Показать скрытый текстКак Фридрих Великий эксперимент с табаком ставил))) из журнала "Звездочка" Ишимовой за 1848 год
"АНЕКДОТЪ ИЗЪ ЖИЗНИ ФРИДРИХА ВЕЛИКАГО.
Фридрихъ Великій, который, какъ извѣстно, сильно нюхалъ табакъ, однажды, прогуливаясь по Потсдамскому парку, встрѣтилъ инвалида; почтенный воинъ сушилъ на солнцѣ табакъ, разсыпанный по широкимъ полямъ его поляны,—табакъ, который онъ нѣсколько дней назадъ жевалъ по Голландскому обычаю, уже вводившемуся и въ Германіи. Фридрихъ остановился и спросилъ:
— Что ты дѣлаешь?
— «Сушу, Государь, свой примхенъ (провинціальное названіе жеваннаго табакy), и потомъ продамъ его моему товарищу, который очень любитъ его курить; и такъ, мы оба будемъ въ барышахъ».
— Если-бы можно было,—замѣтилъ Фридрихъ, обращаясь къ своей свитѣ,—отучить народъ отъ обычая, такъ вреднаго для здоровья. Я бы еще позволилъ нюхательный и курительный табакъ, но ѣдкій сокъ, который безпрестанно проглатывается при жеваніи табака, долженъ скоро истребить внутренность. Сколько лѣтъ, какъ ты жуешь?
— «Я началъ, Ваше Величество, съ 16 лѣтъ, при вступленіи въ армію; теперь мнѣ 70: значитъ 54 года.»
— Ты никогда не былъ болѣнъ?
— «Одинъ разъ только, когда подъ Литнимомъ проклятое ядро, размозжило мнѣ ногу. И я ещё надѣюсь, Богъ дастъ, прожевать еще съ полдесятка лѣтъ»
— Что, если-бъ, — замѣтилъ Королевскій адъютантъ,—Ваше Величество сдѣлали испытаніе ведъ потребителями табаку, чтобъ узнать, въ какомъ видѣ онъ особенно вреденъ для человѣческаго организма. Я съ своей стороны убѣжденъ, что нюхательный табакъ мо жетъ быть употребляемъ безъ вредныхъ послѣдствій, а для нѣкоторыхъ организацій при
носитъ даже большую пользу.
При этихъ словахъ Фридрихъ съ улыбкой вынулъ табакерку и сказалъ продолжительно, втягивая въ носъ большую щепотку табаку
— «Съ послѣдней частью твоего замѣчанiя я не согласенъ ядъ, всё будетъ ядомъ, а что касается до твоего предложенiя, то я соглащаюсь на такое испытаніе для пользы медицины».
На другой день по Королевскому повелѣнiю выбрали изъ инвалидовъ нюхальщика, курильщика и нашего знакомца—жевальщика; всѣ трое были однихъ лѣтъ, одинаково здоровы и одинаковое время потребляй табакъ. Ихъ помѣстили въ одномъ домикѣ въ Потсдамѣ, и кромѣ необходимаго содержанія давали имъ столько табаку, сколько позволяло употреблять благоразуміе, впрочемъ съ строгимъ приказаніемъ, чтобы каждый оставался при своемъ родѣ табаку.
Съ тѣхъ поръ они жили постоянно въ Потсдамскомъ паркѣ, совершенно предаваясь своей привычкѣ; и сначала даже казалось, что организація этихъ героевъ день ото дня молодѣла.
Черезъ нѣсколько лѣтъ умеръ нюхальщикъ и, по осмотрѣ, медики объявили, что смерть приключилась ему отъ удара; ибо тончайшія частицы табаку проникали въ его мозгъ и на всей печени лежалъ черный покровъ, отъ чего кровообращеніе было задерживаемо. Потомъ умеръ курильщикъ; желудокъ его и внутренности были совершенно сожжены. А примхенъ-жевальщикъ, къ досадѣ Короля, не хотѣлъ умирать, но все жилъ и жевалъ, жевалъ и жилъ, даже пережилъ Фридриха, и жевалъ съ слезами на глазахъ, провожая издали взорами погребальное шествіе за Королевскимъ гробовъ я говоря окружавшимъ: «Если-бъ онъ дѣлалъ какъ я, то не скоро прибрала-бы его смерть-людоѣдка ».
Съ Нѣм. А. Костылевъ.
10 Апрѣля 1848 года. Москва"
Скрыть текст