какой-то чел, близкий к Нскому метрополитену называл сумму себестоимости проезда в метро - 25р.
Пассажиропоток метрополитена - 110 млн. пассажиров в год.
Стоимость проезда - 6 рублей.
Всего в Нске 11 станций метро.
Строительство одной новой станции оценивается в 1,5-1,8 млрд. рублей.
Итого потолок выручки с пассажиров - 660 млн рублей в год.
Реальная выручка меньше процентов на 30-40, за счет льготников и всяких скидок типа проездных и авансовых платежей по электронным картам.
В общем, на веру можно принять цифру в 400-450 млн рублей.
Пассажиропоток в пересчете на станцию составляет 10 млн. пассажиров в год.
Реально распределение пассажиропотока по станциям непропорциональное, но нам важен порядок величин. Стоит учитывать также, что в этих 10 млн. - половина тех, кто садится на этой станции и платит деньги, а половина - тех кто выходит.
Отсюда ввод одной новой станции увеличивает "объем продаж" услуг метро на 40 млн. в год. Возврат инвестиций без учета стоимости эксплуатации станции, приобретения подвижного состава и т.п. - 37-45 лет.
Срок окупаемости в 7-10 лет был бы еще как-то приемлем, но такие сроки ни в какие ворота не лезут. Это все равно что работать всю жизнь на подарок внукам.
Так что строительство метро - очень дорогостоящее удовольствие, которое не оправдывается лишь стоимостью проезда.
Либо стоимость строительства должна быть значительно снижена - до 280-400 млн. рублей, либо стоимость проезда должна быть совсем другой - 17-20 рублей(*). Но в этом случае метро совсем неконкурентноспособно по ценам. Разве что перерыть весь город, чтобы автобусы проехать не смогли.
Тогда конечно пассажиров будет больше.
* - если принять, что текущий уровень цен покрывает затраты на содержание метро, то а все дополнительные доходы от повышения цен направляются на строительство новой станции, то в год 110 млн пассажиров должны принести не 400-450 млн, а 1,9-2,2 млрд.
Или нужно рассматривать строительство метро как один из факторов освоения той или иной территории города, для повышения ее инвестиционной привлекательности. Тогда часть затрат на строительтсво станции должна вписываться в дельту цен между "районом вдоль линии метро" и "районом средней удаленности" либо "окрайной города". Примерно такой же нехитрый расчет (ошибки в нем тоже могут быть, но опять же важен порядок величин) показывает, вилке цен в 5 000 р за м2 нужно построить и продать 300 тыс кв. м. недвижимости. Это 50 одноподъездных 16 этажек (примерно равно 12 "Нарымским жемчужинам", например), это целый микрорайон на 17 тыс. человек.
Точечной застройкой такой объем не покрыть, нужны свободные территории. А таких по линии метро нет. Там либо заводские территории, либо частные дома. Наконец, у города есть и другие интересы, кроме как отправлять все доходы на развитие метро.
В общем, самоокупаемостью метро даже не пахнет, ресурсов на собственное развитие не имеет. Чисто затратный проект. Хорошо если имеет хотя бы покрывает эксплуатационные расходы.
Грустно? С другими объектами инфраструктуры (мосты, автомагистрали, подземные переходы, подстанции, коллекторы т.п.) все еще грустнее. там окупаемость вообще отсутствует как понятие.