Погода: −8 °C
30.11−9...−7пасмурно, без осадков
01.12−11...−9переменная облачность, без осадков
  • Неоднократно замечал, что все старые кадры Новосибирска сделаны либо зимой, либо поздней осенью или ранней весной, когда вокруг снег или грязь. Очень мало летних снимков с зелеными деревьями, насколько возможно определить зеленый цвет на монохромных снимках. Отчего напрашивается вывод, что лето в этом городе было короткое и дождливое. Не успевали фотографы расположится со своей аппаратурой на точке сьемки.

  • Может те кто тогда имел доступ к фотоаппаратам предпочитали лето проводить не в Новосибирске?))) Я так кроме как в отпуске и не задурялся с пленками и снимками, отец тоже. Не думаю, что мы какие-то особенные. Это сейчас каждый первый сам себе Шрайбикус, а в доцифровую эпоху люди любили фотографироваться, но вот всё остальное - не пользовалось особой популярностью

    Ушел на Фейсбук

  • ....Осевшее население нуждалось в устойчивом землевладении,
    так как арендное зыбкое землепользование внушало всяческие
    тревоги за свое благополучие.
    В торгово-промышленных кругах сложилось выжидательное настроение и сомнение.
    Так, крупная Иркутская фирма, пытавшаяся построить большую крупчато-мукомольную мельницу в поселке, вынуждена была отказаться от торгов, вследствие тяжелых арендных условий.
    Доверенный Саввы Морозова тоже не мог договориться об условиях аренды с ведомством Кабинета и основал свою мануфактуру в г. Омске.....

    Показать скрытый текст
    НВ-15329/125 На заре зарождения.
    1938г.
    Из" истории нашего города
    НА ЗАРЕ ЗАРОЖДЕНИЯ
    В конце 19 века упорно ходили слухи о той, что между Сибирью и Америкой, особенно между нравами и порядками сибиряков и американцев, много общего. Для доказательства справедливости, опираясь на материалы архивов и периодическую печать томских газет того времени, полезно вспомнить о том, как сибиряки по-американски строили поселок на Оби.
    22 февраля 1898 года выборным представителями от арендаторов мест в поселке Ново-Николаевском подано прошение управляющему Томским имением.
    В нём было высказано следующее: в 1894 году местность вблизи строящегося железнодорожного моста через р.Обь признана подходящей по своему географическому положению для устройства поселка, поэтому многие переселенцы обратились к лесничему, господину ИМШЕНЕЦКОМУ, с просьбами об отводе мест под усадьбы, постройки, магазины и сельские угодья.
    На эту просьбу лесничий обратил серьезное внимание и пришел к заключению, что путем отдачи мест по назначенной арендной плате можно добиться быстрого образования на выбранном месте будущего города, и начал отдавать земельные участки размером приблизительно в 250 квадратных сажен по одному рублю в год.
    Приступив к возведению построек, новониколаевцы часто наводили справки о возможности подписи какого-либо условия, чтобы обеспечить свои права аренда на продолжительный срок.
    Имшенецкий, а затем управляющий имением господин Шубенко объяснил поселенцам, что участки сдаются на 12 лет и что условия будут со временем заключены, арендная же плата, согласно существующих правил, может быть увеличена только через 6 лет и то не более как на 10 процентов.
    Заручившись такими сведениями, поселенцы приступили к возведению построек.
    К началу 1898 года, когда,,открылось постоянное
    движение по Средне-Сибирской железной дороге, поселок уже насчитывал около 1800 усадеб и свыше 10 тысяч жителей.
    В течение последующих трех лет новониколаевцы неоднократно обращались в контору управляющего имением, с просьбами поторопиться с заключением условий на аренду земли, так как их отсутствие стесняет желающих возводить капитальные постройки.
    Управляющий Шубенко под разными предлогами; как-то: отсутствие бланков, неимение гербовых марок, отсутствие времени и письмоводителя и проч., отказывал просителям.
    Однако находились терпеливые и настойчивые одиночки — просители, которым удалось оформить условия аренда, не
    взирая на все мытарства и издевательства.
    Вот случай с одним поселенцем, который пришел к Шубенко и
    просил оформить усадьбу для постройки дома. Шубенко отказывает,мол, не получил бланки из Барнаула, заходи через неделю.
    Через семь дней управляющий заявил, что очень занят (не может вписать 20 слов в печатный текст бланка).
    Поселенец ждет и не уходит, слышит новые претензии, почему не выкорчевал пни на улице против своего дома. А на улице мороз и много снега. Предлагает подписку, что сделает это весной.
    Шубенко непреклонен. Поселенец платит большие деньги рабочим за раскорчевку в зимних условиях и снова является в контору.
    Здесь опять ему заявили, что нет гербовой марки в 5 копеек.
    Кучер поселенца тут-же покупает и приносит из лавочки марку. И вот, наконец, прошение оформлено, но Шубенко прячет его в ящик.
    — Позвольте! А мне какой-же Вы дадите документ?,— восклицает поселенец.
    — А Вам со временем выдадут копию условия, если к ней приложите марку в 80 копеек, а копию получите через недельку.
    Поселенец, зная бесконечную волокиту и предвидя еще несколько поездок за копией, решил не уходить. Он садится и пишет копию условия на печатном бланке, его кучер скачет за гербовой маркой.
    Через несколько минут копия готова и лежит в кармане измученного поселенца.
    В итоге — шесть выездов в контору, переплаченные деньги и за корчевку пней и за марки.
    И это проделано с интеллигентным, занимающим видное положение на Средне-Сибирской дороге, человеком.
    На этом примере можно понять, какие преграды приходилось преодолевать бедному, полуграмотному, не всегда знающему где можно достать марки , поселенцу.
    В результате условиями заручались очень немногие, несмотря
    на неоднократные о том массовые просьбы.
    С наступлением нового 1898 года в контору приходили арендаторы со взносами арендной платы. Тут внезапно Шубенко объявил,что с нового года вместо 1 рубля в год, нужно платить от 5 до 10 рублей, смотря по выгодности положения усадьбы.
    Как-же, возмутились арендаторы, ведь мы строились и нам было сообщено, что взимаемая в первый год заселения плата за усадьбы может быть повышена на 10 % только через 6 лет, и места отводились на 12 лет? —Эти условия только для тех, у кого имеются контракты, к остальным же эти правила не применяются — ответил Шубенко.
    Долго доказывали поселенцы начальнику, что не по их вине условия не были заключены.
    Но Шубенко тверд...
    — Условия нет, платите 10 рублей, а не внесете их в шестимесячный срок сносите все постройки, — изрек он и ушел.
    Это положение и вызвало общий сход арендаторов, из которых выбрали шесть лиц для выяснения прав и обязательств поселенцев перед Алтайским горным округом.
    Выборные составили прошение и для успокоения умов попросили г.Шубенко прочитать им свое представление.
    Начальник дал согласие, но что он написал?
    Шубенко заявил своему начальству, что условия не были заключены потому, что арендаторов к этому и "не принуждали".
    Так искажалась истина. Подучилось, что виноваты арендаторы, а не вымогатель Шубенко.
    Что мог хорошего сделать Алтайский округ, получив такое заявление, — в несвоевременном заключении условий на участки поселенцами.
    Виноват поселенец, так и плати за свою ошибку...
    Бедняк, убивший последние гроши на постройку избушки, рассчитывал на приемлемые первые условия. Теперь он в отчаянном положении. А его счастливый сосед, благодаря тому, что своевременно преодолел все препятствия,благоденствует и будет 12 лет платить по 1 рублю.
    Земля таким соседям отводилась в одинаковом количестве.
    Такое положение и несправедливо и ненормально, тем более, что многие контрактные арендаторы прибыли в поселок позже безконтрактных и имели меньше прав на льготы.
    Отличные порядки! Все идёт по-американски!
    И это совершилось в то время, когда главный хозяин этой земли — царь приказал расходы по первоначальному
    благоустройству поселка принять на средства Кабинета ЕГО Величества.
    Будем надеяться, говорили поселенцы, что Алтайский
    округ отнесется к этому вопросу более справедливо и выполнит просьбу выборных арендаторов.
    Просьбу - мольбу новониколаевцев Кабинет удовлетвори лишь в 1901 и 1907 годах.
    Осевшее население нуждалось в устойчивом землевладении,
    так как арендное зыбкое землепользование внушало всяческие
    тревоги за свое благополучие.
    В торгово-промышленных кругах сложилось выжидательное настроение и сомнение.
    Так, крупная Иркутская фирма, пытавшаяся построить большую крупчато-мукомольную мельницу в поселке, вынуждена была отказаться от торгов, вследствие тяжелых арендных условий.
    Доверенный Саввы Морозова тоже не мог договориться об условиях аренды с ведомством Кабинета и основал свою мануфактуру в г. Омске.
    Растущий Новониколаевск отражал конец былой Сибири с примитивным хозяйством и гужевым транспортом.
    Он становился видным пунктом развития новых форм экономики, благодаря железной дороге.
    В нём с первых дней возникновения успешно развивались денежные, кредитные, банковские, капиталистические хозяйства, а после 1917 года — неисчислимое, в миллионах — социалистическое.
    Новониколаевцы, не взирая на огромные трудности, твердо
    верили в успешное развитие своего поселка и великое будущее
    большого города на Оби.
    М.Зоркий, краевед
    тел.22-72-48 служеб.
    Скрыть текст

    Ушел на Фейсбук

  • НВ-16375/1 Хабаров В. 1920-30-ые гг.

    Ушел на Фейсбук

  • какие лица....

    1934 (12.5) члены комсода,администрация,техперсонал и рабочие на строительстве будущего, прости Зевс, НОВАТа

    Ушел на Фейсбук

  • какой актуальный лозунг!)))

    Ушел на Фейсбук

  • На наших глазах развеялась (или подтвердилась?) главная легенда левого берега - про трамвайные рельсы на Пьяной дороге. Лет 30 городские власти уверяли нас, что никаких трамваев на Ватутина отродясь не планировалось, а трамвайные рельсы на мосту через Тулинку - это неотъемлемые элементы конструкции моста на которых всё держится и трогать их не моги. Даже масштабный апгрейд Ватутина в связи с открытием Бугринского моста эти рельсы пережили. Но, не далее как вчера подъезжаю к горлышку очередной пробки и, о, диво дивное - выдёргивают работяги те окаянные рельсы. :appl:

    Нет пока ещё не вздрогнули
    Не взлетели топоры
    Спит огонь у бочки пороха
    Спит родимый до поры
    Чтобы золотым спокойнее
    Было в кошельках тугих
    Охраняют их разбойники
    От разбойников других

  • НГКМ ОФ-23768/13 Багаев Д.П. Митинг 1 мая 1917 г. на Николаевском проспекте.

    Ушел на Фейсбук

  • Ушел на Фейсбук

  • НВ-15441/20 г. Новосибирск. Ателье № 1.

    Ушел на Фейсбук

  • НВ-15441/22 г. Новосибирск. Здание оперного театра.

    Ушел на Фейсбук

  • сколько ̶н̶е̶у̶г̶о̶м̶о̶н̶н̶ы̶х̶ политически активных женщин на митингах :biggrin:

    Обо мне не следует морочиться,
    У меня, как правило, окажется
    Всё не так отрадно как вам кажется,
    Но не так отвратно как вам хочется :))) (с)

  • так и в Питере именно женЖины переворот учинили, который потом гордо обозвали Великой Октябрьской Революцией и всего навсего кто-то не завез утречком хлеб в лавки по городу и империи кирдык, это уж потом из всех щелей полусонные и полутрезвые рволюционЭры повылазили

    Ушел на Фейсбук

  • это понятно, просто мне казалось, что в Сибири дамы были более спокойные,
    ан нет:)

    на фотке строителей Оперного пацан стоит мелкий в какой-то шапке по типу бескозырки
    с надписью КРАСИН :biggrin:

    Обо мне не следует морочиться,
    У меня, как правило, окажется
    Всё не так отрадно как вам кажется,
    Но не так отвратно как вам хочется :))) (с)

  • легенда о новосибирском метро)) Довольно долго эта схемка висела по всем метровагонам вводила в заблуждение гостей нашего городка))

    НОКМ ОФ-17592/1 Кр-9 Схема метрополитена в Новосибирске 1979 г.

    Ушел на Фейсбук

  • НОКМ ОФ-19850-1 Нег-26 Майлов С.П. Дом народных собраний имени товарища Ленина и здание Промышленного банка СССР.1929-30

    Ушел на Фейсбук

  • 1902

    Ушел на Фейсбук

  • Показать скрытый текст
    "НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ"_ежемес. журн. под ред М.Горького_ГИЗ_№3_Март_1930_стр. 49—57
    НОВОСИБИРСК
    Л. МАРТЫНОВ (Леони́д Никола́евич Марты́нов (9 [22]мая 1905, Омск, Акмолинская область, Российская империя — 21 июня 1980, Москва, СССР) — русский поэт и журналист, переводчик поэзии. Лауреат Государственной премии СССР (1974).
    ...Став в 1924 году разъездным корреспондентом газеты «Советская Сибирь» (Новониколаевск), Мартынов объездил всю Западную Сибирь и Казахстан...)
    Первые поселенцы Новониколаевска писали «его императорскому величеству»:
    С 1892 года на берегу реки Оби у железнодорожной станции Обь, мы заселили поселок с разрешения начальства. 1862 семьи построили дома. Стремились достигнуть общества—отказали. Выбранного нами старосту уничтожили... Просили открыть на первоначальные нужды питейные заведения—отказали, отдали частным виноторговцам, поставили пристава полиции, не оказывают никакого содействия, даже сход собрать не разрешают, мотивируя тем, что бунтуем. Требуют арендную плату за все... Явите царскую милость, внемлите десятитысячной мольбе народа, верноподанных рабов ваших, уступите землю в аренду по сорок копеек за десятину или в вечность и учредите общество в поселке Новониколаевском посадкое или городское!
    Следом за мольбой о «царской милости» Томский губернатор пояснил Петербургу, что в поселке Новониколаевском, возникшем самовольно близ строющегося через
    Обь железнодорожного моста, год назад собралось незаконное всесословное собрание мещан, купцов и крестьян. Собрание это самочинно выбрало из своей среды старосту-крестьянина Титлянова, отвергнув и провалив других кандидатов, выставленных полицейской властью. И жалоба поселенцев последствий не имела.
    Над широкой пустынной Обью громоздилась металлическая громада строющегося моста. На берегу, около моста стоял кабак. Вдоль насыпи, ведущей к мосту, шумел базар. Поселок рос в тайгу, люди врубались в сосновый лес и на расчищенных площадках ставили срубы из свежеотесанных сосновых бревен.
    С запада шли крестьяне. Безземелье и безработица гнали их из «Рассей» в Сибирь. На берегах Оби было довольно земли и работы.
    С востока, из тайги выходили золотоискатели, зверобои. Они озирались в приятном изумлении—над Обью у строющегося моста стоит новый поселок с лавками, с кабаками...
    Со всех сторон света спешили сюда дельцы, шулера, притонодержатели...
    Бородатый староста Титлянов, в заботах по созданию бюджета шагал по поселку со штрафной книгой под мышкой.
    Над речкой Каменкой возникли игорные притоны и дома разврата. Нужно было срочно строить ледник для хранения жертв поножовщины и разгула. Староста Титлянов обложил для этой цели все население податью по тридцать копеек со двора, объявил себя судьей и начал штрафовать буянов и правонарушителей на нужды городского благоустройства с записью в особую книгу.
    Морг—первое муниципальное строение— был построен. Появились другие нужды. Избиратели внушили старосте идею открыть «мирские кабаки» по примеру Великого Новгорода. На этом финансовом начинании и кончилась карьера старосты. Начальник Алтайского округа, давший монопольное право на торговлю вином в поселке знакомому виннозаводчику, объявил старосту Титлянова самозванцем и отдал его под суд.
    Так кончилось «народоправство». Но небывало мощный рост поселка продолжался.
    В 1892 г., на месте Новониколаевска стояло три рыбацких избушки, а через пять лет население его превышало 10 000.
    Недалеко на пересечении Оби и старого московского тракта стоял купеческий городок Колывань.
    Колывань торговала. Колывань закупала хлеб, скот, мед, орех, лен, масло, пушнину. Железная дорога была нужна Ко-лывани. Но что поделаешь, когда железная дорога прошла мимо: Обь около Колывани разливается на десяток километров и строить здесь железнодорожный мост признали нецелесообразным. Великий Сибирский путь прошел южнее.
    И купцы поняли, что надо делать. Они перенесли деловую Колывань, Колывань контор и складов, на железную дорогу, в Новониколаевский поселок. В 1902 г. две с половиной тысячи колыванских жителей сразу потребовали себе увольнительные паспорта и отправились в буйный, грязный Новониколаевский поселок, где свистели паровозы и гудели пароходы у пристаней на 0би.
    В 1903 г. Новониколаевскому поселку было «даровано» звание безуездного города Томской губернии.
    — Телеграмма с запозданием!—кричали дельцы.—Мы уже давно—город! Вспомнили!
    В 1908 г. к городу с населением уже 46 000 человек подошла с юга, из Барнаула Алтайская ветка. Став вратарем Алтая, Новониколаевск окончательно взял в свои руки южно-сибирский рынок. Вокруг города множились мельницы, маслобойные, кожевенные, мыловаренные заводики и заводы.
    Город рос сам по себе, без особого вмешательства власти.
    Это был город молодой сибирской буржуазии. Здесь правили купец и банкир, здесь создавались промышленники новой формации, молодые рвачи, чуждые купеческой степенности томичей и омичей. Они не преминули вступить в конкурентную борьбу с Томском, продолжавшуюся до самых лет революции. Они прекрасно работали в годы империалистической войны, поставляя армии муку, кожи, сало и масло.
    Немного позже они же сосредоточили в своих руках нити сибирской контрреволюции. В Новониколаевске началось чехо-словацкое выступление против Советов в :1918 г., здесь формировался первый штаб белой армии, отсюда шли деньги на организацию офицерских отрядов.
    Но здесь же была и первая по времени (в начале сентября 1918 г.) попытка вооруженного восстания рабочих против колчаковщины; правда, провокаторы выдали подпольный штаб восстания накануне назначенного дня, и выступление не состоялось, но до конца белых дней в Сибири новониколаевские рабочие играли видную роль в подпольном революционном движении, тесно связанные с партизанскими отрядами Алтайского района.
    В 1925 г. Новониколаевска не стало. Родился Новосибирск, имеющий к началу 1930 г. около ста семидесяти тысяч населения.
    К концу пятилетки население превысит триста тысяч человек.
    СТРОЙКА
    На месте знаменитого базара, где перекупщики делали себе миллионные состояния, спекулируя медом и кожсырьем, теперь стоит громадное здание Сибкрайисполкома. Вообще, базар не в чести у Новосибирска. Новониколаевск рос вокруг базара, а в Новосибирске базарные площади, стиснутые стенами железо-бетонных советских домов, становятся все пустынней и тише. Новосибирский округ—накануне перехода на сплошную коллективизацию. Крестьяне сдают сырье в кооперацию и государству. Последние перекупщики, словно призраки на рассвете, подстерегают еще крестьян у городских застав, но и их разгоняет резкая трель свистка милиционера.
    Советская власть, переименовав город и сделав Новосибирск краевым центром, начала его перестраивать.
    В 1926 году на строительство города затратили три миллиона рублей, потом шесть, десять, двадцать и в 1930 году предполагается вложить в строительство около тридцати семи миллионов рублей.
    В Новосибирск лучше всего прилететь на самолете. Тогда ясно представляешь себе ту гигантскую перестройку, которой подвергнут город. Сверху отчетливее и яснее видно, как кубы камня и железо-бетона ростут, вытесняя гнилое дерево дореволюционного Новониколаевска. Сверху становится ясным, что городские сады—не что иное, как куски первобытного леса, окруженные ныне улицами. Сверху особенно бросается в глаза дикая непропорциональность новых—советских и старых—дореволюционных построек. Старые «хижины» чередуются с «дворцами» из стекла и железа. Избушка ютится рядом с громадным домом, занимающим целый квартал.
    Таков Новосибирск, если на него глядеть с самолета. Но почтовые фоккеры аэролинии Москва—Иркутск пока что садятся на широчайшую коричневую ладонь Новосибирского аэродрома лишь летом. А сейчас будем рассматривать Новосибирск обычным способом, начиная с вокзала.
    «Вокзал—это лицо города»: Новосибирский вокзал прекрасно это подтверждает: к старому деревянному зданию, напоминающему барак, с обоих концов пристроено по каменному дополнению. Внутри вокзал кажется одним большим зданием, только потолок в среднем помещении пониже, да стены погрязней, и лишь снаружи видно, что это три здания, с архаическим бараком в центре. Это действительно—«лицо города».
    Но выйти наружу не так-то легко. Вокзал всегда переполнен. Кого только тут нет! Москвичи, переселенцы в армяках, какие-то зверобои в оленьих и медвежьих дохах. Люди изнывают в хвостах. Хвостов здесь много—на Иркутск, на Челябинск, на Свердловск, на Семипалатинск... Спят где попало—у дверей, в коридорах и даже под столами в станционном буфете. Словом, вокзал должен быть раз в десять больше, чем он есть.
    Конечно, Новосибирску нужен новый вокзал—и он будет, уже выбрано место для постройки. Но, очевидно, этот барак перестанет мозолить глаза одновременно с исчезновением хибарок в центре города. Он выдержит роль до конца, вплоть до момента, когда большой новый вокзал, созданный из одного куска, отобразит лицо нового города.
    Недалеко от вокзала, в самом начале улицы—два громадных дома на 88 квартир. Улицы изрыты и перегорожены заборами. Новосибирск развертывает квартальное строительство и эти новые дома—первые из намеченных по плану десятков.
    Громадные дома заселены рабочими-железнодорожниками, рабфаковцами, научными работниками. В эти дома попали люди, жившие в наиболее скверных условиях.
    В вокзальном районе новые постройки высятся каменными островами в деревянном море. Чем ближе к центру, тем выше и плотнее становится нагромождение камня, стекла и железо-бетона.
    Отгороженные пустыри, постройки в лесах, увешанные малярами стены, покрасневший от кирпичной пыли снег...
    Центральный Дом Ленина. Многим он не нравится. Говорят—смешение стилей. Но никто не будет возражать, что Дом Ленина—величественная постройка. Есть в нем что-то, вызывающее в памяти мавзолей. Теперь в нем библиотека—она по праву занимает это здание.
    В Доме Ленина—бюро жалоб. Дом Ленина знают все. И с жалобой на советские непорядки, и за советской книгой люди идут к Дому Ленина. Это хорошо.
    Рядом большое здание Промбанка. Окрисполком. Пять лет тому назад здесь стояли холодные и грязные деревянные бараки, где даже не каждый день работало кино. Люди осаждали эти здания, единственные тогда в городе культурные «центры», и шли в них под вечной угрозой по-
    жара: кругом базар, рядом «барахолка», толпа,—деревянные здания могли в любой момент вспыхнуть, как костер. Сзади них стучала без умолку электростанция, похожая на кустарную мастерскую и освещавшая четвертую часть города.
    Теперь в городе около пяти каменных кино-театров, а на берегу Оби—новая электростанция, уже перегруженная за четыре года своей работы до отказу.
    Центральная улица Новосибирска—Красный проспект тянется километра на три, если не больше. Прежде эта широкая улица с бульваром по середине называлась Николаевским проспектом. Бульвар до сих пор еще не дает тени—деревья молодые и редки.
    Старые купеческие кирпичные дома и магазины, прежде бывшие красой и гордостью города, кажутся какими-то складочными помещениями, по недоразумению поставленными на Красном проспекте.
    Железо-бетон и гранит вытесняют их. Дом Ленина, дом госучреждений, Сибкрайсоюз, дом Сибмедторга, Дворец Труда, Клиники, десятки новых зданий, хотя и стоят каждое особняком, но сливаются в одно гигантское целое, образуя собой новый город.
    Автобус маршрута «Вокзал—центр—завод «Труд» выносит нас на окраины, где четыре тысячи населения находятся в состоянии войны с комхозом, под вечной угрозой выселения.
    Четыре тысячи городских строений обречены на слом отделом городского благоустройства.
    В долинах рек Каменки и Ельцовки Новосибирск до сих пор остается похожим на добрый старый поселок, населенный переселенцами-землепроходцами и выходцами из тайги—«приискателями».
    Несколько тысяч домиков, сколоченных из гнилого бревна или из краденых вагонных досок, лепятся безо всякого порядка над берегами Каменки и Ельцовки.
    И вот на крутые берега приезжает комиссия. Люди из комхоза, люди, которые воплощают в жизнь чертежи и планы, для которых земля—разграфленая бумага.
    — Придется выселяться!—говорят люди из комхоза.
    — Куда?
    — Еще дальше на окраину. Вы здесь
    самовольно заселились. По план здесь, в долинах рек, будут зеленые насаждения.
    — Ага! Зеленые насаждения. Людей гнать, а зеленые насаждений насаживать! Мы выедем, но только в кооперативный дом. А на окраину не желаем. Попробуй—высели!
    Скандал. Депутация в горсовет. И резолюция: выселение отложить.
    Надо было думать раньше. Но когда? Люди селились здесь двадцать лет назад, селились в годы гражданской войны, когда город был завален тифозными и больными мерзлыми телами белогвардейцев. Селились и после, ставя сначала печку, а затем возводя вокруг печки стены. Печка-основа оседлости. Дом, оборудованный печкой, по местному правилу, не подлежал сносу, хотя бы и был построен без разрешения.
    Вниз по Оби, на окраине города, сосредоточен целый ряд предприятий—холодильник, нефтесклад, винзавод, маслозавод, кожзавод. А поблизости ютятся землянки и домики самовольных застройщиков. Кто они? Кустари, инвалиды, чернорабочие.
    Предприятия расширяются, им нужна добавочная площадь. Соседние кварталы по плану значатся пустыми и передаются заводам.
    — Там же дома!
    — Выселяйте застройщиков сами.
    Задача выселения трудна и не разрешена доселе.
    В городе создан первый вуз. Институт народного хозяйства с рабфаком и вечерним рабочим университетом. Съезжаются научные работники из Томска, Ташкента, из Европейской части Союза. Работа в Новосибирске интересна для современного специалиста, будь он экономистом или естественником. В нынешнем году Институт имеет экономический факультет с тремя отделениями: организационно-плановым, кооперативным и торговым. На будущий год создаются промышленное и финансовое отделения и второй—колхозный факультет. В первый свой прием институт завербовал 120 студентов, преимущественно из рабочей среды. В будущем году прием должен быть расширен до 930 человек. Увеличение за год в восемь раз—это тоже показатель новосибирского темпа, при котором через три-четыре года Сибирь будет
    иметь первую тысячу экономистов, кооператоров, колхозников.
    Итак, Новосибирск создал свой вуз. Налицо студенты и профессура. Но нет здания.
    Помог т. Ларин, во-время создавший идею двухсменки. Дом госучреждений решено было передать институту. Двенадцать учреждений выехали на грузовиках в спешном порядке из белого дома. И в дом вошли студенты.
    Тяжело заниматься с трех до десяти вечера при довольно неярком электрическом освещении. Администрация и местком прикидывают—на сколько упала производительность труда. Работать трудно, люди курят, нервничают, быстро устают.
    — Долго так не проработаешь!
    — Зачем долго? Долго не придется. Вот выстроят дом культуры, переведут
    туда институт, разгрузят здания, тогда мы опять станем заниматься нормально. Но годик-два, вероятно, придется потерпеть.
    «Весело и неуютно жить в Новосибирске»—так метко определяют новосибирцы.
    Именно в этой тесноте и при таком темпе строительства и должна была возникнуть мысль о социалистическом городе, городе-коммуне, городе будущего. И оно возникла.
    СИБКОМБАЙН
    Зима. Равнина за Обью покрыта сухим и блестящим снегом, от которого режет глаза. Но тысячи глаз глядят на эту равнину с восторгом и надеждой. И сотни рук держат учебники английского языка.
    В сорокоградусный мороз через реку, скрипя, идут обозы. Возчики трут носы волчьими рукавицами. На каменоломнях охает динамит—за тридцать дней нужно доставить на левый берег Оби пятьдесят тысяч кубометров бутового камня. Станция забита лесом—двадцать тысяч вагонов леса нужно доставить за Обь. Нужно приготовить пятьдесят тысяч бочек цемента...
    Что строится? Социалистический город, о котором ежедневно трубят газеты?
    Пока что нет. Приступлено лишь к постройке «Сибкомбайна» первого из ряда заводов, которые встанут в линию между железной дорогой и будущим портом. А город для рабочих этих заводов, город на 150 000 человек населения, город-коммуну, где не будет жилкризиса и кухонных дрязг, мы начнем строить не с весны, а с осени.
    «Сибкомбайнсельмаш», к постройке которого приступлено на левом берегу Оби с первого января 1930 г., будет одним из величайших в мире заводов сельскохозяйственных машин. Предполагается, что он будет выпускать в год 35 000 сеялок, 30 000 сенокосилок и до 25000 комбайнов.
    Но, все же, при чем тут английский язык, изучаемый сотнями новосибирцев?
    А дело вот в чем:
    В 1929 году в Сибири работало ровным счетом три комбайна. Один в коммуне Барнаульского округа, два других на полях учебно-показательного совхоза при Омской машино-испытательной станции. Комбайны были ввезены из Америки и инженер Омской машино-испытательной станции изучал работу американских машин в сибирских условиях, с тем чтобы внести нужные изменения в конструкцию комбайнов.
    Я хорошо помню хмурый сентябрьский день, когда по полю опытного совхоза прошел «Адванс-Румели», подобный гудящему чудовищу об одном крыле. Толпа студентов-первокурсников из сельскохозяйственного института шла за комбайном, наблюдая, как сжатые колосья, мелькая, летят по конвейеру хедера в молотилку. Затем студенты перебежали к другому борту машины, где обмолоченное и отсортированное зерно льется в мешки, подставляемые под хобот.
    Комбайн шел через поле, оставляя за собой груды соломы. И тогда на поле появилось несколько крестьянских телег. Крестьяне окружили комбайн. Комбайнер вынужден был прочесть целую лекцию.
    — Комбайн — комбинированная уборочная машина—жнет, молотит, сортирует— все на ходу! Делается в Америке,—закончил комбайнер.
    — Видно, что в Америке!—крикнул один из мужиков,—У нас, что ж, кишка тонка?
    — Будем строить и мы,—возразил комбайнер.—Тысачу таких штук в год. Тысячу в год. Понимаешь?
    — Будем строить тысячу в год,—гордо сказал комбайнер. Это было в Омске, в сентябре прошлого года.
    — Будем строить двадцать пять тысяч комбайнов в год! — поправил начальник «Сибкомбайнстроя» т. Морин в Новосибирске в январе 1930 года.
    Дело в том, что за это время произошли огромные перемены в темпе реконструкции сельского хозяйства СССР, в темпе коллективизации. Коллективный сек-
    тор необходимо обеспечить орудиями производства и, прежде всего, уборочными машинами.
    Новосибирск—центр сельскохозяйственных округов Сибири—должен стать поставщиком комбайнов, потребность в которых определяется цифрой 25 000.
    Был спор с Уралом. Сибири нередко приходится спорить с Уралом по вопросам индустрии. И когда встал вопрос о заводе комбайнов, уральцы стремились доказать, что сырьевая база для постройки этого завода—Урал и только Урал. Уральцы настаивали на том, что в Сибири лес для постройки завода придется подвозить издалека, дуба в Сибири нет вовсе, металл придется везти с Урала, и поэтому завод комбайнов нужно строить не в Новосибирске, а в Миасе. Но сибиряки доказали, что дуб может быть вполне заменен сибирской березой, что Кузнецкий металлургический завод снабдит «Сибкомбайн» необходимым металлом. Победа осталась за Новосибирском. Да где иначе и быть заводу, который должен обслуживать весь
    советский Восток, территорию в пятьдесят миллионов гектаров пахотной земли?
    Так вот об английском языке:
    В морозный январский вечер, когда в Барабинской степи выли волки, когда Новосибирская радиостанция передавала в тайгу и за полярный круг вести о победе ОДВА, строитель «Сибкомбайна» обратился с речью к партийцам и комсомольцам Новосибирска:
    — Наша боевая задача—взять на левом берегу Оби, около станции Кривощеково, площадку в двести пятьдесят га, заросшую бурьяном и кустарником, и построить на ней в два года завод-гигаит. Причем надо помнить, что из этих двух лет два месяца уже ушло.
    — В этом году мы израсходуем около двадцати миллионов рублей, а весь завод будет стоить шестьдесят миллионов.
    — Мы приступаем к строительству пока без проекта и надо сказать, что такого проекта нет еще в мире. Проект этот мы можем получить лишь благодаря поездке в Америку, хотя и в Америке нет еще
    такого завода, какой хотим мы строить. В Америке самый большой завод комбайнов, завод Холта, выпускает 15 000 комбайнов в год. Поэтому нам придется не только осмотреть этот завод, но и говорить с американскими фирмами о составлении проекта и купить проект.
    — Параллельно с заказом в Америке уже работает Гипромез в Ленинграде. К лету проект должен быть, американский или ленинградский, который мы дадим на консультацию в Америку.
    — Независимо от того, что у нас еще нет проекта, мы должны использовать каждый день, каждый час нашей повседневной работы, чтобы ускорить строительство.
    — Нам нужно работать невиданным темпом. У нас мало технических сил—Сибирь бедна до крайности. А нам понадобится 300 — 400 инженеров и техников. Придется мобилизовать все силы Сибири и других районов Союза. Необходимо связаться со всеми вузами и втузами и законтрактовать работников.
    — Нет сомненья, что часть технических
    сил придется купить за границей, но надо собрать все свои силы, какие имеются, и подумать о будущих. Мы рассчитываем на молодежь.
    Наши лозунги таковы:
    — Даешь десятников из молодежи! Организуйте курсы, ударные бригады!
    И еще:
    — Учитесь, ребята, английскому языку! Организуйте курсы. Через полгода поедем на шесть месяцев в Америку. В наши договоры с американцами войдет не только поставка оборудования, но и допуск наших инженеров и рабочих на их, заводы, войдет учеба на производстве. Вот почему молодежь должна учиться английскому языку. Сто молодцов—за границу, чтобы, вернувшись, они стали руководителями десяти тысяч рабочих!
    БОГАТСТВА СИБИРИ
    Большинство населения Сибири сосредоточено в западных ее земледельческих округах.
    Омский округ—гнездо зернофабрик, гигантские площади в сотни тысяч га, засеянные пшеницей. Барабинский округ— страна озёер и зеленых пастбищ—база животноводства и маслоделия. Барнаульский, Славгородский, Рубцовский округа—будущие поставщики льна и сахара. Лен Маслянинского района Новосибирского округа признан выдающимся по качеству из всех сортов льна Союза. Барнаульская свекла имеет 19,5% сахаристости, т. е. ничуть не уступает украинской.
    Богатства недр Сибири находятся в ее восточных малонаселенных округах. Уголь и руду надо искать на таежных и горных окраинах за Кузнецком, Минусинском, Иркутском.
    Новосибирск, вскормленный хлебом, мясом и маслом черноземной юго-западной Сибири, стоит на границе Сибири руднокаменноугольной. К западу от Новосибирска—богатства сибирской поверхности, к востоку—богатства сибирских недр; к югу—Алтай: ресурсы поверхности и недр.
    Новосибирск недалеко от Кузнецка, на чьем угле должна развиваться вся металлургическая и химическая промышленность Сибири.
    Развитие уральской металлургии находится также в прямой зависимости от Кузбасса. Магнитогорск и Кузнецк—уральское железо и сибирский уголь—два новых центра промышленности на востоке, опорные пункты для дальнейшего хозяйственного продвижения на восток к неисчерпаемым его богатствам.
    На съездах и конференциях представители восточных округов Сибири говорят, что Новосибирск мало уделяет внимания природным богатствам, находящимся восточнее Енисея.
    — Еще не дошло время—отвечает Новосибирск. Ждать осталось немного.. Иду на восток!
    Чем дальше к востоку, тем более малолюдной и дикой становится Сибирь. Но богатства: ее нс уменьшаются. Прежде чем браться за правильную эксплоатацию этих богатств, нужно создать кадры работников, нужно заселить и освоить страну.
    Людей хватит. Ежегодно стотысячные массы переселенцев вливаются в Сибирь через уральские ворота. Но нужно разделить эту массу земледельцев, уходящих от аграрного перенаселения западных районов
    СССР, на отдельные отряды, отряды лесорубов, землеробов, землекопов, рудокопов, на отряды особого назначения для покорения стихий.
    Пассажиры уходящего из Новосибирска поезда толпятся в коридорах вагона у окон. Всем хочется видеть место будущего социалистического города. Мост пройден: станция Кривощеково.
    Пустынная равнина, просшая редким кустарником. Здесь!
    Тень поезда мчится по снегам. Скоро ряды строений загородят здесь горизонт. К осени на этом берегу нужно создать жилища для первых пяти тысяч рабочих.
    По другую сторону железнодорожного полотна, там, на холмах, где теперь ютятся какие-то избушки, должен вырасти «Сибкомбайн».
    А у подножья этих холмов, немного позднее, будут выстроены льнопрядильная и льночесальная фабрики. Текстильная фабрика,. которая будет работать на туркестанском сырье, подаваемом через Турксиб. Автосборочный завод. Шпалопропиточный завод. Верфь. Лесные заводы.
    Каналы и дамбы порта совершенно изменят вид низкой пустынной поймы...
    Поезд ускоряет ход. Огни Новосибирска оседают за Обь. Вскоре они исчезают вовсе и остается лишь марево над снегами.
    От железнодорожной насыпи, вниз, в в пойму, опускаются неровные, ломаные ряды проволочных заграждений. Это осталось от гражданской войны, от интервенции.
    Здесь русская контрреволюция и интервенты отгораживали старый мир от наступления большевиков. Японцы и англичане отгораживали колючей проволокой богатейшую страну, которая, как им казалось,—накануне превращения в колонию.
    Тех и других нет.
    А ржавую забытую колючую проволоку весной заберут сборщики утильсырья.
    Скрыть текст

    Ушел на Фейсбук

  • еще фотки

    Ушел на Фейсбук

  • В ответ на: НОКМ ОФ-19850-1 Нег-26 Майлов С.П. Дом народных собраний имени товарища Ленина и здание Промышленного банка СССР.1929-30
    Этот клон московского мавзолея на месте нынешнего "дома Ленина" стоял? А здание, что рядом на месте мэрии?

  • Там написано Ленин умер, а дальше не разобрать. :dnknow:

  • В ответ на: Там написано Ленин умер, а дальше не разобрать. :dnknow:
    ...ленинзм - жив!))

    Ушел на Фейсбук

  • В ответ на: Этот клон московского мавзолея на месте нынешнего "дома Ленина" стоял? А здание, что рядом на месте мэрии?
    Это и есть здание нынешней мэрии до изувечивания-надстройки, там Промбанк был, а еще дальше - Дом госучреждений Кр.пр.,38

    Ушел на Фейсбук

  • Глядя на фотографии, хочется сделать вывод, что архитектура стремилась стать новой красной архитектурой. И город строить начинали красные архитекторы.
    Именно поэтому эксперты из Томска делают вывод, что в Нске застройки ведутся рывками. Сначала кусок города застраивается, а через какое-то время, когда меняется политика, прежнее сносится до основания и на этом месте строится новое.
    Они насчитали несколько таких глобальных перестроек в центральной части города.

  • В ответ на: ...ленинзм - жив!))
    А вот интересно, были ещё какие-то города, которые пытались подобные пантеоны строить, чтобы увековечить Ленина?

  • тут нужно учитывать то, что Новосибирск не планировал становиться административным центром - развивался себе как торговый и промышленный. В чем-то действительно СибЧикаго, но большевички трухнули оставаться в Омске, который был вполне приспособлен под большое число бюрократов со товарищи и в одночасье махнули в Новониколаевск и, по-моему, именно с тех пор мы стали решать проблему квадратных метров в режиме "ошпаренной кошки" через надстройку пары-тройки этажей, через снос парков и городских лесов - дабы воткнуть заводик, через освоение левого берега под промзону ибо там ландашафтик ровный в сравнение с изрезанным оврагами и руслами рек - правым. Ну а с архитекторами и единым стилевым решение - не знаю, не копенгаген, пусть сами разбираются

    Ушел на Фейсбук

  • Леонид Мартынов про наш любимый Красный Проспект)))
    сразу по прибытию в наш город из Омска, вырвавшись из старого здания вокзала....

    Провинциальный бульвар

    Провинциальный бульвар.
    Извозчики балагурят.
    Люди проходят, восстав от сна.
    Так и бывает: проходят бури
    И наступает тишина.

    Что из того, что так недавно
    Стыли на стенах кровь и мозг!
    Толстые люди проходят плавно
    Через бульвар, где истлел киоск.
    Что из того, что разрушенных зданий
    Ясные бреши на восток!

    Кончились, кончились дни восстаний,
    Членовредительства и тревог.
    И только один, о небывалом
    Крича, в истрепанных башмаках,
    Мечется бедный поэт по вокзалам,
    Свой чемоданчик мотая в руках.

    1921

    Ушел на Фейсбук

  • Да уж! Покуражились красные.
    Думаете большевичков при большой собственной скученности испугала перспектива голодного ближайшего будущего в Омске в гражданскую? Потому они переместились в более развитое в торговом и промышленном плане место?
    А Ново-Николаевску повезло, что ж/д мост через Обь стали строить через него, это решило перспективы его бурного развития. И не благодаря большевикам, а царю.

  • Кривощёково повезло и породило Новониколаевск, хотя и спихнуло с приятного левого берега на овражистый правый. Объективно мост только здесь и мог быть, спасибо геологии.....и если бы не усилия предков по лоббированию строительства магистрали на Алтай через Новониколаевск - фигушки бы мы стали мегаполисом, а они там В столицах, ради этого костьми легли

    Ушел на Фейсбук

  • Интересно было бы узнать про тех, кто костьми лёг.

    Исправлено пользователем Сарра (04.11.21 14:54)

  • Есть в продаже хороший сборник документов, что ценно ибо интерпретаторы-комментаторы уже поддостали

    Я оцифровал фрагмент книги для ознакомления

    Еще про основание города можно почитать здесь, на сайте краеведов - такая не слишком засушенная тусовка

    Ушел на Фейсбук

  • Ново-Николаевскъ. (Непростительная невнимательность гг. пароходчиковъ.) Случаюсь ли вамъ, господа, въ полночную пору ѣхать со станціи „Обь“ на пароходныя пристани, расположенныя по обѣимъ сторонамъ Обского моста. Извощикъ повезетъ васъ по городу, гдѣ между прочимъ тоже есть сомнительной репутаціи ровъ, на одномъ берегу котораго недаромъ поставлена будка. Въ будкѣ, ежеминутно дрожа за свое существованіе, сидитъ ночной сторожъ. Любители чужой собственности не шутятъ,—поневолѣ приходится труситъ.
    Далѣе, переѣхавъ чрезъ линію, извощикъ сворачиваетъ въ лѣсъ. Косогорами какими-то, буераками, съ постоянными поворотами вправо и влѣво, по невозможно тряской дорогѣ, кажется по незаровненнымъ пнямъ, вы ѣдите, дрожа за жизнь, по лѣсу.
    Но если бы это было всё,—то это ещё не такъ страшно, не такъ зло и обидно. Но случалось ли вамъ, читатель, добравшись со страхами и переполохами до пристаней Мельникова и Плотникова, что находятся на правой сторонѣ моста, узнать, что съ этихъ пристаней пароходъ не отправляется, а отправляется съ пристани Ельдештейнъ, что по лѣвую сторону моста, саженяхъ въ 100—150 отъ первыхъ двухъ пристаней.
    Что-же оказывается?
    Вы узнаете пренепріятную вѣсть, что вамъ нужно ѣхать обратно, ѣхать по той же самой чертовой дорогѣ, исколесить 4 или 5 верстъ до Ельдештейновской пристани. А пристань такъ близка—рукой подать, если-бы только былъ вблизи переѣздъ черезъ жел. дор. линію.
    Спрашивается, неужели нѣтъ ближайшаго переѣзда на ту сторону линіи? И неужели г.г. пароходчики, въ видахъ удобства своихъ пассажировъ, не удосужатся отыскать ближайшее удобное мѣсто переѣзда съ пристани на пристань? Такое ближайшее мѣсто переѣзда есть, и на него уже давно указываютъ, какъ на удобное, но что -то мѣшаетъ осуществленію этого благодѣянія для публики, вообще, и для тѣхъ, въ частности, несчастныхъ пассажировъ, на долю которыхъ выпадаетъ такое злостное путешествіе.
    Сибирский вестник - 19 мая 1904 - № 105

    Ушел на Фейсбук

  • набережная....начало))

    Ушел на Фейсбук

  • правый берег)))

    Ушел на Фейсбук

  • Ушел на Фейсбук

  • QR-справка))

    Ушел на Фейсбук

  • 23 октября 1768 года. Екатерина II привилась от оспы.
    Антипрививочники появились практически в том же году. :biggrin:

  • ....в период между 1917 и 1921 годами от сыпного тифа погибло около 3 млн. человек. Такие объявления вешали в парадных.

    Ушел на Фейсбук

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: