Легенда из Томска.
Валентин Владимирович Курицын родился в Барнауле, окружном городе Томской губернии, 28 июля 1879 в православной мещанской семье. Получил образование в Барнаульском Горном училище. На тот момент оно было третьим в стране и выпускало специалистов для горной промышленности Алтая и всей Сибири.
Показать скрытый текстПосле училища Курицын около трех лет работает на частных золотых промыслах. Для него, испытывавшего проблемы со здоровьем (хроническая пневмония), данная работа была противопоказана.
Он перебирается в Томск, где зачисляется временным конторщиком Стола заказов
Материальной службы Управления Сибирской железной дороги с 22 марта 1901 г. с окладом содержания 360 р. в год.
Ничего не известно о личной жизни Курицына.
Свидетельства на этот счет на редкость неточны и противоречивы.
С одной стороны, его собратья по перу Г. Гребенщиков и В. Шишков говорят, что он обременен большой семьей.
С другой, в послужном его списке отмечено в графе «семейное положение
холост.
Во всяком случае, до 1903 года. Между тем известно, что в 1903, 1908 и 1910 гг. он подавал прошение о предоставлении ему нескольких дней отпуска по семейным обстоятельствам.
Как бы то ни было в свидетельстве о смерти отмечено, что прямых наследников он не имеет.
О характере работы Курицына на новом поприще можно только догадываться, но из его послужного списка видно, что это был старательный, добросовестный и дисциплинированный чиновник.
За время службы взысканий не имел, повышался по службе (с сентября 1902 г. он уже переведен штатным конторщиком материальной службы).
Более чем скромного жалования на съем квартиры, на оплату услуг врачей, на поездки для лечения не хватало.
Пришлось подрабатывать литературным трудом, благо имея несомненный талант литератора. Ситуацией воспользовался известный поэт и издатель Всеволод Алексеевич Долгоруков (Всеволод Сибирский)
Издаваемые им журналы «Дорожник по Сибири и Азиатской России», а затем «Сибирский
наблюдатель», познавательные по характеру, вызывали определенный интерес у читателей. Однако Долгорукову-предпринимателю хотелось большего. Приступая к изданию еженедельника «Сибирские отголоски», он решил, что лучшей приманкой для читателя был бы развлекательный роман на местном материале – с тайнами, погонями, убийствами. Почувствовав в Курицыне недюжинный дар беллетриста он предложил ему написать такой роман. Разумеется, за хорошее вознаграждение. Получив согласие Курицына, он
поставил жесткое условие: автор должен был выдавать каждую неделю по главе. Материал для романа он черпал из уголовной хроники, из рассказов торговых людей и ямщицких побасенок, дополняя собственными наблюдениями за бытом и нравами горожан. Невымышленные городские и пригородные места, улицы и переулки, томские гостиницы придают произведению живость и достоверность, вызывают толки, будоражат
интерес, в том числе и краеведческий. Подражая Всеволоду Крестовскому, автору «Петербургских трущоб» Валентин Курицын назвал свой роман «Томские трущобы» и подписался псевдонимом «Не-Крестовский», в то время как многие его стихи и рассказы публиковались под другими псевдонимами: «В. К. Кур», «Валентиницын», «Дон Валентино».
Курицын, В. В.
Томские трущобы. - Томск, [1990] После журнального варианта в 1906 году «Томские трущобы» вышли отдельной книгой в 1500 экземпляра
Тираж разошелся необычайно быстро – за два месяца. Роман вызвал неоднозначную реакцию читающей публики и литературных критиков. Во всяком случае, на бытовом уровне «Томские трущобы» вызывали неподдельный интерес и зачитывались до дыр. Читатели настойчиво требовали продолжения романа.
Крестовский не заставил себя ждать. В 1908 году наряду с переизданием «Томских трущоб» выходит новый роман «Человек в маске», который следует рассматривать как составную часть общего романа «Томские трущобы». При жизни автора эти книги были изданы еще раз. При этом интерес к ним не ослабевал.
Не-Крестовский написал еще несколько авантюрно-криминальных романов, не переизданных до сих пор.
«Томский Шерлок Холмс» об известном томском полицейском и литераторе П. П. Аршаулове, «Тайны томских ночей» с интригующими названиями глав: «Загородная кража 285 тыс. руб. из почтового вагона», «Туз предвестник смерти», «Загадочная драма в поезде», «Тайна прекрасной незнакомки», «В вертепе порок страстей». В общем, все в рамках закона жанра.
В 1910 году «Сибирские отголоски» опубликовали еще один роман Не-Крестовского (последний) «В зареве пожара», о черносотенном погроме 1905 г., отличающийся от предыдущих романов публицистичноситью содержания. Автор не мог не отозваться на это трагическое событие, в результате которого погибли десятки людей и сгорело здание Управления железной дороги, служащим которого он был.
Валентин Владимирович Курицын умер 16 января 1911 г. после продолжительной изнурительной болезни в Заразной больнице по Ново-Больничной улице на Плетневской заимке.
Как бы ни относилась к Курицыну компетентная публика, как бы ни оценивались стихи и проза нашего писателя-земляка, несомненно одно – мы имеем дело с ярким, самобытным талантом, внесшим весомый вклад в сокровищницу сибирской, да и не только, литературы.
По материалам: Зильберман, Ю. Я. Памяти поэта и писателя В. В. Курицына (Не-Крестовск
В журнале «Сибирский наблюдатель» были опубликованы рассказы и очерки В.
Курицына: «Катя», «В гостях у «летучки», «Богатые знаки», «Подлость», а
также стихотворения в прозе, «Невозвратное» (из «альбома силуэтов») и др.
Также Курицын был желанным автором в различных сатирических журналах: «Ерш»,
«Бич», «Бубенцы», «Негативы». В период первой русской революции он писал острые,
политически отточенные фельетоны.
Скрыть текст