В ответ на: А возможна ли борьба с коррупцией снизу? Например, со стороны малого бизнеса или обычного гражданина?
Возможна! Уверяю Вас! Вот Вам пример:
В городе Глупов десятки и десятки тысяч граждан были вынуждены платить за нужные им услуги муниципального учреждения «Муниципальное Жилищное Агентство» на основании Распоряжения Мэрии города Глупов. Как правило, эти граждане не обладают юридической квалификацией для защиты нарушенных прав согласно ст. 2 Закона «О приватизации», ст. 35 и 40 Конституции РФ. «Муниципальное Жилищное Агентство» отказывало в приватизации гражданам, которые не представляют справку, подтверждающую, что ранее ими не было использовано право на приватизацию жилья. Второе основание для отказа - не желание гражданина платить за так называемый «добровольный пакет услуг» самого «Муниципальное Жилищное Агентство», прейскурант которого утвержден тем же Распоряжением Мэрии города Глупов. Необходимость предоставления самой же справки, подтверждающей, что ранее заявителем не было использовано право на приватизацию жилья вытекает из Постановления Главы Администрации Глуповской области. Как говориться полная гармония: десятки тысяч граждан платят и не задают лишних вопросов. Но находятся отдельные индивиды, так сказать флуктуация от нормального статистического среднего, которые почему-то готовы пойти в суд и др. инстанции вместо того чтобы выложить какие жалкие сотни рублей.
Гражданин Петров, доведенный до «белого каления» грубостью чиновников, их отписками на заявление о приватизации квартиры, тупостью и самодовольством технических исполнителей, сидящих по другую сторону барьера от просителя, начал писать жалобы во все инстанции подряд: в Прокуратуру своего района, в Территориальное управление
Совет из краткого курса бюрократа -мздоимца
Работая на массовом рынке государственных услуг, придумайте какую-то обязательную услугу, без которой эта госуслуга невозможна. Берите за «свои» услуги недорого, предусмотрите обычный и срочный тариф для VIP клиентов - благо Закон предусматривает «резиновые» сроки для многих государственных услуг.
Гражданин Петров, доведенный до «белого каления» грубостью чиновников, их отписками на заявление о приватизации квартиры, тупостью и самодовольством технических исполнителей, сидящих по другую сторону барьера от просителя, начал писать жалобы во все инстанции подряд: в Прокуратуру своего района, в Территориальное управление Роспотребнадзор1, Территориальное управление ФАС2.
По мнению Петрова, указанными Распоряжением Мэрии и Постановлением на граждан незаконно возложена обязанность, не предусмотренная Федеральным Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В частности, в силу ст. 4, 7, 8 Закона приватизация социального жилья должна быть бесплатной, никакие услуги Федеральным Законом не предусмотрены. При этом в государственных органах, которые управляют государственным имуществом, запрашиваемые от заявителя - Петрова сведения должны быть ранее учтены в силу возложенных на них законом функций. Приводим доводы Петрова в жалобе:
1.Юридически абсурдна ситуация, когда для подачи заявления на приватизацию жилья предварительно необходимо за плату запросить информацию у того же «Муниципального Жилищного Агентства»;
2.Платные услуги «Муниципального Жилищного Агентства» следует квалифицировать как налог, сбор или пошлину, взимаемый с каждого обратившегося лица за совершение действий по приватизации жилого помещения. Между тем, такой налог и порядок его введения противоречит основам налогового законодательства – ст. 5, 6, 8, 13, 14, 15 НК РФ;
3.Поскольку услуги «Муниципального Жилищного Агентства» платные, на его отношения с гражданами распространяется действие ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с указанной нормой запрещается обуславливать приобретение одних товаров, услуг в зависимости от приобретения иных товаров. т.е. запрещена реализация услуг «в нагрузку»
4.Возложение обязанности на граждан приобретать «в нагрузку» к бесплатной приватизации пакет дополнительных и ненужных гражданам услуг нарушает ст.15 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ с позиции установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов [только «Муниципальное Жилищное Агентство»], которые предоставляют такие товары.
5.Учет государственных жилых помещений, составление договоров по приватизации – это государственная функция. В сложившейся ситуации исполнение государственных функций возложено на «Муниципальное Жилищное Агентство», которое оказывает услуги для государственных нужд: гражданам его услуги не нужны. Поскольку обращения граждан за приватизацией жилья в городе Глупов носит массовый характер, годовая выручка «Муниципального Жилищного Агентства» насчитывает многие миллионы долларов. Однако выбор конкретного поставщика услуг был сделан без проведения торгов, как требует ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, пояснял Петров своих жалобах, создание препятствий в реализации права граждан на бесплатную приватизацию в виде получения справок, обновления выписок из домовой книги стимулирует граждан к заказу срочной приватизации. А это уже не сотни — это 8000 рублей.
Вместо исполнения государственных функций по бесплатной приватизации и учету государственного жилья в городе Глупов создан циничный бизнес чиновников, на нужде граждан, понуждающих их приобретать не нужные для них платные услуги, без которых приватизация невозможна.
Спустя месяц (сроки соблюдены!) Петров получил ответы сначала от Роспотребнадзор и ФАС и затем - компиляцию их же текстов в ответе Прокуратуры. Территориальное управление Роспотребнадзор по Глуповской области, а также территориальное управление ФАС привело лишь к ответу о не подведомственности вопроса. В ответ на свое обращение в районную, затем в городскую и, наконец, в областную Прокуратуру Петров получил лишь компиляцию ответов др. гос. органов и уведомление пересылке писем в нижестоящие инстанции. Все ответы были получены аккуратно в месячный срок — кто может сомневается что наша бюрократическая машина работает плохо!
Петров пытался обращаться в суд. Однако суда настойчиво попросил Петрова «уточнить основания» и «требования», устранить недостатки «формы и содержания заявления». Затем, где-то на седьмой итерации, а каждая из них занимала недели по две, суд «усмотрел спор о праве» и пришел к заключению, что действия должностных лиц должны быть оспорены в ином порядке. Петров попробовал обратиться в то же суд, но «в ином порядке», но результат был аналогичен: его не допускали на порог суда. Осознав, что суд по данному спору превращается в замок с дюжиной степеней защиты, Петров решил сосредоточить свои усилия на внесудебных процедурах. Килограммовые конверты (масса за счет приложений к жалобам) рассылались во все возможные инстанции. Жалоба в городскую прокуратуру — отписка, жалоба в Роспотребнадзор РФ г. Москва — неподведомственно , ФАС РФ - аналогично, жалобы в областную прокуратуру и Прокуратуру РФ — уведомление о пересылке жалобы в областную прокуратуру, в Администрацию Президента РФ, отдел по работе с обращениями граждан — уведомление о пересылке в Прокуратуру. И наконец, этот круговорот привел к неожиданному результату: областная Прокуратура Глупова прислала письмо - уведомление городской Прокуратуры о принесенном протеста Прокурора на Распоряжение Мэрии города Глупов. Суд всего за три недели рассмотрел протест и признал, что часть пунктов в тарифах «Муниципального Жилищного Агентства» противоречит Закону.
В результате агентства недвижимости города Глупов с удивлением узнали, что приватизация жилья стала бесплатной. Впрочем, результат теперь представлялся очевидным: написано в законе, что должна быть бесплатной, вот и стала наконец бесплатной благодаря протесту Прокурора города. Общественное благо теперь защищено.
Между тем, точку в этой драматичной истории ставить рано, скорее — многоточие и много вопросов. В самом деле, а почему суд признал незаконным брать деньги за приватизацию жилья, но оставил в силе тариф за срочную приватизацию жилья? Если за 8000 тыс. можно приватизировать всего за три дня, у чиновников остается соблазн как можно больше граждан сделать клиентами их платных услуг. Достигается это за счет долгих очередей, достаточно больших сроков приватизации: два месяца, но нормальный срок на практике - девять месяцев-полтора года за счет «отфутболивания» заявлений из-за незначительных недостатков. Вопрос второй: почему и суд и прокуратура «забыли» нескольких сотнях тысяч граждан, которые напрасно потратили деньги на бесплатную приватизацию? Их адреса известны — почему бы эти деньги не вернуть?
Интересно, какие последствия предусматривает Закон в случае вынесения решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими? Вступившее в законную силу решение . . . влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. . . .
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Однако на практике в городе Глупов было просто принято новое Распоряжение, котором признаны частично недействующими лишь некоторые тарифы «Муниципального Жилищного Агентства», утвержденные прежним Распоряжением.
Совет из краткого курса бюрократа -мздоимца
Быть в стороне от борьбы с коррупцией не модно и подозрительно. Поэтому, например, каждый последний четверг месяца устраивайте «День по борьбе с коррупцией». В остальные дни работайте по обычному регламенту.