Погода: 1 °C
21.11−4...1пасмурно, без осадков
22.11−6...−2переменная облачность, небольшой снег
  • Я скорее говорила о коррупции, вульгарном воровстве, просто идиотизме и непрофессионализме, безнаказанности.

  • человек - тварь несовершенная и если его не ограничивает/контролирует система или как сейчас модно говорить, институты, то будет процветать коррупция, воровство, безнаказанность и как следствие этого отрицательная селекция кадров, что привнесет еще и идиотизм с непрофессионализмом. Всемирная история банк Империал))

  • В мэрии сидит одна такая и её длительная несменяемость приводит, помимо прочего, к деградации той самой системы. :dnknow:

  • Кто на чьи живет уже не имеет принципиального значения. Кто кому и сколько откатил - тоже уже не важно. В транспорте, в магазинах, где встречаются домохозяйки только и разговоров - где нынче в городе больше воняет.
    Город перекопан вдоль и поперёк, но колодцы по городу с завидной регулярностью переполняются дерьмом и город воняет. :спок:
    Да. Согласна. Это проблема современных мегаполисов. В Астане застройка шла похожим образом. Столица стала вонять. Таки теперь там принят закон, запрещающий врезку новых домов в старые сети. Строителей обязывают вкапывать в землю новые сети под наземные постройки. А покажите мне хоть один дом в центре столицы Сибири под который бы сперва вкопали новые трубы (как это и положено при строительстве), а потом бы возвели само строение над новыми коммуникациями?! :спок:
    В Астане готовится закон о запрете строительства в старых районах города.
    Это то, чем должно срочно озаботиться заксобрание города Нска, потому что катастрофа уже случилась и надо принимать меры для уменьшения последствий катастрофы.

    Почему Локоть и присные его не думают о том, что переполненные дерьмом колодцы - это грядущие эпидемии инфекционных заболеваний: дизентерия, брюшной тиф, холера, дизентерия, брюшной тиф, сальмонеллёз, эшерихиоз.

    Позор! В ХХI веке мы будем, как в средневековье бороться с кишечными заболеваниями!
    А ведь даже в блокадном Ленинграде, где не работал водопровод, канализация полуживым людям удавалось уберечь город от массовых эпидемий инфекционных заболеваний.

    Но эта тема такая вонючая, что её не поднимают местные СМИ.

  • нельзя в стране с правосторонним движением создать пару улиц с левосторонним. Локоть и даже, страшно сказать, Травников, даже если бы захотели - не в силах сотворить в Новосибирске что-то иное чем то, что мы имеем. Но они и не хотят я думаю, т.к. это противоречило бы интересам группы лиц, которые ужинают власть, поэтому имеют право их и танцевать.

    Кстати очень интересно как было в Ново-Николаевске. Тогда довольно большая власть была в руках домовладельцев. Их голосами избирались гласные, а те приговаривали как потратить те деньги, что опять же собирались с домовладельцев. И вот тогда бюджет города тратился в какой-то части на развитие города если это было в интересах домовладельцев. Очень любопытные были там дебаты. Читается примерно с тем же интересом с каким мы слушали съезд нардепов)))

  • Может быть кому-то и интересно знать, как оно было в деревне Ново-Николаевке, но мне важно сейчас заставить власть выполнять свою работу, чтобы люди в городе не задыхались от вони.

    Сейчас мы тут потихоньку болтаем на эту тему, а на улице Выборной ночью случилась очередная коммунальная катастрофа и пол Октябрьского района отключили от волы.

  • задачка не имеет решения на уровне одного города, это возможно только если изменится политика в отношении городского управления на уровне страны. Ну или у нас появится свой политический тяжеловес во главе региона вроде Кадырова, уважаемого, и у него будет желание оставить о себе след в истории в виде супер-пупер Новосибирска.

  • ...о знании мэрскими географии города Новосибирска https://t.me/nsk54_official/3802

    Городские службы продолжают оперативно устранять последствия непогоды. В правобережье прошёл сильный ливень с градом. Непогода накрыла Центральный и Заельцовский районы Новосибирска.

    Никто из горожан не пострадал. Подтопленными оказались отдельные участки дорог в Центральном округе и Дзержинском районе. Дорожные службы прочистили ливневки, вода ушла, дорожное движение восстановлено.

    В районе ул. Восход, 3 дерево упало на троллейбусные провода. Туда выехал экипаж спасателей МАСС. В районе ул. Добролюбова и ул. Московской оборваны линии электропередач. Там работают специалисты Горсовета.

    Всего в Новосибирске упало 12 деревьев. На ул. Добролюбова сорвало шифер с крыши, он рухнул на автомобиль. Там работают специалисты МКУ и УК.


    Вот в изначальном тексте почему-то только два района, потом появляется Дзержинский, но ни хрена не упомянуты Октябрьский (улицы в котором перечислены и в котором тоже был ливень с градом) и Калининский, хрен с ним, Центральный пусть будет округ :biggrin:

    Давай, до свиданья, да, я - ненормальный
    И ты всё равно не поймёшь на прощанье
    Я сделаю вот что и ты никогда не умрёшь, до свиданья!

  • Локоть, уходя, стащил из мэрии глобус Новосибирска :not_i:

    Тулмбтнг!

  • В ответ на: ...о знании мэрскими географии города Новосибирска
    зачем Митрофанушкам знание географии если есть извозчики)))

  • Город без плана

    Григорий Ревзин

    Новосибирск: конторы, фавелы и оперный театр
    .
    Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности.
    .
    Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации.
    Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане.
    .
    Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.

    Тут очень широкие улицы, большую часть года заполненные мокрой снежной жижей, а дома на них поставлены как-то редко, по отдельности, и все время кажется, что это еще не город, что город скоро начнется, а здесь пока еще не стоит вылезать из машины.

    И вот едешь по Красному проспекту, самому длинному прямому проспекту России (7 км), уже
    - и памятник Ленину проехал,
    - и мэрию,
    - и Никольскую часовню,
    - и областное правительство,
    - и вот уже большой кафедральный собор Александра Невского,
    - и, наконец, Обь —
    - и тут оказывается, что город-то был там.
    .
    Что этот бесконечный проспект через пустыри — это и был город, а что такое «еще не город» — это как раз здесь.
    .
    Города с великими реками — а Обь шириной метров 500–700 — стремятся выйти к ним как-то поавантажнее, тем более если никаких других выигрышных особенностей рельефа кругом не наблюдается.

    Но хотя территория Новосибирска — это бесконечное более или менее болото под низким свинцовым небом, всей своей тканью город показывает, что он создан не для пустого любования бессмысленным протеканием реки.

    Берег Оби в градостроительной документации получил название «депрессивные пространства».

    «Конфигурация железной дороги и особенности ландшафта способствовали изоляции отдельных районов города.

    Железная дорога отрезала центр города от реки Обь, на приречных территориях стихийно размещались промышленность и неблагоустроенная жилая застройка, таким образом, эти территории надолго оказались выключенными из активной городской жизни.

    Связь с берегом реки не восстановлена и поныне».

    Это характеристика из статьи О.Д. Лосевской «История появления депрессивных пространств в центральной части г. Новосибирска», очень мягкая и академическая.

    На самом деле район какой-нибудь Сухарной улицы — это потрясающий городской пейзаж.

    В каком-то смысле если вы хотите увидеть что-то действительно уникальное в Новосибирске, то вам сюда.
    .
    Это десятки километров каких-то немыслимых хибар, гнилого дерева и ржавого металла, населенных мигрантами из Центральной Азии вперемежку с неблагополучным местным населением,— то, что так может быть в столичном, богатом, современном городе, производит большое впечатление.
    .
    В Рио-де-Жанейро или Буэнос-Айресе возят в районы фавел — так вот тут есть свои, хотя менее живописные в силу суровости климата.
    .
    Посещение прибрежных фавел заставляет как-то смириться с тем, что — бог с ней, с Обью — надо иначе взглянуть на Красный проспект, там все же великий город, цивилизация, архитектура, это и есть центр.
    .
    Но он все равно не лишен странностей.
    .
    В принципе у Новосибирска нет центра, то, что есть, в градостроительной терминологии называется «линейный центр» — то есть собственно этот бесконечный Красный проспект и есть центр.

    Это деревенская типология (где есть одна главная улица), в миллионниках она редко встречается.

    Но на какой-то части Красного проспекта — скажем, от Дома офицеров до собора Александра Невского — центральность несколько сгущается.

    Тут сравнительно представительные здания, магазины, иногда рестораны, кафе, учебные заведения — но ширина проспекта и пустые места между зданиями создают ощущение какого-то недостатка концентрации.
    .
    В градостроительстве есть понятие «паттерн застройки», это логика геометрии освоения пространства, так вот Красный проспект в роли центра — это все равно как если бы центром Москвы была Профсоюзная улица, а центром Петербурга — Московский проспект на пути в Пулково.
    .
    Дом офицеров — это изначально Дом инвалидов (проект 1915 года, архитектор Андрей Крячков, который построил, кажется, все значимые здания Новосибирска числом более 100) — здание, потом трижды перестроенное: в 1920-х, в сталинское и в хрущевское время.

    Собор в неовизантийском стиле построили в 1899-м, архитектор недоизвестен, за образец взяты работы Василия Косякова (собор в Кронштадте), но кто доводил проект — то ли Николай Соловьев, то ли архитектор железной дороги некто К. Лыгин,— остается спорным.

    То есть крайние точки — дореволюционные здания, и отсюда может показаться, что на этом отрезке проспект сложился в дореволюционное время.

    Но это нет так, дореволюционной застройки почти нет.

    Самое примечательное здесь — это здания 1920–1930-х годов, конструктивистские и сталинские.

    Новосибирским архитектурным авангардом —
    - от «Центральной гостиницы» Даниила Фридмана (1928)
    - до «Стоквартирного дома» Андрея Крячкова (1937), получившего за эту работу Grand Prix на Экспо в Париже,— принято гордиться, он многократно описан и справедливо воспет.
    .
    На мой взгляд, однако, у него есть две проблемы.
    .
    — Первая, вероятно, существует только в моем восприятии, и все же решусь ее обозначить.

    Эта архитектура, на мой взгляд, не слишком интересна.

    В 1929 году Анатолий Луначарский приехал в Новосибирск и назвал его «русским Чикаго».

    Вряд ли он имел в виду архитектуру, ничего похожего на чикагскую архитектурную школу, которая входит в любую историю архитектуры, здесь нет, речь идет о быстром росте промышленного города.

    Это был период первых пятилеток, когда товарищ Сталин назвал ключом к решению хозяйственных вопросов сочетание «большевистской убежденности с американской деловитостью», и это в каком-то смысле архитектурная программа раннего советского Новосибирска.

    Причем под «американской деловитостью» следует понимать промышленную простоту, свойственную заводоуправлениям.

    Конструктивизм бывает интересен, когда архитекторы работают с острой композиционной логикой, а в фасадных решениях ищут нетривиальные супрематические порядки, но это не про Новосибирск.

    Более или менее одинаковые прямоугольные объемы, призванные сформировать проспект, делают это деловито донельзя — как коробки на складе.
    .
    Даже обычное для конструктивизма средство выразительности — сплошное остекление — здесь не работает из-за суровости климата (там, где его пытались использовать, архитекторов резко критиковали).
    .
    — Вторая проблема гораздо более очевидна:
    большинство этих зданий перестроены в сталинское время и неизящно декорированы классическими деталями.
    .
    Это специфическая и сегодня даже удивительная болезнь — вместо того чтобы строить в своей рыхлой среде с пустырями новые здания, новосибирские власти все время перестраивали старые.

    Это при том, что норма площади на человека в городе перед войной составляла 3,15 кв. м, сотни тысяч человек жили в «нахаловках», застроенных самовольно, и они до сих пор продолжают существовать в виде упомянутых фавел.
    .
    Главное здание Новосибирска — это Оперный театр.
    .
    Это действительно уникальное здание, египетская пирамида среди оперных театров.
    .
    Ни одна великая опера мира не может сравниться с ним по размерам.
    .
    На самом деле это вообще не Опера, это гигантский девайс по производству нового мироздания.
    .
    Придумал его Вениамин Давыдович Вегман, старый большевик, которому никак не находилось места в структуре советской власти.
    Он прибыл в Новосибирск в 1919-м и в 1920-м был назначен Сибревкомом «чрезвычайным уполномоченным по организации Сибирского советского государственного театра оперы и драмы (Сибгосоперы)».

    В 1928 году эта организация преобразовалась в Комсод (Комитет содействия строительству Дома науки и культуры), который и создал программу здания.

    В 1929-м Александр Гринберг (автор Дома Советов в Нижнем Новгороде) создал первый проект по этой программе.

    Проект предполагал
    «ДНК с
    - театральным залом на 2800 человек,
    - концертным залом на 1135 человек,
    - библиотекой на 400 тыс. томов,
    - радиостудией,
    - радиоцентром,
    - картинной галереей,
    - музеем и
    - рядом научно-исследовательских институтов».

    Далее проектом занимался Михаил Иванович Курилко, сценограф Большого театра в Москве.

    Курилко видел это так:

    «Зрительный зал должен представлять собой только амфитеатр (по типу античных театров Греции и Рима), без партера, лож и т. п.
    Он должен иметь "общность с площадкой для действий", без традиционной портальной рампы или тому подобных устройств, потому что зритель должен находиться среди "оформления или действия".
    <…>
    Сцена театра должна иметь свободный доступ для зрителя, а также для "массовых действий".
    Театр должен быть театром техники и реальной обстановки — воздух, вода, автомобиль, трактор и пр.». М.И. Курилко предлагал синтетический сверхмеханизированный театр планетарного типа, обращаемый по желанию в цирк, для чего партер зрительного зала мог перемещаться на сцену, а на месте партера оставалась цирковая арена, которая в свою очередь могла быть трансформирована в бассейн для водных пантомим» (С.Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства. 1894–1945).

    Этот театр начали строить в 1930 году, и быстро выяснилось, что есть три проблемы.
    - Во-первых, никто не понимает, как такое построить,
    - во-вторых, на строительство не хватает никаких денег,
    - в-третьих, это был конструктивистский проект, а линия партии в этом вопросе изменилась.

    В 1936 году Вегман, который все это двигал, был арестован и умер от пыток во время следствия (официально покончил с собой).
    Проект театра пришлось переделывать.

    В итоге его довели в мастерской Алексея Щусева в Москве.

    Программу резко упростили, превратив здание просто в оперный театр, без бассейна, а архитектуру резко усложнили — театр был решен как cобор Святого Петра в Риме с острым выносом центрального нефа, монументальный портик которого загораживает гигантский купол.
    .
    Купол в Новосибирске, правда, сильно превосходит cобор Святого Петра диаметром, но зато ниже по высоте, так что и портик поприземистее.
    .
    По сути, весь центр города в Новосибирске и сводится к зданию Оперного театра.
    .
    Это странно — не храм, не Кремль, не дворец, не обком, а вот Опера.
    .
    У них даже Ленин стоит перед оперой, как бы как солист, и у него за спиной бронзовый хор комсомольцев. Как будто это мегаполис меломанов.
    .
    У архитектурного критика есть профессиональные ограничения. Вы можете критиковать проект, построенное здание, даже архитектурный ансамбль.
    .
    Но вы не можете критиковать город — это все равно как критиковать реку или горный хребет.
    Вы можете только пытаться понять, как такое могло вырасти.
    .
    Вообще-то судьбу этого города, сам того не ведая, определил Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.
    Автор обаятельной, но все же относительно скромной по значению повести «Детство Темы» и менее известных «Гимназистов» и «Студентов» был выдающимся инженером-путейцем.
    Он проектировал трассу Транссибирской магистрали и перенес место строительства моста через Обь в село Кривощеково — будущий Новониколаевск, а с 1926 года Новосибирск.

    Он так объяснил это свое действие: «мост получится на 360 саженей меньше, что одно составит экономию, считая по 8 тыс. руб. погон моста, до 3 мил. руб.».
    .
    В Новосибирске принято очень высоко ценить Гарина-Михайловского, даже и как литератора, но должен сказать, что с урбанистической точки зрения это было черт знает что. Транссибирская магистраль должна была пройти через Колывань, которая обещала стать вполне приличным городом, и Томск, который тогда называли «сибирские Афины».
    .
    Колывань просто умерла (теперь это поселок городского типа Новосибирской области), а Томск перестал развиваться.
    .
    Из-за экономии 3 млн рублей, меньше процента общей стоимости Транссиба.

    Вообще-то смысл строительства дорог в том, чтобы связать населенные пункты, автор «Детства Темы» этой мыслью пренебрег.

    Он сэкономил и жутко гордился.

    И он же пустил линию железной дороги вдоль Оби, отрезав город от реки и предопределив этим все остальное.

    Это был город, созданный исключительно для нужд железной дороги.

    Его центр — это собственно два поселка мостостроителей,

    один на месте нынешней площади Ленина,

    второй — Вокзальной,

    и, судя по их фотографиям и описаниям, это были те же фавелы.

    В русской колонизации Сибири есть разные сценарии —
    - военный,
    - торговый,
    - культурно-просветительский,

    но здесь не было ни одного из них.

    Никакого замысла, кроме железнодорожных путей дальше в Сибирь.

    Я бы сказал, что это русская колонизация в чистом виде, когда на пустое место переносятся паттерны русского расселения без дополнительного смысла.

    Как умеют организовать жизнь, так ее и организуют.

    У нас есть города, созданные администрацией, армией, флотом, торговлей, и у всех этих институций есть какое-то свое представление о порядке города, система ценностей и даже известное эстетическое чувство.
    .
    Но здесь ничего такого не было.
    .
    Это город, куда путем копипаста пересаживалась сама цивилизация, тело без головы.
    .
    В России плохо относятся к термину «корпоративное государство», но в известной мере та структура города, которая сложилась в Новосибирске,— это именно город корпоративного государства.
    .
    Тут нет городской жизни, тут есть здания власти и конторы корпораций.

    Проблема новосибирского конструктивизма заключается в том, что все его здания — это конторы, одинаковые, как пиджаки и косоворотки, в которых они тут ходили на службу в 1930-е.

    А дальше конторы только увеличивались и множились.

    Здесь
    - нет домов нобилитета,
    - нет исторических зданий и улиц,
    - нет общественных пространств
    — только управленческая инфраструктура освоения Сибири.

    У российских корпораций как-то нет нужды в самовыражении — им нужны только квадратные метры для расселения, которые они осваивают с американской деловитостью.

    Здесь, кажется, вообще не возникало нужды в архитекторе, который нарисовал бы им образ их существования,— во всяком случае замыслов архитектора никто не уважает.

    Андрей Крячков, в известной мере культовая для Новосибирска фигура (после получения им Grand Prix в Париже), получает от обкома ВКП(б) следующую характеристику:

    «Под внешней нейтральностью скрывается скорее реакционное недовольство настоящим <…> Политически не развит <…> В области истмата и диамата безграмотен <…>».

    В истории Новосибирска пять раз создавали Генеральный план и приняли единственный раз в 1968 году, чтобы никогда не выполнять.

    Город растет как хочет и не замечает, что выросло.

    У этого города нет центра, потому что функционально он никому не нужен.

    В корпоративном городе контакты между людьми происходят прежде всего внутри корпораций,
    железнодорожники общаются с железнодорожниками, а не с теми, кто делает уран и живет на другом берегу Оби.
    .
    Каждая корпорация норовит создать себе свой микрорайон и жить внутри него, и город бесконечно разрастается замкнутыми выселками.
    .
    Центр нужен только для идеологии, это пустое место, заполненное фантазиями партийных мечтальщиков, которые страшно боятся, что их мечта разойдется с линией партией, и поэтому перманентно ее перестраивают под новые веяния.
    .
    В каком-то смысле Сибирь — это самая жизнеспособная часть русской цивилизации, если угодно, ее резюме.

    Это сильная инженерная страна с
    - образованием,
    - наукой,
    - большими производствами,
    - бесконечной территорией,
    - еще не построенная и
    - с большими планами на будущее.

    В каком-то смысле это большой рой, осевший на болотах вдоль железной дороги.
    .
    Ее столица не то что не имеет какого-либо осмысленного образа.
    .
    Скорее он ей просто не нужен, и мы ее любим не за это.

    web-страница

  • ...

  • ....

  • О.Д. Лосевская, г. Новосибирск Научный руководитель: Г.П. Ерохин
    .
    История появления «депрессивных» пространств в центральной части г. Новосибирска
    .
    Аннотация
    .
    «Депрессивные» пространства — это городские территории, на которых наблюдается длительное снижение показателей качества среды.
    К признакам «депрессивности» относятся:
    - наличие на территории заброшенных и руинированных строений различного назначения,
    - значительный моральный и физический износ зданий;
    - наличие ветхого малоэтажного жилого фонда,
    - наличие нарушенных и пустующих участков
    - и др.
    .
    В статье рассматривается история появления подобных образований в центральной части г. Новосибирска.
    .
    Ключевые слова: «депрессивные» пространства, архитектура Новосибирска, история градо-строительства, XX век.
    В настоящее время в центральной части города Новосибирска наблюдается волна повторного освоения территорий. Для Новосибирска — города со стремительным историческим развитием — характерна рыхлая и неупорядоченная застройка, и в городе существует потребность в реструктуризации территорий и их более насыщенном функциональном и пространственном наполнении (рис. 1). В условиях возвращения градостроительной активности на ранее освоенные территории представляется актуальным поиск внутренних ресурсов для интенсивного развития города. В качестве внутреннего ресурса могут рассматриваться так называемые «депрессивные пространства», то есть пространства, в которых наблюдается длительное снижение показателей качества среды. К признакам «депрессивности» относятся:
    — наличие на территории заброшенных и руинированных строений различного назначения;
    — значительный моральный и физический износ зданий;
    — наличие ветхого малоэтажного жилого фонда, нарушенных и пустующих участков и т.д.
    .
    Признаки «депрессивности» необходимо выявлять комплексно, учитывая многообразие факторов городского развития.
    .
    Нередко «депрессивные» пространства складываются вокруг исторических зданий, у которых отсутствует статус памятника архитектуры, однако они могут играть определенную роль в создании уникального облика города и стать опорными точками в городской среде (рис. 2).
    В качестве примеров подобных объектов в центральной части города Новосибирска можно привести
    — островки ветхой малоэтажной застройки (
    - ул. Федора Ивачева,
    - ул. Семьи Шамшиных,
    - ул. Коммунистическая),
    — исторические промышленные территории (
    - ул. Фабричная,
    - ул. Владимировская),
    — своеобразную среду «нахаловки» на прибрежной территории.
    .
    Рассмотрим историю появления «депрессивных» пространств в центральной части города как наиболее активно освоенного и функционально-насыщенного района. В рамках данной ретроспективы постараемся понять причины, по которым «депрессивные» пространства локализовались существующим образом.
    В конце XIX — начале XX в. прокладка Сибирской железной дороги становится главным фактором развития региона — развивается промышленность, возрастает объем транспортных перевозок.
    Железная дорога меняет облик существующих городов и создает новые.
    .
    История Новосибирска начинается в 1893 г.
    Оптимальным местом перехода железной дороги через р. Обь были признаны окрестности села Большое Кривощеково (где находится наиболее узкое место разлива реки).
    .
    Будущий центр города стал образовываться на правом, высоком и лесистом, берегу Оби.
    .
    Первые сооружения города тяготели к станции Обь (будущая станция Новосибирск- Главный).
    .
    Далее образовалось два ядра расселения
    — у станции Обь и
    — в окрестностях железнодорожного моста и Собора Александра Невского.
    .
    Они стремительно росли навстречу друг другу (рис. 3). Новониколаевск привлекает жителей окрестных сел, городов и поселков, население растет.
    Расположение железнодорожных путей исключило выход упорядоченной гражданской застройки к реке и надолго определило облик прибрежной территории.
    .
    Формируется композиционная ось будущего Красного проспекта.
    Главная улица, как и в ряде других сибирских городов, определяет композиционное развитие города: центр имеет линейную структуру.
    Это еще одна причина ослабления роли береговой зоны центрального района (жилая застройка сконцентрировалась на «внутренней» территории) [3, с. 37].
    Первоначальная разбивка центра города на кварталы (по плану Кузнецова, межевщика Кабинета Его Императорского величества) велась, по выражению С.Н. Баландина,
    .
    «...формально, без каких-либо продуманных градостроительных принципов» [1, с. 19].
    .
    По нашему мнению, это означает, что отсутствовало функциональное зонирование (в том числе зеленые зоны), связь с рекой, дифференциация улиц.
    .
    Прямоугольные кварталы предназначались для усадебной застройки.
    .
    Если для старых сибирских городов (XVII — первой половины XIX в.) характерна большая роль набережной и ее силуэта, то в новых городах фронтальные панорамы застройки набережных перестают развиваться [3, с. 38].
    .
    Прибрежные территории используются беспорядочно, на них преимущественно размещаются
    - складские,
    - коммунальные,
    - промышленные функции (по технологическим нуждам).
    Это справедливо и для Новосибирска — в дореволюционный период в прибрежной части располагаются
    — переселенческий пункт,
    — железнодорожная больница,
    — промышленные предприятия —
    - лесозавод,
    - мукомольная фабрика.
    Таким образом,
    - гражданские функции тяготели к главной улице, а
    - промышленные и утилитарные остались на территории между железнодорожной станцией и рекой.
    -
    К 1913 г. Новосибирск стал крупнейшим транспортным узлом, торговым и экономическим центром Приобья.
    Население города было весьма социально-активным, и многие вопросы решались самоуправлением, без оглядки на метрополию.
    Город возник на Кабинетских землях — собственности императорской семьи :1:.
    Участки сдавались в аренду на невыгодных условиях, контакты с Кабинетом были затруднены.
    Темпы роста населения значительно превышали скорость передачи земель в аренду жителям.
    Многие горожане пошли по пути захвата земель.
    Хаотично застроенные территории находились в прибрежной зоне и на участках со сложным рельефом (в долинах малых рек).
    Такой способ освоения земли надолго наложил отпечаток на облик города.
    .
    Быстрый территориальный рост Новосибирска происходил за счет усадебной застройки, и город имел скорее сельский облик, нежели городской (большая часть населения принадлежала крестьянству).
    .
    Таким образом, рыхлость и низкая плотность застройки были характерны для города с самого начала его существования.
    .
    Можно сказать, что предпосылки формирования будущих «депрессивных» территорий центральной части города были заложены в дореволюционный период.
    Стихийный рост города привел ко многим негативным последствиям.
    .
    Особенности ландшафта и конфигурация железнодорожных путей определили территориальную разбросанность города и даже изолированность отдельных районов.
    .
    Полотно железной дороги отрезало центр и селитебные территории от рек Обь и Первая Ельцовка.
    .
    Планировочная структура, заложенная Кузнецовым, не предполагала иных функций, кроме усадебной застройки.
    .
    Промышленность оказалась вытеснена на периферию, на прибрежные территории.
    .
    Таким образом, связь с берегом реки была нарушена и не восстановлена до сих пор.
    .
    Захват жителями земель породил «нахаловки», которые остаются на карте города и сегодня.
    .
    Ряд городских территорий был труднодоступен — например, Закаменский район и территории за Михайловским логом.
    .
    Как следует из вышесказанного, формируется расчлененная, неупорядоченная городская структура с низкой плотностью застройки.
    .
    После революции Новониколаевск получает статус столицы Сибири.
    .
    Разрабатывается первый генеральный план (под руководством профессора Б. Коршунова).
    .
    Город проектировался в расчете на население в 1,5 млн человек.
    .
    План Коршунова является блестящим прогнозом территориального развития города.
    .
    В этот период определяются будущие территориальные параметры города.
    .
    Однако разрозненная планировочная структура, поддержанная крупными селитебными массивами и промышленными площадками, требует развитых инженерно-транспортных коммуникаций.
    .
    Несоответствие коммуникаций требованиям крупного города надолго определит его незавершенность и разобщенность его районов.
    .
    Историческое ядро центра города с прилегающими территориями остаются изолированными.
    .
    В военный период происходит эвакуация промышленных предприятий, научных и культурных учреждений из европейской части России.
    .
    Новые объекты (преимущественно крупные промышленные предприятия) существенно меняют облик города.
    .
    Их хаотичное расположение деформирует планировочную структуру.
    .
    Наблюдается «быстрый территориальный рост центров, что определило «рыхлость» их пространственно-композиционной структуры» [3, c. 7].
    .
    Территориальный рост центров ускорился, однако качественного развития городской среды не произошло.
    .
    В условиях холодного сибирского климата рыхлость и неупорядоченность застройки ведет к издержкам, проблемам в эксплуатации, инфраструктурным проблемам.
    .
    Этот фактор также оказал влияние на формирование «депрессивных» пространств.
    .
    Жилая застройка в послевоенные годы оставалась преимущественно малоэтажной.
    .
    Активизация малоэтажного строительства в центре города имела свои особенности. С.Н. Баландин отмечает разнохарактерность застройки и «общую направленность градостроительства на создание в кратчайшие сроки «фасадов» главных улиц-магистралей» [2].
    .
    Кроме того, новые жилые здания размещались без плана, по временным схемам, избирательно.
    .
    Еще с 1930-х гг. в развитии города намечаются тенденции децентрализации, развиваются периферийные районы.
    .
    С 1950-х гг. запускаются агломерационные процессы, то есть градостроительная активность уходит из центра города.
    .
    В проектах детальной планировки этого и дальнейших периодов наблюдается гипертрофированный масштаб и амбициозность замыслов (особенно в послевоенное время), несоответствие «проектных тенденций и возможностей их реализации, реальных объемов строительства и гипертрофированных планировочно-пространственных решений» [3, c. 104].
    .
    Центр города достаточно рассредоточен и аморфен. Проекты почти не получают реализации.
    .
    Строительство в 1950-е гг. Октябрьского моста через Обь наметило новый, поперечный относительно реки, вектор развития центра.
    .
    Активно развивается общественно-административный центр в Октябрьском районе — он призван компенсировать недостаток общественных функций на главной площади города (площадь Ленина), которая сформировалась в более культурном ключе.
    .
    Территории осваиваются крупными градостроительными образованиями, согласно логике индустриальной урбанизации. Остаются невостребованными сложившиеся на заре существования города «нахаловки».
    .
    В 1970-1980-е гг. в центре Новосибирска продолжают реализовываться положения генеральных планов.
    .
    Прокладываются диагональные магистрали (еще в 1960-е гг. появляется Вокзальная магистраль, в указанный период создают Октябрьскую магистраль), значительно улучшившие транспортную связанность центра.
    .
    Площадь Гарина-Михайловского становится одним из главных входных узлов центра с большим потенциалом.
    .
    Реконструкция ул. Челюскинцев, состоявшая в сносе малоэтажной застройки и строительстве современного Челюскинского микрорайона, формирует новую композиционную ось центра, соединяющую площадь Гарина-Михайловского с Дзержинским районом (правда, долгое время осложненную в связи со строительством в 1980-е гг. метрополитена на пути этой оси).
    .
    Ведется крупномасштабная застройка Вокзальной магистрали и ул. Челюскинцев.
    .
    Б.И. Оглы отмечает проблему «взаимосвязи новой крупномасштабной жилой застройки в системе центра с общественными сооружениями» [3, с. 106].
    .
    Можно сказать, что, несмотря на высокие темпы урбанизации, значительных ансамблей, соответствующих крупному градостроительному масштабу, в центре не сложилось (рис. 4).
    .
    Также градостроительная активность не затронула прибрежные территории и долины малых рек.
    .
    В этот период также можно говорить о замене центробежных (агломерационных) процессов центростремительными.
    .
    «Быстрое территориальное расширение крупных городов при экстенсивной застройке, растянутость и удорожание всех транспортных и инженерных коммуникаций вызвали первые признаки качественных изменений в градостроительной политике, характеризующиеся переходом от центробежного развития городов к центростремительному» [4, с. 181].
    .
    Градостроительная активность начинает возвращаться в центр города.
    .
    Ведется уплотнение отдельных зон, что усугубляет существующую расчлененность и неоднородность среды.
    .
    Так, происходит рекультивация долины реки Каменки (к сожалению, она не была закончена, и часть перспективных территорий была застроена гаражными кооперативами).
    .
    В 1980-е гг. появляются новые проблемы и перспективы развития города.
    .
    Актуализируется проблема архитектурного наследия, противоречие между тенденцией сохранить историческую застройку и растущей интенсивностью жизни, которая требует новых пространств.
    Осложняется транспортная ситуация.
    В 1990-е гг. социальный и экономический перелом непосредственно отражается на облике города.
    .
    Вместе с тем продолжают развиваться процессы, наметившиеся в 1980-х гг.
    .
    Обостряется проблема адаптации города к меняющимся требованиям жизни.
    .
    Крупномасштабная застройка периферии городского центра устаревает морально.
    .
    Историческая застройка центра подвергается повторному освоению и уплотнению.
    .
    Появляются заброшенные, невостребованные территории — опустевшие корпуса заводов и гражданские здания, территории с хаотичной, бессистемной застройкой.
    .
    Так, например, не получила комплексной застройки долина р. Каменки (вопреки рекреационной функции, закрепленной за ней в генеральных планах, территория застраивается жилыми и деловыми объектами).
    .
    - На ул. Фабричная расположены пустующие корпуса завода Химпласт,
    - с 1999 г. пустует здание ТЭЦ-1,
    - на территории Новосибирского жирового комбината до недавнего времени находились заброшенные корпуса.
    .
    В жилой застройке также встречаются заброшенные здания (ул. Коммунистическая, ул. Шадринская).
    .
    Уплотнение, точечная застройка коснулись многих кварталов в центре города.
    .
    Можно отметить, что в Новосибирске так и не сложилось компактное ядро центра (что было бы логично с точки зрения климата).
    .
    В этих условиях актуально развитие пешеходной системы, связывающей зоны активности.
    .
    Однако повторное освоение города происходит хаотично, без целостного подхода к территории, что усугубляет существующие проблемы.
    .
    Итак, характер исторического развития города обусловил появление «депрессивных» пространств в его центральной части.
    .
    Стихийный и быстрый рост города заложил множество проблемных факторов.
    .
    Конфигурация железной дороги и особенности ландшафта способствовали изоляции отдельных районов города.
    .
    Железная дорога отрезала центр города от реки Обь, на приречных территориях стихийно размещались промышленность и неблагоустроенная жилая застройка, таким образом, эти территории надолго оказались выключенными из активной городской жизни.
    .
    Связь с берегом реки не восстановлена и поныне.
    .
    В советский период освоение территорий крупномасштабными жилыми и общественными образованиями (при несоответствии застройки градостроительному масштабу) и хаотичное размещение промышленности также не способствовали повышению связанности города и формированию насыщенной среды.
    .
    Градостроительная активность не добиралась до территорий со сложным рельефом, долин малых (кроме незавершенной реконструкции долины Каменки и засыпки Михайловского лога), что привело к постепенной стагнации этих территорий.
    .
    Кризисные явления постсоветского периода обостряют существующие проблемы и создают новые «депрессивные» территории.
    .
    Таким образом, можно увидеть, как на каждом этапе истории Новосибирска накапливались градостроительные проблемы, и структура города, заданная с самого начала, определила появление невостребованных, изолированных участков.
    .
    Дальнейший вопрос состоит в их перспективном использовании и превращении в градостроительный ресурс.
    .
    Список использованных источников
    .
    — Баландин С.Н. Новосибирск: история градостроительства, 1893-1945 гг. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1978. — 136 с.
    — Баландин С.Н. Новосибирск: история градостроительства, 1945-1985 гг. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1986. — 158 с.
    — Оглы Б.И. Формирование центров крупных городов Сибири: градостроительные и социально-культурные аспекты. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 168 с.
    Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. — Л.: Стройиздат, 1980. — 272 с.

  • Новое слово узнал - селитебный. Странно, почему нет существительного такого.

  • В ответ на: Город без плана

    Григорий Ревзин
    Я бы сказал что город без хозяина.
    Не в смысле владения, а в смысле заботы, нормального управления.

    "Nell'era Delle Сamminatore"

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: