Погода: −6 °C
26.11−12...−5переменная облачность, без осадков
27.11−12...−5небольшая облачность, без осадков
  • легендарное радио))

    Сов.Сибирь" от 2 сентября 1926 года

    Алле! Слушайте! Слушайте!., говорит Новосибирск...

    (С натуры).

    Еще нет 9 часов вечера, а в помещении телеграфа ст. Новосибирск, где установлен приемник, беготня.

    В сквере, против помещения телеграфа, давно заняли передовые слуховые позиции пионеры и неорганизованные ребята до 15 лет.

    Пришли с матерями "послухать" и октябрята. Слышишь в перебой разговор ребят:

    —Сегодня обязательно начнут без опоздания, потому так в газете написано.

    —Но и чо «еслив» немного и запаздаюг, неважно.

    —Чо опоздают, подикось я мачту спрашивал! (мачтой ребята зовут механика Кондюрина).

    —Глянь уже трубу в окно выставили! В сквере публика жужжит, как стая мух, человек 400 с лишком пришло. Преобладают дети и члены семьи.

    Треск в трубе. Шум по мановению как-бы волшебной палочки сразу смолк.

    Сильный голос из трубы:

    — Алло! алло! алло! Слушайте!.. Слушайте!... говорит Новосибирск, на волне 1.117 метров. Слушайте все... Говорят Новосибирск, из Лондона сообщают..

    —Слушайте!.. Слушайте! Нью-Йорк, 24 августа...

    (Следует интересная передача только что полученных по радио новостей со всего земного шара).

    С голосом трубы соперничает часто свисток паровоза.

    Зло взяло слушателей, когда остановился один из паровозов и начал сифонить, мешая слушать.

    —Чтобы тебе лопнуть холера толстопузая!

    После телеграмм начинается концертное отделение.

    Минута ожидания и затем раздаются звуки пианино.

    —Вот чорт, точно пианино то в месткоме № 2 играет! Ну, и чисто!...

    Здоровий бас артиста государственных театров Андреева режет, колыхается по территории узла.

    Потом опять новости.

    — Слушайте!... слушайте!... "Лондон, 30 августа. Будет созвано заседание английского парламента...

    На виадуке перекинутом через пути, в депо, на переселенческом пункте, по Владимировской, Вокзальной улицам, по всей территории ст. Новосибирск, гоняются легким ветерком голоса и пение трубы. Врываются в дома железнодорожников. Слышимость чёткая.

    Все поражены.

    —Величайшее завоевание!—замечает, один из возвращающихся с радио-передачи товарищ.

    —Я получил сегодня такое удовольствие, какого не испытывал 60 лет,—говорит, прихрамывая, старик. — Спасибо!.. Спасибо!..

    Егор с Волги.

  • "Сов.Сибирь" от 12 сентября 1926 года.

    Вокзальная церковь наша, даёшь ее под школу!

    За последние дни вокруг Вокзальной церкви происходят необыкновенные сцены Почти всё время можно видеть толпу разных людей, которая шумит, ругается и даже дерётся.

    Одна кричит, что церковь должна принадлежать староцерковникам,
    а другие стоят за новоцерковников.

    Несмотря на то, что церковь железнодорожная, в этой толпе железнодорожников почти совершенно не видать, а бузят и устраивают дебоши разные торговцы и старухи-кликуши.

    По моему много лучше будет эту церковь использовать под школу, в помещении под которую чувствуется такая острая нужда.
    Имея еще одно такое вместительное помещение, можно надеяться, что наша детвора будет иметь возможность учиться, а не бегать по улице.
    В прошлом году мы отняли клуб у союза «Совработников» и там устроили школу, а в этом году больше таких помещений нет.

    Железнодорожная церковь должна быть нашей и отдана под школу, за это должны самым горячим образом взяться не только в тяге, но и во всех службах. Надо возможно скорей собирать подписи устраивать собрания, митинги, прийти на них всем железнодорожникам и дружно сказать свое веское рабочее слово:

    ЦЕРКОВЬ НАША, ДАЕШЬ ЕЁ ПОД ШКОЛУ!

    Если мы все будем так дружно действовать, то можно вполне надеяться, что горсовет окрисполком выполнят наше требование.

    ЖЕЛЕЗНЯК.

  • В ответ на: В прошлом году мы отняли клуб у союза «Совработников» и там устроили школу, а в этом году больше таких помещений нет.
    :biggrin: это от души

    Давай, до свиданья, да, я - ненормальный
    И ты всё равно не поймёшь на прощанье
    Я сделаю вот что и ты никогда не умрёшь, до свиданья!

  • чего не отнять у газет 20-х годов - так это искренности, никаких тебе хлопков и отрицательного роста, все своими именами нарицают))

  • легендарный мостик

    Сов. Сибирь от 7 ноября 1926 года.

    Сегодня—торжественное открытие моста через Каменку.

    В августе закончена постройка большого железо-бетонного моста через Каменку. Сегодня состоится его торжественное открытие.

    На постройке работало 300 рабочих.

    Все работы производил Госстрой. Постройка обошлась (с мощением подъездов) в 280 тыс. руб.
    В сентябре к мосту были устроены подъезды. Мост испытывался на грузоподъёмность.

    Мост был заложен в мае 1925 года. Построен по проекту инженера Ульяницкого. Работами руководил инженер Санин и техник Кузьмин.
    Испытание моста показало, что по нему можно провозить большие грузы. В будущем мост предполагается использовать под трамвайную линию.

    Мост соединил Закаменку с городом. В этом его большое значение. До сих пор Закамеская часть была оторвана от города.



    Сов. Сибирь от 9 ноября 1926 года.

    Лента разрезана, проезд свободен.

    На открытии моста за Каменку.


    Колонны с площади ушли далеко к Дворцу Труда, а оттуда, повернув направо, тянутся мимо здания Крайисполкома к мосту.

    Первыми прошли военные части и пожарные.

    С автомобиля тов. Дугин, зампред. Горсовета, говорит о новом достижении и строительстве, о значении вновь построенного моста. Поздравляет проходящие колонны.

    На мосту—плакаты и зелёные украшения. Поперек — лента, закрывающая проход. Дугин в заключение говорит:

    — Считаю мост открытым.

    Он сходит с автомобиля, разрезает ленту. На мост въезжают пожарные автомобили.

    Дугин режет ленту и раздаёт ее тем,кто участвовал в строительстве моста, а также членам комиссии по испытанию его.

    Колонны идут по мосту и в конце заворачивают обратно.

  • портреты наших земляков от музея Новосибирска...интересно почему если на фото "мальчик-девочка", то сидит обычно именно мальчик))

  • легендарный фонтан

    30 июня 1934 года.



    ФОНТАН-КАСКАД В НОВОСИБИРСКЕ

    На снимке эскиз фонтана-каскада художника - архитектора тов. Тайтель. Фонтан будет сооружен в Новоснбирске в первомайском сквере. С 1 июня «Водоканалтрест» приступает к прокладке водопроводных труб, а с 10 ию я (не позднее) будет приступлено к кладке бассейна фонтана.

  • легендарный трамвай

  • легендарный банк))

    ПРОИСШЕСТВИЯ

    Хищение в Госбанке, - 14 июня 1935 ночью, при сверке кассы, у двух кассиров Запсибкрайконторы Госбанка не хватило 1900 рублей.

    Дежурные милиционеры вечером 14 июня видели, что около Госбанка ходила родственница счетчика Цесарского, неоднократно ранее приходившая в Госбанк, а Цесарский во время счета денег выходил из помещения кассы.

    Эти обстоятельства дали повод к подозрению Цесарского в хищении денег.

    Был произведен осмотр помещения банка.

    В уборной под баком с водой была обнаружена пачка двухчервонных купюр на сумму 1980 рублей.

    По подозрению в хищении денег были задержаны счетчики Цесарский и Зайкин, Цесарский сознался в хищении.

    Сов.Сибирь, 20 июня 1935 года.

  • строится легендарный вокзал

    На строительстве новосибирского вокзала

    Строящийся в Новосибирске вокзал по плану должен быть закончен к 1 января 1938 г.

    Он будет самым большим вокзалом о СССР.

    Длина всего здания равна 155 метрам. В сутки вокзал будет пропускать 31600 пассажиров.

    Вокзал будет сдан в эксплоатацию в два срока.

    Первая очередь — восточная часть главного корпуса вокзала должна быть сдана в эксплоатацию 1 апреля будущего года (1936).

    К этому же сроку сдается в эксплоатацию трансформаторная подстанция, камеры для багажа и котельная.

    Размер всех помещений, которые вступят в эксплоатацию во втором квартале 1936 г., в полтора раза больше здания Крайисполкома.

    В настоящее время уже готовы подвальные помещения всего главного корпуса.

    В подвальных помещениях ведется отделка.

    В восточной части главного корпуса забетонированы первый и антресольный этажи, устанавливается опалубка второго антресольного этажа и заготовлено арматура для этого этажа.

    На 20 июня 1935 работы были выполнены на 34 процента.

    Все железобетонные работы будут закончены в августе; после этого немедленно начнется отделка.

    Строительные работы этого года обойдутся в 5 миллионов рублей.

    Восточная часть вокзала, сдаваемая во временную эксллоатацию весной будущего года, значительно облегчит пропуск пассажирского потока на станции Новосибирск-I.

    В залах вокзала одновременно смогут находиться 2550 человек.

    За сутки вокзал сможет пропустить свыше 20 тысяч пассажиров.

    (Сов.Сиб.23 июня 1935 года.)

  • строится...очень долго строится...дольше чем строилось метро в Москве...легендарный фонтан


    ПИСЬМА О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ

    О садах и скверах

    Сквер на Первомайской площади — одно из крупных достижений в благоустройстве Новосибирска за последние годы.

    Совсем недавно — это было песчаное, совершенно голое место. Сейчас здесь — зеленый ковер, кусты клёна, вяза, сирени.

    В ближайшие дни сквер предполагают открыть.

    Но городское коммунальное управление все же сделало слишком мало, чтобы придать скверу культурный и опрятный вид.

    Аллеи в сквере, предназначенном дли массового отдыха и движения сделаны УЗКИЕ, точно в старом дворянском парке. Они уже успели зарасти травой...

    В прошлом (1934) году в центра сквера был разбит, так называемый, мавританский газон.

    Ныне не позаботились разрыхлить почву.

    Нежная растительность газонов зачахла, повыгорела. Только местами в хилой траве синеют васильки.

    Фонтан в сквере стал мишенью острот и злословия. В самом деле, он строится очень давно. За это время в Москве соорудили метро. А наш фонтан еще не готов.

    25 июня 1935 собираются открыть сквер и пустить фонтан.

    Но только три дня назад заказали вазы, которые должны быть поставлены на боковых пьедесталах фонтана.

    Хорошо оформить подступы к фонтану можно было лишь ковровыми цветами, которые не теряют своей свежести всё лето. Но тут работники коммунального управления узнали, что у них в питомнике нет ковровых цветов. Пришлось садить вокруг фонтана такие цветы, которые быстро увядают.

    Не клеится и с ПОДАЧЕЙ ВОДЫ в фонтане.

    Никак не удается получить струи нужного рисунка и силы.

    В нижнем бассейна до время детского праздника были поставлены медные трубки, из которых вода должна бить к центру фонтана, в первую же ночь кто-то их украл.

    Второй месяц в коммунальном управлении идут споры, нужен ли в сквере оркестр и ресторан.

    Подолгу и бестолково спорят о том, в какой цвет должны быть покрашены скамейки.

    Предполагается поставить на всех аллеях 200 скамеек, а пока что ИХ НЕТ НИ ОДНОЙ.

    Над центральным сквером шефствуют коллективы почты и гордортранса. Но они здесь редкие гости. Для того, чтобы очистить в центральном сквере аллеи, длина которых три километра, требуется участие сотни людей.

    Работают же ежедневно 10—15 человек, и часто не больше часа.

    Не организованы уход за зелеными насаждениями и их охрана.

    Загляните в другой прекрасный, бурно разросшийся сквер за Домом Ленина. Он запущен. Трава потоптана. На клумбах цветы посажены как попало — цветок от цветка на расстоянии метра. На аллеях лишь 16 скамеек.

    В кустах пьяные пикники беспризорников и хулиганов.

    Сторожей днем тут часто совсем не бывает.

    Разве так надо выращивать зеленые насаждения?

    Зелень — легкие города.

    К заботливому уходу за нею, к охране ее должны быть привлечены все трудящиеся города Это не трудно сделать, если городские организации будут лучше работать.

    (Сов.Сиб. 23 июня 1935 года.)

    Г. В.

  • легендарный поэт и не менее легендарный полицмейстер)))

    Из архивных материалов

    Ново-николаевский полицмейстер о Т. Г, Шевченко

    В Новосибирском областном архиве обнаружена секретная переписка о столетнем юбилее со дня рождения великого украинского поэта Т. Г. Шевченко. В рапорте томскому губернатору новониколаевский полицмейстер 13 февраля 1914 года пишет:

    «Из столичной и провинциальной печати усматривается, что со стороны губернского начальства последовали распоряжения о недопущении общественным организациям приготовлений к чествованию предстоящего столетнего юбилея украинского писателя Шевченко.
    Имея в виду, что местное общество попечении о народном образовании в самом непродолжительном времени безусловно обратится ко мне с просьбой о разрешении устройства каких-либо публичных чествований этого юбилея, испрашиваю соответствующих указаний со стороны Вашего превосходительства. Докладываю, что со своей бы стороны полагал подобного рода ходатайство отклонить под тем благовидным предлогом, что украинский писатель прямого отношения к русской литературе не имеет, сибиряки, тем более, никакого отношения к писателю не имеют.
    Разрешение этого вопроса требует срочности ввиду того, что днем юбилея является наступающее 26-е число текущего месяца»
    .

    Получив этот рапорт, губернатор делает запрос в Петербург и одновременно сообщает полицмейстеру:

    «...Даю знать, что чествование предстоящего юбилея Шевченко следует, во всяком случае, отклонить, так как публичное чествование кого бы то ни было обществом попечения о народном образовании не соответствует прямой цели, поставленной себе названным обществом и не предусмотрено его уставом.
    Губернатор Дудинский, советник Мейер».


    В результате длительной переписки полицейские чины вынуждены были пойти на уступки, Разрешение на чествование памяти Т. Г. Шевченко было дано, но при условии проведения вечеров только в закрытых помещениях, с соблюдением установленных правил о собраниях.

    «Никакие демонстрации, уличные выступления и сборища допущены быть не могут». —

    говорится в ответной телеграмме товарища министра внутренних дел Джунковского томскому губернатору.

    Такой страх внушало царским сатрапам даже имя давно умершего поэта-революционера.

    ("Сов.Сибирь" от 8 июня 1940 года.)

  • еще одна "легенда"

    Одной из малоизвестных страниц истории революции и Гражданской войны в России является попытка создания на территории Украины Сибирской армии.....

    Показать скрытый текст
    ИСТОРИЯ XX ВЕКА

    Николай Ларьков

    СИБИРСКАЯ АРМИЯ НА УКРАИНЕ: НЕУДАВШИЙСЯ ПРОЕКТ

    Одной из малоизвестных страниц истории революции и Гражданской войны в России является попытка создания на территории Украины Сибирской армии. Такая необычная идея возникла у членов Военного совета, созданного Общесибирским чрезвычайным областным съездом, который состоялся в Томске 6—15 декабря 1917 года. Его делегаты отказались признать победившую к тому времени в центре страны советскую власть и выполнять ее декреты, объявив единственной властью Всероссийское Учредительное собрание. Для управления краем был избран Временный Сибирский областной совет. Большинство его членов являлись социалистами-революционерами. Преимущественно эсеровским оказался и сформированный на съезде Военный совет, куда вошли атаман Енисейского казачьего войска А.А. Сотников, товарищ (заместитель) председателя Всероссийского совета крестьянских депутатов С.А. Кудрявцев и председатель Центральной Сибирской мусульманской военной комиссии прапорщик Ю.Р. Саиев.

    В качестве первоочередной задачи Временный Сибирский областной совет поставил своему новоиспеченному органу создание собственных вооруженных сил. Такое поручение было в духе времени и вполне логичным в условиях углублявшейся революции, продолжавшейся Первой мировой войны и постепенно разгоравшейся войны гражданской. Без вооруженной опоры у власти не было шансов не только на успех, но и на выживание. Казалось бы, такую опору Сибирский областной совет мог получить в лице солдат и офицеров запасных полков, которые дислоцировались в гарнизонах сибирских городов. Однако состоявшиеся в ноябре 1917 года выборы в Учредительное собрание показали, что эсерам рассчитывать на тыловые гарнизоны не приходится. Свыше половины их военнослужащих проголосовали за партию большевиков, причем в Томском гарнизоне за депутатов - социал-демократов, посланцев РСДРП(б), высказались более
    двух третей избирателей (8316 человек из 12045 принявших участие в голосовании).

    Тогда Военный совет обратил свои взоры на сибирские воинские части, находившиеся в составе действующей армии на фронтах мировой войны. Из числа сибиряков было сформировано в общей сложности семь армейских корпусов, три из которых находились в составе армий Юго-Западного и Румынского фронтов. На их базе и решено было создать Сибирскую армию. Состоявшийся в середине января 1918 года под руководством эсеров 1-й Общесибирский чрезвычайный крестьянский съезд в Томске также постановил: «Приступить к сибиризации (собиранию воедино) сибирских частей, разбросанных по всему фронту и вкрапленных в российские части и образовать из них Сибирскую армию». Главным военным комиссаром армии Сибирской областной совет назначил подполковника Аркадия Антоновича Краковецкого. Член партии эсеров, депутат Учредительного собрания от Румынского фронта, он в первые революционные месяцы 1917 года, при Временном правительстве, командовал Иркутским военным округом, а затем служил помощником командующего Петроградским военным округом. Кстати, незадолго до революционных событий начальник Иркутского жандармского управления отзывался о Краковецком как об очень умном человеке и выдающемся организаторе, который в случае революции может очень быстро сформировать большие силы.

    А.А. Краковецкий узнал о своем новом назначении, будучи в Киеве, куда бежал из Петрограда после октябрьских событий 1917 года и создания большевистского Совета народных комиссаров. По прямому проводу из Томска он получил директиву, согласно которой должен был в ходе начавшейся демобилизации сибирских частей не допустить их распыленности с тем, чтобы по возвращении в Сибирь с оружием в руках они могли стать организованной вооруженной опорой для Сибирского правительства.

    Выполняя эти указания, А.А. Краковецкий обратился за помощью к Украинской Центральной Раде, которая в начале 1918 года провозгласила Украину независимым государством. С помощью Рады он организовал в Киеве Сибирский военный комиссариат во главе с полковником П.А. Бобриком. Военные комиссариаты были учреждены также в местах дислокации сибирских частей - в Одесском военном округе (12 января 1918 года), на Румынском и Юго-Западном фронтах, при 7-й, 11-й и Особой армиях. С Центральной Радой был заключен договор, согласно которому Украина обязалась снабжать сибирские части, как «войска государства, защищающего границы Украины».

    Инициативная группа сибирских областников еще в декабре 1917 года провела четыре собрания во фронтовых частях и соединениях, в том числе в 16-м армейском корпусе и в 8-й армии. Уроженцев Сибири предлагалось выделять в особые воинские единицы «на тех основаниях, на которых выделяются разные национальности», а в петлицах было решено носить особый знак отличия - ленточки бело-зеленого цвета (символ белых снегов и зеленых лесов Сибири).

    В середине января 1918 года в Киеве состоялся съезд сибиряков. На него съехалось около 60 делегатов, представителей воинских частей. В центре внимания был вопрос о демобилизации старой и создании новой
    Сибирской армии. Большинством голосов делегаты одобрили план работы Сибирского военного комиссариата по демобилизации и скорейшему отъезду воинских частей в Сибирь вместе с вооружением и имуществом. Съезд избрал также трех депутатов в состав Сибирской областной думы, ставшей преемницей Временного Сибирского областного совета. Эта Дума на своем тайном заседании в конце 1918 года в Томске избрала Временное правительство автономной Сибири во главе с правым эсером П.Я. Дербером, включив в его состав в качестве военного министра все того же А. А. Краковецкого.

    Успех сибирских эсеро-областников на фронте в конце 1917 - начале 1918 года во многом был связан с сохранявшимся еще там сравнительно сильным влиянием социалистов-революционеров. Но главной причиной являлось все же неудержимое стремление солдат, уставших от многолетней войны и окопного быта, вернуться на родину. А под каким флагом - под красным ли советским или под бело-зеленым областническим - для них было не столь уж важно.

    Между тем А.А. Краковецкий, заручившись согласием находившихся в Киеве членов Центрального комитета Партии социалистов-революционеров, обратился за поддержкой к представителю французского министерства) при Украинской Центральной Раде генералу Табуи. Последний, по словам А.А. Краковецкого, «очень благосклонно» отнесся к проектам сибиряков по организации борьбы с советской властью. Более того, французские штабные работники оказали помощь офицерам Сибирского военкомата в Киеве в разработке стратегии и деталей будущей военной организации Сибири. Таким образом, на рубеже 1917-1918 годов были заложены основы сотрудничества в борьбе с большевизмом сибирских и украинских политических структур и союзницы России в Первой мировой войне - Франции.

    А.А. Краковецкому и его помощникам за короткий срок удалось объединить на фронте до 50 тыс. солдат и офицеров-сибиряков, а также сконцентрировать на складах значительные запасы вооружения и снаряжения. На станциях Галич, Большовцы и Соколы были сосредоточены воинские части, предназначенные для отправки в Сибирь, погружены на железнодорожные платформы орудия и военное снаряжение. Казалось, замысел эсеров был близок к осуществлению.

    Но вскоре эти планы рухнули, поскольку на Украине круто изменилась военно-
    политическая обстановка. В феврале 1918-го под давлением красногвардейских отрядов Центральная Рада бежала из Киева. Сибирские учреждения в городе были разогнаны. Краковецкому и Бобрику также пришлось в спешном порядке скрыться. Вскоре Краковецкий объявился в Москве, затем в Петрограде и спустя некоторое время перебрался в Сибирь. На Украине тем временем в течение последующих полутора месяцев шло разграбление имущества сибирских частей.

    Однако в начале марта Центральная Рада вернулась в Киев вместе с австро-германскими войсками, оккупировавшими к тому времени большую часть Украины. Возобновилась и деятельность военных комиссариатов в местах расположения сибирских частей. С 26 марта 1918 года функции Главного военного комиссара Временного Сибирского правительства стал исполнять военный комиссар при Одесском военном округе капитан Вениамин Дмитриевич Песоцкий, выпускник Иркутского военного училища и Восточной академии. Сибирские военные комиссариаты располагались, кроме Одессы, также в Киеве, Житомире, Проскурове, Кишиневе. Представителем Сибирского военного комиссариата при украинском гетмане П.П. Скоропадском, который пришел к власти в конце апреля 1918 года после ликвидации Центральной Рады, был назначен подполковник Швамберг. В Киеве 11 мая 1918-го удалось провести Чрезвычайный съезд военных комиссаров и представителей фронтовых и окружных сибирских организаций, находившихся на территории Украины.

    Работа комиссариата и его сотрудников, действовавших от имени Временного Сибирского правительства, теперь сводилась, главным образом, к выполнению консульских обязанностей в отношении сибиряков, которым выдавались временные удостоверения, заграничные паспорта и оказывалась кое-какая материальная помощь. Через созданные Сибирским военным комиссариатом так называемые «этапы» (в Одессе и Дарнице под Киевом) и «этапные пункты» (в Житомире, Проскурове и Кишиневе) прошло около 9 тыс. офицеров, чиновников и врачей, более 1 тыс. сестер милосердия и свыше 25 тыс. солдат, а также около 3 тыс. рабочих. Всем им было выдано в качестве пособия из средств комиссариата в общей сложности 103 тыс. руб. В ряде городов были организованы общежития для офицеров, сестер милосердия, рабочих. Для переброски на родину было сформировано 27 особых «сибирских поездов».

    Однако главная задача - создание Сибирской армии из фронтовых частей - так и осталась невыполненной. Организованная переброска воинских формирований на восток была уже невозможна, так как на пути в Сибирь и практически во всех сибирских городах, за немногими исключениями, к весне 1918-го установилась власть Советов. Поэтому сформированные на Украине «сибирские поезда» обычно доходили лишь до Челябинска, где большевики их расформировывали. А после образования летом 1918 года Восточного фронта Гражданской войны оказалась прерванной и связь Главного военного комиссариата на Украине с создавшими его военно-политическими структурами в Сибири. В результате едва ли не единственным
    боеспособным вооруженным формированием, которое удалось создать Сибирскому военному комиссариату на Украине, стал отдельный сибирский отряд ротного состава, да и то не для Сибири, а для Добровольческой Белой армии Юга России, куда было отправлено также некоторое военное имущество.

    Главный Сибирский военный комиссариат функционировал на территории Украины около года. Лишь в декабре 1918 года он приостановил свою деятельность «впредь до получения указаний от Сибирского областного правительства», которое к тому времени уже перестало существовать, а власть на Востоке России перешла в руки Верховного правителя адмирала А.В. Колчака. Тем не менее задачу создания Сибирской армии это правительство все же выполнило, но на собственной территории. Сибирская армия появилась в июне 1918 года, сразу же после победоносного антибольшевистского вооруженного восстания, став основой антисоветских вооруженных сил на территории края. Ее первым командующим стал полковник (впоследствии генерал-майор) А.Н, Гришин-Алмазов, который по иронии судьбы впоследствии оказался на территории Украины и в конце 1918 - начале 1919-го занимал должность военного губернатора Одессы. В мае 1919 года он трагически погиб на пути в Сибирь. А.А. Краковецкий же, вернувшись в Сибирь, вскоре после установления колчаковской диктатуры был выслан под негласный надзор контрразведки в Бийск, где находился с февраля до осени 1919 года. В начале 1920-го побывал в должности командующего сухопутными и морскими силами Временного правительства Приморской областной земской управы, эмигрировал, но уже вскоре вернулся в СССР, где был репрессирован и расстрелян в 1938-м. В Сибири с июля 1919 года находился и В.Д. Песоцкий, командовал учебным полком колчаковской Морской дивизии, попал в плен, служил в Красной армии. Дальнейшая его судьба неизвестна, как, впрочем, и многих других офицеров, пытавшихся сформировать Сибирскую армию на территории Украины.

    Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-11-70007а/Т.

    Сибирская старина_краев.альманах_учр-ли_Нац-ный исслед-кий Томский гос.ун-тет_Томск__№ 27_Изд-во ТГУ_2003
    Скрыть текст

  • легендарный "Юнкерс")))

    «Трудовой народ, воздушный флот

    Небезызвестный Остап Бендер заявлял, что знает 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Страна, из которой он так жаждал вырваться в Рио-де-Жанейро, никаких громогласных заявлений по этому поводу не делала, но в сфере легального ограбления своих граждан была гораздо изощрённее.

    И многочисленные общества - добровольные по форме и принудительные по сути - занимали в этом списке весьма заметное место.

    Сегодня среднее и старшее поколения ещё помнят эта регулярные и бесконечные поборы, когда за марку либо роспись функционера надо было отдать реальные деньги из весьма скромной зарплаты или стипендии,

    И первым таким образованием стало Общество друзей воздушного флота СССР, созданное 8 марта 1923 г. Чаще его сокращённо именовали ОДВФ или ДОБРОЛЁТ.
    Оно стало первым не только по времени, но и, быть может, по размерам изъятия личных средств на государственные нужды.
    По крайней мере, если соотносить эта средства с уровнем жизни и объёмом доходов нищего населения, только что выбравшегося из кошмара двух войн и двух революций.

    Мысль о создании общества принадлежит Л.Д. Троцкому, который постоянно искал популярности у молодёжи и находил весьма эффективные способы для достижения этой цели.
    Лев Давидович не только сформулировал идею, но и организовал гигантскую пропагандистскую кампанию. Лозунг «Даёшь крылья!» стал главным лозунгом страны.

    В правление общества вошли практически все крупные политические фигуры того времени:

    М.И. Калинин,
    Л.Б. Каменев,
    A.И. Микоян,
    С. Орджоникидзе,
    B.Н. Подбельский,
    А.И. Рыков,
    И.В. Сталин,
    Л.Д. Троцкий,
    М.В. Фрунзе,
    В.Я. Чубарь,
    Р.И. Эйхе,
    И.Э. Якир...

    Это стало яркой демонстрацией того огромного государственного значения, какое придавали ОДВФ партия и правительство.

    Во всех организациях и воинских частях создавались аэробиблиотечки,
    проводились тематические беседы и лекции.
    Огромными тиражами публиковались агитационные брошюры,
    начал выходить журнал «Самолёт».
    По ярмаркам кочевали аэроагитстенды.
    Для села приобретались кинопередвижки и ленты агитационного содержания.
    Перепуганных крестьян катали на агитсамолётах.
    Для просвещения молодёжи повсеместно устраивались авиауголки и авиакружки,
    в школах были введены авиачасы.

    Небывалый размах приняли авиамодельный и планерный виды спорта
    Отчаянные девушки запели:

    «Мама, я лётчика люблю! Мама, за лётчика пойду...»,

    сентиментальные -

    «Друзья узнали, похоронили, Пропеллер сделали крестом...».

    И результаты столь массированного идеологического и организационного прессинга не замедлили сказаться:
    за короткий срок ОДВФ СССР стало одной из самых массовых организаций страны.

    За первый год в него вступило 1 022 000 чел.
    Ячейки ДОБРОЛЁТА создавались даже в советских посольствах за границей!
    В марте 1924 г. М.В. Фрунзе - заместитель Л.Д. Троцкого на постах председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам - удовлетворённо изрёк:

    «Мы можем сказать смело, что вопросы авиации стали в центре внимания широких масс».

    К 1925 г. ряды общества планировалось довести до 3 000 000 чел.

    Конечно, государственные и партийные мужи не стали бы проявлять активность, не будь у них самой прямой заинтересованности в этом обществе.
    А она была.
    В уставе это прямо отражено в формулировке цели ОДВФ -

    «содействие партии и правительству в создании в СССР могущественной авиации».

    При переводе с канцелярского на обычный это означало:

    привлечь силы и личные средства самых широких масс граждан к строительству гражданского и военного воздушного флота.

    Короче говоря, верховная власть решила профинансировать глобальную государственную программу внебюджетными средствами - из касс предприятий и карманов граждан.

    И добилась своей цели!

    Под лозунгом «Трудовой народ, строй воздушный флот!» начался добровольно-принудительный отъём денег у народа, большинство которого забыло вкус пшеничного хлеба.

    Центральный и республиканский комитеты, губернские и областные общества, уездные, районные и городские отделы ДОБРОЛЁТА приступили к массовому выпуску

    открыток,
    непочтовых марок,
    виньеток,
    благотворительных билетов,
    жетонов,
    значков
    и прочей подобной продукции,

    которую нужно было правдами и неправдами обменять у населения на реальные деньги.

    Дело оказалось прибыльным -

    к марту 1926 г. на счетах ОДВФ лежало уже 5 млн руб.!

    Только за полтора года на народные деньги было

    построено или заказано 111 самолётов,
    сооружён ряд аэродромов,
    оказана помощь авиационной промышленности.

    На XIII съезде партии общество торжественно подарило стране не больше не меньше, как эскадрилью самолётов.

    Нарекли её, соответственно моменту, «Ленин».

    А вот названия «Ультиматум» и «Наш ответ Керзону» получили две другие эскадрильи, построенные обществом в сер. 1920-х гг. после нашумевшего меморандума правительства Великобритании. Разумеется, была сформирована и эскадрилья «ОДВФ».

    Кампания, конечно же, не могла миновать Томск и Томскую губернию.

    Ведь просвещённый Томск стоял у истоков сибирского авиастроения и воздухоплавания.

    Аэротехнический кружок из студентов Сибирского технологического института был создан ещё в 1909 г.

    Через год «забавы молодых» закончились строительством собственного аэроплана,
    через два - регулярными демонстрационными полётами самолёта над Томским ипподромом.

    Эти добрые традиции за годы революций и войн не угасли.

    И в новую эпоху в освоении пятого океана Томск снова взял лидерство.

    Уже 13 апреля 1923 г. местная газета «Красное знамя» под броским названием-лозунгом «На помощь воздушному флоту!» бодро отрапортовала, что президиум исполкома Томского уезда сделал первый денежный взнос на строительство собственного аэроплана от губернии.

    Комчиновники подошли к решению проблемы просто: постановили собрать с крестьян 10 000 золотых рублей.

    Однако основательно обнищавшие мужики, имея голодные семьи, не горели энтузиазмом.

    И то же «Красное знамя» уже на следующий день вынуждено было сначала признать:

    «Сбор на аэроплан... пока идёт вяло» - и тут же сделать вывод: «Необходимо, по примеру других городов, создать общество друзей в Томске».

    Сообщения о сборе средств шли, как сводки с фронта, - ежедневно.

    15 апреля - в кассе лежит 1917 руб. 24 коп. и 3 облигации. Тысячу' отвалили рабочие и служащие продобоза.
    17апреля - томичи ознакомлены с плодом чьей-то бурной пролетарской фантазии: аэроплан, который планируется построить на их пожертвования, в духе времени назван «Рабочий глаз»!
    Не все в восторге, особенно женщины. Однако денежки потихоньку капают - например, работники печатно-издательского товарищества принесли 100 руб. золотом.
    18апреля - пленум Томского уездного исполкома объявил, что будет собирать деньги на собственный самолёт и назовёт его «Вольный пахарь». А больные и медперсонал физиотерапевтического института передали 452 руб. на «Рабочий глаз».

    И так далее, и так далее, и так далее...
    Ежедневно газета кричала:

    «Равняйтесь на Москву!»,
    «Пролетарий, побеждай воздух!».

    Однако инициативу и сознательность масс мало только инициировать, их еще необходимо и организационно оформлять.

    Посему 25 апреля появилась новая структура - Томский губериский отдел Сибирского общества друзей красного воздушного флота.

    По тогдашней привычке сокращать всё и вся он стал именоваться Томгублёт.

    Кстати сказать, томичи были одними из первых в стране, кто сформировал свою структуру ДОБРОЛЁТА.

    К примеру, челябинцы оформились к 5 мая, а тюменцы и вовсе лишь в июне 1923 г.

    Во главе правления ОДВФ в Томске встал сам председатель губернского исполкома Корнев -куда уж выше! А простые члены общества - коллективные и индивидуальные - в зависимости от величины взноса, получили статус
    почётных, действительных и «соревнователей».

    Почему «соревнователей»?

    Да потому, что, вслед за добровольными взносами и созданием специальной организационной структуры, в механизме отъёма финансовых средств у населения была включена третья скорость.

    Теперь для перехода в действительные члены общества была внедрена соревновательность.

    С 3 августа в газете под лозунгом «Жертвуй сам и вызывай!» стали публиковать не только фамилии спонсоров советского авиастроения и размеры переданных ими сумм, но и их вызовы примерно такого содержания:

    «Я, Иванов, жертвую на аэроплан 100 руб. и вызываю на пожертвование своего соседа Петрова».

    Десятки фамилий мелким шрифтом ежедневно!

    В итоге через год с небольшим только в Томске было зарегистрировано 100 ячеек ОДВФ, в которые входило около 6000 чел.
    Ещё 120 ячеек с 8500 членами значились в 148 волостях губернии.

    Для сравнения можно указать, что в Тюмени численность была примерно такой же, как в Томске, а вот в промышленном Челябинске - в полтора раза больше (9500 чел.).

    Понятное дело, что для достижения таких результатов активно организовывались агитационно-пропагандистские акции.

    Так, к июлю 1923 г. в Томске уже работал межвузовский студенческий аэрокружок в составе

    аэродинамической,
    аэромоторной,
    аэрологической и
    планерной секций и
    лекторской группы.

    Работа шла по нескольким направлениям.

    Конечно, много времени уделялось просветительству и пропаганде - к указанному времени кружковцы успели прочесть полсотни лекций и докладов.

    Но студенты Сибирского технологического института не меньше активности проявляли и в освоении технических основ воз-
    духоплавания. Именно в это время начала работать группа студентов-технологов под руководством А.В. Квасникова и Г.В. Трапезникова.
    Через несколько лет они войдут в историю - соберут первый в Сибири самолёт и построят первый в стране самолёт с отечественным мотором.

    А в сентябре 1923 г. в городе прошла «Неделя воздухофлота», в ходе которой прибывшие из Новониколаевска партработники провели массовый митинг на площади Революции.

    Прилетел на самолёте «Юнкере» и лётчик Лозовский, совершивший несколько агитационных полётов с томичами на борту.

    За первый год существования Общества друзей воздушного флота в Томской губернии было распространено

    около 15000 брошюр и книг об авиации и
    свыше 12 000 жетонов и значков.

    За 14,5 месяца работы обществ;) (к 10 июля 1924 г.) с жителей Томской губернии было собрано свыше 50 000 руб.

    Сегодня многообразная атрибутика ОДВФ является мечтой многих коллекционеров.

    И - труднодоступной.

    Атрибутика общественных организаций даже более раннего времени встречается в наши дни чаще, чем продукция ДОБРОЛЁТА.
    Причина - в материале изготовления.

    Многочисленные знаки обществ, появившиеся до революции или в 1930-х гг., выполнены в металле, иногда даже драгоценном.
    А нищие 20-е для массовых тиражей могли себе позволить, в большинстве случаев, лишь бумагу.

    И взносы были копеечные, не окупающие изготовления дорогого знака.

    И дефицитный металл был более нужен для строительства самолётов, чем для изготовления сувениров.

    И понимания огромной роли подконтрольных общественных организаций в решении государственных задач у большевистских властей ещё не было.

    Это уже после мощного старта ОДВФ партийно-государственная номенклатура в полной мере оценит новый источник финансирования и не будет экономить на атрибутике добровольных обществ, вплоть до знаков из серебра и даже золота.

    В Томске выходила именно бумажная атрибутика ДОБРОЛЁТА.

    По крайней мере, ни в коллекциях (как музейных, так и частных), ни в литературе мне не попадалась металлическая продукция этого общества на томской земле.

    А вот бумажные участники того грандиозного мероприятия сохранились.

    Это появившиеся в июле-августе 1923 г. семь непочтовых марок без зубцов и клеевого слоя, отпечатанные на тонкой светло-жёлтой бумаге.
    В рамке 40х71 мм в чёрную краску изображён самолёт-моноплан с надписью «ТОМГУБЛЁТ» на борту, летящий над заводскими корпусами. Текст: вверху - «О.Д.В.Ф. СТРОЙ ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ!», по бокам - «ПОЖЕРТВОВАНИЕ» и «ВЗАМЕН МЕЛКОЙ СДАЧИ».

    Номиналы: 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 руб.

    Кстати говоря, в Сибири только губернский Томск напечатал в то время столь обширную серию марочной атрибутики ДОБРОЛЁТА.
    Из ближайших соседей - западносибирских Новониколаевска, Омска и Тюмени - известно только по одной марке.

    Далее на восток по три марки напечатали Красноярск и Иркутск.

    Надпись на томской марке

    «Взамен мелкой сдачи»

    открывает и механизм их распространения среди населения.

    Наверняка немало ссор произошло в то время у прилавков, когда продавцы в исполнение инструкции пытались всучить покупателям жёлтые листочки «взамен мелкой сдачи», а те требовали реальные рубли.

    И тем не менее - сработало.

    Конечно, немало было тогда негатива - и насилия, и показухи, и обмана...

    Например, томских милиционеров зачислили в ОДВФ в обязательном порядке.
    Отказаться от членского билета общества не имел права ни один коммунист.

    Но общественная польза была бесспорна.

    Массовое увлечение авиацией дало тогда формацию великолепных советских лётчиков поколения Водопьянова - Чкалова - Покрышкина - Кожедуба.

    Сначала они доказали всему миру, что мы можем быстро и решительно преодолеть унизительную для страны и её граждан техническую отсталость, а потом сумели стать хозяевами фронтового неба в Великой Отечественной.

    Уже от них был перекинут мостик к поколению Гагарина - Титова и приоритету страны в освоении космоса.

    Было и ещё одно следствие из деятельности ОДВФ.

    Государство быстро смекнуло очевидную выгоду от таких организаций и начало консолидировать их.

    Ведь очевидно же, что крупная структура будет функционировать более эффективно, а денег стране, принявшей программу индустриализации и милитаризации, требовалось всё больше и больше.

    Поэтому в 1925 г.
    Общество друзей воздушного флота (ДОБРОЛЁТ) и
    Общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ)

    были слиты
    в единое оборонное Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (АВИАХИМ).

    А 23 января 1927 г. к ним добавили Общества содействия обороне СССР (ОСО),

    в результате чего на свет появился знаменитый Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР (ОСОАВИАХИМ) - влиятельнейшая и богатейшая организация страны.

    В 1953 г. она была переименована в Добровольное общество соединения армии, авиации и флота (ДОСААФ), в 1991 г. - в Российское оборонное спортивно-техническое общество (РОСТО).

    А изданием и распространением марок, значков и другой атрибутики ОСОАВИАХИМ занимался до сер. 1930-х гг.

    При этом добровольность всё более и более вытеснялась принуждением.

    В конце концов, такая эволюция характера мобилизации народных средств не могла не изменить форму этого процесса - и в советскую действительность вторглись займы и облигации по подписке.

    Под каким давлением распространялись эти «ценные бумаги», теперь хорошо известно.

    Но это уже совершенно иная история.

    Я.А. Яковлев

    Сибирская старина_краев.альманах_учр-ли_Нац-ный исслед-кий Томский гос.ун-тет_Томск__№24_Изд-во ТГУ_2005

  • легендарное пиво))

  • легенда про то с какого момента стали бить по морде в паспорте))


    (Сов.Сиб., 12 июня 1938 года.)

    ФОТОКАРТОЧЕК НА ПАСПОРТА

    Отделения милиции города Новосибирска приступили к наклейке фотографических карточек на выданные ранее паспорта.

    Каждый гражданин вместе с паспортом должен представить две фотокарточки, одна из которых наклеивается на паспорт, вторая — остается в отделения милиции.

    Наклейка фотокарточек в первую очередь будет производиться на предприятиях и в учреждениях, где для этого отделения милиции откроют паспортное пункты.

    Наклейка фотокарточек на паспорта остального, неорганизованного населения будет производиться в паспортных столах при отделениях милиции.

    О времени явки для наклеивания фотокарточек население будут оповещать через управдомов, комендантов и уличные комитеты.

    Вся работа по наклеиванию фотокарточек на паспорта должна быть закончена в 1938 году.

  • 1-я Ельцовка, 1934 г.

  • вот такие у нас были женЖины 60+ лет тому назад

  • ..а это легендарный ЦУМ....ну в то время когда он был легендарным))

  • а этот домик у нас был 120 лет тому назад, снесли не дрогнувшей рукой, а вот там где пожарная каланча виднеется - сейчас "стоквартирный"...ну примерно...

  • легендарный киоск из 90-х

  • легендарный кинотеатр

  • легендарная "Орбита"

  • легендарная булочная

  • СССР - оплот мира!))) давненько это было...легенда...

  • легендарная продукция легендарного завода

  • легендарный ипподром

  • легендарный хлебный

  • почему из всего ассортимента хлебо-булочных изделий у меня сразу визуализируются жареные трубочки с повидлом по 6 копеек? :biggrin:

  • да, трубочки были заметны в ассортименте)) А я почему-то вспоминаю иногда хлеб который продавался, завернутым в бело-розовую вощеную бумагу, но я ни разу ни сам не покупал, не видел, чтобы кто-то покупал, а теперь жалею, что не попробовал)))

  • Я вообще такого хлеба не видела.
    Запытала сейчас гугл, говорят, что его только в Москве продавали.
    Или у нас тоже было?

  • был у нас, это я хорошо помню, в 70-х точно был

  • легенды и легендочки времен НЭПа

    Показать скрытый текст
    еще про толкучку времен НЭПа
    Красильникова Е.И._Жизнь в городе-акселерате обеспечение потребностей новосибирцев в межвоенное время (конец 1919–первая половина 1941г.)_монография_Новосибирск_Изд-во НГТУ_2008_256с.pdf
    Научный редактор
    В.А. Зверев, д-р истор. наук, проф. НГПУ
    Рецензенты:
    Е.И. Соловьева, д-р истор. наук, проф. НГПУ;
    В.И. Исаев, д-р истор. наук, проф., гл. науч. сотр. Ин-та истории СО РАН;
    Е.Р. Немзоров, канд. истор. наук, доц. НГТУ
    Красильникова, Е.И.
    К 781 Жизнь в городе-акселерате : обеспечение потребностей ново-сибирцев в межвоенное время (конец 1919 – первая полови-на 1941 г.) : монография / Е.И. Красильникова. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – 256 с. (Серия «Монографии НГТУ»). ISBN 978-5-7782-0948-0
    Монография посвящена характеристике развития городской среды и повседневности жителей Новосибирска в период между граждан-ской и Великой Отечественной войнами. Раскрыты вопросы питания новосибирцев, охарактеризованы их жилищные условия, возможности отдыхать, сохранять и поправлять здоровье, обеспечивать гигиениче-ские и половые потребности, пользуясь ресурсами городской среды, развитие которой обусловлено политикой государства, региональны-ми условиями существования города и личной инициативой горожан.
    Книга адресована профессиональным историкам, этнологам, ан-тропологам, аспирантам и студентам гуманитарных факультетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей повсе-дневности российской провинции.
    ББК 63.3(2Рос-4Нос)61-753.4+60.546.21(2Рос-4Нос)-6
    ISBN 978-5-7782-0948-0 © Красильникова Е.И., 2008
    © Новосибирский государственный
    технический университет, 2008
    НОВЫЙ БЫТ СИБИРСКОГО ЧИКАГО ..............................................5
    От автора .................................................................................................5
    Молодая советская власть и тифозная вошь: кто кого? ..............6
    О хлебе насущном .............................................................................. 16
    «Просто убивающий голод...» ................................................................. 16
    За продуктами на нэповский базар ....................................................... 24
    «Великий перелом» и городские рынки ............................................... 34
    Колхозная торговля в Новосибирске 1930-х годов ........................... 38
    «По ордерам, по ордерам, по заборным книжкам...» ........................ 43
    «Сибторг», «Губторг», «Акорт», «Торгсин»... ....................................... 47
    «Встретились мы в баре ресторана...» ................................................... 56
    «Город-огород» ............................................................................................ 65
    Небывалый тупик в жилищном вопросе ..................................... 67
    «Нахаловка» и «генеральский» дом ....................................................... 81
    «Поедемте в номера!» ................................................................................ 88
    Самые глобальные вопросы коммунальные ............................... 92
    В городе-саде не продохнуть... ................................................................ 97
    Если я заболею... ......................................................................................... 99
    За фасадом пропаганды здорового образа жизни ...........................106
    Городские аптеки 30-х годов: всегда в продаже валерианка .........115
    Банный день в Новониколаевске-Новосибирске .............................119
    Чубчик кучерявый ...................................................................................126
    Удивительный вопрос: почему я водовоз? .........................................130
    Фильдекосовые чулки, буденовка и доха из суслика .............. 135
    «Толкучка», барахолка и магазин Новониколаевска
    времен нэпа................................................................................................141
    Галош нет даже по талонам ....................................................................149
    «Раньше ты носила юбки из “Торгсина”...» ........................................152
    Тайна за семью печатями ............................................................... 160
    До статуса сибирской столицы ..................................................... 172
    Люди и вещи минувшей эпохи ..................................................... 173
    БОЖЬЯ НИВА ....................................................................................... 193
    На пути к некрополю ...................................................................... 193
    Без кладбища жить невозможно .................................................. 197
    Мир праху твоему… ........................................................................ 209
    Коллективная память или коллективное забвение? ................ 232
    По кладбищу проложили трамвайные рельсы… ..................... 251
    Марш энтузиастов на погосте ....................................................... 262
    Свято место да не будет пусто… .................................................. 271
    В последний путь... .......................................................................... 275
    Скрыть текст

  • легендарный сквер

  • легендарный "Арбат"))

  • В ответ на: легендарный хлебный
    А чем он легендарный, где легенды? Где он был?

    В ответ на: легендарный сквер
    Это ЦПКИО? А о нём какие легенды? А может, и мифы тоже?))

    В ответ на: легендарный "Арбат"))
    Да что ж такое, всё легендарно дальше некуда. Каждая недостолица считает своим долгом подражать Москве. А та в свою очередь всяким недостранам. Вот так и спускается на уровень простого народа чуждая нам символика))

  • по мощам и елей©
    какая столица, такие и легенды))

  • все что кем-то было построено можно ̶и̶з̶у̶р̶о̶д̶о̶в̶а̶т̶ь̶ ̶ перестроить))

  • В 1985 и в последующих пару лет эти картинки были в каждом вагоне метро и не в единственном количестве. Потому почему-то исчезли)) И правильно, скромность украшает, особенно если ничего другого надеть нечего

  • за 100 (ну почти) лет до того как Ленина стала пешеходной))

  • Вряд ли, взглянув на этот снимок, вы сможете сразу определить, что это за современное, белоснежное здание, хотя место, где расположится оно, отлично знакомо каждому новосибирцу. Знакомо и старое здание.

    Это театр «Красный факел». Таким он будет.

    Старожилы города помнят, как в 1913 году в Новониколаевске был построен дом купеческого собрания, который впоследствии приспособили под театр. За 43 года здание обветшало и не стало удовлетворять требования современного театрального помещения. Узкий зрительный зал длиной о 40 метров имеет сейчас ширину немногим более 13 метров. В нем плохая слышимость. Мала сцена. Мал вестибюль. Неудобны закулисные помещения. Все это заставило серьезно задуматься о том, чтобы кардинально реконструировать здание «Красного факела» и, создав в нем все удобства для зрителей и актеров, придать сооружению современный внешний вид.

    И вот проект готов. Он выполнен большой группой инженеров и архитекторов проектного института "Гипротеатр" Министерства культуры РСФСР.
    Главный архитектор проекта Р. Р. Гаспарян рассказал нам, что после реконструкции театр совершенно изменит свой и внешний и внутренний вид. Расширяется зрительный зал. Сейчас в театре 1.050 мест, будет — 1.200. Кресла располагаются и в партере и на балконе удобным амфитеатром. Оборудуются бар, комнаты отдыха зрителей, курительные салоны, терраса. выходящая в парк. Оборудуется помещение под театральный музей.

    Вход в театр будет с улицы Ленина. У входа устанавливается скульптура и устраивается небольшой водоем.

    По последнему слову техники оборудуется сцена. Она станет больше и будет оснащена самыми различными механизмами, удобными и просторными будут закулисные помещения.

    Работы по реконструкции должны начаться с весны будущего года.

    С. СТРИЖОВ.

    НА СНИМКЕ: макет будущего здания «Красного факела». Вид с улицы Ленина. Вечерний Новосибирск, 25.08.1965:

  • В ответ на: Оборудуются бар, комнаты отдыха зрителей, курительные салоны
    Минздрав что ли не разрешил курительные салоны и реконструкцию отменили :а\?:

    Тулмбтнг!

  • скорее жители улицы Депутатской не захотели иметь под боком стройку, а в хороший театр они, рассудили, и в Москве сходят

  • Так чуть крупнее будет :umnik:

    Оригинал здесь.

    Потери внушительные. Кинотеатр можно было и еще где-нибудь построить. Без таких ударов по истории, и без того не тысячелетней.

    Тулмбтнг!

  • 1908 г.

    Юго-западная часть описываемаго пространства прорѣзана по діагонали рѣчкой Тулой, устье которой находится немного южнѣе обскаго желѣзно-дорожнаго моста.

    Между р. Тулой и полотномъ жел. дороги, въ одной верстѣ отъ Оби, начинается высокій увалъ, на которомъ расположилась деревня Большое Кривощенково.

    Сѣверная часть этой деревни, перешедшая за полотно жел. дороги, носитъ названіе «Голопупова».

    Это фривольное названіе дано деревнѣ сосѣдями съ тѣхъ еще временъ, когда производилась постройка Сибирской жел. дороги и г.г. инженеры развлекались тѣмъ, что заставляли обитательницъ этой части Кривощекова раздѣваться до нага, въ каковомъ видѣ и проводили съ ними свободное отъ занятій время

  • Показать скрытый текст
    ........На временной станции в Омске большое оживление.

    Пассажиры с помощью извозчиков — русских и киргизов вытаскивают из вагонов пассажирских и багажного свои вещи и нагружают их на телеги и высокие дрожки, стоящие в изобилии около землянки, затем все понемногу пускаются в путь.

    Мягкая пыльная дорога идет по сочному зеленому лугу до самого перевоза через Иртыш. Небо ясное, безоблачное, но дует постоянный ветер с одной стороны.

    Иртыш не широк около переправы. Один берег его пологий, покрытый лугами, а другой (правый), на котором расположен Омск, — обрывистый.

    Вода в Иртыше грязно-бурого цвета.

    По ней от сильного ветра ходят волны с белыми гребешками.

    Течение довольно быстрое.

    Пейзаж похож на известную картину Сурикова «Ермак».

    Переправляют два парома по очереди, буксируемые двумя колесными пароходами.

    Около перевоза скопилась на обоих берегах масса телег и извозчиков, дожидающихся, вероятно, по несколько часов очереди, потому что паромы вмещают лишь небольшую часть желающих переправляться.

    Для скорейшей переправы приходится пускать в ход магическое изречение «по казенной надобности», и тогда только можно попасть на первый же паром.

    Среди переправляющейся публики ходят рассказы о сильной буре, бывшей на Иртыше в Троицу и потопившей какие-то суда.

    Омск — город большой, но однообразный и достаточно скучный.

    Расположен он в такой же степи с березовыми рощами, по которой железная дорога прошла уже более 700 верст.

    В Омске все улицы широкие, большей частью без мостовой и без травы. По ним стремится пыль во всех направлениях.

    Скот гоняют прямо по второстепенным улицам (а может быть, и по первостепенным).

    Улицы так похожи друг на друга, что за исключением двух-трех главных, где есть каменные дома, в них ничего не стоит сбиться.

    Домишки все почти серые, деревянные, одноэтажные, большею частью с тесовыми крышами, дрянные, ветхие, покосившиеся часто до того, что жутко на них смотреть.

    Когда подумаешь, что это за естественный костер при пожаре в ветреную погоду, делается неуютно и жутко.

    Настоящих гостиниц нет ни одной, а есть только небольшие номера, в которых часто хотя и грязновато, но насекомых, к удивлению, почти нет.

    Номера большею частью содержатся ссыльными поляками, которых в Омске масса, или евреями, которых также немало.

    Существует даже особая Кагальная улица, населенная исключительно евреями. На этой улице строится деревенская синагога.

    Обстраивается город чрезвычайно медленно и меланхолично.

    Движения на улицах, за исключением главной, чрезвычайно мало.

    Сразу как-то бросается в глаза, что в Сибири приветливых, живых, радостных лиц гораздо меньше, чем в Европейской России, и что почти все попадающиеся навстречу люди смотрят как-то неприветливо, слегка исподлобья и говорят «до увидания».

    Быть может, тому причиной отчасти ссыльный элемент, а отчасти и суровый климат.

    Кроме того, от примеси инородческой крови, сколько-нибудь красивые лица страшно редки.

    На улицах масса офицеров: видно сразу, что город военный.

    Нередко можно встретить всадников-офицеров с дамами, причем часть последних сидит в дамских седлах, а часть — по-мужски верхом в шароварах.

    Древесной растительности в городе чрезвычайно мало.

    Два-три общественных городских сада представляют мерзость запустения и произрастания лопухов, но не крапивы, которой, к удивлению, почему-то нет.


    На одной из площадей приютился зверинец с полотняной крышей, около него толпится народ.

    Тут же рядом на земле у телеги сидит какая-то торговка и между разным домашним скарбом продает подержанную рельефную карту Швейцарии, Бог весть какими судьбами попавшую в Омск и никому здесь ненужную.

    Впоследствии, после революции, судьба загнала в Омский музей картину, тоже здесь совершенно ненужную и неуместную, а именно «Ледокол Ермак в полярных льдах».

    Театр временно переделан из деревянного манежа.

    Вечером, в присутствии довольно многочисленной публики, заезжие актеры разыгрывают, как умеют, «Madame sans gêne»1 Викторьена Сарду в убогой обстановке.

    Примадонна говорит «мне ндравится».

    Может быть, так оно и полагается парижской прачке, ставшей маршальшей, может быть, это остроумное изобретение русских интерпретаторов французской комедии, а может быть, это малая квалифицированность исполнительницы — кто разберет?

    Глуповатые и хлыщеватые путейцы, охотившиеся за одной девицей в поезде и ею отшитые, но затем все-таки получившие от её папеньки приглашение на обед, уехали.

    Номера, содержимые ссыльными поляками, все набиты битком проезжающими. Поэтому, в то время как Иностранцев устроился получше, мне достался очень плохонький номер, выходящий окнами на двор и очень грязный с виду, с полуободранными обоями, напоминающий изношенные декорации в третьестепенных драматических театрах.

    Впрочем, насекомых нет — и то хорошо.

    Кормят же вполне прилично и недорого.........

    ........Наконец на ровной и прямой линии горизонта забелелась какая-то единственная церковь между березовыми колками.

    Ямщик сказал, что это Каинск.

    Через полчаса повозка уже катила по довольно убогим улицам города, окруженным серыми тесовыми домиками.

    Каинск — маленький, дрянной городок, пожалуй, немножко почище Омска, кажется с двумя только церквами и с несколькими каменными домами и каменным винокуренным и пивным заводом.

    Невеселое название города напоминает о многочисленных «каинах» — уголовных преступниках, в течение долгих лет прогонявшихся через него этапным порядком по тракту на восток.

    За Каинском еще два дня тянулась Бараба.

    Еще два дня тракт многочисленными, то разбегающимися, то сбегающимися проезжими дорожками и колеями пролегал по шири, да глади, да Божьей благодати, на утомительно плоской поверхности или очень пологих гривах которой только виднеется береза, да осины, да телеграфные столбы с сидящими на проволоках серыми воронами и хищниками..............

    ..........Через некоторое время повозка въехала в деревушку Верхние Чемы, у которой существует перевоз и большое село Бердское на противоположном правом берегу Оби.

    Деревушка вытянулась одной длинной узкой улицей, приютившись на обрыве. Дома в ней все очень хорошие, крытые тесом.

    Деревня разделяется на две половины: одна коренная сибирская, а другая «тамбовская» по имени переселенцев, поселившихся здесь 10- 15 лет тому назад.

    Черноземные неуклюжие тамбовцы, забытые на родине и ушедшие от малоземелья, здесь почувствовали себя совсем иначе, развились, окрепли, выросли, стали гораздо ловчее и переняли совсем сибирскую внешность, сохранив пока только особенности своего мягкого говора. В опрятности они, видимо, стараются не отстать от настоящих сибиряков. Вот как иногда полезно бывает уйти от матери к мачехе...........Паром с трудом подтягивают к берегу, он слегка сдавливает привязанную сбоку лодку, борты её трещат.

    С берега перекидывают две доски, и пассажиры понемногу выходят. Затем рабочие с баржи берутся за повозку и на руках вкатывают её с криком на крутой, скользкий берег. Испуг на лицах прошел, даже у окончательно растерявшейся бабы.

    Перемокшие, грязные, но повеселевшие пассажиры расходятся понемногу по обширному селу Бердскому, шлепая по грязи и «продавая дрожжи», по выражению голубоглазого мужика, то есть дрожа от холода, а мы направляемся в чистую и светлую земскую квартиру. На берегу нас ругательски ругают за то, что мы вздумали переправляться на пароме в такую погоду. Эти ругательства действуют на нас как добрые горчишники, которых мы заслужили. Сгоряча я не заметил, что во время катастрофы слегка вывихнул себе плечо, вследствие чего в течение трех лет после того не мог поднять правой руки выше уровня плеча. Но потом это само собой понемногу вправилось.

    Но самое замечательное было то, что ровно за 39 лет до этой переправы, 6 июня 1856 года, то есть как раз в те же числа на этом самом месте переправлялся через Обь в Бердское в тарантасе на пароме мой отец Петр Петрович, направляясь в путешествие на Алтай и в Тянь-Шань.

    Он описывает свою переправу так:

    Переправа через Обь заняла у меня целый день с 9,5 часов утра до заката солнечного. Для того чтобы совершить эту переправу, пришлось тянуться бичевой вверх течения верст девять. Все это продолжалось часов семь. Затем мы уже стали переезжать поперек Оби, но, достигнув её середины, были застигнуты сильной грозой.

    Дождь, сопровождаемый непрерывными молниями и сильными раскатами грома, заливал нас. С трудом мы пристали к берегу, где на возвышенности расположено было обширное село Бердское с тремя церквами.

    Бывает же такое изумительное совпадение судьбы у двух географов — отца и сына в одни и те же числа лета, в приблизительно близкую погоду, в одном и том же пункте земного шара! Ему было 29 лет, а мне — 25, то есть возраст близкий. Он называет эту свою переправу «опасной». Моя переправа, занявшая меньше времени, оказалась еще опаснее. И самый способ переправы за 39 лет нисколько не изменился!

    Переправлялись мы через Обь 4 часа — не более шести верст против течения, ширина же Оби не превосходит здесь одной версты. Бердское — богатое село с универсальными магазинами.

    На другой день мы с Иностранцевым отправились в коробке смотреть на геологические обнажения реки Верди у Гороховской Крупчатки. Утро серенькое, по временам выглядывает солнце. Ехали четыре версты бором по большой дороге.

    Проехали через мост около Крупчатки. Крупчатка — целый поселок со зданиями всевозможных размеров — от одноэтажных до четырехэтажных.

    Крупчатка приводится в действие водой (турбины и запруда) и соединена с Бердским телефоном.

    Освещается весь поселок электричеством, приводимым в действие водой.

    Совершенно по-американски: среди густого бора такое учреждение.

    Тут же помещается несколько изящных домиков-дач: это резиденция хозяина.

    Выше Крупчатки мы видели у воды под мощной толщей песков глинистые серые сланцы с крутым падением (72°). В бору встретили двух гадюк.

    Затем посетили Горохова. Попали к нему на именины его жены и малолетней дочери — две Анны. Видели там весь бердский бомонд, исключая заседателя.

    Бомонд состоял из нашего соседа по комнате в Бердской земской квартире — ревизора школы, довольно представительного мужчины в форменном сюртуке, очевидно, имеющего успех среди местных дам, которые, кстати, все — рожи, весьма представительного чиновника по крестьянским делам — бывшего павловского офицера, молодого священника, волосатого молодого дьячка с семинарской физиономией, какого-то седого старика с курчавыми волосами и бородой, почтенной наружности, круглолицей, белокурой учительницы Бердской школы, слегка напоминавшей певицу Долину, двух окончивших томских студентов, из которых один донашивал свое платье, состоявшее из потерявшей всякий цвет суконной фуражки, белого коломянкового кителя и таких же брюк, загорелого, черного доктора Березина, служившего на Гороховской Крупчатке и нескольких других малозаметных дам и кавалеров.

    Горохов — кругленький, любезный и очень простого, вполне приличного и достаточно образованного обращения человек, побывавший заграницей, угощал нас усердно.

    У него была масса детворы и старший сын — томский гимназист 7-го класса. Я ездил с ним в лодке на противуположный берег Верди и осматривал ниже плотины те же сланцы, но более зеленоватые (хлоритовые). Мы пробыли у Горохова до вечера и осматривали его великолепную четырехэтажную крупчатку — последнее слово техники, а я, кроме того, катался на велосипеде его сына. Вечером пошел дождь, и мы вернулись в Бердское в пролетке Горохова.
    Поднявшийся на следующее утро 14-го июня холодный ветер скоро разогнал тучи. Я с Иностранцевым выехал по почтовой дороге дальше. Сначала дорога шла верст шесть-семь сосновым бором, растущем на песке и супеси. Затем выехали на более открытые места, очень живописные. Дорога пролегала по левому берегу притока Оби Берди. Противуположный правый берег покрыт почти сплошь хвойными лесами. В глубине долины течет, прихотливо извиваясь, то синея, то серебрясь на солнце, речка, не достигающая при средней воде более 30 сажен ширины. В долине довольно часто расположены села. Через несколько часов местность, сохраняя прежний характер, стала еще красивее, планов было еще больше, высоты стали значительнее, а где-то далеко-далеко, на самом горизонте появилось серовато-синеватая волнистая линия небольшого Салаирского горного кряжа..........
    Скрыть текст



    ..........Из Карпысака мы с Иностранцевым 13 августа выехали в Кривощеково для того, чтобы возвращаться домой. Кривощеково - это впоследствии Ново-Николаевск или, как теперь его зовут, Новосибирск.

    В 1895 году строился около него железнодорожный мост через Обь, и на месте нынешнего более чем 100-тысячного города, административного центра Сибирского края, был глухой бор, где мы с Иностранцевым ночевали в новопостроенном сосновом домике у молодого лесничего Имшенецкого (сына академика), жившего там с молодой, симпатичной и очень любезной женой.

    Она нас предупредила, что, несмотря на всю чистоту в доме, нас будут ночью тревожить клопы, любящие новые деревянные постройки и занесенные в контору рабочими.

    Это подтвердилось.

    Туда же приехал и главный кабинетский лесничий, седой, одноглазый старик Тонков, с которым Иностранцев познакомился в Барнауле.

    Тонков был культурным и очень милым человеком.

    С ним втроем мы поехали в Европейскую Россию.

    Близ моста в Кривощекове обращали на себя внимание глыбы доставленного для мостовых устоев белого гранита с Урала,над обработкой которых трудились выписанные из Италии камнетесы, переженившиеся на русских.

    Переправившись через Обь, мы сели в служебный железнодорожный вагон, переделанный из товарного, и рабочий поезд довез нас до села Убинского.

    Далее до Кожурлы в Барабе железный путь всё еще не был сомкнут, и нам пришлось ехать в экипаже верст более двадцати вдоль полотна по времянке.

    От Кожурлы мы доехали опять-таки в служебном вагоне, с рабочим поездом до Омска, где Иностранцев у нас на глазах предавался своим распивочно-легкомысленным удовольствиям, однажды затащив нас с Тонковым на квартиру к добродушному совсем пьяному и очень гостеприимному генералу, с которым он только что перед тем познакомился.

    Нам обоим, конечно, это не доставляло ни малейшего удовольствия, но он этого не замечал.

    Из Омска мы поехали дальше, и я вышел в Ряжске, откуда направился в Гремячку, куда прибыл в двадцатых числах августа и оставался там до первой половины сентября.


    ГЛАВА IX_МОЛОДОСТЬ И ЖЕНИТЬБА (1894—1896)_с.с.328—371_из книги В.П.Семенова-Тян-Шанского «То,что прошло, 1870-1917»_в 2-х томах_М._Новый Хронограф_2009

  • Результат генерации по запросу «Новосибирск 3023» опубликован в паблике неВасилий Kandinsky «ВКонтакте». Судя по картинке, наш город через тысячу лет будет выглядеть очень апокалипстично: вокруг ни души, дороги заметены сугробами и по ним давно никто не ездит. Возможно, просто зимы станут холоднее и в это время годы люди будут редко выбираться на улицу.

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: