А вот вторая статья из "СС". Называется почему-то так же...
----------------------------------
Выход из «подземного тупика»
23.10.2003
Одна из основных проблем любого современного мегаполиса, коим является и наш родной Новосибирск, — быстрое, удобное и безопасное передвижение. Пожалуй, лучшим средством мобильности граждан, не владеющих собственным автотранспортом, на сегодняшний день является метро. Да и автолюбители порой оценивают преимущества «подземки» по достоинству — ни тебе вечного бича новосибирских дорог — пробок, ни удушающей загазованности. К счастью, Новосибирск относится к одиннадцати российским городам, обладающим этим транспортным преимуществом. Но, к сожалению, в строительстве новосибирского метрополитена в последние годы было мало сколько-нибудь значительных подвижек. Новосибирские строители только-только начинают выходить из «подземного тупика», но уже сегодня можно с уверенностью сказать: наше метро будет жить.
Такой смелый прогноз после череды консерваций дается не на пустом месте — не так давно пущена станция «Маршал Покрышкин», на 2004 год строятся весьма обоснованные планы добраться и до многострадальной «Березовой рощи». «Зашевелилось» в этом районе после прихода в феврале этого года на пост начальника МУП «Управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» Николая Бен-Хировича Хвана.
После долгой дележки — на кого взвалить груз «подземки» — последнюю точку в спорах поставил губернатор области Виктор Толоконский. На апрельском совещании, посвященном метростроительству, он, по словам Николая Хвана, сказал: «К этому парню не лезьте, дайте ему возможность работать — он сделает».
Задачей первой необходимости новый начальник поставил возродить взаимное доверие властей, заказчика и подрядчиков строительства. Право на «борьбу за «подземку» получило предприятие «Бамтоннельстрой». Генеральному директору нового подрядчика строительства новосибирского метро заказчик поставил три условия: налоги остаются в Новосибирске, люди, работавшие в метрокомплексе, не теряют рабочих мест, в строительстве будут использоваться новейшие технологии и техника. Последний пункт особенно важен: к примеру, на перегоне «Маршал Покрышкин» — «Березовая роща» очень сложные гидрогеологические условия. Если осваивать их при помощи несовременной техники, нужно проводить сложный комплекс предварительных работ и, соответственно, затрачивать огромные на то средства.
Еще один момент, который, по словам Николая Бен-Хировича, прежде всего нужно усвоить самим строителям — изначальная нацеленность не на освоение средств, а на выполнение реальных физических объемов. «Сначала должно быть выполнение физических объемов, а за ними естественным образом потянутся и деньги, которые мы не будем клянчить «вперед», а станем зарабатывать», — убежден Николай Хван.
Самое отрадное, что так и получилось. Все лето без перерывов шла стройка — благо погода не подводила, и не подводит до сих пор. Раньше работали в одну смену, сегодня трудятся круглосуточно, по скользящему графику. И когда областные и городские власти увидели, что дело с мертвой точки сдвинулось, крепким ручейком потекли деньги.
«Ежемесячно мы отчитываемся перед областным руководством, — говорит Николай Бен-Хирович. — Видя конкретные результаты, губернатор Виктор Толоконский чутко реагирует на любые просьбы, отвечает на письма, моментально решает все вопросы».
Несмотря на то, что среди года отрезать даже маленький кусочек от бюджетного пирога практически невозможно, даже в текущем финансовом году для метростроевцев изыскалась возможность дополнительного финансирования.
Если изначально в городском бюджете этого года на метрострой было «забито» всего лишь 6 миллионов рублей, то сегодня отрасль получила их аж 22! И это еще не предел: уже подписан лимит еще на 50 миллионов рублей.
На строительство в 2004 году из местного бюджета будет выделено 190 миллионов рублей. Из федерального бюджета на общероссийское метростроительство планируется выделить два миллиарда рублей, но по какому принципу эти средства будут делиться между одиннадцатью городами-претендентами, пока неизвестно. Дополнительных доходов на строительство новосибирского метрополитена, находясь в столице, добивался губернатор Виктор Толоконский. «Результаты пока не ясны, но побегал по московским кабинетам он для родной области изрядно», — говорит Николай Хван.
Когда наши метростроевцы защищались еще на 130 федеральных миллионов, центр поставил условие: если 50 процентов необходимой суммы нам удастся изыскать из местного бюджета, получим и кусочек федерального «пирога». «По-моему, на этом Виктор Александрович их и поймал, сказав: «Вот видите, мы выделяем 190 миллионов рублей, отдайте нам столько же», — шутит Николай Бен-Хирович. — Наверное, в Москве не надеялись, что область сможет мобилизовать такие деньги. И, надо сказать, в чем-то Москва была права — такое обширное финансирование метростроительства из местного бюджета — нонсенс, столько еще никогда не выделялось. Просто, наверное, пришло понимание, что раз уж мы начали строить метро, то продолжать его возведение мы обязаны. Где-то оно может строиться медленно, где-то и вовсе законсервироваться, но процесс все равно идет».
И процесс этот значительно упростится, когда будет принята общероссийская программа, рассчитанная до 2015 года. Этот документ обсуждался на прошедшей месяц назад коллегии по государственному строительству, на которой впервые за 13 лет собрались представители всех 11 российских городов, в которых пущено и продолжает строиться метро. Программа, по сути, обоснована и принята, однако пока не утверждена законодательно, но до конца текущего года метростроевцы надеются этого утверждения добиться.
У нас в Новосибирске в эту программу входит возведение уже завершенной станции «Маршал Покрышкин», а также открытие станций «Березовая роща», «Гусинобродская» (перекресток Кошурникова и Богаткова, более известный обывателям, как «Золотая нива»), «Доватора» и метродепо в районе нынешнего Гусинобродского рынка. Завершающий аккорд — участок от Карла Маркса до площади Станиславского. Станция «Станиславского» обещает быть самой «дешевой», так как она короткая и при ее строительстве будет задето не так много коммуникаций. Однако она очень выгодна с точки зрения охвата транспорта — здесь и завязка с Димитровским мостом, и обслуживание огромного жилмассива.
Отрадно, что частично еще даже не принятая новосибирская программа выполнена. «Покрышкина» уже сдали, сдадим и «Березку», — говорит Николай Хван. — Тогда останутся, по сути, три станции — «Гусинобродская», «Доватора» и «Станиславского». Сделать их можно элементарно: три года работы, на четвертый станция готова — и так до 2015 года. За 12 лет как раз уложимся».
А пока строительство новых станций только в проекте, заказчики уже задумываются над реконструкцией старых. По мнению начальника МУП «УЗСПС», все имеющиеся в Новосибирске открытые входы метро, с точки зрения эксплуатации в наших погодных условиях, очень неудобны и даже небезопасны для пассажиров. Зимой на и без того скользких лестницах постоянно образовывается наледь, люди спотыкаются, падают, получают травмы. Предлагаемые варианты реконструкции — это выход из метро внутри зданий, как в Москве. Такие входы к тому же предоставят дополнительные торговые и административные площади. Что ж, решение разумное и давно для горожан необходимое.
Несколько лет назад на радикальные метростроительные подвижки оставалось только надеяться. Сегодня, если верить прогнозам, нам с вами, дорогие новосибирцы, остается совсем немного подождать — и сможем добираться на «подземке» почти в любую точку города! Подождем? Тем более что терпения нам не занимать.
Марианна ДАНИЛОВА.