Г.Потанин "Киргизскія могилы."
Киргизы и монголы многими чертами рѣзко между собой различаются. Киргизы пѣвучи, монголы—антимузыкальны. У киргизъ національное чувство живетъ полной жизнью, у монголовъ оно подавлено буддизмомъ. Можно было-бы указать на множество контрастовъ въ образѣ жизни этихъ двухъ народовъ, въ ихъ общественномъ строѣ, въ ихъ типахъ, въ умственныхъ способностяхъ.
Большая разница и въ похоронномъ обрядѣ. Монголы не хоронятъ своихъ покойниковъ; они выносятъ тѣло покойника въ степь, кладутъ на землю и оставляютъ на ея поверхности, не зарывая и не забрасывая землей; тѣло уничтожается волками и собаками. Поэтому вы ѣдете но Монголіи, дѣлаете сотни верстъ, и нигдѣ не видите не только кладбища, не увидите нигдѣ и одинокой могилы.
Киргизы хоронятъ покойниковъ въ землю; бѣдные насыпаютъ надъ могилой бугоръ *), а богатые строятъ надъ могилами сооруженія капитальнѣе тѣхъ, въ которыхъ сами живутъ; тогда какъ живые киргизы живутъ въ переносныхъ войлочныхъ юртахъ, для покойниковъ они строятъ мавзолеи изъ сырцоваго кирпича.
Большею частью эти могильные памятники имѣютъ видъ четырёхъугольныхъ кремлей съ четырьмя башнями по угламъ. Другіе же получаютъ форму, напоминающую мусульманскій храмъ, т. е. имѣютъ видъ четырехъугольнаго зданія, прикрытаго куполомъ. Мѣстами эти могилы скопляются и образуютъ некрополи.
На нашихъ рисункахъ представлены оба типа: одинъ изображаетъ могильный памятникъ въ видѣ городской стѣны съ угловыми башенками; онъ перерисованъ съ фотографіи г. Ш., снятой съ могилы въ Бель-агачской степи около Семипалатинска; другой съ куполомъ, срисованъ въ 1876 г. съ могилы, построенной на степи къ в. отъ Зайсанска.
Монголы такіе же кочевники, какъ и киргизы; и они также не строятъ для себя постоянныхъ жилищъ, но на ихъ территоріи встрѣчаются постоянныя постройки—это храмы. Можно сказать, что монголы изучаютъ архитектуру прочныхъ построекъ только для боговъ, киргизы только для мертвыхъ.
Вся степь киргизская усѣяна могилами, которыя не рѣдко, если поставлены на высокомъ мѣстѣ, служатъ для путешествующихъ степными маяками.
Голова вожака каравановъ бываетъ наполнена представленіями объ этихъ могилахъ и свѣдѣніями, гдѣ въ какомъ разстояніи отъ какой могилы проходятъ дороги, какая вода и кормъ около какой могилы и пр.
Монголъ умретъ и память объ немъ скоро исчезаетъ въ средѣ, въ которой онъ жилъ; нѣтъ могильнаго памятника, который бы напоминалъ объ немъ, заставлялъ бы повторять его имя и подавалъ поводъ его современникамъ разсказывать новому поколѣнію о событіяхъ жизни покойника. Можетъ быть для послѣдующихъ поколѣній жизнь человѣка прошла и не безцѣльно, можетъ быть въ нравахъ и идеяхъ благодаря ему появилось что-нибудь и новое, но это будетъ существовать безъ связи съ его именемъ. Для монгола нѣтъ личной памяти въ грядущихъ поколѣніяхъ.
Иначе въ киргизской средѣ. Здѣсь память объ оконченной жизни не сразу исчезаетъ изъ народной памяти. Въ теченіе многихъ десятилѣтій объ ней напоминаетъ сооруженная надъ тѣломъ покойника „мола" и киргизская степь усѣяна такими воспоминаніями о прожитыхъ жизняхъ. Мы сказали, что «молы» или могильные монументы служатъ маяками для каравановъ и „кошей"**); у киргизъ мертвые какъ будто и послѣ своей смерти продолжаютъ жить между живыми и помогаютъ имъ своими указаніями.
Монголы не дорожатъ своими покойниками; ихъ не интересуетъ собственное ихъ прошлое; ихъ взоры обращены всецѣло въ будущее По этому все національное у нихъ въ забросѣ: родной языкъ не обрабатывается, исторія не изучается, преданія забываются. Родовой бытъ не оставилъ слѣда; имена родовъ или „костей" т. е. родовыхъ фамилій народной памятью утрачены. Монголъ не умѣетъ отвѣтить, къ какому онъ роду принадлежитъ, а тѣмъ менѣе онъ можетъ сказать, кто были его предки.
У киргизъ благодаря живости воспоминанія о прошломъ родовой бытъ существуетъ въ большой сохранности; вы не только не найдете киргиза, который бы не сказалъ, какого онъ „эля", т.-е. какого рода: Аргынъ или Найманъ или Кирей, но почти каждый киргизъ съумѣетъ перечислить семь своихъ предковъ или болѣе, начиная отъ отца до первоначальнаго предка рода, а нѣкоторые хранятъ въ своей памяти цѣлыя генеалогическія деревья съ многочисленными ихъ развѣтвленіями. Вообще прошлое имѣетъ большее значеніе въ киргизскомъ мірѣ.
Названія нѣкоторыхъ могилъ у киргизъ обратились въ названіе мѣстностей **).
Кромѣ могилъ, принадлежащихъ современнымъ киргизамъ, въ киргизской степи встрѣчаются болѣе древнія могилы, сложенныя какимъ-то неизвѣстнымъ народомъ. Онѣ имѣютъ видъ простыхъ насыпей изъ камней или глины; киргизы въ отличіе отъ современныхъ называютъ ихъ „обо"; это имя они заимствовали, конечно, у монголовъ, но монголы именемъ „обо" называютъ не могилы, а пустыя насыпи, служащія выраженіемъ благочестія. Въ Монголіи также есть древнія могилы того же типа; монголы называютъ ихъ „киргизскими могилами". Такимъ образомъ выходитъ, что монголы слово „обо" прилагаютъ къ современнымъ сооруженіямъ, а киргизы къ древнимъ; древнія же могилы монголы называютъ киргизскими, тогда какъ въ киргизской степи этимъ именемъ слѣдуетъ называть современные могильные памятники.
Нѣкоторыя древнія могилы извѣстны на всю киргизскую степь, наприм. могилы Идыге въ акмолинской области и Козу-Курпешъ въ семипалатинской. Первая имѣетъ видъ насыпи изъ камней, сложенной на вершинѣ горы, получившей свое имя отъ могилы. Второе—зданіе, сложенное изъ дикаго камня; обь обоихъ, впрочемъ, точно не извѣстно, дѣйствительно—ли это могилы. Съ обоими сооруженіями связаны интересныя преданія. Идыги былъ царскій слуга, въ котораго влюбилась царица; она не получивъ отвѣта на свою любовь, оклеветала его передъ царемъ, вслѣдствіе чего юноша долженъ былъ спасаться бѣгствомъ. Козу-Курпенъ былъ несчастный любовникъ; его суженная красавица Баянъ-Слу была просватана за раба Кодара; этотъ соперникъ убилъ Кузу-Курпена, но все таки не получилъ красавицы; она заколола себя ножомъ.
Похороны у киргизъ сопровождаются поминками, которые имѣютъ видъ большаго съѣзда людей съ состязаніями въ скачкѣ лошадей, въ борьбѣ и бѣгѣ людей и лр. У монголовъ тоже есть подобныя „игры", но онѣ не имѣютъ значенія поминокъ, а совершаются періодически при монастыряхъ, какъ часть религіознаго обряда, черезъ извѣстные промежутки времени. У киргизъ же эти игры не мусульманскій, а національный обычай, исполняемый по частной, а не по общественной иниціативѣ***).
Нѣкоторыя киргизскія тризны оставили по себѣ память въ народѣ колоссальностью своихъ расходовъ. Въ акмолинской области въ тридцатыхъ годахъ прошлаго столѣтія прославились поминки бія Сапака, перваго богатѣя того времени, владѣвшаго десятками тысячъ лошадей На его поминкахъ было убито для угощенія гостей до семидесяти кобылицъ. На подобныхъ поминкахъ кромѣ состязаній въ скачкѣ и борьбѣ устраиваются и состязанія пѣвцовъ и поэтовъ въ импровизаціи. Во времена Сапака въ ордѣ умы волновались вопросомъ, подчиниться-ли покорно русской власти пли дать русскому вліянію отпоръ. Степь раздѣлилась на два враждебныхъ лагеря; сторонниковъ русскаго вліянія и сторонниковъ независимости или можетъ быть сторонниковъ Туркестана; эта партія независимыхъ называлась Акъ-арка. — „бѣлый хребетъ". Впослѣдствіи эти волненія превратились въ бунтъ, который долго волновалъ степь. Началъ бунтъ Сарджанъ, но онъ очень скоро погибъ; начатое дѣло продолжалъ его брать Кенисара. Степь бунтовала непрерывно въ теченіи шести лѣтъ и замирилась только съ смертью Кенисары.
Обѣ партіи русская и независимая на поминкахъ Сапака выставили своихъ представителей пѣвцовъ; русскую партію представлялъ пѣвецъ Утебай; имя представителя партіи Акъ-арка не помню; можетъ быть я его и не слыхалъ. Эти два поэта на поминкахъ Сапака предъ огромнымъ сборищемъ народа отчаянно диспутировали импровизованными четверостишіями подъ аккомпанементъ балалаекъ, стараясь въ нихъ доказать, что гибель ждетъ киргизскій народъ, если онъ приметъ сторону противной партія.
-----------------
*) Могила по киргизски мола. **) Кошъ-кочующая толпа.
**) Акмолинская область получила свое названіе отъ того, что городъ Акмолы построенъ на мѣстѣ, гдѣ стояла прежде видимая
изъ далека бѣлая могила (по киргизски акъ-мола).
***) Киргизы прочныя постройки и игры предназначаютъ мертвымъ, монголы и то и другое предоставляютъ богамъ.
****
Енисей въ среднемъ теченіи.
(Выше Красноярска).
Выходя изъ предѣловъ Китая, Енисей прорѣзываетъ Саяны. Извиваясь въ горахъ, огибая одинъ мысъ за другимъ, онъ кажется замкнутымъ горами со всѣхъ сторонъ; онъ течетъ здѣсь „въ трубѣ" по мѣстному выраженію.—Дикія скалы и горная тайга, шумъ горныхъ рѣчекъ и пороговъ даютъ величественную, но дикую и угрюмую картину. Нѣсколько рыбачьихъ избушекъ на протяженіи сотенъ верстъ—вотъ все, что напоминаетъ здѣсь о человѣкѣ.
Чтобы видѣть эту часть Енисея, надо сдѣлать окружный путь въ нѣсколько сотъ верстъ, проѣхавъ черезъ Саяны верхомъ и затѣмъ спуститься на плоту „(саликъ)" внизъ по теченію. Сжатый горами Енисей течетъ здѣсь даже въ невысокую воду со скоростью верстъ 12 въ часъ.
Изъ числа пороговъ, которые приходится проходить салику, наиболѣе внушительнымъ и грознымъ видомъ отличается „Большой порогъ". — Здѣсь править невозможно и греби совсѣмъ выдергиваются на плотъ, потому что ихъ изломало-бы волной. Искусство лоцмана заключается въ томъ, чтобы при входѣ въ порогъ направить саликъ въ надлежащую струю.
Рёвъ порога, мощные водяные валы, заливающіе саликъ, близость камней, могущихъ мгновенно обратить плотъ въ щепки, невозможность управлять плотомъ, въ то время когда онъ мчится по быстринѣ — все это обусловливаетъ обманчивое представленіе о времени прохожденія черезъ порогъ, которое въ дѣйствительности продолжается 16 — 20 секундъ.
Вздохомъ облегченія и размашистыми крестами выражается настроеніе путниковъ послѣ того, какъ греби снова спущены въ воду.
По мѣрѣ приближенія къ первому жилому мѣсту, къ деревнѣ „Означенной", горы становятся ниже, отложе, линіи ихъ мягче, волнистѣе. Горизонтъ открывается все больше и больше. Переходъ къ степной мѣстности вмѣстѣ съ тѣмъ часто является переходомъ отъ дождей, тумановъ и сырости горной тайги къ безоблачному небу, къ веселой улыбкѣ солнца.
Русло рѣки расширяется, теченіе становится медленнѣе, но все- таки на быстрыхъ мѣстахъ въ то время, когда греби не работаютъ и не мѣшаютъ своимъ шумомъ, еще слышенъ порой характерный звукъ частаго отрывистаго щелканья. Выберите на берегу мѣсто, гдѣ теченіе быстро и вода прозрачна: вы услышите здѣсь тотъ-же звукъ, а присмотрѣвшись сквозь воду, увидите и его причину: это щелкаютъ одинъ о другой камешки, перекатываемые теченіемъ и округляющіеся одинъ о другой.—Не всякая рѣка дастъ въ прибрежной галькѣ такое разнообразіе отшлифованныхъ рѣкою горныхъ породъ въ такихъ разнообразныхъ сочетаніяхъ красивыхъ и яркихъ окрасокъ. Здѣсь есть въ чемъ поразобраться минералогу.
Отъ „Означенной" до Красноярска Енисей проходить верстъ 600 уже жилыми, населенными мѣстами, большею частью Минусинскимъ уѣздомъ. Хотя этотъ уѣздъ слыветъ сибирской Италіей (зрѣютъ арбузы и дыни, если ихъ не побьетъ морозомъ) и сибирской житницей (сплавляютъ хлѣбъ, если уродится, а въ случаѣ неурожая не хватаетъ запаснаго хлѣба на сѣмена), тѣмъ не менѣе населённость этого сибирскаго эдема весьма относительная, сибирская. Десятка четыре селеній и одинъ городокъ (Минусинскъ) пріютились здѣсь по берегамъ Енисея. Нерѣдко берега пестрятъ клѣтками пашенъ, нерѣдко видны на берегу гурты скота, но много мѣстъ и совершенно пустынныхъ, безлюдныхъ.
Мѣстами, особенно къ Красноярску, выраженъ довольно опредѣленно гористый характеръ береговъ, не лишенныхъ и лѣса, но въ общемъ холмистые берега, часто безлѣсные, чередуются съ лощинами, съ нависшими скалами, съ прибрежными займищами и островами, покрытыми топольникомъ и ивнякомъ; вдалекѣ видны горы.
На прибрежныхъ скалахъ у самой рѣки или въ отдаленіи, гдѣ когда-то было русло, бросаются въ глаза обнаженныя напластованія то горизонтальныя, то съ болѣе или менѣе крутыми уклонами. Порою видны сдвиги напластованій и рѣзкія измѣненія уклоновъ; иногда напластованія скалы продолжаются на горѣ черезъ лощину, очевидно, возникшую послѣ того какъ гора и скала составляли одно цѣлое.
Каменныя скалы, вѣчныя по сравненію съ человѣческой жизнью, носятъ на себѣ явные слѣды разрушенія въ видѣ выщербленныхъ кусковъ и фантастическихъ трещинъ. Зимою, когда надъ полыньями стоитъ густой черный туманъ, когда въ иныхъ мѣстахъ быстрое теченіе, а можетъ быть и подземные ключи проѣдаютъ ледъ, когда дорогѣ мѣшаютъ и торосъ, и наледи, дорогу нельзя проложить вездѣ, гдѣ угодно и она нерѣдко прокладывается у подножія скалы.—Въ такихъ случаяхъ по обѣ стороны дороги и на самой дорогѣ часто видны сорвавшіеся камни, иногда каменныя глыбы, лежащія на льду. Чаще всего валятся камни послѣ бури, когда вѣтеръ даетъ послѣдній толчокъ куску скалы, подточенному водою и воздухомъ.
Однажды около Улаза сорвался громадный осколокъ скалы. Поднявшейся волной воды смыло съ противоположн. берега рѣки нѣсколько штукъ скота.
Енисей своеобразно красивъ. Въ раскрывающейся панорамѣ вдали всегда видны синеватыя и розоватыя горы и скалы; ближе—безконечно разнообразныя сочетанія горъ, холмовъ, острововъ, отвѣсныхъ обрывовъ, постоянное измѣненіе контуровъ берега, то мягко закругленныхъ, то угловатыхъ, изломанныхъ.
Весною лодку несетъ со скоростью верстъ десяти въ часъ; грести почти нѣтъ надобности, но надо знать дорогу и внимательно слѣдить за направленіемъ водяной струи, чтобы лодку не затянуло въ какую-нибудь протоку, на мель, по которой съ шумомъ мчится вода, въ кусты, гдѣ прибывшая вода нашла себѣ дорогу. Если моментъ упущенъ и лодка не направлена куда слѣдуетъ, то бороться съ теченіемъ уже почти невозможно.
Въ хорошую весеннюю погоду, когда лодку несетъ теченіемъ по вѣрному пути и можно сложить весла, около лодки разбѣгаются круги быстраго теченія и скользятъ воронки тамъ, гдѣ струи сталкиваются. Передъ глазами проходитъ дивная картина съ быстро измѣняющейся перспективой, полная свѣта, красокъ и спокойнаго величія; тишина нарушается временами шумомъ и всплесками надъ подводнымъ камнемъ, рокотомъ воды на отмели или журчаньемъ ея въ кустахъ, да крикомъ чайки. Эту картину хочется сохранить въ воспоминаніи во всей ея полнотѣ, вмѣстѣ съ ласкающимъ воздухомъ, съ запахомъ тополей, черемухи и луговъ.
Енисей сравнительно глубокъ. На Волгѣ пароходъ движется порою томительно медленно, ощупывая каждый шагъ наметкой. На Енисеѣ такихъ мелкихъ перекатовъ почти нѣтъ, хотя въ очень малую воду пароходы до самаго Минусинска не доходятъ. Съ прошлаго года на Енисеѣ устанавливаются навигаціонные знаки и фонари.
Пять — шесть пароходовъ крейсируютъ между Красноярскомъ и Минусинскомъ, при томъ иногда чередуясь рейсами въ Енисейскъ. Срочнаго пароходства до сихъ поръ нѣтъ и пассажиры съ попутныхъ пристаней нерѣдко ждутъ парохода двое—трое сутокъ, томясь ожиданіемъ гдѣ нибудь на берегу при отсутствіи элементарныхъ удобствъ.
Мѣстная публика не избалована вниманіемъ пароходовладѣльцевъ, которые не затрудняютъ себя извѣщеніями объ отходѣ пароходовъ съ конечныхъ пунктовъ даже въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ есть телеграфъ (Абаканскъ, Новоселово), справедливо разсуждая, что кому нужно — подождетъ и парохода не минуетъ.
Пароходы большею частью не слишкомъ торопятся. Утомленная команда, не имѣющая комплекта для должной смѣны, нерѣдко ищетъ возможности заночевать подъ предлогомъ темноты и двинуться въ путь хоть сколько-нибудь позже, чѣмъ слѣдуетъ. Истомленныхъ людей нельзя винить за это.
Изъ Минусинскаго уѣзда сплавляютъ въ Красноярскъ на баржахъ, баркахъ и плотахъ хлѣбъ, скотъ, сѣно, арбузы, валенки, желѣзо, соль, лѣсъ. При сплавѣ на плотахъ устраиваются балаганы для клади и плотъ имѣетъ издали видъ плавучей деревушки, въ которой копошатся люди, горитъ костеръ.
На Волгѣ практикуются поѣздки на пароходахъ для отдыха, взамѣнъ выѣзда на дачу; благоустроенный волжскій пароходъ съ успѣхомъ исполняетъ роль плавучей дачи, которая, конечно, гораздо интереснѣе дачи недвижимой. Когда-нибудь и Енисей дождется такого-же обычая.
Даже при современныхъ условіяхъ плаванія поѣздку по Енисею, даже ради одного отдыха, можно считать интересною. Лучшій по удобствамъ пароходъ „Соколъ", который, отходитъ изъ Красноярска приблизительно разъ въ четыре—пять сутокъ.
Конечнымъ пунктомъ поѣздки изъ Красноярска является Минусинскъ съ его мѣстнымъ музеемъ, о которомъ до слѣдующаго раза
******
Ѳ. Романовъ "Игра"
(Разсказъ).
(Окончанiе, см. N 206).
Яркое морозное утро давно уже освѣщало столовую, гдѣ раза два подогрѣвали самоваръ и стояла горячая закуска, когда, наконецъ, всталъ баринъ. Онъ появился хмурый, желтый, съ отекшимъ лицомъ и красными, кровянистыми глазами.
— Пошли-ка за писаремъ,—сказалъ онъ хриплымъ басомъ горничной.
Та заюлила хвостомъ и тотчасъ побѣжала въ кухню послать десятника.
— И чего только навертываетъ, сволочь,— подумалъ баринъ со злостью, въ другое время очень охотно щипавшій горничную за бедра, когда она пробѣгала около него.
Писарь давно занимался въ волости и былъ въ хорошемъ настроеніи. Вчера онъ выигралъ около сорока рублей. Строча бумаги, онъ думалъ о томъ, какъ иногда пріятно поиграть въ картишки съ богатыми людьми и положить въ карманъ нѣчто такое, что бы годилось ребятишкамъ на молочишко.
— Василію Алексѣичу!—сказалъ писарь веселымъ тономъ, входя къ барину.
Василій Алексѣичъ молча подалъ руку и показалъ писарю на стулъ.
— Маша, чаю!—приказалъ баринъ.
Маша, съ кокетливо-суетливымъ движеніемъ, налила стаканъ и поднесла писарю, опустивъ скромно глазки.
„Какую изъ себя богородицу строитъ, шилохвостка подумалъ баринъ.
— Ты какъ вчера?—обратился онъ къ писарю.
— Слава Богу-съ... рублей двадцать пять должно быть взялъ,—отвѣтилъ писарь.
— Такъ... Везетъ вамъ, чертямъ... завтракалъ?
— Никакъ нѣтъ еще... Я нс завтракаю.
— Ну, давай пока поправимся по рюмашкѣ.
Баринъ налилъ двѣ рюмки и „поправился". Минуты черезъ двѣ повторили.
— Вотъ что, братъ, Иванъ Еграфычъ, сколько онъ у тебя будетъ народу нанимать?
— Человѣкъ около трехъ сотъ-съ, — отвѣтилъ писарь и почему-то покраснѣлъ. Въ вопросѣ барина онъ почувствовалъ нѣчто такое, что не обѣщало ничего хорошаго.
— Такъ...
— Можетъ быть и меньше, конечно,
—поторопился вставить писарь.—Онъ говоритъ, что будетъ очень строго выбирать рабочихъ...
— Это я знаю... Такъ... А почемъ съ человѣка тебѣ будутъ платить?— спросилъ баринъ и прищурился.
Писарь покраснѣлъ еще больше.
— По четыре-съ рубля,—совралъ онъ. (Довѣренный обѣщалъ по пяти).
— Охъ, чортъ его подери, это, братъ, тебѣ тысяча двѣсти цѣлковыхъ!..
Ну, батенька, поздравляю! Это, батенька, деньги-съ!.. Ну-съ, это того-съ... Да.
Василій Алексѣичъ налилъ еще двѣ рюмки и выпилъ съ писаремъ.
— Поздравляю, батенька, Иванъ Еграфычъ, поздравляю!
Писарь расцвѣлъ отъ удовольствія и подумалъ уже, что его предчувствіе было невѣрно.
— Да, батенька, деньги! — продолжалъ баринъ.
—Ты бы, знаешь, того... не стыдно бы и со мной подѣлиться... Вѣдь это, батенька, капиталъ и прямо зря тебѣ въ карманъ лѣзетъ...
— Помилуйте, Василій Алексѣичъ,—вспыхнулъ писарь.—Я кажется и такъ завсегда вамъ благодарность представляю... ежемѣсячно двадцать пять рублей плачу...
Помилуйте!.. Изъ какихъ же я вамъ источниковъ?
— Ну, это, братъ, пустяки,—вспылилъ въ свою очередь баринъ.—
Двадцать пять—зто вѣдь не ты одинъ платишь, это всѣ писаря платятъ...
Такое ужъ положеніе...
А тутъ тебѣ линія зря вышла. Когда же, скажи на милость, здѣсь на Олекму нанимали?
— Вотъ то-то и есть, Василій Алексѣичъ, что никогда... Надо же мнѣ хотя немножко силенкой позаправиться... Помилуйте!
— Ну, что же? Отдашь мнѣ по два, да тебѣ по два—шестьсотъ рублей, оно и ладно, братъ...
Писарь вскочилъ на ноги, какъ ужаленный.
— Шестьсотъ рублей! Побойтесь Бога, Василій Алексѣичъ! Да это что-жъ такое? Вы меня прямо до рубахи хотите раздѣть!
— То есть какъ это раздѣть, скотина? Ты понимаешь ли, что твой языкъ болтаетъ? Дура ты этакая! Что жъ ты думаешь, нельзя на твое мѣсто никого найти?!
— Помилуйте, Василій Алексѣичъ, какая же причина меня увольнять? У меня дѣлопроизводство хоть сейчасъ пусть обревизуютъ... Что-жъ, на самомъ дѣлѣ!
Писарь всталъ въ оборонительную позу, точно онъ ожидалъ поединка.
— Обревизовать!.. Дура!... Кто жъ тебя будетъ ревизовать и кому какая надобность тебя ревизовать? Хе!
Писарь очень хорошо понималъ, что его можно уволить, какъ дважды два четыре, и присмирѣлъ.
— Позвольте, Василій Алексѣичъ, я вовсе не къ тому... Я, конечно, что жъ... Воля въ вашихъ рукахъ...
—Ну, вотъ то-то и есть, батенька. А то хорохорится... Чудакъ!.. Давай еще протянемъ по одной.
Писарь дрожащею рукой поднесъ ко рту рюмку, выпилъ и сѣлъ, думая, нельзя-ли какъ уладить дѣло путемъ примирительной политики.
— Видите, Василій Алексѣичъ, я, конечно... Ну, такъ будемъ говорить: вамъ по рублю—и... хорошо-съ?
— По рублю? Ну, нѣтъ, братъ, мало, Иванъ Еграфычъ! Полтора.
— Ахъ, Василій Алексѣичъ, ей богу, повѣрьте совѣсти, я завсегда вашъ слуга. Извольте по рублику, а?
— Нѣтъ, парень, мало... Вѣдь ты пойми, какую ты сумму загребешь!
— Василій Алексѣичъ! Будьте такъ добры! Неужели я вамъ позволялъ что- либо дурное? а? Возьмите по рублику,
ей Богу!
— Маловато, парень, очень маловато.
— Василій Алексѣичъ!
Писарь сталъ въ просительскую позу
и склонилъ на бокъ голову.
— Маловато, другъ.
— Ахъ, Василій Алексѣичъ, вѣдь триста цѣлковыхъ! Довольно-съ, ей богу довольно.
— Ну, чортъ съ тобой—идетъ!— согласился баринъ и снова налилъ живительной.
— Ты видишь, братъ, это только для тебя... Не хочу ужъ я тебя обижать, вотъ что! А слѣдовало бы, парень.
— Василій Алексѣичъ, повѣрьте совѣсти, ей богу довольно!
Дѣло уладилось къ обоюдному удовольствію сторонъ. Писарь былъ доволенъ, что отдѣлался сравнительно дешево, а баринъ соображалъ, что, слава Богу, вчерашній проигрышъ теперь будетъ пополненъ, да еще и съ лихвой.
— Видишь ли какая штука,—началъ баринъ. —Мы вѣдь съ тобой въ сущности люди свои, а этотъ господинъ сегодня здѣсь, а завтра уѣхалъ... Не правда-ли?
— Это вѣрно,—подтвердилъ писарь, улыбаясь.
— Ну-съ, хорошо. А почему мы такіе болваны, что онъ насъ обыгрываетъ? Съ какой стати?
— Что-жъ подѣлаешь — карта!—простодушно отвѣтилъ писарь.
— Нѣтъ, тутъ, брать, не одна карта, а умѣнье... Подставляй, пожалуй,
шею-то, его не удивишь; у него карманы-то вонъ какіе.
— Двѣнадцать тысячъ получаетъ, — вставилъ писарь.
— Ну-у?—воскликнулъ баринъ, какъ уколотый въ живое мѣсто.
— Самъ говорилъ.
— Ахъ, сволочь! Ахъ, мерзавецъ! Двѣнадцать тысячъ! И мы, такіе оболтусы, подставляемъ ему свои тощенькіе кошельки! Да вѣдь это же идіотство!
Писарь пожалъ плечомъ и развелъ руками. Баринъ соскочилъ со стула и взволнованно заходилъ по комнатѣ.
— Двѣнадцать тысячъ, а!.. Я такъ и зналъ...
Двѣнадцать тысячъ чистоганомъ! И мы, идіоты, не можемъ его обработать!
Баринъ долго ходилъ по комнатѣ и нервно дергалъ свою бородку.
— Слушай, Иванъ Еграфычъ, надо говорить дѣло. Надо намъ соединиться, и тогда мы его оборудуемъ. Ты проигралъ—я выиграю, я проигралъ—ты выиграешь, у насъ дѣло пойдетъ колесомъ. А то что же? Вѣдь этакъ онъ насъ съ тобой по міру пуститъ.
— Чего говорить!—согласился писарь
— Надо дѣйствовать! Надо непремѣнно и обязательно дѣйствовать!.. Славно бы еще подвальнаго пристегнуть въ компанію, да нѣтъ, ну его къ чорту, страшный болтуша старичонко, пожалуй, еще ему выболтаетъ...
— Константинъ Евдокимычъ? Это обязательно... Онъ даже про свою старуху анекдоты разсказываетъ.
— Дуракъ вообще, что тутъ толковать! Нѣтъ, ну, его къ лѣшему... Обойдемся...
Вечеромъ довѣренный былъ приглашенъ къ волостному писарю, и, какъ только собрались всѣ гости, началась игра.
Сначала играли довольно вяло и каждый шелъ на прижимку. Одинъ только довѣренный, какъ и вчера, былъ невозмутимъ и съ прежнимъ спокойствіемъ ставилъ куши.
Василій Алексѣичъ еще дома старался укрѣпить себя въ непобѣдимой твердости и рѣшилъ, какими бы то ни было средствами, обдѣлать довѣреннаго.
— Въ крайнемъ случаѣ, я знаю, что нужно,— думалъ онъ.—Чертъ его бей! Сорву кушъ—и молчекъ.
Онъ имѣлъ таинственно—непроницаемый видъ, какъ человѣкъ, сдѣлавшій новое и важное открытіе и тщательно зарывающій его отъ другихъ. Подходили къ столу и выпивали, и Василій Алексѣичъ былъ какъ-то загадочно веселъ. Онъ съ большимъ удовольствіемъ пилъ съ довѣреннымъ, перешелъ съ нимъ даже на „ты“ и какъ будто непрочь былъ накачаться до зеленаго змія.
— Надо его, подлеца, накачать, разгорячить,— думалъ Василій Алексѣичъ.—А то ни чего не подѣлаешь.
Довѣренный пилъ водку, и коньякъ, и настойки, но все это какъ-то мало на него дѣйствовало; словно на каменку лилъ.
Но шея у него покраснѣла и въ глазахъ появилась маслянистость.
Гости играли, курили, пускали остроты. Всѣ были какъ будто веселы и всѣ думали въ сущности объ одномъ: какъ бы поглубже запустить руку въ чужой карманъ.
Часовъ въ двѣнадцать бросили стуколку и перешли на штоссъ. Лица раскраснѣлись, глаза горѣли, и люди больше были похожи на волковъ, чѣмъ на настоящихъ людей.
Василій Алексѣевичъ, разстегнувъ сюртукъ и воротъ сорочки, металъ банкъ. Лицо его было темно-малиноваго цвѣта, пальцы ловко и искусно метали карты и ни одинъ мускулъ лица не выдавалъ того, что происходило внутри.
— Или сегодня или никогда,—думалъ онъ, зорко наблюдая за довѣреннымъ, который начиналъ горячиться.
Василій Алексѣевичъ выигралъ уже около пятисотъ рублей. Но ему было мало и онъ жадно и проворно тасовалъ карты.
— Надо бы снять банкъ,—подумалъ онъ. Но не успѣлъ сдѣлать этого, какъ довѣренный, положивъ карту, твердо и рѣшительно сказалъ:
— По банку!
Василій Алексѣевичъ энергично стасовалъ карты, далъ срѣзать и началъ метать. Сердце его усиленно билось и къ горлу подступало что-то похожее на судорогу.
— Бита, —неожиданно сказалъ онъ. Лицо его было блѣдно и на лбу выступилъ потъ.
— Н-да-съ,— сказалъ какъ-то многозначительно довѣренный, и полѣзъ за бумажникомъ. Потомъ онъ молча пересчиталъ банкъ, вытащилъ шестьсотъ рублей и, отдавая ихъ Василію Алексѣевичу, сказалъ съ легкой ироніей:
— Получите-съ, синьоръ...
Василій Алексѣевичъ мрачно взглянулъ на довѣреннаго и прочиталъ на лицѣ его нѣчто похожее на презрѣніе. Въ его головѣ, какъ молнія, мелькнула догадка, что, вѣроятно, довѣренный замѣтилъ тотъ ловкій вольтъ, который онъ сдѣлалъ въ картахъ. Но лицо довѣреннаго снова приняло свое обычно спокойное выраженіе и
баринъ успокоился. Съ глубокимъ волненіемъ положилъ онъ деньги въ карманъ и сталъ ожидать новыхъ ставокъ.
— Давайте выпьемъ, господа! — сказалъ довѣренный.
Всѣ направились къ столу и никто даже не догадывался о той молчаливой игрѣ, которая произошла между Василіемъ Алексѣевичемъ и довѣреннымъ. Когда, послѣ выпивки, гости подошли обратно къ картамъ, Василій Алексѣичъ сказалъ:
— Ну-съ, господа, продолжимъ, а?
— Нѣтъ ужъ довольно,—отвѣтилъ довѣренный.
— Чего тамъ довольно, давай, парень, еще! —сказалъ фамильярно баринъ.
— Я съ мошенниками не играю!—отвѣтилъ твердо довѣренный и взялъ въ руки свою соболью шапку.
Василій Алексѣевичъ поблѣднѣлъ, какъ полотно, и вскочилъ на ноги.
— Ты что это такое сказалъ, мерзавецъ?— произнесъ онъ, задыхаясь отъ гнѣва.
— А то, что ты мошенникъ, шуллеръ!—отвѣтилъ довѣренный.
— Ахъ ты скотина!—вскричалъ Василій Алексѣевичъ и, размахнувшись со всего плеча, хотѣлъ черезъ столъ кинуться на довѣреннаго, но тотъ быстро схватилъ подсвѣчникъ и, прежде чѣмъ баринъ успѣлъ махнуть рукой, онъ ткнулъ ему свѣчей прямо въ лицо,
— Жуликъ! повторилъ довѣренный.
— Молчать, прохвостъ!—отвѣтилъ баринъ и бросился прямо черезъ столъ.
Но тутъ вмѣшался писарь и подвальный и схватили барина за руки.
— Василій Алексѣичъ! Позвольте! Зачѣмъ-же затѣвать скандалъ?
— Нѣтъ я ему покажу! — рвался баринъ—Я ему задамъ!
Довольно съ тебя,— иронически сказалъ довѣренный, — за шестьсотъ рублей одинъ разъ въ рыло—чего-же надо?
— Пустите, господа!— кричалъ Василій Алексѣичъ.—Пустите! Я доложенъ съ нимъ раздѣлаться!
Довѣренный надѣлъ шапку и шубу и, спокойно закуривъ папиросу, сказалъ:
— До свиданья, господа! желаю всего лучшаго.
Потомъ онъ медленно вышелъ изъ комнаты и скрылся за дверью. Въ ту же ночь онъ взялъ лошадей и уѣхалъ въ другое село, пославъ вмѣсто себя помощника.
Подвальный, писарь и остальные гости долго старались утѣшить барина. Они ругали довѣреннаго хамомъ, невѣждой; говорили, что такъ можетъ поступать только выскочка, выражали предположеніе, что навѣрное онъ бывшій конюхъ, а вовсе не человѣкъ порядочный и что только не стоило заводить скандала въ семейномъ домѣ, а то бы можно было намять ему бока, и проч. Но даже Василій Алексѣичъ чувствовалъ, что все это одна только фальшь.
Черезъ недѣлю всѣ забыли о происшествіи и самъ Василій Алексѣичъ думалъ уже довольно примирительно:
— А ну его къ чорту, идіота!
Такъ или иначе цѣль его была достигнута: тысяча рублей новенькими „катерниками" лежала въ карманѣ и залѣчивала обиду.
Двухслойный pdf (текст под картинками)
https://yadi.sk/i/Z5EgczFpr8suJ
pdf без маски (текст и картинки)
https://yadi.sk/i/tPF9lT-xr8sxP
Двухслойный pdf (текст поверх картинок)
https://yadi.sk/i/AFTr_P4Tr8swM