Ответ на сообщение Легенды нашего города-2 пользователя Папик
1 августа 1908 въ 9 часовъ вечера, при слѣдованіи по перегону Ельцовка-Иня, на 1341 верстѣ отъ Челябинска произведено вооруженное нападеніе на почтово-пассажирскій поѣздъ № 4. Обстоятельства дѣла таковы:
Злоумышленники передъ проходомъ поѣзда на 1341 верстѣ разобрало путь. Поѣздъ, дойдя до рокового мѣста, сдѣлалъ быструю остановку, дабы избѣжать крушеніи.
Злоумышленники въ этотъ моментъ выскочили изъ засады и начали обстрѣливать поѣздъ: при этомъ, тяжело ранили поѣздного кочегара Тряпичкина, машиниста Кузнецова, помощника машиниста Турилова и легко конвойнаго солдата почтоваго вагона, одного пассажира третьяго класса и всю кондукторскую бригаду, но нападеніе все таки было отбито.
Поѣздной паровозъ опрокинутъ подъ откосъ, разбиты багажный и почтовый вагоны, повреждены незначительно три вагона третьяго класса; путь злоумышленниками поврежденъ на протяженіи 20 сажень. У багажнаго и почтоваго вагоновъ поставлена охрана;
Перегонъ Ельцовка-Иня для движенія поѣздовъ закрытъ.
Подробности пока не извѣстны.
"СИБИРСКИЕ ОТГОЛОСКИ"_Еженед. политическая, общественная и литературная газета_Томск№131, 1908 г.
================
Подробности нападенія на поѣздъ,
Къ сообщенію, помѣщенному въ предыдущемъ. 131, номеръ нашей газеты, даемъ болѣе подробныя свѣдѣнія о нападеніи на поѣздъ 1 августа.
Послѣ того, какъ нападеніе злоумышленниковъ поѣздной конвойной командой было
отбито, кондукторская команда сообщила по телефону о случившемся на ст. „Обь" (городъ Ново-Николаевскъ), находящейся отъ мѣста происшествія въ 8 верстахъ. Около 10 час. на мѣсто крушенія прибылъ вспомогательный поѣздъ съ выписной командой, жандармской полиціей и медицинскимъ персоналомъ. Всѣмъ раненымъ была указана медицинская помощь.
Среди пассажировъ была необычайная паника. Они никакъ не могли освободиться отъ страха и, боясь вторичнаго нападенія, умоляли скорѣе доставить ихъ обратно на ст. „Обь".
Просьба ихъ была уважена, но прежде были арестованы подозрительныя личности изъ нихъ.
Около разъѣзда „Ельцовка" былъ замѣченъ извозчикъ, котораго путевая стража заподозрила въ томъ, что онъ привозилъ часть злоумышленниковъ, и начала обстрѣливать его, но онъ свернулъ въ лѣсъ и тамъ удачно скрылся.
Жандармской полиціей при содѣйствіи полиціи г. Ново-Николаевска и войсковыхъ частей къ задержанію злоумышленниковъ приняты самыя энергичныя мѣры. Городъ Новониколаевскъ оцѣпленъ войсками и среди жителей полицеймейстеромъ производятся повальные обыски.
Телеграфнымъ распоряженіемъ начальника дороги отъ 2 августа на мѣсто крушенія былъ командированъ начальникъ 1-го отдѣленія службы пути инженеръ Бѣлевичъ, которому предписано произвести тщательное разслѣдованіе происшествія, обративъ главное вниманіе на то обстоятельство, что путовой стражей не была замѣчена порча пути злоумышленниками.
Въ тотъ же день отъ инженера Бѣлевича была получена отвѣтная телеграмма, что движеній поѣздовъ по перегону „Ельцовка“ —„Иня" будетъ возстановлено по устраиваемому имъ обходному пути не ранѣе 8 час. дня 2 числа.
Точно установлено, что при обстрѣливаніи поѣзда ранены трое и машинистъ поѣздного паровоза, цеховой города Самары Михаилъ Семеновичъ Туриловъ получилъ тяжелое нервное потрясеніе и ушибъ головы при крушеніи паровоза. При осмотрѣ врачомъ раненыхъ было найдено: у кочегара Козьмы Михайловича Тряпичкина 3 огнестрѣльныя раны на лѣвой сторонѣ груди, 3—сзади, на спинѣ, 3 — на лѣвомъ плечѣ, 1—на лѣвомъ боку, 2—на среднемъ пальцѣ и 1 —на мизинцѣ лѣвой руки, 2—на предплечьѣ и 2—на ладони; большинство изъ нихъ на вылетъ. У помощника машиниста Кузнецова огнестрѣльная контузія на лѣвомъ плечѣ. У конвойнаго солдата рядового енисейскаго полка Садомчукъ на среднемъ пальцѣ лѣвой ноги на первомъ фалангѣ—огнестрѣльная сквозная рана безъ перелома кости.
Есть слухи, что часть злоумышленниковъ была поймана вечеромъ 2 августа въ окрестностяхъ Ново-Николаевска, при чёмъ одинъ изъ нихъ, будучи тяжело раненъ— померъ.
Къ мѣсту катастрофы выѣхали изъ Томска слѣдственныя судебныя власти съ товарищемъ прокурора окр. суда Шавровскимъ.
Дальнѣйшія подробности будутъ продолжены сообщеніемъ въ слѣдующихъ №№.
А. Грустный.
"СИБИРСКИЕ ОТГОЛОСКИ"_Еженед. политическая, общественная и литературная газета_Томск № 132, 1908 г.
==================
Къ дѣлу нападенія на поѣздъ. Раненый чутъ-ли не двумя десятками пуль при нападеніи на почтово-пассажирскій поѣздъ № 4 1 августа кочегаръ Тряпкинъ утромъ 2 августа померъ, оставивъ послѣ себя 7 человѣкъ семьи безъ всякихъ средствъ къ существованію: жену и шестеро дѣтей въ возрастѣ отъ 3-хъ мѣсяцевъ до 12-ти лѣтъ. По отзывамъ, поступившимъ въ управленіе дороги отъ непосредственнаго начальства и начальника участка тяги,—Травкинъ былъ честнымъ и всегда исправнымъ служащимъ. На Сибирской жел. дорогѣ онъ служилъ съ 12 апрѣля 1906 г.
Первоначально онъ былъ рабочимъ, при чемъ исполнялъ обязанность поѣздного качегара по поденному расчету.
"СИБИРСКИЕ ОТГОЛОСКИ"_Еженед. политическая, общественная и литературная газета_Томск № 134, 1908 г.
По поводу нападенія на поѣздъ подъ Ново-Николаевскомъ),
Ново-Николаевскъ. По поводу нападенія на поѣздъ подъ Ново-Николаевскомъ), Нападеніе на поѣздъ 4 между разъѣздами Иня и Ельцовка оказалось столь неожиданнымъ для всѣхъ слоевъ общества гор. Ново-Николаевска и для служащихъ желѣзной дороги, что породило цѣлыя легенды в въ первый разъ бываетъ трудно разобраться въ томъ, гдѣ начинается правда, в гдѣ конецъ легендѣ. До сихъ поръ всѣ еще живутъ подъ впечатлѣніемъ этого ужаснаго событія, и о чёмъ бы вы не стали говорить съ собесѣдникомъ разговоръ какъ то самъ собой переходитъ на тему о нападеніи на поѣздъ. Нужно оговориться, что кромѣ ошеломляющаго впечатлѣнія отъ событія, интересъ къ нему поддерживается ещё внѣшними обстоятельствами: въ городѣ много разговоровъ объ обыскахъ, облавахъ, арестахъ.
Нападеніе на поѣздъ 1-гo августа не имѣло бы ошеломляющаго впечатлѣнія, если бы произошло нѣсколько раньше. Годъ тому назадъ, и даже меньше, грабежи, именуемыя „экспропріаціями", нападенія и убійства не были рѣдкостью въ Ново-Николаевскѣ. Здѣсь жизнь каждаго человѣка не представляла изъ себя безцѣнную драгоцѣнность, а взвѣшивалась на золото, на серебро и даже на мѣдь. Никто ещё не забылъ дерзкихъ нападеній на почты, на акцизныхъ чиновниковъ, винныя лавки, на магазины, на коммерческихъ агентовъ, на домовладѣльцевъ, на служащихъ, на рабочихъ и даже на прохожихъ. Иногда убивали и грабили человѣка, такъ какъ его одежда представляла цѣнность въ нѣсколько гривенниковъ, а это всё-таки, больше, чѣмъ ничего. Однако, за послѣднее время въ Ново-Николаевскѣ стало тише. Съ пріѣздомъ пристава Висмана наступленіе относительной обывательской безопасности было приписано ему. Теперь можно видѣть, какъ было опрометчиво предполагать искорененіе у насъ преступности. Не правильнѣе ли предположить, что наиболѣе преступные элементы, соорганизованные въ шайку, отъ мелкихъ разрозненныхъ дѣйствій на обывателя рѣшила перейти на путь огромныхъ преступленій. Тутъ они расчитывали получить не гроши и даже не тысячи, а сотни тысячъ. Напасть на казначейство, банкъ и проч. имъ трудно было расчитывать, такъ какъ тамъ великолѣпная oxpaнa и сигнализація. Естественно, что они остановились на ограбленіи желѣзнодорожной выручки, которая идетъ каждый день въ Томскъ и часто превышаетъ сотню тысячъ рублей. Это извѣстно всѣмъ. Риска „провалиться“ здѣсь также меньше: можно устроить кашу отъ поѣзда, что чуть было и не было устроено 1-го августа, можно смѣлымъ нападеніемъ терроризировать воинскую команду и пассажировъ и проч. Всё это устроить не трудно. Уйти же легко: окрестности Ново-Николаевска малообитаемы и покрыты лѣсами. Нужно было только усыпить вниманій полиціи. И вотъ вамъ наступленіе затишья въ преступленіяхъ. Кто знаетъ, можетъ быть, преступники ежедневно встрѣчались на улицахъ города, какъ завзятые буржуа; можетъ быть они ночи проводили за карточными столами въ клубахъ и были здѣсь своими людями среди благонамѣренныхъ представителей чиновнаго міра и коммерческихъ дѣльцовъ. Не нагрянула же эта шайка въ нѣсколько десятковъ человѣкъ изъ заморскихъ странъ, когда во всей Россіи уже стало сравнительно тихо!
Мѣсто для нападенія было избрано удачно. Здѣсь поѣздъ идетъ подъ уклонъ. Неосторожный машинистъ нерѣдко подъ уклонъ развиваетъ значительную скорость, выше нормальной. Съ лѣвой стороны линіи жел. дороги мѣстность заросла рѣдкимъ березнякомъ и покрыта колками; съ правой стороны, вблизи начинаются лога и густые лѣса. Съ лѣвой стороны, ближе, какъ на 5 вёрстъ, нѣтъ жилья, а съ правой стороны и на 15 вёрстъ не сыщешь деревни. Разъѣзды лежатъ по линіи ближе, но они при своей малолюдности, не представляли опасности для преступниковъ.
По словамъ очевидцевъ и агентовъ сл. пути, нападеніе была совершено темной но-
чью, около 11 час. Было пасмурно. Преступники сняли одну рельсу причемъ орудіями имъ послужили инструменты ремонта: костыльный молотокъ, путевой ключъ и лапа. Всё это могло быть покрадено у ремонта, что нерѣдко случается и чему не придаётся значенія. Виновный въ утерѣ несётъ только денежную отвѣтственность. Порча пути на болѣе значительномъ разстоянія произошла уже при крушеніи. Поѣздъ подъ уклонъ былъ заторможенъ при посредствѣ тормоза Вестингауза. Поэтому и не произошло ужаснаго крушенія. Получивъ кренъ на ходу, паровозъ свалился, оторвавшись отъ тендера; за нимъ упалъ и багажный вагонъ, который при паденіи помялся и здавился. Почтовый вагонъ и слѣдующій за нимъ вагонъ 3-го класса осталась на пути и оказались съ несерьезными поврежденіями. Злоумышленники, остановивъ поѣздъ, тотчасъ же открыли пальбу по почтовому вагону, предполагая, очевидно, терроризировать воинскую охрану. Въ начавшаго стрѣлять въ нихъ изъ револьвера кочегара, который, кстати, былъ внѣ прикрытія и не растерялся по паденіи паровоза, они пустили нѣсколько десятковъ пуль, и девятью изъ нихъ тяжело ранили его. За одно получилъ рану и помощникъ машиниста. Пассажирамъ преступники крикнули, чтобы тѣ не выходили и что ихъ де они не тронутъ. Это предупрежденіе было излишне, такъ какъ всѣ пассажиры, попуганные толчками при крушеніи и заслышавъ выстрѣлы, попрятались подъ нижними полками и полегли на полу вагоновъ. Только нѣсколько офицеровъ, Ѣхавшихъ въ нагонахъ 2 класса въ хвостѣ поѣзда, попытались открыть стрѣльбу изъ револьверовъ по преступникамъ. Послѣдніе отвѣтила залпомъ и ранили въ руку одного пассажира, спустившагося съ полки. Конвой почты отстрѣливался изъ винтовокъ. Однако, это не испугало преступниковъ, и они бросились къ багажному вагону, гдѣ находилась желѣзнодорожная выручка. Проникнуть въ этотъ вагонъ имъ не удалось; такъ какъ вагонъ былъ такъ поврежденъ, что доступъ въ него былъ сопряженъ съ значительными затрудненіями, и на это требовалось значительное время: нужно было
ломать вагонъ. Между тѣмъ вблизи послышались выстрѣлы путевого сторожа, спѣшившаго къ мѣсту преступленія, и выстрѣлы ремонта, вызваннаго путевымъ сторожемъ. Кто стрѣлялъ, злоумышленники не могли знать, потому они поспѣшили ретироваться ни съ чѣмъ.
Въ результатѣ нападенія:
сумасшествіе машиниста,
смерть героя-кочегара,
пораненіе пом. машиниста и пассажира.
Кромѣ того, порча пapoвoзa и багажнаго вагона, которые 5 авг. были подняты и будутъ отправлены въ депо ст. „Обь“, и порча почтового вагона и вагона 3 класса.
Почтовый вагонъ весь въ ранахъ: стекла высажены пулями, стѣны и двери прострѣлены пулями и съ многочисленными слѣдами отъ пуль; вагонъ 3-го класса безъ стеколъ и помятъ.
Сколько же было преступниковъ?
Этотъ вопросъ интересуетъ всѣхъ, но отвѣтить на него трудно. Воображенію перепуганныхъ пассажировъ рисовались десятки нападающихъ. Всѣ, къ кому мы ни обращались съ этимъ вопросомъ, говорила разно.
Одни говорили: 50 человѣкъ, другіе 30 челов.; одинъ же пассажиръ резонно замѣтилъ, что въ тёмную ночь испуганному пассажиру и 15 челов. могла показаться за 50 чел. Примѣръ близокъ: нападеніе въ 1907 г. на томской вѣткѣ, гдѣ 7—8 нападающихъ было приняты за 30. Также трудно пока сказать: есть ли въ числѣ арестованныхъ нападавшіе на поѣздъ? На это отвѣтитъ слѣдствіе.
"СИБИРСКИЕ ОТГОЛОСКИ"_Еженед. политическая, общественная и литературная газета_Томск № 135, 1908 г.