Погода: −12 °C
07.12−12...−8пасмурно, небольшой снег
08.12−24...−23пасмурно, без осадков
НГС.Форум /Сообщества / Эзотерический форум /

Что такое эзотерика? (часть 6)

  • Да, хороший материал, но уже давно прочитанный :umnik:

    "Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще!..." (Ипатия Александрийская)

  • Жгу дальше.
    В ответ на: Заметь, ты сам охарактеризовал интеллектуальный уровень свой и не только. А я всего лишь сказала, что то, к чему обращается православие и к чему призывает паству, соответствует детскому уровню восприятия, а возможности роста (даже для вас) никто не отменял.
    А никто и не отменяет, да на здоровье. Только я категорически отвергаю вашу гнилую мысль-
    -идею, что спасуться только несколько сотен или тысячь из всего народонасления земли-
    супергиганты мысли, освоившие все знания земные и космические. И этим знанием спасуться.
    Себя к таковым ты пока не относишь, но скоро, с помощью Феникса, освоишь все существующие
    ереси и выдумки и станешь гигантом мысли. На остальные сотни миллиардов людей вам наплевать.
    Такой идеологией вы заразились от вашего Пахана Плеромы, которому вообще на всех наплевать,
    даже на вас. А спасти он вас решил просто от нечего делать, для развлечения.

    Только ты забыла одни слова, сказанные вашим паханом в ев. от Луки Маркиона,(они наверно там есть,
    - приведу из настоящего Евангелия):

    В ответ на: 15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
    16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
    17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
    Это по поводу детского уровня.

    В ответ на: Что ты заладил, призрачный, да призрачны.
    Э-э, подруга, так дело не пойдет! Вы свои косяки, гностиков и прочих, на православных не
    сваливайте. Это вы с пеной у рта кричите, что Хрестос был призрачный. А мы то как раз кричим,
    что Иисус Христос был абсолютно телесным, по крайней мере до Воскресения.

    В ответ на: Был он человеком, звали его Иисус, а все остальное - это ваши православные выдумки. Если ты не можешь абстрактную идею Благого Хреста отделить от человека Иисуса, то это твои проблемы.
    Это ты опять че-то шибко умное сказала, что фиг поймешь. Единственное, что могу ответить на это-
    от этой вашей абстрактной идеи, как минимум, никому ни холодно, ни жарко. А если подходить с
    православной точки зрения,- то очень даже плохо, вообще полный абзац.

    В ответ на: Кто из нас сказал, что он избранный? Я? Феникс? Быть может Лана? Никто, насколько я помню, ни разу о себе такого не сказал, а наоборот - считают себя недостойными так называться. А вот ты постоянно на нас такие ярлыки вешаешь. И что в тебе говорит? Зависть?
    Ну, голуба, было бы чему завидовать. Ну а то что вы это заявляете,- это очевидно из ваших постов.
    Чтобы это понять, совсем не надо, чтоб вы об этом говорили прямо и через раз.

    В ответ на: Ну и кучкуйтесь между собой, тешьте себя иллюзиями.
    Но че вы ко всем-то лезете? В чем смысл?
    Зря ты нам это вернула, нам это не подходит. Православие касается абсолютно всех людей,-
    это раз, а во-вторых- у нас есть совершенно не двусмысленный приказ Самого Бога- идите и
    научите всех людей!
    А ваши еретические идеи касаются только нескольких тысяч супергигантов мысли.
    Так что давай забирай обратно,- это ваше. Нам чужого не надо.

  • Тыкать мне не нужно - мы не знакомы и врядли будем.

    Повторюсь, я считаю, что Иисус был реальным человеком, из плоти и крови. Вы навязываете свое понимание вопроса и сами с ним боретесь. Но насколько я знаю Новый Завет: "Плоть и кровь Царства Божия не наследуют", "Кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царствие Небесное.", "Должно вам родится Свыше.", "Бог есть Дух и поклонятся Ему должно в Духе и Истине." Считаю, что путь Иисуса - путь каждого человека - рожденного женщинами, в процессе познания Бога посредством Христа. Как говорил ап. Павел: "Я нахожусь в муках рождения... И уже не я живу, но живет во мне Христос." Вот этот то Христос - не от плоти и крови точно. Ну а как следует из бесед на этом форуме как я понимаю, специалистов в вопросах гностицизма - да и из моих знаний, он не прекращал свое существование никогда, вплоть до настоящего времени (и не современ античности известен, а гораздо раньше). Писать об этом - от павликиан и богомилов, через катар - к внутренней Церкви среди христиан и масонских ложах современности (уже не говорю о мандеях тут упоминавшихся, существовавших от времен Крестителя и до наших дней, других религиозных гностических течениях в мусульманстве и восточной философии и проч.) - нет смысла. Вы не желаете ничего знать.

    Я не принадлежу ни к какой религии (тем более к гностицизму) и моя сфера интересов лежит в научной области. Но коли уж вы упомянули о сращивании церкви и государства, то я пожалуй упомяну о всем известном и характерном примере, коих в истории сотни.
    Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии Патриарха московского Филарета), приходящегося двоюродным братом сыну Ивана Грозного Федору Иоанновичу - не кто иной как Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых.)

    Кратко о Филарете (первая же характерная ссылка):
    "В 1586 г. Федор Никитич упоминается, как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, после 1593-1594 гг. - наместник псковский и руководитель переговоров с послом императора Рудольфа Варгачем. В 1596 г. воевода правой руки.

    После смерти его двоюродного брата царя Федора Иоанновича считался ближайшим законным претендентом на престол. Он подписался под избирательной грамотой Бориса Годунова, но это не спасло его и других Романовых от подозрительного отношения нового царя. В 1601 г., пользуясь ложным доносом, Борис Годунов приказал арестовать всех братьев Романовых, а Федор Никитич был пострижен в монахи с именем Филарета и сослан в Антониев Сийский монастырь. Жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены в Белоозере с теткой Анастасьей Никитичной. "Двоюродным братом" Лжедмитрием I Филарет был возведен в сан Ростовского митрополита. В мае 1606 г. участвовал в свержении самозванца. По воцарении Василия Шуйского Филарет был направлен в Углич для открытия мощей царевича Дмитрия.

    11 мая 1608 г. он был захвачен тушинцами при взятии Ростова и направлен в Тушинский лагерь, где также "двоюродным братом" Лжедмитрием II "наречен" патриархом, но занимал выжидательную позицию. В мае 1610 г. вернулся в Москву и принял участие в свержении Василия Шуйского в июле этого же года.

    Филарет был сторонником избрания на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - Владислава и заключенного 17 августа 1610 г. договора с польским гетманом Жолкевским по этому вопросу. В сентябре 1610 г. возглавил "великое посольство" под осажденный Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. Однако в ходе переговоров Филарет понял, что Сигизмунд III хочет сам стать московским царем и отказался изменять условия договора. Сигизмунд арестовал Филарета с частью посольства, поддерживавшей его, и отправил в апреле 1611 г. в Польшу.

    Во время пребывания Филарета в польском плену был созван Земский собор, который, рассмотрев кандидатуры, остановил свой выбор на его 16-летнем сыне Михаиле Федоровиче, провозгласив его в 1613 г. царем.

    10 марта 1613 г. в Варшаву было направлено посольство с целью добиться мира с Польшей и освобождения отца царя. Однако король Сигизмунд признавал царем лишь собственного сына, которому присягал в свое время и Михаил Романов. Попытка произвести просто обмен также не увенчалась успехом, так как в московских тюрьмах все поляки были задушены.

    В июне 1616 г. новому посольству удалось получить у императора Священной Римской империи в Вене словесное обещание, что он не будет помогать Польше и предложит ей заключить мир. Однако был заключен не мир, а Деулинское перемирие сроком на 14,5 лет. В соответствии с достигнутым соглашением Филарет вернулся на родину. 14 июня 1619 г. царь встретил митрополита в районе Пресни: сын поклонился отцу в ноги, а отец сделал то же самое перед сыном-царем и они долго оставались в таком положении, не имея возможности двигаться и говорить от душивших их радостных слез.

    По возвращении Филарет сразу же был поставлен патриархом. Со времени возвращения и до конца жизни Филарет был фактическим правителем страны.

    Приняв титул "Великого государя", Филарет тем самым установил двоевластие, поскольку также титуловался царь: правительственные дела решались ими обоими, а иногда Филарет принимал решения единолично, даже без ведома царя.

    В качестве правителя Филарет показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приближенных к трону Михаила Федоровича за время его вынужденного нахождения в польском плену. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т.е. шифр для дипломатических бумаг.

    Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в преследовании за религиозное вольнодумство и т.д. Не редко в своих мерах по охране чистоты православия Филарет, из-за отсутствия у него богословского образования, переходил границы необходимого.

    В 1620 г. Филарет возобновил в Москве типографию и широко начал печатать богослужебные книги. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего им было привлечено много образованных "справщиков". Заботился Филарет и об открытии церковных школ.

    Двор патриарха при Филарете был построен по образцу царского двора. Патриаршие волости были значительно расширены, а царской грамотой от 20 мая 1625 г. светская власть над ними передана непосредственно патриарху, за исключением дел о разбое и "татьбе" (уголовное преступление). Для управления патриаршими волостями были образованы патриаршие приказы: Судный, Церковный, Казенный (ведовший сборами с духовенства) и Дворцовый.

    По свидетельству современников патриарх Филарет в молодые годы был видной наружности, хороший наездник и первый щеголь в Москве. Про москвича, умевшего красиво носить костюм, говорили: "Он точно Федор Никитич!". Вынужденный облачиться в рясу и жить под строгим надзором в монастыре, как в тюремном заключении, Филарет сумел сохранить свои разнообразные связи с миром и участвовал в событиях, потрясавших его родину.

    Федор Никитич был женат на дочери мелкого костромского дворянина Ивана Шестова Ксении и имел от этого брака пятерых сыновей и дочь. Из шести детей его пережил только один Михаил."

    Вот такого рода отношения власти светской и церковной - обычны и говорят все за себя. Одного не могу понять, где здесь предусматривается приемство от Апостолов и особенно признаки наличия в Филарете Христа Божия? Он фактически соправитель страны, а Иисус говаривал, о том, что Царство Мое не от мира сего.
    Правсиб, я давно читаю вашу переписку и дискутировать с вами не намерен, как и выслушивать ваши сентенции о бреде, гнилье и прочем, когда вам нечего сказать. Я знаком со многими православными людьми и вы на их фоне производите впечатления гопника.
    "Православие касается абсолютно всех людей,- это раз, а во-вторых- у нас есть совершенно не двусмысленный приказ Самого Бога- идите и научите всех людей!"
    К вам лично это не относится, не позорьте православие.

    (Феникс, я прочел ваше письмо в параллельном топе и ознакомился, благодарю!)

    "Ноздрев был исторический человек. Ни на одном собрании не обходилось без истории. Или выведут его под руки жандармы или принуждены вытолкать свои же приятели. Или проврется самым жестоким образом."

  • Деда тебе Феникс передал:



    "Вот за что я люблю тебя, Правсиб - так за борзость и прыть, которые ты проявляешь огрызаясь, будучи приперт к стенке и полностью изобличен во лжи и глупости...)

    Добавлю к посту Джека, что как и у тебя - у патриарха Филарета небыло богословского образования!
    Он, как и ты вероятно, очень не любил интеллегенцию и вы оба - знатные пролетарии!))
    Зато зело с образованием были последующий самодержец Алексей Михайлович и с ним святейший Патриарх Иосиф всея Руси.
    Причём образование сие привело к принятию Соборного Уложения 1649 года, в котором Заповеди Христовы таким вот образом осуществлялись:

    "ГЛАВА I
    А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ
    1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской
    человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
    Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и
    Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его
    угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет
    сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,
    зжечь.
    2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время
    святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии
    совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он
    так учинит, казнити смертию безо всякия пощады."....

    :)))))
    А далее и Никон подоспел.....))
    Очевидно именно от такого рода " православных" и срастания этой "Церкви" с. Государством - появляются такие как ты, Правсиб и иже с тобой..

    Настоящая и действительная гниль и гнусность, выражаясь твоими словами, дружище!

    НИЧЕГО в тебе и твоей секте нет от Христа!
    А действительно, есть только задор гопника в предвкушении лаять тех, на кого власть предержащие пальцем покажут.
    За долю малую со стола государева...

    Это вы распяли Иисуса и и как в притче про собак на сене для быков, которые и сами не едет и быкам не дают, закрыли дорогу к Богу остальным людям.

    А спасуться не двести или тысяча человек, а кого Хрестос позовет и кто знает Его и кто "рожден Свыше".
    Ты, что ли, или попики твои - рождены Свыше?))))

    Правсибушка, ты умрёшь во грехе и попадешь прямо в Ад.
    Это я тебе обещаю.

    Феникс."

    MELIOR QUAM OPTIMA

  • Христианство - слепо, возможно, как и любая другая религия. Каждый христианин знает, что если он будет выполнять предписанные правила, то попадет в рай, а если не будет - попадет в ад.
    Но это знание абстрактно, оно лишено понимания. Поэтому обычно он не выполняет правила - не посещает церковь, не постится, врет, крадет, прелюбодействует , а затем списывает все на слабость человеческой натуры...
    Но на самом деле, если к нему приставить стражника, который будет бить его кнутом за каждое нарушение правил, то проблем с выполнением заповедей не возникнет... Но боль от удара ни что, по сравнению с адскими муками... :хехе:

    Человек просто не в состоянии оценить всю "тяжесть прегрешения". Основа связи с любой Силой - жертва. Есть некие ритмы мировых волн, есть периоды, когда Сила нуждается в нашей поддержке. Выполняя правила, например поститься, мы "пересиливаем" себя, затрачивая на это свою энергию, которая поступает в распоряжение Силы. Если отказываемся от выполнения церковных ритуалов, соответственно - лишаем Силы нашей поддержки.
    Религиозные ритуалы - это суть религии. Вступая в союз с Силой, мы всегда подписываем "контракт", и если не выполняем условия, то платить придется обязательно. Рассчитывать на чудо, когда речь идет о вечных муках или вечном блаженстве по крайней мере неразумно. Силы Света всегда стоят на защите правил, тем более когда они их сами установили.... Такая вера бессмысленна, такая вера лишена Силы и она только разрушает изнутри, так, что потом и наказывать уже некого(нечего).
    НЕт понимания конечной цели, нет выбора, это значит, что путь бесцелен.

    Творец Рая на Земле.

  • В ответ на: Повторюсь, я считаю, что Иисус был реальным человеком, из плоти и крови.
    Господин историк, да вы просто клад для нас. А расскажите нам поподробней, как вы рассказали
    про Филарета, про Иисуса.
    Кто это был, когда, где и от кого родился, где жил, чем занимался, когда и где умер?
    И скажите откуда вы все это знаете, откуда взяли?

  • В связи с морозами запершими нас дома и пока господин историк, Феникс, придумывает
    как и что ответить на мои вопросы, рекомендую послушать про современную секту
    одной из разновидностей гностицизма, про секту одного из лжехристов- Виссариона.
    Слушать из блока про лжехристов, лекция 2 и 3. Там не много, минут 30.

    web-страница .

  • А здесь, в ссылках, каждый найдет для себя что-нибудь вкусненькое, кроме Феникса,
    ему ничего не понравится, на него не угодишь, он особенный.

    web-страница .

  • Феникс:

    "В приведенном отрывке из Предисловия Афонасина к "Строматам" Климента Александрийского, 2-й век, освещаются важные вопросы понимания Климентом, истинным христианским Отцом Церкви Божией - а не клерикалом, христианского Учения и его связи с Просвещением.
    Рекомендую прочесть все Предисловие целиком, для понимания контекста всей работы и сути вопроса.

    Полное название Стромат (Ковры) - Гностические заметки в воспоминание об Истинной Философии!
    Судите сами:
    "Климент, Ориген и подобные им христианские наставники не только ощущали свою принадлежность к эллинистической традиции образования, но и были своего рода харизматическими лидерами, которые воспринимали свое дело как продолжение миссии апостолов. Климент неоднократно говорит о том, что его знание (гносис) получено им непосредственно от людей, которые принадлежат к этой апостольской традиции (Strom. I 11, 1–3). Важно отметить, что Климент эту апостольскую традицию возводит именно к наставникам, а не церковным лидерам, которых он вообще не упоминает. Этот подход принципиально отличается от того, который мы видим в Риме и в целом в латинской традиции (чтобы понять это, достаточно обратиться к Иринею и его оценке роли епископа). Точно такую же роль, по свидетельству Климента, отводил себе Валентин, также апеллируя к апостольской традиции (Strom. VII 109, 4)."

    Каково?!

    Показать скрытый текст
    II. Христианская традиция и философское образование
    Предметы, которых Климент касался в своих трудах, в основном связаны с представлениями о тайной жизни, тайном знании и эзотерической традиции этого знания, которая ведет к истинному гносису. Это определяет неакадемичность и несистематичность его стиля. Элемент эзотеризма постоянно присутствует в его текстах. Очевидно, Климент ставил личный опыт и внутреннюю жизнь настолько выше всего словесно выразимого, что в таких условиях какая-либо систематическая философия или теология вряд ли была бы уместна. «Только слабеющая память, – как говорит наш автор, – и многочисленные просьбы друзей» уже в зрелом или даже преклонном возрасте подвигли его на литературные труды и заставили опубликовать некоторые из своих мыслей. Произведения эти (за исключением проповеди О том как богатый спасется и речи К эллинам) первоначально планировались им как рабочие заметки и материалы к лекциям.
    Материалы, включенные Климентом в Строматы, очевидно собирались им довольно долго. Тем не менее, относительная целостность произведения позволяет предположить, что литературную форму оно приобрело в достаточно короткий срок, возможно, в два приема: книги с первой по четвертую, затем с пятой по седьмую. Так называемая восьмая книга, как она существует в настоящее время, является экстрактом из каких то логических штудий и явно не закончена.
    Климент сам объясняет, что заставило его избрать такую литературную форму. В самом начале первой книги Стромат он пишет, что предметы в его трактате, с одной стороны, были изложены в той форме, в какой «пришли на ум» автору, а с другой стороны, целенаправленно перемешаны для того, чтобы скрыть их истинное значение от непосвященных и заставить учеников, желающих понять, вначале потрудиться. Как результат, все в Строматах перемешано «на манер луговых цветов» и для того, чтобы составить из них нечто цельное, их нужно сначала найти, а затем расположить в должном порядке. Метод соответствует задаче трактата, ведь поскольку речь должна идти о таинственной реальности, то открыто изложить ее невозможно. О таких вещах подобает молчать, однако текст может оказаться для читателя «духовной искрой», но только для такого, который уже имеет необходимый для этого личный опыт. А поскольку реальное знание, и тем более высший гносис, могут быть получены только в общении со знающим наставником или же небесным Учителем, письменные труды принесут мало пользы тому, кто не в силах их понять, и могут даже навредить. По этой причине, говорит Климент, его мало заботит то, что подумают об этом сочинении не постигшие его смысла «эллины», равно как и те христиане, которые из ложной преданности христианству боятся греческой философии, как измышления дьявола:
    Те, кто уверяют, что философия придумана дьяволом, пусть вспомнят сказанное в Писании, что дьявол сам принимает «вид ангела света». Но зачем? Ясно, для того, чтобы пророчествовать. Но если он пророчествует как ангел света, то он говорит истину. Если он говорит ангелическое и светоносное, то он пророчествует и несет благо, изменившись согласно природе действия, хотя и оставаясь иным по своей сущности по причине отпадения. Как же иначе он сможет добиться обмана, кроме как сначала подружившись с любителем знания, подтолкнуть его затем к заблуждению? Естественно заключить, что он знает истину, возможно, не понимая ее, но не будучи ей совершенно чуждым. Философия, таким образом, не есть ложь, но выражает истину, хотя и искаженным способом. И поэтому не следует отметать по незнанию того, что сказано [философами] и пророками, но следует все сказанное внимательно рассмотреть, чтобы увидеть, не содержит ли это истину (Strom. VI, 66, 1–5).
    Ситуация почти фаустовская. Истина, как и «царствие небесное» (согласно евангельскому изречению) «берется силою», посему слабые в этой борьбе обречены на погибель. Таким не стоит даже пытаться вступать в единоборство с дьяволом. Им лучше подождать спасения и ограничиться «чистой верой». Однако гностик не может себе этого позволить и у него нет выбора: как земледелец, он должен вспахать поле и засеять его, затем суметь отличить добрые всходы от сорняков. Только избавившись от этих последних, он пожнет урожай знания.
    Несмотря на несистематичность своего труда, Климент довольно часто рассуждает о необходимости систематического изучения различных наук, продвигаясь от простого к сложному. Схема эта достаточно традиционна: образование начинается с морального очищения, за ним следуют наставления в различных науках (физика, математика, астрономия), затем, философия и диалектика и, наконец, моральная философия и теология:
    По мере необходимости, гностик обращается к тому, что позволяет упражнять гносис, усваивая из каждой науки то, что ведет к истине. Так, изучая музыку, он постигает гармонические соотношения, посредством арифметики усматривает законы сложения и вычитания чисел, их взаимное отношение и то, как разнообразные вещи подпадают под одну и ту же пропорцию; посредством же геометрии он научается созерцать чистые сущности и постигает непрерывные протяженности и неподвижные тела, отличные от физических тел. А через науку астрономии, вознесшись разумом над землей, он поднимается к небесам и следует за их движением, исследуя вечные божественные явления и постигая их взаимное соотношение … Используя же диалектику гностик, вычленяя виды и роды, постигает разделение сущностей, дойдя до знания самых первых и наипростейших (Strom. VI, 80,1–4) … Посему диалектика есть защита (qrigko\j) от софистов, дабы они не попирали истину безнаказанно (Strom. VI, 81,5).
    Евсевий (Hist. Eccl. VI 18, 3) именно так описывает организацию школы Оригена. Подобное образование необходимо, однако должно рассматриваться как подготовительный этап, ведущий к истинному знанию – гносису.
    … философствующие эллины сознательно закрывают свои уши и не слышат истины … Эту чувственную и самолюбивую философию апостол называет «мудростью века сего», поскольку учит она только об этом мире и о том, что в нем, во всем следуя указаниям тех, кто в этом мире правит. Поэтому эта частная философия очень элементарна, в то время как действительно совершенное знание выходит за пределы мира, обращаясь к умопостигаемому и более духовному … И не побоюсь сказать (ибо такова гностическая вера), что такой человек знает все и все понимает, достоверно схватывая то, что для нас труднодостижимо. Он есть подлинный гностик, и такими были Иаков, Петр, Иоанн, Павел и другие апостолы … Гносис ведь есть ни что иное, как нечто свойственное разумной душе, направленное на ее упражнение, чтобы благодаря гносису она смогла достигнуть причастности бессмертию (Strom. VI 67, 1 – 68,3).
    Гностик позволяет себе «развлечься» эллинскими науками в редкие моменты отдыха от основных трудов. Такой дилетантизм и многознание приветствуется. Вполне вероятно, что сам Климент прошел в своем образовании именно такой путь.
    «Философия и эллинская наука» для Климента – это прежде всего платонизм и пифагорейство. Именно у них гностик должен научиться искусству постижения чувственного мира и его законов, ведущих к науке созерцания простых умопостигаемых сущностей. Вслед за Филоном Климент утверждает, что Платон, как и многие другие эллинские философы, был последователем Пифагора и благодаря ему постиг тайны восточных (иудейских и варварских) учений. Идея эта была популярна среди современных Клименту неопифагорейцев. Так полагает, например, неопифагореец Нумений (см. fr. 24 Des Places), известный Клименту.
    Пифагорейской философии и символизму Климент посвящает несколько глав своего основного произведения. Этот сюжет особенно интересен в контексте проблемы философского образования. Прежде всего, согласно традиции, воспитание в пифагорейской школе включало в себя несколько этапов, постепенно проходя которые, ученик, если он оказывался на это способным, достигал подлинного знания. Знание это открывалось не каждому, и не потому, что это было тайное общество заговорщиков, но по причине сложности самого предмета, который мог быть постигнут только после долгих трудов. Климент сообщает нам (и это подтверждается другими античными источниками), что пифагорейский союз делился на две «степени посвящения» – акусматиков и математиков (Strom. V 56, 1). Первые представляются им как ученики, только что вступившие на путь совершенствования и задача которых состоит в том, чтобы «слушать» и выполнять религиозно-этические предписания, содержащиеся в «акусмах» или символах, наборе древних орфических и пифагорейских максим. Такой подготовительный этап продолжался довольно долго – пять лет (Strom. V 67, 3). В течение этого срока ученик наконец постигал науку концентрации и «чистого созерцания».
    Пифагорейский союз служит Клименту образцом, который иллюстрирует его любимый сюжет: различие тайного и явного знания. Даже нарочито «эзотерический» стиль своего сочинения он объясняет в терминах этого разделения.
    Каковы цели символических и тайных учений? Прежде всего, говорит Климент, «высшие истины требуют соответствующего к ним отношения», поэтому их с древнейших времен скрывали от взора тех, кто не в силах относиться к ним с должным почтением. Египтяне хранили их в святилищах, иудеи закрывали занавесью, за которую допускались только избранные (Strom. V 19, 4; Strom. V 56, 3). Люди склонные ко злу и недоброжелательные могут извратить наставления учителя, поэтому лучше постараться избежать этой опасности (Strom. I 13, 2; VI 124, 6). Короче говоря, не следует «метать бисер перед свиньями».
    Далее, поскольку духовный опыт в значительной степени невыразим словами, необходим учитель, толкователь и наставник, помогающий овладеть им. Благодаря такому руководству ученик не только более старательно относится к своим занятиям, но и не рискует сбиться с дороги, поскольку ведет его человек уже прошедший этот путь (Strom V 56, 4). Но с другой стороны, попытки пересказа невыразимого духовного опыта часто провоцируют ложные толкования. Понимая символическое слишком буквально, слушатели оказываются невинными жертвами неумелого наставника, который заслуживает в таком случае наказания за свою небрежность. Поэтому хранитель предания ответственен не только за сохранение точного смысла переданного ему знания, в его функции входит охрана этого знания от несведущих и злонамеренных и передача его в руки достойных. И лучшим средством для этого с древнейших времен служил шифр, ключ к которому дается только избранным.
    За этими техническими соображениями следуют причины психологического и гносеологического характера. «Сокрытые вещи, просвечивающие через завесу», – говорит Климент, – «производят более внушительное впечатление» (Strom. V 56, 5), то есть кажутся более загадочными и притягательными, нежели полностью освещенные и выставленные на всеобщее обозрение. Фокус в том, что предметы эти кажутся лучше и значительней, чем на самом деле (как гнилые фрукты на дне ручья кажутся привлекательными только до тех пор, пока не извлечены из воды). Полное освещение проявляет дефекты во всем, и ничто не лишено их в этом мире. Человеческие поступки, если мотивы их скрыты, также производят более значительное впечатление. Созерцание таинственного оказывает определенное воздействие на душу, позволяет ей достигнуть большей «одухотворенности», оторвавшись от материального и чувственного и преодолев путы трезвого размышления, воспарить над рутиной каждодневности. Действительно, даже на знакомые вещи можно взглянуть по-другому, не так как обычно. Такой эффект достигается ритуальностью действия. Во время мистерии изменяются не сами вещи, но их смысл. Обыденные вещи утрачивают в глазах посвящаемого свойственные им форму и значение и проявляют такие качества, которые невозможно в них усмотреть в обычном каждодневном состоянии.
    Кроме возможности «пробудить душу», символическое способно показать «многое в одно и то же время». Ясные вещи имеют вполне определенный смысл. В принципе, однозначны и различные иносказания, метафоры или аллегории, поскольку они специально созданы для того, чтобы косвенным образом указывать на нечто определенное. Символ же способен включать в себя множество интерпретаций и при этом не сводиться ни к одной из них в отдельности, ни к их «сумме». «Общий смысл, скрытый за завесою аллегорий» (Strom. V 57,5 – 58,6), не может быть истолкован, но только некоторым образом «найден» или понят. А то, что понято, как известно, не всегда словесно выразимо. В свою очередь, такое символическое познание также является предварительным и подготовительным этапом на пути к чистому созерцанию – теории. Зрящий умом не нуждается ни в каких символах и подобиях, поскольку он все видит ясно, при полном освещении. Ноэтические предметы не имеют дефектов, свойственных материальной природе, поэтому их незачем вуалировать. Они открываются при свете дня."
    Скрыть текст

    ...уже было два срока полномочий подряд? "Два срока полномочий подряд, составляют конституционный предел, превышения которого Конст.РФ не допускает.(с)Определение КС РФ 134-о

    Исправлено пользователем TezirA (13.12.14 09:15)

  • Я не собираюсь разбираться кто такой Афонасин Е.В., с какой целью он интересуется
    гностицизмом на гранты от Госдепа США, что он там публикует и говорит.
    Но если на него ссылается Феникс, то это явно должен быть сомнительный товарищ.

    web-страница

    web-страница

    [цитата Данная работа опубликована при поддержке Американского совета научных сообществ (грант 2007-2008 гг.), которому авторы выражают самую искреннюю благодарность.
    Е. А.
    11 июня 2009 г.
    Академгородок
    afonasin@gmail.com
    Сведения об авторах
    АЛЕКСАНДРОВА Людмила Викторовна - музыковед, получила образование в Новосибирске и Ленинграде, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки; специалист по теории музыки; автор монографии Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логикоисторический аспект (Новосибирск, 1995) и многочисленных работ по теории и истории музыки.
    АФОНАСИН Евгений Васильевич - профессор Новосибирского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, руководитель «Центра изучения древней философии и классической традиции», главный редактор журнала 2ХОЛН, доктор философских наук; изучал физику в Новосибирском университете, медиевистику в Центрально-Европейском университете (Будапешт) и филологию в Оксфорде и Бостоне; специалист по истории античной философии, прежде всего периода поздней античности; автор перевода Стромат Климента Александрийского, трех книг о гностицизме (в том числе собрания фрагментов гностиков) и серии статей; http://www.nsu.ru/classics/afonasin/index.htm.
    АФОНАСИНА Анна Сергеевна - аспирант Новосибирского государственного университета; изучала теологию в Алтайском государственном университете и философию в Новосибирском государственном университете; специалист по истории философии и истории религии, в том числе, буддизму и мистериальным практикам; изучает пифагорейскую традицию, работает над диссертацией о пифагорейской псевдоэпиграфике; http://www.nsu.ru/classics/Anna/index.htm.
    ДИЛЛОН Джон - Королевский (Regius) профессор греческого языка, Тринити Колледж (Дублин); директор «Центра изучения платонической традиции»; изучал античную философию в Оксфорде, Дублине и Беркли; всемирно-известный исследователь классической традиции; автор многочисленных работ; на русский язык переведены его книги Средние платоники (Санкт-Петербург, 2002) и Наследники Платона (Санкт-Петербург, 2005); http://www.tcd.ie/Classics/research/dillon.php.
    МЯКИН Тимофей Геннадьевич - антиковед, доцент исторического факультета Новосибирского государственного университета, кандидат филологических наук; преподает древнюю историю, латынь и греческий; опубликовал



    Это выдержка-цитата из его журнала.

Записей на странице:

Перейти в форум