Погода: 7 °C
25.04−2...4пасмурно, небольшие дожди
26.04−1...8переменная облачность, без осадков
  • Время бежит быстро, что-то меняется, что-то неизменно и скрепно, но вот женщины у нас хорошо поднялись в своих правах. Уж не знаю хорошо это или плохо, надолго, навсегда или пока петух не клюнул, н забывать от чего ушли, наверное, было бы не правильно.

  • "XVIII век, век русских императриц. Их именами названо несколько городов (Екатеринбург, Екатериноград, Екатеринодар, Екатеринослав, Елисаветполь). Сёлам почти не принято было давать названий от женских имён — ни царских, ни крестьянских. Среди святых, чтимых православной церковью, женщин несравненно меньше, чем мужчин. Видно, мужчины решали: кому быть святым, а кому — грешным. В редкости женских названий деревень, может быть, сказалось отношение к женщине в России. Крестьянку не допускали до управления сельской общиной. Она не имела своей доли в общинной собственности и права на земельный надел. В любом правиле есть исключения. И на Руси были свои жанны-дарк — от полководца-княгини Ольги до знаменитой в прошлом предводительницы разбойничьей шайки Дуньки Казанской, державшей в страхе Волгу. Была дочь киевскою князя Анна Ярославна, ставшая королевой Франции и правившая после смерти мужа. Была жестокая царица Софья, старшая сестра Петра I. Была Ефросиния Полоцкая, больше известная как Ярославна, жена князя Игоря (в «Слове о полку Игореве»), и сотни, тысячи других известных в средневековой Руси и в России женщин. Но в повседневной крестьянской жизни, в дошедших до нас пословицах и поговорках, в памятниках фольклора женщины занимали подчинённое место. «У нас на Руси существует и по сие время у суеверов поверье, что если встретятся: поп, монахиня, монах, женщина, девица, свинья, или лысая лошадь, то в предпринятом пути успеха не будет»469.

    Даже такое отношение к женщине в крестьянской Европейской России можно считать идеальным в сравнении с тем, что было в Сибири в XVII веке."©

  • Сибирь покоряли отчаянные головы, казаки. Они тесно соседствовали на Дону с турками, татарами и восприняли их грубые обычаи того времени. В Сибири среди казаков было распространено многожёнство. На своих «гражданских» жён они смотрели как на имущество, покупали, продавали и закладывали их на время, когда находили это нужным. Если по истечении срока казаки не выкупали женщин у пользовавшихся их услугами, заимодавцы могли оставить их себе, выдать замуж за другого или продать. Казаки помногу ездили из Сибири в Москву и обратно. Возвращаясь на восток, по дороге подговаривали молодых женщин и девушек ехать вместе, обещая жениться или найти хороших мужей. Так они привозили в Сибирь целые партии в 50 и больше девушек и женщин, большинство из которых оказывались обманутыми и проданными как рабыни

    «На женщину казак смотрит как на орудие своего благосостояния: девке только позволяет гулять, бабу же заставляет с молодости и до глубокой старости работать для себя и смотрит на женщину с восточным требованием покорности и труда».

    Такое стало возможным и потому, что молодое поколение русских в Сибири с трудом находило себе жён.

    При покорении сибирских земель и народов ценной военной добычей казаков считались женщины и девушки, переходивших потом из рук в руки — в точности как в архаических эпосах о военных набегах для похищения женщин. Невероятно: архаика — и события четырехсотлетней давности (или близости)! Всего двенадцать-тринадцать поколений назад в русских первопроходцах страсти мифических героев античности бурлили, как неперебродившее вино. Гомер с его отношением к женщине — и тот кажется современней покорителей Сибири. Сохранилось предание, что известный казак-первопроходец — и, по совместительству, головорез — Семён Дежнёв на Камчатке отбил у коряков Якутскую бабу, захваченную Федотом Алексеевым и сопровождавшую Алексеева в его походах. То ли Федот бросил её, то ли она осталась в одиночестве после гибели отряда своего «мужа» — неизвестно. Мы не знаем, долго ли её удерживал возле себя Дежнёв и что потом с ней стало471. Как женились казаки на аборигенах — тоже описано у С. Крашенинникова: «Из острожков покорённых силою брали они довольное число в полон женского полу и малолетных, которых разделяя по себе владели ими как холопами. Оные холопы должны были стараться о всём потребном к содержанию, а они как господа довольствовались готовым, ни за какие труды не принимаясь. Для присмотру за холопами употребляли они наложниц своих из числа же холопей, на которых они по прижитии детей по большей части и женивались. А которые желали чрез супружество свойство иметь с вольными Камчадалами, те давали им на себя записи, что они по прибытии священника дочерей их за себя возмут. Таким образом, случалось, что у казака крестины невесты, свадьба, молитва и крестины детей отправлялись вместе...»

  • Не всех сибирских конкистадоров могла устроить жена, сосватанная среди аборигенов. Выручала верховная власть. Царским указом от 21 сентября 1630 года дворянину Григорию Шестакову поручили в Вологде, Тотьме, Устюге и Соли Вычегодской «...прибрать служилым людем и пашенным крестьянам на женитьбу 150 человек жонок и девок» для Енисейского острога473. О дальнейшей судьбе необычайного сватовства неизвестно. Недостаток невест для покорителей Сибири долго сдерживал её освоение и беспокоил российскую власть. Много позже тех событий власть приказывала пашенным крестьянам выдавать своих дочерей замуж за ссыльных, приохочивала сибиряков к выдаче своих дочерей за варнаков. Выдавшему дочь или племянницу за поселенца обещалось сто пятьдесят рублей, а каждой сибирячке, решившейся на брак со ссыльным — пятьдесят рублей. Невест всё равно не хватало. В правительственном указе от 11 февраля 1825 года местным властям было велено покупать детей женского пола у инородцев для уменьшения дефицита невест474.

    Забудем, что живём в XXI веке и поглядим на прошлое глазами современников Григория Шестакова начала XVII столетия и XIX. Тех «мужчин-вербовщиков» частью оправдывает то, что женщина смотрела на происходящее с ней как на естественное и закономерное явление. Ничего другого она не ждала и покорно сносила поворотное событие в своей жизни. Доказать это утверждение не просто. Социологических опросов тех женщин не проводили. Есть рассуждения историков, относящиеся к другому времени и другим событиям. Быть может, исторические сравнения нас не убедят, но задуматься — заставят.

  • В IV—III тысячелетиях до н. э. примитивное оружие не позволяло во время войн брать пленных и использовать их как рабов. Дать мужчине-рабу лопату или мотыгу — значит вооружить его. Тогда пришлось бы ставить сторожами возле каждого раба несколько воинов. Потому, судя по шумерским изображениям, взяв город, пленников-мужчин тут же убивали, детей умерщвляли. Девушек и молодых женщин победители делили меж собой как рабынь-наложниц и работниц. Те относились к этому, как к правильному и естественному порядку (об этом известно из позднейших источников). Ведь в случае своей победы их мужчины поступили бы с побеждёнными точно так475. Многое из происходившего с женщиной в глубочайшей древности Сибирь повторила у себя во второй половине И тысячелетия, превзойдя древность жестокостью. После взятий очередных городов войском Емельяна Пугачёва лагерь бунтовщиков был полон жён и дочерей казнённых защитников гарнизона, офицеров. Женщин и девушек победители делили меж собой как трофеи. То и дело их казнили, окрестные овраги заваливались непогребенными женскими телами

Записей на странице:

Перейти в форум