Показать скрытый текстСТРАНИЧКА ИСТОРИИ
И. ФИЛИППОВ
Пожалуй, нет такого города или местечка, в котором не было бы своих достопримечательностей. Ими гордятся, о них пишут и говорят. В Новосибирске много таких достопримечательностей, но выделяется оперный театр. Новосибирская студия телевидения избрала его опознавательным титром. Перед каждым сеансом телезрители видят изображение оперного театра и раздается музыка композитора Левашова «Над широкой Обью».
Но нам кажется; мало кто знает историю строительства оперного театра, а тем более его строителей. А история интересна.
Рождался театр по инициативе местных организаций еще в тридцатые годы. На него не отпускалось ни средств, ни материалов, так как проекты и сметы в Москве не рассматривались и не утверждались. Строили на свои собственные средства и на собственный риск. Еще в 1928 году, помнится, был брошен клич: «Построим Новосибирский дворец культуры!». Клич подхватили во всех районах Западно-Сибирского края, и всюду начался добровольный сбор средств. И только позднее были утверждены и проекты, и сметы.
Новосибирские старожилы помнят: когда начиналось строительство, то предполагалось, что это будет ни с чем не сравнимый гигант нашей эпохи. В нем. помимо театра, намечалось построить цирк, зверинец, кинотеатр, планетарий и большой водный бассейн. Еще тогда прожектеры рисовали радужные картины; в этом бассейне-де будут инсценироваться морские баталии, а под куполом—воздушные бои. Отсюда и родился такой огромнейший купол, имевший определенное назначение.
Много воды утекло из Оби, пока строился театр, много сменилось и людей, возглавлявших это строительство. Последним начальником строительства, на долю которого выпала задача достроить уже оперный театр и который достроил его таким, каким мы видим сейчас, явился молодой инженер строитель Николай Корнилович Обухов. У него не было ровным счетом никакого опыта строительства подобного рода сооружений.
Познакомился я с Обуховым, когда он уже стал строителем. Еще в 1940 году он водил меня по залам сооружаемого театра, в котором были кучи строительного мусора. Он рассказывал настолько интересно и с таким знанием дела, что я невольно спрашивал себя: «Кто же ты? Скульптор? Искусствовед?» Но это был большевик-строитель, большевик-организатор. Его простое, с монгольскими чертами лицо сибирского крестьянина располагало к откровенности. И я спросил:
—Вы сибиряк?
—Да. коренной. Из села Субботино, Шушенского района. Красноярского края.
Он там партизанил, там работал секретарем волостного комитета партии, председателем райисполкома.
В тех краях бывал и я. Это суровый край в отрогах Саян. Здесь, кажется, сама природа выковывает таких, как Обухов — волевых, решительных.
В прошлом малограмотный крестьянин. а затем ставший окружным советским работником, Николай Корнилович. когда ему было уже за тридцать лет. понял: без образования работать дальше нельзя. «Мы же будем строить коммунизм.— рассуждал он,— а коммунизм — высокая техника. Без образования ее не освоишь».
Толчок дало небольшое совещание, которое он проводил в 1926 году в Минусинске, будучи заведующим окркомхозом (окружным отделом коммунального хозяйства). Хозяйство в то время в Минусинске было небольшое. В городе, например, была электростанция мощностью всего в 37 киловатт. И вот на этом совещании встал вопрос: что нужно сделать, чтобы повысить ее мощность. Заведующий электростанцией говорил о законе Ома, о вертикальных котлах, о давлении пара... А заведующий окркомхозом слушал и ничего не понимал. «Да. надо учиться», — твердо решил он.
Чтобы попасть в вуз, и в то время надо было иметь средства образование, а Обухов закончил всего лишь три класса церковно-приходской школы. Что делать? Начал учиться по издававшемуся тогда журналу «Народный университет на дому». С трудом давалось ученье. Отступать партизанский командир не любил. По нескольку потов сходило с него, пока усваивал какую-нибудь алгебраическую формулу. И все же осилил.
Но и это было еще не все. Надо было получить согласие окружкома. Бывший секретарь окружкома Кузнецова об отпуске Обухова не хотела и слышать.
— А кем же вас заменить? — спрашивала она.— Некем, Подождите. Подберем замену.
Тогда Обухов применил тактику частых, изматывающих своего «противника» атак. И, наконец. Кузнецова сдалась. Бюро окружкома решило в пользу Обухова. И он поехал на учебу вначале на пром-курсы, затем в Западно-Сибирскую промакадемию.
Он не готовился строить театры, в искусстве разбирался слабо. А строить, вернее перестраивать, оперный театр, это не лесопильный завод, на строительстве которого Обухов работал после окончания академии. И тогда он вновь сел за учебники, изучая историю искусств всех времен и народов.
И этого, однако, было мало. Следовало еще подобрать таких людей, которые бы, как и Обухов, загорелись желанием дать новосибирцам храм искусств, действительно достойный нашей эпохи. И он нашел их Это были главный энергетик Петр Трофимович Менделеев, главный механик Александр Михайлович Мазаев, искусные мастера муж и жена Желтовы, художники Фокин, Бертик, Иванов, Янин,.
Труд и неистощимая энергия энтузиастов сделали свое дело. Мы любуемся сейчас монументальным зданием, объем которого — 296 тысяч кубических метров. Диаметр зрительного зада — 41 метр, высота — 25 метров. В нем много воздуха и света.
Люстра, которую мы видим в центре зала, весит свыше трех тонн, каждые две крайние ее лампочки нижнего ряда находятся на расстоянии шести метров одна от другой. Собирали люстру муж и жена Желтовы. Это большие мастера своего дела.
Сделать подобную, уникальную люстру в то время было нелегко. Не было ни бронзы. ни хрусталя. Приходилось всё добывать различными путями.
Источником сырья, как это ни странно, оказались отходы производств. Сообразил это бывший партизан Обухов. И на отвалы были направлены строители театра. Они собирали медные полоски и направляли в мастерскую для выделки деталей.
Особенные затруднения возникли с хрусталем. Где его достать? Тогда чуть ли не все руководящие работники, включая и начальника строительства, разъехались по городам Союза в поисках старых люстр. Были в Томске, Москве и других городах. Собирали буквально по хрусталику. И собрали десять тысяч хрусталиков, и сделали прекрасную люстру.
Многие новосибирцы восхищаются. например, художественной росписью потолка зрительного зала. Но далеко не все знают, как и кем делалась эта роспись. А делалась она руками наших новосибирских художников, фамилии которых мы упоминали выше. На роспись потолка было затрачено полгода. И она будет стоять столетие и не потускнеет. Не потускнеет потому, что при росписи использовался прием темпера. Это итальянский приём, когда связующим звеном красок являются яичные желтки, растительный клей, высыхающие масла и прочее.
Мы часто так же слышим различные рассказы о «чудесах» театральной техники, существующей в оперном. Кое-что приукрашивается, но многое соответствует истине.
Душой механизации являлся инженер Александр Михайлович Мазаев. Это был патриот нашего города. Приехал он сюда из Москвы и весь, как и Николай Корнилович Обухов, отдался театру. Из-за Новосибирска у Александра Михайловича произошла даже семейная драма — сюда не поехала его жена.
Закончив строительство, Мазаев так в Новосибирске и остался. Два года тому назад он умер и память о себе оставил замечательную.
В театре строители под руководством Мазаева создали мощную автоматизированную противопожарную систему. Сооружена, например, система сплинкеров. В случае пожара сплинкеры (а их свыше 4-х тысяч), установленные на сцене и в мастерских театра, начнут автоматически (от температуры огня) разбрызгивать массы воды и будут работать в течение 20 минут. Этого вполне достаточно. чтобы погасить большую массу огня.
Интересна еще одна противопожарная система-дренчеры. В случае пожара на сцене или в зрительном зале дренчеры создадут сплошную водяную завесу между зрительным залом и сценой. Кроме того, есть специальный противопожарный занавес весом в 87 тонн. Это самый большой противопожарный занавес в мире.
Но пока шло сооружение всей этой системы, в театре неожиданно вспыхнул пожар. Произошло это ранним утром 31 августа 1940 года, когда только-только стали появляться строительные рабочие. Загорелся строительный мусор, облитый неизвестной рукой керосином. Рабочие, заметив дым, вместе с начальником строительства бросились в огонь. Пренебрегай опасностью, они героически боролись с пожаром. Два с половиной часа шла эта борьба с разбушевавшимся огнем.
Свершись все это ночью, возможно, погиб бы весь театр. Поджог был совершен в самом ответственном месте, где были установлены фермы, поддерживающие перекрытие сцены. Отсюда огонь легко мог переброситься в зрительный зал, а там стояли еще леса. Высокая бдительность и самоотверженность рабочих спасли наш театр.
Строительство оперного театра закончено в 1941 году. Н. К. Обухов направлен на строительство промышленных объектов. Он руководил крупными стройками. Под его руководством в Новосибирске строились оловозавод, завод металлоконструкций, металлургический. завод имени Ефремова и другие объекты.
Не так давно в оперном театре проходило торжественное собрание, посвященное 40-летию освобождения Сибири от колчаковщины. В президиуме собрания сидел бывший командир партизанского отряда Николай Корнилович Обухов. И он вспомнил всю свою жизнь, все прожитое за эти годы.
На снимке: Н. К. ОБУХОВ.
Фото А. Попова.
Вечерний Новосибирск
10 мая 1960 года.
Скрыть текст