Индийское кино
Был интересный эффект - индийское кино в России.
Было время (лет 40 ещё назад), когда эти фильмы имели просто феноменальный успех.
Из иностранных фильмов по этому критерию наверное можно только сравнить старой американской "Великолепной семёрки" (ремейк "Семь самураев" Куросавы) и французского "Фантомаса".
Началось ещё в начале 50-х с фильма Раджа Капура "Бродяга".
Это можно считать - классикой жанра.
То есть - любители будут смотреть с интересом.
Но основной успех пришёлся на несколько другие картины.
Это были - смачные мелодрамы с тем, что называется "страстями".
С большой экзотикой. Артисты с явно Южной внешностью, что, кстати, в СССР способствовало успеху в южных регионах.
Персонажи несколько утрированные, что, однако, на фоне экзотики усиливало мелодраматический эффект. Режиссёры откровенно - выбивали из зрителя слезу, и зрителям это нравилось.
Персонажи проработанные эмоционально, но совершенно схематичные.
Публика вживалась в происходящее на экранах, несмотря на наличие расовой составляющей.
То есть - эмоциональные ходы системно соответствовали природе зрителя.
Но вдруг - всё закончилось.
Практически - стёрлось.
Наверное лебединой песней жанра стал фильм "Танцор диско".
Уже чувствовалось - жанр закрывается.
В чём дело?
Вовсе не в том, что пришли западные фильмы - не произведения искусства, а произведённые индустриально.
Тоже схематичные до предела, но тоже проработанные.
Судя по всему, у русских куда-то делся ... пролетариат.
Да, фанатская аудитория индийских фильмов была у русских - пролетариями.
А фильмы - пролетарским искусством.
Пролетарии в марксистско-ленинском смысле.
То есть те, кому нечего терять, кроме собственных цепей. (Как выражались Маркс и Энгельс).
Средний класс и интеллектуалы относились к феномену с иронией.
Но ничего не имели против.
Но, как выяснилось, пролетарское состояние было достаточно искусственным.
Как только у населения появилось что-то, кроме цепей, что можно потерять, то пролетариями остались одни откровенные аутсайдеры.
Причём потерять боятся не только нечто материальное, но информацию и свободу, хотя и весьма относительную.
Произошло некоторое обуржуазивание, скажем так.
То есть - пролетарские эмоции теперь мало кого интересуют.
Кстати, нельзя сказать, что голливудские фильмы заняли нишу индийских. Эта ниша практически исчезла.
А к голливудским фильмам относятся как к балагану. Профессионально сделанному, но балагану.
Ну, недаром теперь во время сеанса разрешается, а то и приветствуется (дополнительный доход) жрать.
Тут есть пропагандистский момент.
Оппозиция и официоз до сих пор считают публику - пролетариями.
И вся пропаганда рассчитана на пролетариат.
Поэтому она неэффективна со всех сторон.
Упор необходимо делать на интересы.
Ну, а какие были интересы в индийских фильмах?
Были чисто эмоции.
Ну, разве что - добиться любви прекрасной девушки!
Кстати - они были совсем не худенькие! Деталь, но существенная!
Впрочем, пролетариата практически нет как политической силы, хоть и пассивной и активизируемой извне.
Но что есть из массового , что способно быть организованным?
Разные классовые сущности.
Буржуазия в первом поколении.
Интеллектуалы-маргиналы. Да, в нынешней России интеллектуал это маргинал.
Ну что же - будет более политизированным!.