Ответ на сообщение 8 марта посвящется! пользователя Alippa
На первых порах Сибирь покорялась военной, мужской силой. И заселялась Сибирь, прежде всего, мужчинами. Об участии женщин в культурном освоении новых земель не могло быть и речи. И позже участие женщин было невелико даже в переносе эпического фольклора за Урал. Несли с собой в Сибирь и сохраняли на новой родине былины, сказки на былинной основе, исторические песни, в основном, мужчины. Исследователи фольклора почти не находили в Сибири любимых женщинами классических баллад с характерными распевами477. Нельзя равнять отношения между мужчиной и женщиной в быту и на людях в старой сибирской деревне с деталями сибирских былин и сказаний. И всё-таки «дыма без огня не бывает». Например, в бою с бабой Горынищем Добрыня «...стал слевать бабу по щеке, пинал бабу под гузно, стала баба пятитьца... Убил он её. Схватил “цинбалище” — вострый нож, взрезал ей груди...» и пр.478 Кровь текла рекой по многим сибирским сказаниям. В балладе о девушке, выигравшей в кости три корабля у добра молодца, тому «...за беду стало,/ За великую досаду показалося./ Он скакал скоро на резвы ноги/И бил-тο красную девицу по белому лицу./ Из белого лица кровь пробрызнула/ И из ясных очей слёзы покатилися.. ,»479. В других историях то купец по наущению чёрта посылает своего сына убить свою же родную дочь480. То молодая жена хочет сжить со свету золовку — сестру своего мужа — и не находит ничего лучше, как зарезать собственного сына, «.. .а потом обсказала мужу, будто это сделала его сестра. Брат тут же поверил; потому, думал, что мать не станет убивать своё дитё. Разгневался брат на сестру и думает, что с нею сделать. Жена и говорит: “Стоит она лютой смерти. Вези её в лес, руки, ноги отруби да брось там”»481. Бывает, до крови дело в сказках не доходит. Мужу или зятю довольно того, что они впрягают жён и тёщ в телегу и едут, посвистывая