ., не так легко доступны читателю.
Спѣшно, с уже теперь выяснившимися неизбѣжными нарушеніями закона, произведутся выборы. Единственным кор ректiвом такой спѣшности, единственным оправданiем этих нарушеній может быть сознательное и дружное голосование избирателей. Во весь рост вырисовались теперь партіи и их кандидаты.
Избиратель знает, в чьи руки он отдает судьбу своей страны; избиратель знает, что эта судьба и в его руках. Он знал, как и для чего должен он осуществить свсе избирательное право, свою скажем иначе, обязанность. Он знает, что за него думать теперь некому— и если он сдѢлает плохой выбор— результаты падут на него. Закон предоставляет избирателю высказаться сво свободно, по его, избирателя, волѣ. А послѣдствія это воля — на нем и на дѣтях его.
Проф. Аносов Иосиф Исаевич