Новая метла....
Показать скрытый текстПрограмма мэра Новосибирска. Откуда брать кадры и деньги?
April 15, 2024
Максим Кудрявцев (соцсети)
Горсовет назначит мэра Новосибирска на сессии 16 апреля. Нет никаких сомнений, что победителем станет вице-губернатор Максим Кудрявцев, чью кандидатуру поддержал президиум реготделения «Единая Россия» (вторая по величине фракция — КПРФ — тоже склоняется к голосованию на него). Единственным допущенным соперником стал муниципальный депутат Игорь Украинцев.
Какие перемены ожидают город, что именно изменится в работе мэрии после прихода Кудрявцева? Среди общественников и политической элиты преобладает определённый скепсис. Мы решили проанализировать «Программу развития Новосибирска», представленную вице-губернатором в конкурсную комиссию.
Документ не выложен на сайте горсовета (хотя в других городах, например, Томске и Красноярске программы кандидатов были общедоступны). Его вместе с программой Украинцева разослали депутатам, после чего документы опубликовала независимая коалиция «Новосибирск 2020» — оказалось, что в отправленной депутатам программе Кудрявцева не хватает двух страниц (после 15-й сразу идёт 18-я).
Борьба за тротуары и забытое подразделение мэрии
В отличие от программы прежнего мэра Анатолия Локтя (КПРФ), избиравшегося первый раз в 2014-м, в программе Кудрявцева нет количественных показателей. Сколько и к какому году будет построено развязок, станций метро или километров трамвайных путей. Это говорит о том, что Кудрявцев — более опытный бюрократ и понимает, что даже официальные планы могут не воплотиться в сроки, не говоря уже о предвыборных обещаниях.
Но в целом программа Кудрявцева куда более содержательна, чем у большинства кандидатов на пост мэра в тех же Томске и Красноярске. По многим аспектам управления даны нелицеприятные оценки текущего положения. Например, по «любимой» новосибирской теме «дороги»: «Нет и единого стандарта к содержанию дорог и объектов транспортной инфраструктуры», «Самые простые решения не реализуются годами. На остановках общественного транспорта нет удобной навигации — какие маршруты общественного транспорта проходят через неё…»
Критикуется сужение тротуаров и нагромождение препятствий на них. Кудрявцев предлагает провести полную ревизию городских земель с точки зрения их содержания. Также он усомнился, что тротуары нужно выкладывать плиткой, если предполагается их механизированная уборка.
Программа содержит много утверждений, которые разделяют современные урбанисты (особенно в части транспорта). Например, Кудрявцев покусился на «святое» для автомобилистов — программу строительства новых дорог. Он считает, что город использует не все возможные ресурсы для управления автопотоками.
Хотя в самой программе этот пункт отсутствует (или, быть может, попал на «пропавшую» 16-ю страницу), но в своём интервью правительственному «Горсайту» вице-губернатор рассказывал о приоритете и обособлении рельсовых видов транспорта (скоростной трамвай, метро, электрички), которые должны создать надежный и предсказуемый транспортный каркас.
Для борьбы с пылью и грязью Максим Кудрявцев предложил ужесточить контроль со стороны УАТИ (управления административно-технической инспекции). Возможно, тот, кто консультировал Кудрявцева, покинул мэрию вместе с единороссом Владимиром Городецким и пропустил, что Анатолий Локоть ликвидировал УАТИ ещё в конце 2014 года. То есть, речь должна идти не столько об ужесточении контроля, сколько просто о его существовании.
По мнению Кудрявцева, стандарт обустройства дворов, УДС и общественных пространств должен предусматривать газоны и клумбы ниже уровня тротуаров (и даже дорог). Последнее, с одной стороны, спорное утверждение, с другой — именно так организованы «ливневые сады» для отвода и дренажа дождевых вод (в тех городах, где их делают).
Важная новация, предлагаемая в разделе «структура мэрии» — создание службы «квартальных инспекторов». Тут чувствуется специализация Кудрявцева («Ростелеком», цифровое развитие): «У каждого инспектора должны быть сертифицированные средства фото и видеофиксации, также использоваться современные цифровые технологии — видеокамеры, ИИ».
В самой структуре мэрии предполагаются минимальные изменения. Департамент потребрынка должны передать в экономический блок, а департамент ЧС — в «хозяйственный» (к дорогам и ЖКХ). Таким образом, полномочия самого пожилого вице-мэра Геннадия Захарова, который сейчас контролирует эти подразделения, будут урезаны.
«Культуру производства» надо ломать
Программа, представленная Максимом Кудрявцевым, демонстрирует понимание городских проблем и даже способов их решения. Но новосибирцы знают, что даже правильные слова первых лиц города и области далеко не всегда воплощаются хоть в какие-то дела.
Главный вопрос, на который в программе нет ответа — а где Кудрявцев собирается взять новых управленцев для мэрии? Хотя и сказано о повышении зарплат до уровня «не ниже рынка», но рынок эффективных управленцев в области транспорта, строительства дорог и уборки территории в Новосибирске отсутствует вовсе (да и в России в целом не сильно развит). Тем не менее, если сейчас почти повсеместно в работе подразделений мэрии не выдерживаются стандарты и технологии, это значит, что такова созданная и устоявшаяся «культура производства». Эту «культуру» надо ломать, либо заставляя чиновников (причём, с самого верха до самого низа бюрократической пирамиды) работать по-новому, либо меняя их кардинально на других.
Как именно «ломать» — непонятно. Мы видим, что ни прокурорские проверки, ни посадка экс-главы департамента транспорта, ни эмоциональные выступления врио мэра Олега Клемешова не приводят к «работе по-новому». Как перекапывали тротуары, перегораживая их кучей грязи, так и перекапывают.
Нужна какая-то серьёзная перестройка системы управления, а в программе Кудрявцева её не видно. Впрочем, такая перестройка — продукт управленческой работы, её проект не мог появиться за пару недель при написании 18-страничной программы.
Ответственность губернатора Травникова
Некоторую надежду на позитивные перемены в Новосибирске дает то, что Кудрявцев воспринимается как человек губернатора и проводник его политики в мегаполисе. Он, например, уже в программе предлагает отдать компетенцию проектирования крупных городских строек на уровень облправительства.
До недавнего времени Анатолий Локоть был удобным «громоотводом» для областной власти — мол, сами его избрали, сами теперь и страдаете. Хотя в реальности, конечно, сам губернатор-единоросс Травников и поддерживал кандидатуру Локтя в 2019 году, и распоряжался средствами областного бюджета, существенная часть которого определялась налогами из Новосибирска. Кстати, стройки, затянувшиеся сверх сроков и уродующие центральную часть города (развязки четвёртого моста) — тоже «областные».
«Простой избиратель» слабо разбирается в распределении полномочий. Для него мэр — это хозяин города, а чем занимается областная власть — непонятно. Но теперь все претензии новосибирцев к состоянию города будут обращены лично к губернатору.
В сложившейся ситуации это скорее хорошо — если проблемы Новосибирска не будут решаться системно, то на них, хотя бы, начнут выделять больше денег. Но это неточно.
Скрыть текст