![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Первое, что бросается в глаза - это, конечно, тотальная запущенность города.
![:хммм:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/frown.gif)
Взял на пару недель машину, поездил по левому/правому берегам, Академгородку, Бердску - навыки экстремального (для Европы) вождения восстановились довольно быстро.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Все эти сказки про выкрашивание асфальта из-за перехода температуры через ноль - бред собачий. В южных районах Европы эти переходы случаются в несколько раз чаще, поскольку температура всю зиму болтается вокруг нуля, и вместо снега часто идет дождь, однако ж асфальт, если и выкрашивается, то очень умеренно, и заделывается своевременно. Тут сразу вспоминается "жиды, кладите больше заварки!".
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Водители очень нервные, дерганые, сигналят друг другу по поводу и без, неимоверными усилиями пытаются выиграть какие-то жалкие секунды. Даже итальянцы, которых дружно не любят западноевропейцы, на фоне новосибирских (а тем более - московских) водителей выглядят откровенными тормозами.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Есть подозрение, что это, в том числе, от рваного характера движения: тронулся со светофора, только разогнался - снова светофор, снова стоять. Я в Европе поначалу раздражался тому, что большинство ездит неспешно, но потом просек, что в целом движение получается даже быстрее. Этому сильно помогает большое количество колец, которые есть почти на каждом перекрестке дорог с движением средней интенсивности. Если между кольцами сильно не разгоняться, то и тормозить резко почти не приходится - пилишь себе и пилишь, изредка притормаживая, но полные остановки случаются реже.
Очень сильно воняет выхлопными газами. Если бы на дворе было -20 и ниже - еще туда-сюда, но около нуля, с ветерком, такое возникает исключительно из-за обилия неисправных машин. И российские/восточноевропейские дизели здесь почему-то всегда воняют очень мерзко и удушливо, хотя те же MAN'овские грузовики на той же солярке так не воняют. Кто-то говорит, что это из-за добавок мочевины (AdBlue), но у меня там дизельный ситроен 12-го года безо всяких добавок, и его выхлоп чаще всего можно унюхать только вблизи от среза трубы.
Глядя на большой процент визуально и по звуку убитых в хлам машин, вспоминая традиционно покупной техосмотр (я тоже покупал, но я дважды в год гонял обе машины на диагностику/регулировку), понимаю, откуда растут ноги и у этого смога.
Вижу, тут много пишут про обилие грязи от зимней посыпки песком. Согласен, что из-за традиционного применения последней, самой мелкой, песчаной (фактически, песчано-пылевой) фракции, по городу разносится огромное количество пыли. Хотя всего-то надо отсеять из этой фракции крупный песок, а оставшуюся пыль пустить, например, на цементный раствор для тех применений, где не важна фракция песка. Но на тротуарах много где вижу вместо песка крупную каменную крошку - это уже прогресс, раньше ее не было.
Есть, однако, и положительные моменты.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Прежде всего, это русский язык со всех сторон, а не только дома или в гостях у знакомых соотечественников.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Сразу же заметно большое количество молодежи - так же, как в Западной Европе сразу же заметно большое количество стариков, а молодежи гораздо меньше. Но там и старики большей частью бодрые, 80-летние бабки вовсю ездят за рулем, и довольно неплохо. Здесь такую старушку сперва обматерят со всех сторон, а потом уж начнут думать, кто именно в данной ситуации неправ.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Очень заметно множество красивых и просто симпатичных женщин, аккуратно и элегантно одетых. Почему-то в России много мужчин одевается и ведет себя, как колхозники, а женщины стремятся к аккуратности. В Западной Европе ровно наоборот - много элегатнтно одетых и аккуратно выглядящих мужчин, женщины же, за редким исключением, унылы и некрасивы.
В России удобно, что на каждом шагу шиномонтажки и автосервисы. Проколол колесо - часто успеешь доехать до ближайшей, и тут же его отремонтируют. Там до ближайшей шиномонтажки может быть десяток километров, придется вызывать эвакуатор (или мобильный шиномонтаж), а когда довезут - еще и ждать час-два, пока освободятся мастера. Просто так приехать поменять колеса между сезонами, или посмотреть, что вдруг застучало в подвеске - ни в коем случае.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Здесь удобно, что можно прийти в медцентр на прием к узкому специалисту по выбору, сделать УЗИ, КТ/МРТ за вменяемые деньги. Там все это только через врачей общей практики, и цены в несколько раз выше, а страховая компенсирует только обследования по показаниям. Цены на стоматологов вообще запредельные - за неосложненный пульпит просят больше тысячи евро, дешевле слетать в Москву к тамошним стоматологам.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Пару раз нам во Франции подключали домашний интернет - там он преимущественно по ADSL, оптика только недавно пошла в большие города, а в маленьких нет даже витой пары. Оба раза процесс занимал около месяца.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)
Еще в России нравится разнообразие еды в кафе/ресторанах. Во Франции, что в забегаловке, что в дорогом ресторане, кормят вкусно и обильно, но весьма однообразно - такое ощущение, что по всей стране примерно одно меню, с вариациями по регионам. Супы - только пюре, за исключением минестроне, который есть далеко не везде, но мясо - только цельным куском, а по разнообразию десертов любая наша кофейня заткнет за пояс бОльшую часть французских ресторанов.
![:улыб:](https://forum.ngs.ru/static/img/graemlins/smile.gif)