В ответ на: в отпуске, наверно :-) я уже даже скучаю по нему :-)
а почему, Вы полагаете, он может про это знать?
я прямо покраснел даже. ишь ты, кто-то скучает
действительно был в отпуске. только что вернулся, и теперь тихо грущу по южному берегу Телецкого...
мимо скульптур этих хожу частенько, т.к. живу вот уже несколько лет в том районе. но знаю про них не от создателя, а со слов его коллег. надо будет все-таки найти Геннадия Петровича, сделать выпуск с информацией из первых уст.
напомню, что есть два брата Арбатских, Валерий Петрович (возглавляет Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии), и Геннадий Петрович (кроме этих скульптур создал в нашем городе много чего еще). Они приехали с запада (Валерий Петрович родился в г.Потсдам, про Геннадия Петровича точно не знаю), так что эти мотивы в творчестве закономерны. Мне их коллеги почему-то говорили, что братья родом из Прибалтики.
Скульптуры воруют отнюдь не поклонники, как сказано в статье. Причина более прозаичная - цветмет. Например, музыканта с трубой спилили два солдата, сбежавшие из 25-й медсанчасти. (Кто не знает - она там рядом находится, 5 минут ходьбы.) Громкая была история в свое время.
Согласен, что скульптуры прекрасно вписались в готику "Богдашки". откуда она взялась - читайте ниже.
Центр Калининского района с его улицей Богдана Хмельницкого, любовно называемой горожанами “Богдашкой”, прилегающими к ней скверами и фонтанами – место, любимое не только калининцами, но и, пожалуй, всеми новосибирцами. Это неудивительно. Архитектура улицы Богдана Хмельницкого, представляющая собой эклектику сталинского ампира с массивными колоннами и помпезными фронтонами, европейского конструктивизма с четкостью линий, переходящей в некую угловатость, немецкой готики с ее арочками, башенками и шпилями – явление редкое для Сибири. В Новосибирске другой такой улицы нет. “Богдашка” – одна из достопримечательностей Новосибирска, который, к сожалению, не может похвастать ни обилием архитектурных шедевров и памятников, ни наличием природных красот.
Дело в том, что почти всю “Богдашку”, за исключением той ее части, что прилегает к зданию районной администрации, строили пленные немцы. Отсюда и смешение стилей с преобладанием готики, распространенной главным образом в Западной Европе. Если проехать по улице, можно заметить, что количество пластиковых окон в трехэтажных “полногабаритках”, построенных полвека назад, больше, чем где бы то ни было в городе. Выходит, нынешние победители гонки за красивой жизнью предпочитают жилье, построенное побежденными пособниками мирового империализма для советских пролетариев.
Анна Демьяновна Кантюкова – почти ровесница примечательной улицы. Ее родители приехали в Новосибирск в 1943. Анне было тогда семь лет. “На том месте, где сейчас строят собор, в районе Учительской, было два лагеря военнопленных, – рассказывает Анна Демьяновна, – еще один лагерь, поменьше, располагался вблизи Оперного театра. Театр, как вы знаете, тоже немцы строили. Были ли другие лагеря, не знаю. Но к нам сюда пленных свозили специально в больших количествах. На месте нынешнего НЗХК в то время планировался ведущий советский автогигант. Не получилось. Автогигант успел выпустить один грузовой автомобиль, после чего был расформирован. Тем не менее, тогда под этот проект в Новосибирск приехало огромное количество специалистов. Люди жили во времянках. Вот всех пленных и согнали сюда, чтобы они строили жилье для сотрудников будущего предприятия”.
После войны в Калининке (тогда, правда, этот район еще так не назывался) стали разбивать скверы, сооружать памятники и строить фонтаны. В нашей истории всегда периоды излишеств чередовались с периодами минимализма. Это отразилось и на архитектуре. Конец сороковых-начало пятидесятых – как раз период излишеств. Правда, излишествовали мы не потому, что всего было в достатке и еще оставалось. Мы должны были показать себя победителями. Причем, не просто победителями фашизма, а гражданами первой в мире страны победившего социализма.
Как ни странно, но памятники этому величию сооружали побежденные. Интересна судьба фонтана в сквере по улице 25 лет Октября. Декоративная чаша, выполненная в 50-м году немецким скульптором, разрушилась. Долгое время фонтан не работал. Затем его решили восстановить. Но не нашли мастера, который смог бы возродить сложный замысел автора!
Разумеется, ни имя немецкого архитектора, построившего фонтан, ни имена других специалистов, оставивших нам свою “застывшую музыку”, как нередко называют архитектуру, история до нас не донесла. Все архивы тех лет были уничтожены в 1947 и 1953 году, участники событий расстреляны. Народ не должен был знать, что среди “фашистов”, врагов есть талантливые и трудолюбивые люди.
На самом деле, большинство из них не были нам врагами по убеждению. Они были таким же подневольным и бессловесным пушечным мясом, каким всегда бывают рядовые солдаты в захватнических войнах. Для нас та война была освободительной. Поэтому мы и победили.
Екатерина Вергасова