2002-11-12
"Сибирь" предлагает новое качество
На страницах нашей газеты (см. №1'2001) мы уже рассказывали о различных взглядах на перспективы развития аэропорта "Толмачево" со стороны базовой авиакомпании "Сибирь" и самого аэропорта. Напомним, в 2000 году аэропорт предлагал идею создания "крупнейшего в России транзитного международного грузового узла", обслуживающего маршруты Европа - Азия - Северная Америка. Тогда же "Сибирь" выступила с альтернативной идеей превращения "Толмачево" в мощный транспортный узел, который сочетал бы внутренние и международные пассажирские потоки, как основной вид авиационного бизнеса предприятия, так и грузовые перевозки, которые можно привлечь путем обеспечения транзита иностранных грузовых авиалайнеров.
По мнению руководства авиакомпании, в настоящее время увеличение объемов пассажирских перевозок "Сибири" сдерживается состоянием базового аэропорта. Технологические возможности "Толмачево" не позволяют сегодня обрабатывать значительные трансферные потоки пассажиров и грузов из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно.
Современная концепция развития "Толмачево"
В настоящее время в "Сибири" разработан новый масштабный проект долгосрочной Концепции развития "Толмачево". Он подразумевает строительство нового международного терминала, получившего рабочее название "Ньюпорт Новосибирск". Основная идея, заложенная в этой Концепции, заключается в обеспечении двух основных "точек роста":
- привлечение в "Толмачево" трансферных пассажирских и грузовых опотоков на маршрутах между Европой и Азией, которые, согласно существующим прогнозам, могут достичь от 3,7 млн. человек в 2005 году до 6.8 миллионов человек в 2015 году;
- последовательное развитие производственной и сервисной базы аэропортового комплекса с учетом уникального географического положения Новосибирска и его большого политико-экономического значения в сибирском регионе.
В проекте "Ньюпорт" изначально делается ставка на развитие бизнеса аэропорта по данным двум направлениям, так как только в этом случае имеют экономический смысл очень дорогостоящие мероприятия по строительству и одновременному созданию всей обеспечивающей инфрастуктуры (вторая ВПП, рулежные дорожки, средства УВД, расширение перрона).
Для реализации проекта авиакомпании необходимо существенно обновить парк воздушных судов, причем в качестве перспективной основы парка рассматриваются самолеты западного производства.
В качестве зарубежных примеров такого авиационного хаба могут служить американские Денвер, Чикаго, Атланта, европейские Франкфурт, Мюнхен, Амстердам, а также хорошо известный новосибирцам Ташкент. Стоит отметить, что все эти узловые аэропорты имеют мощные базовые авиакомпании: в Денвере это "Юнайтед Эрлайнз", в Атланте - "Дельта", во Франкфурте и Мюнхене -"Люфтганза", в Амстердаме - "КЛМ", в Ташкенте -"Узбекистон Хаво Йуллары".
Проделанная работа
В начале года был начат поиск потенциальных партнеров для реализации проекта. Среди них в первую очередь рассматривались крупные аэропорты Германии, в которые выполняет полеты авиакомпания "Сибирь" - Франкфурт-на-Майне и Мюнхен (см. справку).
Первым достаточно быстро отреагировал Мюнхен: вскоре там прошла презентация Концепции развития "Толмачево" и уже через месяц, в марте в Новосибирск прибыла делегация из этого города. Во время этого визита в обладминистрации состоялась встреча заинтересованных сторон с участием губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского и руководителей всех профильных комитетов, а также проведено непосредственное знакомство иностранных специалистов с аэропортом "Толмачево".
В результате было принято решение о создании Консорциума немецких компаний "Макс Бегль" (Max Bogl) и "Обермайер" (Obermeyer), с помощью которых был спроектирован и построен в 1992 году аэропорт в Мюнхене. В Консорциум также вошел сам мюнхенский аэропорт (Flughafen Munchen), который сегодня с помощью вышеназванных компаний заканчивает строительство второго терминала, рассчитанного на обслуживание 25 млн. пассажиров в год. Весной немецкие специалисты приступили к разработке мастер-плана нового международного терминала в "Толмачево".
Этот документ был представлен в Новосибирске в августе. Он описывает предпроектную разработку всего комплекса вопросов, связанных с анализом и изучением ситуации на рассматриваемом рынке авиаперевозок и планированием затрат на строительство как самого терминала, так и всей сопутствующей производственной и коммерческой инфраструктуры. В частности, был сделан прогноз пассажиропотока через "Толмачево" до 2015 года, технико-экономическое обоснование и эскизное проектирование терминала (см. разворот). Эта работа была своевременно и полностью оплачена "Сибирью".
Продолжая развитие проекта нового терминала, "Сибирь" привлекла к участию в нем международных консультантов по финансам и юридическим вопросам. Это такие известные в мире компании как "Эрнст и Янг" (Ernst & Young) "ЛеБоф" (LeBoeuf). В настоящее время они заняты разработкой модели финансирования строительства нового терминала и подготовкой документов для потенциальных инвесторов и банков с учетом российского законодательства и международных правовых норм.
Таким образом, в результате работы авиакомпании в 2002 году создана высококвалифицированная международная команда специалистов в области аэропортовой деятельности, проектирования и строительства аэропортов, привлечения инвестиций и юридической поддержки, которая продолжает работать над проектом международного терминала в "Толмачево".
Общая стоимость работ по созданию комплекса зданий, сооружений и коммуникаций оценивается в 250 млн. евро, которые необходимо вложить в течение 4-5 лет. Эти деньги планируется привлечь с помощью зарубежных инвесторов. Осенью был проведен ряд консультаций с крупными западными инвестиционными компаниями, которые подтвердили свой интерес к участию в данном проекте.
Стоит добавить, что проект крупного транзитного аэропорта на базе нынешнего "Толмачево" полностью укладывается в концепцию создания крупнейшего в Сибири Новосибирского мультимодального транспортного узла, который разрабатывается под эгидой администрации Новосибирской области.
Аэропорт "Толмачево" в марте также объявил конкурс на разработку собственной концепции развития аэропорта, который в апреле выиграл международный консорциум "Внешаудит-ПАКК-Обермайер". Вхождение в эту группу мюнхенской компании "Обермайер" только подчеркнуло ее заинтересованность в развитии новосибирского аэропорта. Однако до сих пор о результатах разработки параллельной концепции "Толмачево" ни специалистам, ни широкой общественности ничего неизвестно.
Глеб Осокин
Аэропорт Мюнхен
Руководство "Сибири" считает, что в качестве базовой модели развития нового международного терминала в "Толмачево" можно применить опыт развития мюнхенского
аэропорта.
Аэропорт столицы Баварии был открыт десять лет назад, в 1992 году. К 2002 году он вдвое увеличил объемы работ.
В 2001 году через Мюнхен прошло 23,6 млн. пассажиров и 322 тысячи воздушных судов. Из аэропорта выполняются регулярные рейсы более чем по 200 направлениям. Сегодня это второй по объемам перевозок аэропорт Германии и восьмой в Европе. Годовой темп роста самолетовылетов здесь составляет 7,4%, тогда как в целом по Германии - 3,3%.
Основой такого массового увеличения объемов работ является растущее значение мюнхенского аэропорта как международного транзитного авиаузла. Доля транзитных пассажиров составляет 30% или почти 8 млн. человек ежегодно. Это вдвое больше, чем весь пассажиропоток аэропорта "Домодедово" в 2001 году.
В аэропорту пассажиры могут воспользоваться услугами банков, ресторанов, десятков круглосуточных магазинов, мощным бизнес-центром, где регулярно проводятся различные семинары и конференции. Здесь расположена первая в мире аэропортовая мини-пивоварня и первая в Европе медицинская клиника. Аэропорт соединен с городом скоростной железной дорогой.
В строяшемся терминале-2 мюнхенского аэропорта минимальное время пересадки между трансферными рейсами составит 30 минут. Этот показатель позволит аэропорту Мюнхена встать в ряд наиболее современных аэропортов мира.
http://gazeta.s7.ru/news/index.php?r=1&num=136¤t=13
///////////////////////
Проект номаный...Интересно, долго еще толмачевцы отбиваться будут ремонтом существующего терминала, мля :(((
F30 & T30 owner.