Кокоулин Владислав Геннадьевич_БЛАГОУСТРОЙСТВО НОВОНИКОЛАЕВСКА-НОВОСИБИРСКА В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Показать скрытый текстКокоулин Владислав Геннадьевич_БЛАГОУСТРОЙСТВО НОВОНИКОЛАЕВСКА-НОВОСИБИРСКА В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
После окончания Гражданской войны и периода «военного коммунизма» городским властям предстояло преодолеть их последствия .
Для этого требовалось решить множество проблем – от обеспечения горожан продовольствием до приведения улиц и жилых помещений в санитарный вид .
Задача благоустройства, или иначе говоря, создание комфортной городской среды обитания (развитие водопровода, канализации, электрического освещения улиц и домов, устройство мостовых, тротуаров, мостов, набережных, садов, бульваров, автобусного и трамвайного сообщения и т .д .), отодвигались на неопределённое время .
Созданный в составе горуездного исполкома подотдел благоустройства города первые годы решал в основном текущие задачи .
Необходимы некоторые пояснения, относительно терминов, которые сегодня являются для нас привычными, однако были новыми для горожан начала 1920-х гг ., – коммунальное хозяйство и коммунальные отделы .
Их появлению мы обязаны решениям VII Всероссийского съезда Советов, который в 1919 г . решил децентрализовать управление городским хозяйством, приняв в качестве самоуправляющейся единицы – территориальные общности населения независимо от размера, которые и получили название «коммуны» .
Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами .
Все эти термины достаточно быстро вошли в жизнь1 .
Но в жизнь вошли не только эти термины, но и идеология коммунальной жизни .
Она сказывалась на всём – от «квартирного вопроса» до общегородского хозяйства .
Однако частью повседневной жизни горожан они стали не сразу, не в один день, а постепенно – на протяжении всего периода новой экономической политики .
Основной причиной, которая обострила все проблемы коммунального хозяйства в Новониколаевске, стал переезд в город Сибревкома и его отделов .
Это привело к увеличению численности служащих в городе, и к росту потребности в рабочих, которые стали переходить на работу в сибучреждения, где оплата была, очевидно, выше, чем в городских предприятиях .
По крайней мере именно это требовал врио подотдела благоустройства города Климентьев, выступая 23 августа 1921 г . на межведомственном совещании по проблемам благоустройства Новониколаевска: «Вопрос о благосостоянии города являлся и является одним из самых важных и основных в области городского самоуправления, ибо если никто не будет следить за исправностью дорог, лотков, мостков, тротуаров и постепенно увеличивающихся не только на окраинах, но даже в центре обвалах, то мы скоро можем дойти до первобытного состояния не только в смысле загрязнения улиц, но и полной их непригодности к проезду <…> Всё это меня заставляет настаивать решительным образом на возвращении из сибов всех наших рабочих и специалистов, которые были последними от нас в связи с переездом сюда центральных учреждений изъяты».
Участники совещания согласились с Климентьевым и утвердили штаты подотдела .
Работа подотдела была признана «ударной» и кроме того было решено ходатайствовать о забронировании 250 пайков для рабочих и служащих коммунотдела .
Прошло два года, а городское благоустройство так и не продвигалось .
Местная газета «Большевик» в 1923 г . возмущалась: «Благоустройство города у нас <…> никуда не годится .
По городу часто бывает непролазная грязь .
Вязнут лошади .
В канавах застревают автомобили .
Улицы у нас не освещены .
Наблюдается недостаток мостов .
Город сильно размывается, образуя большие овраги <…> Новониколаевск особенно отличается своей зеленью и садиками .
Но эта зелень и сады находятся в плачевном состоянии .
Изгороди ломают беспощадно .
На бульварах иной раз пасут лошадей .
Всё это оттого, что у нас нет охраны <…> Наш город не имеет канализации <…> Наши жители обычно сваливают отбросы и навоз зачастую <…> за углом своего дома, лишь бы удалить его со двора <…> В нынешнем году например оказалось завалено до 70 тыс . квадратных саженей» .
В другом номере газета вновь обращается к этой теме: «Характер переселенческого посёлка особенно наглядно подчёркивают Новониколаевские улицы и площади, немощёные, лишённые тротуаров, которые с трудом воздвигаются домовладельцами под сильным воздействием обязательных постановлений губисполкома .
Некоторые здания весной становятся буквально недоступными, например, лучшее здание города "Дом инвалидов”, занятый штабом Западно-Сибирского военного округа в течение всей весны стоит островом среди непролазной топи <…> Базарная площадь, расположенная в центре города, представляет летом аравийскую пустыню с наметёнными кучами песка и навоза, а весной и осенью – непролазное болото» .
Длина улиц в городе в те годы составляла около 200 вёрст (примерно 213 км в современных единицах измерения), из них только 10 вёрст было замощено булыжником .
Замощёнными были улицы в центре, а также подъездные пути к вокзалу и пристани .
Остальные 190 вёрст и была та самая непролазная грязь после таяния снега или дождей, и поднимающаяся пыль после жарких дней .
Когда езда по улицам становилась невозможной, то извозчики прокладывали дороги по бульварам .
Так, весной 1922 г .
они вновь стали использовать бульвары в качестве проезжей части, подрезая ограду и сваливая предохранительные столбы на Красном проспекте от Семипалатинской улицы до улицы Ермака, ломая при езде молодые насаждения .
В итоге по бульварам оказались проложенными две дороги5 .
Шли годы, а проблемы с замощением улиц оставались .
Осенью 1924 г . «Советская Сибирь» возмущалась: «По Гудимовскому переезду, ежедневно проезжают сотни подвод, перевозят грузы с товарного двора, уже несколько лет осталось немощёным место от второго переезда до конца Фабричной улицы, длиною приблизительно сажен в 30–40 .
Теперь это место представляет собой сплошные ухабы, доставляющие массу мучений лошадям и возчикам, которым приходится перекладывать груз» .
Не лучше проезжей части было состояние тротуаров в городе, по которым ежедневно ходили тысячи горожан .
Конечно, после революции, Гражданской войны и «военного коммунизма», когда практически все тротуары разобрали на дрова, в начале нэпа тротуары всё же обустроили .
Но их по-прежнему делали из досок, которые постоянно приходилось поддерживать в исправном состоянии .
Средств на это не хватало, и хождение по тротуарам в тёмное время было опасно для здоровья – столь велика была вероятность оказаться на неисправном участке тротуара .
Летом 1924 г . горожан немного порадовала бюджетная комиссия, отпустив 180 тыс . руб . на мощение улиц7, однако всех проблем это не решало .
В 1926 г . была разработана инструкция по устройству и содержанию тротуаров в городе: все улицы делились на три группы по характеру содержания тротуаров .
Только асфальт или тёсаный камень в сочетании с цементными плитами предполагалось класть на тротуарах центральных улиц, в которую входили Кузнецкая, Красный проспект (от улицы Колыванской до Ядринцевской), наиболее людные участки улиц Советской, Сибревкома, Михайловской, Телеграфной, Барнаульской, Бийской, Семипалатинской, Серебренниковской, Свердлова .
Класть деревянные тротуары решили на менее оживлённых участках Красного проспекта, улиц Телеграфной, Урицкого, Советской, Рабочей, Коммунистической, Серебренниковской, Логовской, Горького, Межениновской, Большевистской .
Кроме того, соорудить деревянные тротуары решили на Обском проспекте, улицах Фабричной, Спартака, Бийской, Семипалатинской, Трудовой, Ядринцевской, Вагановской, Гоголя, Переселенческой, Вокзальной, Томской, Дуси Ковальчук .
Наконец, к третьей группе относились те улицы, которые решили благоустраивать с помощью шлаковых и земляных тротуаров .
Такое «счастье» выпадало на долю практически всего Ипподромского района .
Земляной тротуар устраивался так: между досками, поставленными на ребро, засыпались строительный мусор, песок, земля и глина8 .
Городская культура формируется в течение нескольких поколений .
Не удивительно, что в Новониколаевске, большинство жителей которого прожили в городе в лучшем случае во втором поколении, не было понимания того, что городские сады и зелёные насаждения играют важную роль в создании комфортных условий для жизни .
Усугубили ситуацию революция и Гражданская война, которые отнюдь не способствовали улучшению отношения к общегородскому хозяйству .
Сад «Свобода», устроенный в городе в 1915 г ., не раз подвергался вырубке и разорению .
Ничего не изменилось с началом нэпа .
Сад беспощадно вырубался зимой 1922 г . и к весне 1923 г . были растащены крыша и две стены от летнего театра .
Какое-то время сад охранялся сторожем, но после того, как его арестовали, горожане уже без стеснения вырубили примерно четверть садового парка9 .
Когда речь идёт о благоустройстве города, то необходимо иметь ввиду, что существует разница между центром города и окраинами, между старыми постройками и новыми кварталами .
Эти проблемы были типичны и для Новониколаевска .
Так, в сентябре 1924 г . газета «Советская Сибирь», описывая Ипподромский район, возмущалась: «Здесь густота населения нисколько не меньше центра .
Рабочие мыловаренного завода, железнодорожники, совработники, мелкие торговцы – вот обитатели этого района .
На весь район нет водокачки .
Водой население пользуется из загрязнённых колодцев или из рек .
На 20 с лишним тысяч населения нет ни одной аптеки .
Больницу только открыли на днях .
Приём больных производится по утрам, а приходит ежедневно от 250 до 300 человек .
Эти 250 – 300 человек после приёма вынуждены идти за медикаментами в центральную аптеку .
В районе нет никаких уголков для отдыха и культурных развлечений, если не считать бегов, которые неинтересны и недоступны по цене для рабочих .
Ни одного театра, ни одного сада .
Нет даже кинематографа .
“Что ж? Идти некуда, в город – далеко .
Поневоле будешь самогон сосать”, – говорят рабочие»10 .
Впрочем, подобные контрасты были характерны и для центра города .
Вот что писал из Новониколаевска в декабре 1925 г . корреспондент иркутской газеты: «Сибстолица у нас так: два-три гриба под вывеской, а рядом каменная махина – последнее слово техники .
На Красном проспекте – автомобили, а через квартал – пешком, в снегу по колено .
Улицы не мощены, но каждая из них в плане канализации и водопровода»11 .
Попробуем сойти с городских улиц и зайти в общественные здания .
Театр, как известно, начинается с вешалки, а город для большинства гостей – с вокзала .
Корреспондент иркутской газеты «Власть труда» в 1925 г . посетил Новониколаевск .
Свои впечатления он описал в статье «День в “Сибчикаго”»: «Первое знакомство с “Сибирским Чикаго” далеко не в его пользу .
Тускло светящиеся лампочки погружают перрон вокзала в поэтический сумрак, очень удобный для любителей лёгкой наживы, которых, надо сказать, в Новониколаевске ничуть не меньше, чем в настоящих столицах .
Ещё задолго до сибстолицы слышите предупреждение: “Вот в Новониколаевске жульём хоть пруд пруди” .
Должно сознаться, что новониколаевский вокзал, вернее – его порядки, как будто, нарочно приспособлены для беспечального и безболезненного деяния рыцарей тёмной ночи .
“Почта и телеграф” – читаете вы надпись над фронтоном вокзала .
На самом деле это учреждение далеко в противоположном конце .
Грязь там на почте невыносимая .
На вокзале тоже грязь, какой, мне кажется, и свет не видывал .
Прежде всего битком набитый зал и все проходы .
Пробиться сквозь эту толпу, не рискуя боками а, главное, карманом, очень трудная вещь .
В довершение всего – облака пара, марочного дыма и человеческих испарений .
Крик, шум, озлобленная ругань .
По столичному – в Новониколаевске трудно себе найти для ночлега уголок .
Но зато даже в каком-нибудь захолустнейшем из захолустных уездных городов вы не встретите такой грязи, вони, такого обилия клопов и тараканов, какое вы найдёте в новониколаевских “номерах” и “меблированных комнатах” .
Каждое из этих злачных мест “со всеми удобствами”»12 .
Пройдём по улицам столицы Сибири .
Типичная картина нэповских времён описана в очерке «На улице», опубликованном в местной газете «Большевик» .
Дадим слово автору очерка: «Стены пестрят плакатами и афишами .
Витрины магазинов магнитом притягивают публику <…> По углам прислонились “торговцы”: “Калёных семечек! Семечек калёных кому угодно!”; “Почистим, товарищ! Самый лучший американский гуталин”, – звонит подросток с запыленными глазами; “Вот фабричные папиросы! Эй папиросы, вот папиросы!” .
На углу перебранка .
Тесно .
Места не хватает .
Конкурируют .
Каждому продать и “нажить”, “заработать” хочется <…> Девочка .
Торговка семечками .
Ей 10 лет <…> Обижают и дома, и на улице .
Перед нею в деревянной коробке фунтов 5 семечек .
Мать ежедневно гонит на улицу: “Иди, и не являйся домой, если не продашь .
Смотри, чтобы не обсчитали .
Вот тебе 15 стаканов .
Сама не грызи .
Запорю!”».
Если зайти в любую городскую усадьбу, то чаще всего перед гостем предстаёт весьма неприглядная картина .
Вот что писала об этом «Советская Сибирь» весной 1924 г .
: «Антисанитарное состояние городских усадеб .
Стоит только зайти в любой двор, даже по Красному проспекту, как вы увидите до чего они загажены всякими отбросами и нечистотами .
С прошлого года усадьбы за малым исключением не подвергались очистке, а потому представляют из себя сплошную помойную яму .
И этим страдает не только Красный проспект, но и весь город»14 .
К систематическому благоустройству города власти приступили только в 1927 г .
Именно в этом году предполагалось замостить несколько километров городских улиц: Серебренниковскую от Вагановской до ипподромского базара; Вагановскую от Серебренниковской до Каменской, Сибревкомовскую от Красного проспекта до Серебренниковской и Телеграфную улица от улицы Шевченко до улицы Маковского .
Кроме этого горкомхоз договорился с некоторыми учреждениями о том, чтобы они отпустили денег на замощение Владимирской улицы от туннеля до Холодильника, 6 предприятий Заельцовского района, по договору, должны отпустить на замощение этого пути 15 тысяч рублей .
Также предполагалось полностью замостить весь центральный базар .
Кроме мощения улиц горкомхоз составил план озеленения, но из-за недостатка средств этот план был существенно урезан .
Весной 1927 г . предполагалось засадить тополем и акацией только три квартала скверов по Красному проспекту .
В старых скверах горкомхоз предполагал насадить живую изгородь из акаций .
Посадку деревьев около Дома Ленина было решено отложить .
Деньги, отпущенные на это дело были направлены на постройку мостов .
По предложению горсовета электростанция осветила окраины города .
Было поставлено 12 фонарей в Закаменке, 4 – в Вокзальной части и 8 – в Центральной части города .
К лету 1927 г . горкомхоз рассчитывал осветить дорогу к кирпичным сараям, поставив 9 фонарей, а также добавить 1 фонарь в Закаменке, 6 – в Вокзальной части и 4 – в Центральной части города .
В итоге окраины города должны были стать достаточно освещёнными .
В этом же году городская электростанция получила разрешение выписать из-за границы турбогенератор мощностью в 2 тыс . киловатт, что было в два раза больше суммарной мощности двух действующих турбогенераторов станции .
Таким образом в долгосрочной перспективе переезд Сибревкома в Новониколаевск всё же стал благом для города – город быстро рос, и имея статус «столицы Сибири» стремился выглядеть по-столичному .
Проблемы создания комфортной городской среды вновь стали обсуждаться в 1928 г .
В подготовленном в этом году докладе «О жилищном строительстве в Новосибирске» отмечалось, что «мероприятия государственной власти должны идти в первую голову в направлении спасти неправильно застраиваемые земельные площади городов, а во вторую очередь в направлении повышения качества самой постройки» .
Наряду с задачами, связанными с жилищным строительством в городе (в первую очередь регулированием застройки, и предотвращением «земельной спекуляции») требовалось также обеспечить городской жилищный фонд «городским благоустройством»: водопроводом, канализацией, освещением, автобусным сообщением; устройством мостовых, тротуаров, мостов, набережных, садов, бульваров, систем мусороочистки и т .д .
Для развития озеленения предлагалось уменьшить земельную ренту с территорий усадебных участков, занятых садом или огородом, чтобы «преобразовать город, превратив его в сплошной фруктовый сад, понизить пожарные опасности и избавить город от той пыли, которая является в настоящее время истинным бичом для народного здоровья» .
Новая экономическая политика была временем контрастов .
И не только в экономике, политике и культуре .
Облик города также отражал все контрасты этого периода .
Новониколаевск из «большой деревни» становился городом с современными каменными домами и громадными общественными зданиями .
Уже летом 1923 г . в городе начался «строительный бум»: было построено свыше 300 домов, возведено несколько огромных корпусов, намечено строительство мощной электрической станции, каменного рынка, 200 магазинов и нового второго вокзала; на берегу Оби на пристанях выросло два склада, к которым прокладывалась железнодорожная ветка, начиналось строительство огромного 5-этажного дома «Сибирское подворье», вмещающего учреждения, тресты, магазины, гостиницу, театр, кафе; возводился 3-этажный дом Внешторга; было начато строительство двухэтажного кинематографа на 600 мест с рестораном, достраивался 3- этажный в 105 комнат Дом инвалидов .
В 1923–1924 г . профессор Томского технологического института А .Д . Крячков спроектировал здание Сибдальгосторга, которое по размерам и архитектурным формам сочеталось с находившимся рядом бывшим зданием Богородско-Глуховсской мануфактуры, которое он построил 10 лет назад .
Оба здания составили фронт застройки Ярмарочной площади с западной стороны .
В 1924 г . Сибцентросоюз построил двухэтажную каменную типографию на углу улиц Советской и Свердлова .
В 1925 г . были возведены здания Сибмедторга на углу улиц Урицкого и Ленина, Нефтесиндиката на углу улиц Горького и Серебренниковской, «Хлебопродукта» на углу улиц Советской и Потанинской .
В 1924 г . на углу улиц Октябрьской и Красного проспекта был построен кинотеатр «Совкино» на 800 мест .
7 февраля 1925 г . Сибревком поручил А .Д . Крячкову составление проекты и сметы нового здания Сибревкома, и к началу 1926 г . здание было построено .
В его композицию были включены фигуры рабочего и крестьянина скульптора Н .С . Надольского, что должно было подчеркнуть общественное назначение здания .
В 1925 г . за один строительный было возведено здание краевой конторы Всесоюзного текстиль синдиката на углу улиц Ленина и Советской .
Застройка города продолжалась и в последующие годы .
Интересно обратиться к такому документу, как «Доклад о состоянии строительства Новосибирска на 1 августа 1927 г .» .
В нём рисовалась такая ближайшая перспектива застройки по идее города-сада: «большие кварталы, между магистралями улиц, идущих в направлении к основным центрам города, подчинение рельефу местности, узкие улицы, внутри жилого района, площадки и зелёные насаждения внутри строительных кварталов для коммунального пользования и для коммунальных учреждений .
Минимальный размер строительного индивидуального участка, обеспечивающий нормальную плотность населения, тип постройки: дом-коттедж с садом для каждой семьи, сохранения всех существующих древесных насаждений и развитие новой зелёной площади» .
Самое радикальное средство избавиться от самовольщины и захвата городской земли – передать дело распределения земельных участков, охраны общественных площадей, зелёных площадей на само население, вызвав его самодеятельность .
Впрочем, составители доклада учитывали и тот факт, что большая часть застройщиков будет иметь лошадь или корову .
По переписи 1926 г . в Новосибирске было 3625 лошадей и 3612 коров, не считая мелкого скота .
И этот фактор также рекомендовалось учесть при застройке города .
Однако чтобы реализовать все намеченные планы необходимы были как финансы, так и квалифицированные рабочие в достаточном числе .
А с этим были серьёзные проблемы .
Так здание «Сибирского подворья», упомянутое выше, было построено только в два этажа вместо пяти .
В докладе начальника окружного строительного контроля «Обзор строительства по Новосибирскому округу на 1928/1929 г . и вытекающие из практики этого строительства мероприятия на 1929/1930 г » отмечалось: «Подводя итоги прошлого строительного сезона, мы должны констатировать следующие недочёты в нём: 1) слабое и позднее финансирование центром; 2) не всеми стройорганизациями использование в полной мере зимнего периода для заготовки <…> стройматериалов; <…> 5) халатное отношение стройорганизаций к своевременной подаче в управление строительного контроля проектов и совершенно недопустимое запаздывание в подаче рабочих чертежей; 6) преступное отношение заготовительных органов к выполнению своих договорных обязательств и отказ выполнения их в самый разгар строительства (Металлосиндикат); 7) несвоевременное и позднее начало работ и в связи с этим рассасывание рабочей силы в начале сезона по всей Сибири; ???? дефицитность технического персонала и неозабоченность стройорганизаций о своевременном приглашении его» .
Основным видом городского транспорта до революции были, разумеется, извозчики .
Но затем стали появляться автомобили и даже такой непривычный в те годы вид транспорта, как велосипеды .
Сколько велосипедистов было в городе, сказать сейчас трудно .
Но они создавали серьёзные проблемы для извозчиков и пешеходов, и в марте 1921 г . специальным приказом начальника гарнизона езда на гоночных велосипедах по улицам города в зимнее время строго запрещалась .
Милиции предписывалось задерживать велосипедистов, а сами велосипеды реквизировать
Принимались и другие меры для упорядочения движения транспортных средств по городу .
Так, приказом № 32 Новониколаевского губисполкома 9 декабря 1921 г ., подписанного председателем исполкома В .Косаревым, требовалось: «В целях устранения участившихся столкновений при езде, а также для установления определённого приёма, езда по городу губисполкомом приказывает: 1) при езде по улицам города как на лошадях, так и на автомобилях, строго придерживаться правой стороны улицы, причём лошадям держаться ближе к тротуару, автомобилям к центру улицам и линии телеграфных столбов; 2) всякие гонки по улицам на лошадях воспрещаются;
3) начальнику милиции следить за выполнением настоящего приказа, привлекая виновных к штрафу до 1 млн руб .»
С июля 1923 г . в городе начал курсировать автобус, который ходил от вокзала до базарной площади, затем спускался к пароходным пристаням, после чего ехал в Закаменку и этим же путём возвращался обратно .
Правда, он вмещал всего 12 человек в салон и троих на площадке, но желающих уехать было намного больше, поэтому посадка в автобус порой напоминала потасовку, а в салон набивалось гораздо больше пассажиров, чем должно .
Хотя расстояние от площади до вокзала было небольшим, но надо учесть, что желающие уехать автобусом были с тяжёлым грузом, который приходилось или тащить на себе, или пользоваться услугами извозчика .
Тем более, если необходимо было добраться из центра до пристаней или в Закаменку25 .
Интересно отметить, что автобусное сообщение было открыто не для удобства горожан или приезжающих в город, а для ликвидации безработицы среди шофёров и машинистов, которых числилось на бирже около 30 человек26 .
Но к осени 1923 г . выяснилось, что автобусы работают в убыток: только за август убыток составил 15 тыс . руб .
Проблема была в том, что на складе Райнефтеторга бензин был большим дефицитом, и на рынке его было немного, к тому же по весьма дорогой цене .
После того, как сломался один автобус, а другой прекратил работу из-за постоянного дефицита бензина, автобусное сообщение оказалось накануне полного прекращения .
Однако идея автобусного сообщения оказалась настолько захватывающей, что в 1925 г . проектировался договор между Новониколаевским губисполкомом и Британской техническо-промышленной компанией .
В проекте договора предполагалось: «1) Губисполком и компания учреждают полное товарищество для организации и эксплуатации в Новониколаевске в пределах городской черты пассажирского автобусного сообщения под наименованием “Русско-британское товарищество автомобильного сообщения” на срок 7 лет <…> в течение какового срока товариществу принадлежит монопольное право эксплуатации автобусного сообщения в городе, а в течение 5 лет со дня заключения договора не может быть установлен в Новониколаевске трамвай или какой-либо аналогичный ему способ сообщения <…> Автобусы первоначально в количестве 10, должны быть американской фирмы “Форд” последнего выпуска, совершенно новые» .
Правда, юрисконсульт в замечаниях к проекту договору отметил, что в договоре не следует указывать, что 5 лет нельзя развивать транспорт, так как город развивается быстрыми темпами, и трамвай может оказаться вполне удобным видом транспорта для горожан .
Идея так и не была реализована, и в 1927 г . президиум Новосибирского горсовета вновь начал обсуждать организацию автобусного сообщения в городе .
На заседании 20 января было решено: «Предложить горкомхозу срочно приступить к проработке вопроса об организации в Новониколаевске смешанного общества из Автопромторга и горкомхоза с преобладающим процентом паёв горкомхоза .
При отсутствии возможности организации такого общества проработать вопрос о возможности организации автобусного движения горкомхозом»30 .
Трамвайное сообщение в городе также проектировалось, однако было два серьёзных препятствия для реализации этих планов: немощёные улицы и отсутствие мощной электростанции .
Осенью 1924 г . «Советская Сибирь» даже написала фельетон «Зарисовки грядущего быта» на эту тему: «В Новониколаевске проектируется трамвай (из отчёта горсовета) .
“Послушайте, почему тут так грязно? Трамваю негде пройти” .
– “Ничего, он пройдёт” .
– “Нельзя же рельсы прямо в грязь класть . Эх, хотя бы замостили сначала” .
“Товарищ милиционер, где тут трамвайная остановка поблизости будет?” – “Эх, куда хватили, да она лет этак через 50 построится” – “Ничего, я подожду .
Посижу вот тут на лавочке, пока построят” .
“Чёрт возьми, отчего трамвай так долго не идёт?” – “Подождите, рано .
Новую электростанцию не достроили ещё”»
Для переправы через Обь действовал также паром, но его доступность упиралась в то, что удобной замощённой подъездной дороги к нему не было, и добираться до него приходилось, увязая в грязи весной, осенью и летом после дождей, и в сугробах зимой .
Переправа заканчивалась в 8 часов вечера, и кто не успевал, тот вынужден был искать ночлега в городе .
Возле кассы была вечная толчея, билеты продавались не по таксе, а при погрузке на паром была «свалка и беспорядок»
Серьёзной проблемой городской жизни до революции и особенно в годы Гражданской войны было отсутствие водопровода .
Воду горожанам доставляли водовозы, жившие по берегам Каменки брали воду из реки самостоятельно .
Было в городе и несколько колодцев и водокачек, но изношенность оборудования не позволяла обеспечить потребности в воде всех горожан в достаточном количестве .
В октябре 1921 г . Новониколаевское губэкосо, обсуждая проблемы водоснабжения в городе, отметило, что для приведения в порядок колодцев и ремонта оборудования необходимо 135 тыс .золотых рублей .
Однако объединённое заседание пленумов Новониколаевского губисполкома и губкома, заслушав доклад о ремонте водокачек, признало, что требуемых средств у города нет .
В апреле 1922 г . коммунотдел вновь вернулся к этой проблеме, предполагая обратиться в губэкосо для получения средств на капитальный ремонт всех 7 городских водокачек .
Но средств так и не нашлось .
Предпринимались попытки решить эту проблему другим путём .
Так, к лету 1922 г . в городе было организовано кооперативное товарищество «Водоснабжение», устав которого был утверждён 7 июля .
Создание этого товарищества преследовало цель обеспечить горожан, а также городские учреждения и организации дешёвой и хорошей водой .
Предполагалось взять в аренду городские водокачки, восстановить недействующие, приступить к сооружению новых .
Членам товарищества обещалась доставка воды по ценам дешевле, чем у водовозов .
Для вступления в товарищество необходимо было достичь 18 лет и заплатить 2 руб . 50 коп . паевых и 50 коп . вступительных взносов .
Вступительные и паевые взносы предполагалось брать также с организаций и учреждений .
Однако и из этой затеи так ничего не получилось .
Аналогичная судьба постигла и акционерной общество по финансированию местной электростанции .
Следует отметить, что в 1922 г . электричеством в городе пользовалось только
2392 дома (28 %),
162 промышленных предприятия,
11 кустарных промышленных заведений и
5 водоснабжающих пунктов .
Поэтому 14 декабря 1922 г . прошло учредительное собрание акционеров Всероссийского акционерного общества финансирования местной электростанции .
Все 10 тыс . акций были распределены, из них 5 тыс . взяли госорганы (Главэлектро и Электрострой), 5 тыс . – кооперативные организации .
Собрание постановило послать приветственную телеграмму председателю Совнаркома В .И .Ленину и избрать специальную делегацию от общего собрания акционеров для личного приветствия его и подробного доклада о целях, задачах и деятельности общества .
Но этих мер оказалось недостаточно .
Проблему можно было решить только получением достаточного финансирования, а местный бюджет и так был дефицитным .
Оставалось одно – просить деньги у Москвы .
12 декабря 1923 г . Новониколаевский губисполком направил ходатайство в народный комиссариат внутренних дел о выдаче долгосрочной ссуды на постройку водопровода, электростанции и канализации, ремонт коммунальных предприятий из фонда отчислений от реализации выигрышного займа37 .
И этой ссуды город так и не получил .
По городу, как и раньше ездили водовозы .
Только теперь в годы нэпа к частным водовозам добавились коммунальные .
И между ними нередко возникали конфликты .
Вот заметка «Горе водяное» в газете “Советская Сибирь”: «Вода – это больное место Новониколаевска .
Окраины, например Ипподромская, лежат от Оби на целые вёрсты <…> А здесь-то главным образом и живёт рабочий люд .
На себе воду таскать немыслимо, водовоз же, особенно коммунальный, здесь такая же редкость, как жар-птица на северном полюсе .
Возьмём район более центральный – Гуляевскую улицу .
Берёшь воду у водовозов от ГОМХа, который вместо условленных трёх раз в неделю ездит чуть ли не раз в 3 недели .
В период “водяного кризиса” берёшь воду у частного водовоза по 3 – 4 коп . за ведро .
Наконец, подъезжает коммунальный водовоз и узнаёт, что без него воду брали у частного – заворачивает оглобли: “Берёте у частного, так и берите” .
Кроме того, коммунальные водовозы часть возят воду частным лицам, рабочим и служащим отказывают ввиду перегруженности» .
Проект строительства водопровода был готов в 1927 г .
Предполагалось построить водопроводную сеть в 50 км .
Насосную станцию предполагалось построить около бывшего кожзавода вблизи устья Ини .
Она должна была наполнять водой водопроводную башню, из которой вода по трубам уже будет расходится в разные части города .
По проекту необходимо было поставить несколько водоразборных будок, в том числе 4 – в районе за Каменкой, и 16 – в центре города .
Хотя, конечно, общий объём подаваемой воды (50 тыс . вёдер в день) был явно недостаточным, чтобы удовлетворить нужды города .
Достаточно сказать, что действовавшие водокачки давали в лучшие времена до 90 тыс . вёдер в день .
Но всё-таки этот водопровод должен был внести свой вклад в городское водоснабжение .
К проблемам благоустройства города следует отнести и работу городских бань .
Помимо частных бань в городе были организованы коммунальные, однако их содержание оказалось непосильной ношей для городского хозяйства .
В результате в 1923 г . коммунальные бани были закрыты «на ремонт» .
Пользуясь этим, арендатор частных бань бывших Шапп некий Сосульников значительно повысил цены на помывку .
Из-за этого баня оказалась недоступной для рабочих и мелких служащих .
Печальную картину работы как бань, так и коммунотдела в целом представил в отчёте старший инспектор Новониколаевской РКИ А .С. Гронский: «Делопроизводство в подотделе [губкоммунотделе] предприятия находится в хаотическом состоянии, ни на одно предприятие планов не имеется, смет и предположений на улучшение одного или другого предприятия не предъявлено .
Из имеющихся в распоряжении губкоммунотдела трёх бань:
1 баня, бывшая Шаппа, сдана в арендное содержание частному лицу сроком на 2 года по 2 января 1924 г .
Остальные две бани эксплуатируются комхозами .
Из имеющихся 7 водокачек действуют 3 водокачки № 1, 4 и 5, остальные четыре за № 2, 3, 6 и 7 бездействуют <…> № 3 вследствие обвалившегося колодца <…> № 6 вследствие сгнившего сруба в колодце <…> № 7 пробуравлено 2 скважины, но ввиду малого притока воды работа прекращена <…> № 2 не работает вследствие порчи фильтра <…> Из имеющихся в распоряжении комхоза четырёх прачечных ни одна не действует»41 .
Вскоре после открытия Закаменской бани новосибирские газетчики оповестили население, что долгожданное заведение работает в убыток .
Баня работала 15 часов в сутки, четыре банных номера были извечно переполнены, особенно много желающих помыться толпилось в банном коридоре в традиционный для водных процедур субботний день .
Однако по социальным соображениям помывка в этой бане была самой дешёвой в городе – всего 10 коп ., против 30, обыкновенных для других бань .
Получалось, что население Закаменки, гонясь за дешевизной, буквально атаковало баню, пропускавшую в день до 2 280 человек, но затраты предприятия не окупались .
Впрочем, этим проблемы Закаменской бани не исчерпывались: зимой, разумеется, перемёрзли трубы, заведение не работало, вызывая недовольство местных жителей, ждавших банного дня и узнававших из газет, что таковая отменяется42 .
Играло свою роль и быстрое обесценивание совзнаков .
Так, в январе 1923 г . помывка в верхнем этаже бани № 4 стоила уже 100 руб ., на нижнем этаже – 80 руб ., за такое удовольствие, как ванна, приходилось выкладывать 400 руб .
Дети до 8 лет, если ни приходили с родителями, мылись в ванне бесплатно .
Для того, чтобы хоть как-то снизить расценки на помывку в бане, правление союза коммунальщиков, например, в бане № 2 решило упразднить должность заведующего баней, а для того, чтобы рабочие могли мыться в бане, для них предусматривался кредит .
Но проблему так и не удалось решить .
Расценки на помывку оставались высокими весь период новой экономической политики .
Так, 18 сентября 1928 г . секция здравоохранения Новосибирского горсовета обсуждала состояние бань города .
В протоколе отмечалось: «Общественные бани Новосибирска должны пропускать в час 1500 человек, но они пропускают 519 человек, т .е . 35 % .
Внутренняя планировка бань неправильна: нет гардеробных, нет ожидален, нет комнат для отдыха рабочих и принятия ими пищи .
Помещения для парикмахерских очень тесны .
В городе имеются 3 бани и только баня № 3 соответствует по своей высоте .
Коридоры расположены в середине помещения, поэтому они тёмные и тесные .
Полы не везде цементные .
Сток воды в номерах не в каждом номере, а проходит в соседний .
Уборные находятся только в верхнем этаже, что составляет большое неудобство для моющихся .
Местоположение бань города не особенно удачное .
Они находятся в центральном районе .
Цены на бани также высоки, что для беднейшего населения составляет трудность посещать 4 раза в месяц (номера от 1 руб . до 75 коп )».
В фондах Государственного архива Новосибирской области сохранился интересный документ о том, как планировалось улучшать банное обслуживание горожан .
Посмотрим на этот план:
Совершенно очевидно, что даже к 1930 г . банное хозяйство Новосибирска могло удовлетворить лишь на треть потребности горожан в помывках .
Несмотря на то, что разрушенное в годы Гражданской войны коммунальное хозяйство РСФСР к 1927 г . было восстановлено до уровня 1913 г ., задачи городского благоустройства даже в таком относительно благополучном городе, как Новониколаевск-Новосибирск, ставший «столицей Сибири» в самом начале нэпа, решались медленно .
Не хватало ресурсов, в особенности финансовых .
Но и дальнейшее развитие благоустройства, начиная с 1927 г . было поставлено в жёсткую зависимость от тех задач, которые ставила центральная власть, которая за период 1927–1933 гг . постепенно отняла у городского Совета бюджетную и хозяйственную самостоятельность, взяв курс на централизацию власти и управления в стране .
Скрыть текст