А тем временем...
В России построят «суперавтобан»
Президент одобрил идею строительства новой скоростной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом
Президент Владимир Путин поддержал предложения недавно избранного губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко о строительстве между двумя российскими столицами новой скоростной трассы, которая пройдет параллельно ныне существующей дороге и будет бесплатной для проезда. Дорожники позитивно восприняли инициативу президента. Правда, в части финансирования проекта еще остаются вопросы. И хотя Владимир Путин заявил, что строительство новой трассы будет финансироваться из государственного бюджета, по словам специалистов, без инвесторов при осуществлении столь масштабного проекта не обойтись. Судя по всему, дата начала строительства будет зависеть только от того, как скоро удастся найти деньги.
На встрече с Валентиной Матвиенко в Санкт-Петербурге, где обсуждались перспективные транспортные проекты, президент заявил, что «понимание необходимости строительства современной шоссейной дороги Москва – Санкт-Петербург у правительства России есть». Дело в том, что трасса Е-95 не выдерживает существующего автомобильного потока. Она проходит через крупные города Тверь и Великий Новгород, а также еще через 144 менее крупных населенных пункта (28% ее протяженности приходится на территорию городов и деревень), и во многом из-за возникающих в населенных пунктах заторах имеет очень плохую пропускную способность. «Самый неблагополучный участок дороги находится в Солнечногорске: в сутки там проходит до 100 тыс. машин. Кроме того, этот город, а также Клин и Вышний Волочек – самые плохие участки трассы в плане безопасности дорожного движения, из-за того что дорога шириной в 4–5 полос не выдерживает существующего потока машин. Причем, говоря об этих участках, надо заметить, что вся дорога перегружена», – сообщил RBC daily Василий Гришенков, главный инженер дороги Москва – Санкт-Петербург.
Поэтому основная цель строительства новой дороги Москва – Санкт-Петербург – это создание скоростной магистрали, параллельной ныне существующей дороге, которая должна иметь ряд необходимых характеристик. «Это должна быть дорога не ниже первой технической категории (по три полосы в каждом направлении), иметь вместо перекрестков дорожные развязки, а главное – проходить в обход населенных пунктов», – сказал RBC daily Виктор Шифрин, один из руководителей Мосавтодора. Именно поэтому новая дорога будет длиннее старой (протяженность дороги Москва – Санкт-Петербург составляет 700 км), правда, незначительно. «Длина новой трассы Москва – Санкт-Петербург составит не более 735–740 км», – отмечает г-н Гришенков. Однако, по прогнозам, средняя скорость движения должна увеличиться минимум в два раза. Ведь, например, средняя скорость движения на участке Тверь – Москва, по данным дирекции дороги Москва – Санкт-Петербург, в утренние часы в настоящее время не превышает 45 км/ч.
Как рассказали RBC daily в Мосавтодоре, возможность создания альтернативной магистрали Москва – Санкт-Петербург обсуждается уже в течение нескольких лет, на сегодня разработан даже план ее строительства, но работы по нему еще не начинались, поскольку не было найдено надежного инвестора. Между тем, по словам Владимира Путина, правительство понимает, что Санкт-Петербург «не в состоянии реализовать этот проект в рамках своего бюджета», поэтому дорога должна получить статус федеральной трассы, и ее строительство будет финансироваться из государственного бюджета. Однако по мнению собеседника RBC daily в компании «Мосавтодор и партнеры», то, что новая дорога будет строиться только за счет госбюджета, – маловероятно. «Только на бюджетные деньги такую дорогу построить невозможно, наверняка потребуется привлечение инвесторов», – считает он. В дирекции дороги Москва – Санкт-Петербург также не уверены в том, что государственных денег хватит. «По предварительным оценкам, строительство новой скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург обойдется в 5 млрд долларов. Это столько, сколько из госбюджета выделяется в год на всю дорожную отрасль России. Поэтому у новой трассы должны быть не просто инвесторы, а инвесторы-олигархи», – отмечает Василий Гришенков. Правда, по словам первого заместителя министра транспорта, главы Росавтодора РФ Игоря Слюняева, цифры эти очень сильно завышены. По его данным, минимальная стоимость строительства 1 км дороги первой категории с полным обустройством составляет в России всего 30 млн рублей. «Безусловно, низкая себестоимость предусматривает и соответствующее качество», – отмечает он. Тем не менее даже если строить качественную дорогу, соответствующую всем европейским стандартам, то, по версии Росавтодора, стоимость трассы не превысит 2 млрд долларов. Осталось только найти эти деньги, чем, судя по всему, и займутся в ближайшие месяцы в Росавтодоре.
Хотя о дате начала строительства пока ничего не сообщается, не вызывает сомнения тот факт, что именно Санкт-Петербург станет первым городом, где будут реализовываться принципы недавно одобренной новой российской транспортной стратегии. По словам Василия Гришенкова, если средства на строительство автобана действительно найдутся и не будет перебоев с финансированием, то дорога со всей инфраструктурой (транспортными развязками, подъездами к населенным пунктам) может быть построена менее чем за 5 лет. Год уйдет на проработку проектной документации и на составление смет, еще один год потребуется на отвод земли, однако строительство дороги может начинаться одновременно с этими процедурами. Поэтому чистое время строительства должно занять не более 3,5 лет. «Если в строительстве будут заняты не менее 50 строительных организаций, которые будут работать над примерно равными участками дороги, то эти сроки вполне реальны», – утверждает Василий Гришенков.
Отдел экономики
Андрей Сердечнов, 02.12.2003