как минимум любопытная точка зрения.
Показать скрытый текстШмотки или жизнь, трудный выбор американцев и европейцев
Рядом со мной сидят два шведских парня, они вместе учились в школе, сейчас только начинают свою трудовую карьеру. Им по двадцать с небольшим лет, впереди вся жизнь, а в конце декабря они отправились в небольшой вояж, чтобы увидеть мир. На Рождество были в Лондоне, сразу после Нового года прилетели в Сан-Франциско и колесят по побережью, мы встретились на студии Universal, где они купили самые дорогие билеты из возможных. Они в какой-то мере выделяются в VIP-комнате, неброско одеты в вещи из недорогих магазинов, у них старые телефоны, таких людей здесь немного. Но за последние несколько лет их становится все больше и больше, что удивляет тех, кто считает себя завсегдатаями подобных мест. Что происходит?
За обедом аккуратно выпытываю, чем живут ребята, стараюсь никак их не задеть неосторожными вопросами, но мне интересно, как они могут себе позволить такие траты. Наследство от бабушки? Помощь богатых родителей? Оказывается, что ребята отработали почти два года, один продавцом в магазине, второй на небольшом предприятии, собирая что-то. Они экономили и не тратили деньги, чтобы собрать на поездку. Меня зацепила фраза, которую сказал один из них: «Впечатления из поездки, фотографии в Instagram – это круто. А то, какие на тебе кроссовки, неважно, главное, чтобы удобные и подешевле». В этот момент у меня сложился паззл, причем относительно не этих ребят, а их поколения, которое считают двухтысячниками (вовсе не те, кто родился в 2000 году, а молодые люди 1985 года и выше, иногда даже 1980 год относят туда).
В отличие от предыдущих поколений, которые выросли в традиционной системе координат, молодые люди двухтысячных уже жили в эпоху интернета. И новой валютой, которая показывает их крутизну, становится не что-то из обычного набора, привлекавшего родителей, а впечатления. Валютой их мира стали впечатления, которые они получают от поездок, вылазок на природу и тому подобных вещей. И они готовы носить старые шмотки, но не готовы отказаться от поездок куда-либо. Это полностью противоречит потребительскому поведению предыдущих поколений, впервые меняется парадигма потребителей, причем на глубинном уровне. Эти изменения не будут моментальными, все-таки среди их поколения многие придерживаются традиционных взглядов, а такие, как они, пока в меньшинстве, но их число растет, равно как и стиль поведения не вызывает отторжения, одобряется сверстниками.
В США уже забили тревогу, именно поколение двухтысячных дает отрицательную динамику трафика в розничных магазинах, они не хотят туда заходить. Предпочитают покупать вещи онлайн, но приобретают их меньше, чем их родители. Это вопрос их внутренней потребности, а не возможностей, они иначе распределяют свои доходы. У них нет мечты купить дорогую сумку с первого серьезного заработка, они предпочитают поехать в Европу и посмотреть Рим. Впечатления стали валютой этого поколения, и это полностью меняет то, как устроен рынок. Универмаги Macy’s заявили о том, что будут закрывать многие магазины, уходить в онлайн, где продажи также не радуют. В GAP который год подряд проблемы, равно как и у аналогичных сетей. Это примета нашего времени. Интересно, что технологии в какой-то мере остаются востребованными, так как они позволяют запомнить те самые впечатления – от камеры телефона зависит качество картинки, это аксессуар, который показывает, кто вы и что. Но и тут постепенно все границы стираются, и уже не играет роли, что у вас в руках. Мэтт, парень из Айовы, приехал в LA, чтобы отдохнуть со своей девушкой. У него разбитый в хлам iPhone 5, сверху экрана примотан скотч, чтобы не отвалился кусок. Но за себя и свою девушку он заплатил стоимость самого дорогого телефона, для него эта трата оказалась не просто реальной, он считает ее оправданной. Мы разговорились на эту тему и он сказал примерно следующее: «Телефон важен, но мне важнее, что мы с Кристи сможем потом вспомнить, что нас будет связывать. Сейчас мы строим свое будущее, и то, что мы вместе путешествуем, позволяет нам понять лучше друг друга, это инвестиция в нас. Дорогая инвестиция, но она того точно стоит, это ведь наше будущее».
Эти ребята описывают свои поступки очень различно, но подтекст считывается один и тот же, они не такие, как их родители. Невольно рынок масс-медиа создал другую поведенческую реакцию, показал, что есть огромный мир, и те, кто его видел, могут отличаться от тех, кто сидит дома. И это круто. Мне сложно предугадать, насколько сильно изменится наш мир из-за такого тектонического сдвига в потребительском восприятии. Но могу точно утверждать, что процесс уже запущен. Старые розничные игроки не смогут ему противостоять, да и производители многих товаров будут вынуждены пересмотреть свои приоритеты, модельные ряды, не обойдется без потрясений. Если до недавнего времени я воспринимал происходящее как часть общемирового кризиса, то сейчас склоняюсь к мысли, что также в это вносят вклад молодые люди. Их привычки слишком радикально отличаются от тех, что были у их родителей.
Мне такой подход импонирует, так как деньги – это средство для реализации тех или иных потребностей, в том числе в изучении нашего мира. Вопрос в том, что общество потребления, которое сформировали в 60-е годы прошлого века на принципиально ином уровне, не может быть вечным, каждая система накапливает ошибки. И эта система – не исключение, она не меняется в мире, где изменяется практически все, а значит, люди будут меняться сами, это поход одиночек против общепринятого, в котором они могут преуспеть. А что важно для вас? Шмотки или впечатления?
Скрыть текст