Отдав должное салатикам, овощам на гриле и шашлыку, наши герои перешли в режим диалога.
Сопственник задал тему.
- Из-за отраслевой специфики бизнеса очень многое держится исключительно на сотрудниках. Недавно посчитали, что за 2 года полностью обновился штат ключевых «сусликов», сотрудников, которых серьезно учили и развивали за счет компании, но удержать не смогли. По сути, сработали на отрасль. Подняли квалификацию специалистов за счет собственных акционеров. - голос Сопственника при разговоре о потерях привычно обрел саднящий звук "металлом по стеклу" - Сейчас регулярно общаюсь с кандидатами. Не из чего выбрать. Все сплошь хотят хорошие «белые» оклады, развитие за счет фирмы, соцпакет, необременительные командировки и нескучную жизнь в офисе с корпоративными пикниками в пригородных отелях. А делать ничего толком не умеют, работали в 10 местах по три месяца, ни рекомендаций, ни опыта.... Опять брать и учить - нет ни денег, ни времени, ни ресурса….и, если честно, желания тоже категорически не осталось. Как быть?
- Если не лечить саму болезнь, а глушить только симптом, ну….как снимать внезапную головную боль "зеленой" таблеткой пенталгина, то нужно снижать зависимость от того ресурса, который «внезапно» стал дефицитным или даже недоступным - быстро ответил, мастер. - Передавать ключевые компетентности на уровень выше, линейным руководителям, которых подсаживать на плюшки удержания типа ДМС, ДПС, образовательные программы, опционные и партнерские пакеты. Тогда на рядовые должности, в пехоту, можно привлекать с рынка "сусликов" среднего качества и доводить их до готовности за счет процедур введения в должность и наставничества. Ну и сами операционные цепочки придется заменить с прицелом на более "плотный" менеджмент о стороны линейных менеджеров. Но все это может оказаться паллиативным решением ибо мы не знаем наверняка почему "голова заболела".
СоПственник молчал и задумчиво рисовал вилкой на скатерти только ему видимые «картины маслом»…. Предчувствие его не обмануло, Мастер оказался очередным путаником и бизнесменом-словесником. Ведь задали же ему простой «кадровый» вопрос – нет, накрутил вокруг уже «сто бочек арестантов» и насадил наживку для большого будущего исследования с целью выяснить «от чего болит голова у дятла?». Можно вежливо (или не очень) завершать ужин и валить в свою берлогу.
- Размышляете в какой формулировке «послать» меня? – не добро усмехнулся Мастер. – Валяйте…. С другой стороны это даже хорошо когда руководитель сторонится сложностей и всегда ищет простое решение. Удумал открыть свое дело: оформил на себя или любимую тещу (если чиновник) юрлицо, снял офис, набрал сусликов-звёзд, которые сами все знают и умеют, договорился с ними о проценте с «прибыли» и пошел по своим делам. Почему нет? Небольшой затык с отбором и наймом сусликов можно решить размером процента. Другое дело как быть с теми «хвостиками», которые через месяц произведут ровно тот же финт ушами и свалят к конкуренту.
Мастер привычно раскачал в кресле свое далеко не худое тело, что называется расслабился однако голос остался, не релевантно позе, жестким, а формулировки четкими.
- Как известно нет ничего бесплатного, но кроме этого нужно помнить, что невозможно загнать зубную пасту обратно в тюбик. И желательно сообразить это ДО, а не ПОСЛЕ совершения данной операции. Да, вы создаете фирму и становитесь управленцем, хотя это вовсе и не обязательно – можно нанять приказчика в лавку и приезжать только за деньгами в конце дня. Но опять же - это решение должно быть четким, обдуманным и выдерживаться во времени. Не менее четко как Рабинович сохранял свою парадигму на продвижение семечек клиентам и сотрудникам банка
Показать скрытый текстНью-Йорк. Перед зданием банка стоит Рабинович и продает семечки. К нему подходит Циперович и просит одолжить доллар.
- Нет, — качает головой Рабинович, — я не могу одолжить
тебе ни одного цента.
- Но почему? — удивляется Циперович.
- Понимаешь, у меня соглашение с правлением банка. Я не даю взаймы, а они не торгуют семечками.
Скрыть текст , а приказчик, чтобы был не меньше как Василий
Показать скрытый текстДело было в конце XIX века. Приезжает как-то хозяин на мельницу.
Подбегает к нему работник и спрашивает:
- Хозяин, а сколько ты приказчику платишь?
- 100 рублей в месяц.
- А нам, рабочим, по рублю. Давай я буду у тебя приказчиком за 50 рублей работать!
Хозяин почесал затылок и говорит:
- Вон там, за холмом, видишь, пыль видна. Сбегай, узнай, что там. Быстро побежал работник, возвращается через четверть часа, докладывает:- Обоз идет!
Хозяин опять посылает:
- Сбегай, узнай, чего везут. Возвращается работник еще через четверть часа, кричит радостно:
- Зерно везут, хозяин! Еще чего узнать надо? Ты скажи только, я быстро сбегаю! Отвечает хозяин:
- Ты устал, отдохни. Я сейчас приказчика Василия отправлю, посмотрим, как он справится. Подзывает хозяин приказчика и отправляет посмотреть, что там за холмом.
Уходит приказчик, полчаса нет его, час нет. Работник уже руки потирает. Возвращается наконец Василия, докладывает:
- Там, за холмом обоз с зерном. Едет из Петровки в Васильевку, на ярмарку. Крестьяне хотели зерно там продавать по 5 рублей пуд. Везут 3000 пудов. Я с ними сел, подсчитал: им еще три дня ехать, неделю на ярмарке терять, да обратно возвращаться. На все про все деньги потратят. Мы и ударили по рукам, они нам зерно по 3 рубля пуд продают, так что мы 6000 рублей только на зерне сэкономили, да почти тысячу на том, что самим за зерном ехать не надо. Вон обоз уже к нам из-за холма поворачивает.
Выслушал это хозяин, поворачивается к работнику и говорит:
- Ты все понял? А теперь иди, займись своим делом, мешки таскай
Скрыть текст .
Мастер сделал паузу на смену позы и глоток минералки. Его обнадеживало, что СоПственник в своем «творчестве» от треугольников перешел на круги и овалы.
- С другой сторон плох тот деловар, который не захотел сразу взять быка за рОги и твердой рукой лично не проложил хотя бы первую борозду своего бизнеса. Замечательный опыт, но помним, что опять же НЕ бесплатный. С чем сталкивается в первую голову новоявленный руководитель? – Мастер опять сделал паузу, но СоПственник даже не поднял головы полностью казалось погрузившись в спирали и лабиринты своих мыслей. – С очевидной леностью и корыстностью сотрудников. – продолжил мысль мастер, - Казалось бы должная всех зажечь идея светлого зажиточного будущего и «мы все как один в несокрушимом порыве» «засучив рукава», «от зари до зари», «за трудодни» и опционы в будущем богачестве…., но ничуть не бывало. Все вполне себе трезво ожидают рыночную оплату своего труда причем здесь и сейчас, причем не только оплату, но и, чтобы ими грамотно управляли и контролировали их действия постоянно и ежедневно иначе работать они не согласны или как минимум быть честными и трудолюбивыми, пунктуальными и клиентоориентированными. И здесь начинается выдавливание демона менеджера из оболочки-тюбика человека. Некоторые приобретают биту и начинают свой ежедневный путь с обхода утром офисов фирмы, мерно постукивая этим девайсом по столам сотрудников, а завершают трудовой день тем, что на ежевечернем общем собрании коллектива крушат очередной списанный пентиум, чтобы внушить сусликам страх и ужас перед собой любимым, демиургом и альфа-самцом.
На этой фразе Сопственник наконец оторвал взгляд от многострадальной скатерти и, слегка ошарашено, посмотрел на Мастера. Нет, глаза собеседника молний не метали, а выражение лица, весьма довольного собой, лектора даже утратило свою, «не пойми куда» утягивающую собеседника, гипнотичность.
- Могу назвать даже фамилию одного из приверженцев этого стиля руководства, но думаю вы и сами догадались. – и увидев, что СоПственник в ответ кивнул, продолжил без паузы. – Вторые, наверное менее уверенные с своей харизматичности, идут по пути, завещанному нам, согласно легенде, синьором Вильфредо
Показать скрытый текстПарето, Вильфредо (15 июля 1848, Париж — 20 августа 1923, Селиньи, кантон Женева, Швейцария) — итальянский инженер, экономист и социолог. Затраты времени на выполнение плана: 20% труда реализуют 80% результата, но остальные 20% результата требуют 80% общих затрат. Принцип Парето к самому Парето имеет весьма отдаленное отношение…. Парето умер в 1923 году, а принцип Парето («80% последствий проистекают из 20% причин») предложил американский специалист в области качества Джозеф Джуран в 1941 году и назвал его принципом Парето в честь одной из работ Парето, где говорилось о том, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов. (wikipedia)
Скрыть текст - опираются на ядро сотрудников, а иногда и становятся заложниками этих ребят, вынужденно игнорируют действия остальной массовки пока хоть что-то с этого пирога достается владельцу. По мере сокращения кусочка до стадии мелких крошек – меняется и стиль поведения менеджера – руководитель перестает игнорировать проблемы бизнеса и, либо нанимает волкодава-приказчика со стороны, либо примеряет серую шкуру на себя. Что здесь важно. Личность деловара на этой стадии развития бизнеса уже сильно и часто необратимо деформирована: зашкаливает уровень тревожности, эмпатия на нуле, паранойя на подходе. С другой стороны – инструментария управленца, кроме биты, топора, пачек денег – не наработано. Делать что-то хочется, а что именно, чем и как не понятно. Т.е. разгребать дерьмо и рубить головы уже научился, а принимать решения, как в том анекдоте – нет…..
Показать скрытый текстУ менеджера крупной корпорации случился сердечный приступ, и врач посоветовал ему уехать на несколько недель на ферму, чтобы отдохнуть. Менеджер уехал на ферму, и через пару дней ему стал о та к скучно, что он попросил фермера найти ему какую-нибудь работу. Фермер предложил ему убрать навоз в коровнике. Фермер был уверен, что горожанин, просидевший всю свою жизнь в офисе, не управится с такой работой и за неделю. Но к его изумлению, менеджер вычистил коровник меньше чем за день. На следующий день фермер дал менеджеру более сложное задание — отрубить головы пяти сотням цыплят. Фермер не сомневался, что эта работа окажется менеджеру не по силам. Но к концу дня все было сделано. На следующее утро, когда почти вся работа на ферме была уже сделана, фермер попросил менеджера рассортировать мешок картошки на два ящика: мелкую положить в один, а крупную — в другой. В конце дня фермер увидел, что менеджер по-прежнему сидит перед полным мешком, а ящики — пусты. Тогда фермер поинтересовался у менеджера:
—Как могло случиться, что ты выполнил такую сложную работу в первые два дня, а сейчас не можешь сделать сущий пустяк?
—Послушай, я всю свою жизнь отрубал головы и разгребал чужое дерьмо, а ты сейчас требуешь, чтобы я принимал решения...
Скрыть текст
СоПственник, который казалось уже и не слушал затянувшийся монолог мастера, расхохотался так, что на него начали оглядываться соседи по ресторану.
- Знаете. – наконец смог сказать он. – Это очень бородатый анекдот, но я всегда не могу удержаться от смеха когда его поминают. Или тот про рыночного решАлу ….
Показать скрытый текстДоктор больному лет 35-ти в реанимации, сердце которого еле сшили из лоскутков
- Что же вы так, батенька, сердце то свое ухайдокали?
- Да работа у меня тяжелая, каждую секунду приходится принимать судьбоносные решения о жизни и смерти…
- И кем же вы работаете?
- На рынке, овощи перебираю… Направо - годные, налево – на свалку…
Скрыть текст
Теперь уже засмеялся Мастер. Диалог их начинал налаживаться, по крайней мере цинизм и черный юмор им не был чужд обоим.
- Вы много и складно говорите – продолжил, немного громче чем отвечало месту и обстановке, СоПственник. - Недаром обладателей корочек МВА упрекают, иногда справедливо, именно в умении болтать о бизнесе, но в НЕ умении его возделывать и культивировать, но где конкретные рекомендации что делать? Есть «чисто конкретная» лавка с сотрудниками, с историей, с офисом, в конце концов, можно потрогать руками и уже нельзя стереть ластиком. Если вывести за скобки ваши общие теоретические рассуждения, то, как поступить в данном случае. Как решить, говоря на вашем языке, этот business-case? Я склоняюсь к мысли – нанять опытного управленца, который сможет наладить процесс и ответит передо мной и другими акционерами за результат. Осталось его найти. Другого пути я не вижу.
«Забив» последнюю фразу в пространство стола перед Мастером СоПственник (он почему-то избегал смотреть сидящему напротив в глаза и «стрелял» взглядом больше по контуру его фигуры) откинулся в кресле и наконец удовлетворенно и победительно посмотрел на собеседника. Странно, но Мастер согласительно кивал и вся его «открытая» поза излучала позитивное отношение к намерениям и тезисам начинающего «оппортуниста».
- Хороший вариант. – ответствовал Мастер.- Очень хороший. Я вообще считаю, что совмещать в себе две сущности – собственника и управленца – вредно для здоровья, для дела, для взаимоотношений с близкими….. Во общем плюсов никаких нет в непосредственном руководстве самому всей лавкой (если это уже не стартап), одни минусы. Намного лучше контролировать и договариваться с одним человеком, особенно если бизнесОВ на иждивении уже два, три….. Еще лучше иметь небольшой грамотный коллектив, который бы помогал в этом controlling, но это уже проблемы роста и тиражирования бизнеса.
Мастер сделал очередной глоток из бокала с минералкой, приглашающее к диалогу взглянул на Собственника, но тот опять начал терзать скатерть причем тревожными треугольниками. Мастер коротко вздохнул и продолжил свой монолог.
- Давайте попробуем тогда решить локальную задачу подбора этого управленца и постановки ему задачи в таком виде, чтобы у него не было шансов ехать как вздумается не понятно куда и не известно зачем, а только ровно встать на рельсы одноколейки, ведущие без стрелок и разъездов к назначенной вами цели, причем двигаясь строго по графику, чтобы не получить в лоб встречным локомотивом в случае опоздания. Тут роль судьбы придется сыграть нам с вами, чтобы они наверняка НЕ встретились, но в назначенный пункт прибыли.
Показать скрытый текстИз двух городов, по одноколейке, одновременно, на встречу, друг другу вышли два поезда и не встретились.
- А почему?
- Не судьба! (любимый анекдот Ю.В.Никулина)
Скрыть текст
СоПственник вспоминающе улыбнулся и перешел на круги, спирали и овалы, а Мастер продолжил.
- Вариант нанять вышибалу-харизматика с подвязками в администрации или банального приказчика-исполнителя при хозяйчике вам не предлагаю. Все таки сегодня управлять себе подобными это не то же самое, что дышать, есть, пить, т.е. не является рефлексом и не передается мамой и папой при рождении. Мало прийти в контору и сказать «- Я начальник! Мне нужен 101% плана. Все по местам» это примерно как если бы шнифер, он же высококвалифицированный взломщик сейфов, бы забрался в банк и приказал стальному чудовищу выдать ему всю наличность только потому, что он первый шнифер на деревне, а не седьмая ресепшианистка на киселе. Понятно же, что правильный взломщик придет со все необходимым для работы инструментом, навыками, знаниями и умениями дабы получить желаемые филки и не сесть сразу за решетку, а успеть хоть немного потратить. Также и управленец, если он УПРАВЛЕНЕЦ, не может сказать, что у меня плохие, ленивые, заевшиеся сотрудники – он должен «уметь готовить» любых, а если кто-то из коллег уже окончательно перешел в категорию «второй свежести», то и уметь «утилизировать» некондицию, привлекать, отбирать и нанимать новых и все это с учетом бюджета и разнообразных deadline. Поэтому мое конкретное предложение, определиться какие минимально обязательны знания, навыки и умения, а также личностные качества, чтобы вы друг друга не поубивали на второй день от несовпадения культурных кодов, отобрать и нанять менеджера в соответствии с «фотороботом» и уже совместно с новым сотрудником поработать над стратегией предприятия, чтобы не рукой показывать куда идти, а иметь перед глазами монитор непосредственно измеряемых, желательно опережающих, сбалансированных показателей эффективности деятельности предприятия.
Мастер подустал и голос его уже был с хрипотцой хотя было очевидно, что с лекторской трибуны его может согнать только звонок «на перемену».
Воспользовавшись паузой Сопственник спросил… или уточнил, это было сложно понять в его интонациях настолько глубоко он ушел свои лабиринты мыслей.
- То есть вы тоже согласны, что можно найти человека, который любит и умеет руководить и уже ему делегировать управление процессами?
- Таки, ДА! – мгновенно среагировал Мастер ибо ему хотелось диалога и пассивность СоПственника начинала поднадоедать – «Умеет» это необходимо! Но вот «любить руководить» совершенно не обязательно. Я не вижу что тут собственно особенно любить если только вы не деформированы как личность и вам не доставляет удовольствие реализовывать власть над себе подобными. Тут лучше выбрать того, кто хлебнул в этой профессии не только сладкой власти, но и «накушался» другого, посолонее, когда тебе, например, необходимо до конца месяца уволить 200 сотрудников в шести городах и бюджет на цивилизованное расставание не выделен и только твое искусство работать «по системе» позволит тебе сохранить целым лицо и выполнить задачу в срок. Но бесследно для здоровья подобные «победы» не проходят и поэтому нравится один эпизод в старом советском фильме как комвзвода отбирал добровольца на заготовку сена. На призыв «- Кто готов отбыть на неделю на покос?» – шагнул весь взвод кроме одного, который явно был «в теме». Вот его и отправили. По-моему хороший выбор. И на закуску приведу пример грамотного менеджмента от небезызвестного в нашей «деревне» Gregory Rayter. Как они там в своей Техасии обустраивали семиэтажный свежепостроенный бизнес-центр, монтировали разнообразное офисное оборудование, силами трех специалистов. Ранним утром одно кадровое агентство согнало перед входом в здание разношерстную толпу «почасовиков», кто с гребнем вместо прически, кто весь в наколках, а кто и с кольцом в носу – вот перед этим коллективом выступил управленец с кратким спичем «Господа, вас приветствует фирма «Имярек», мы рады работать с вами ближайший месяц. Ваша задача в точности повторять те действия, которые покажет вам один из трех наших специалистов. Только 2 условия: первое, выполнив операции, вы незамедлительно ищите свободного специалиста, который вам покажет следующие действия, которые вы тут же начнете исполнять; второе, первый же ваш вопрос «-Что? Как? Зачем? или любой другой» означает, что мы с вами расстаемся. Вы получаете деньги за отработанный период и на этом наш совместная работа завершена! Всем все понятно? О.Кей! приступаем». Немного по-американски, но вполне эффективно и результативно ибо от руководителя ждут именно четких ответственных решений и указаний. Недаром считается, что даже ошибочное решение намного ценнее НЕпринятого решения и НЕотданного указания. Начальник должен генерировать решения и добиваться их исполнения точно так же как корова должная есть сено и давать молоко в противном случае это не корова, а ходячая отбивная и не руководитель, а выброшенные на ветер деньги. Ну и идеально если молоко с высокой жирностью и хорошим вкусом, а решения не «с потолка», а изготовленные по общепринятой технологии, согласно известным и актуальным моделям, а указания отданы в срок с понимание кто и как их декомпозирует и исполнит. Тут уместно будет вспомнить Z-модель
управления предприятием, когда успех достигается только последовательной балансировкой четырех основных ресурсов компании: кадры, финансы, Клиенты, операции. Эти четыре составляющие есть у любой компании, но успешными являются только те, у кого правильно отобранные и обученные кадры точно исполняют и поддерживают правильно сконструированные операционные цепочки и процессы, которые в свою очередь нацелены на правильные сегменты Клиентов с правильным продуктовым предложением по правильным ценам, что в итоге позволит компании достичь правильных финансовых результатов. Пожалуй на этом стОит закончить. Ибо время позднее, а мне еще добираться до дома сотню километров – не хочется нынче ночевать в городской квартире.
СоПственник стряхнул с себя заторможенность, постарался не заметно потянуть затекшие от долгого сидения суставы и вдруг совершенно не по деловарски улыбнулся и сказал.
- А мне понравилось то что вы сегодня рассказали. Было интересно. Не совсем я соглашусь….пока, да и все смог «на слух» уловить, но вы меня «цепанули» за живое…. И если позволите, я бы отписался вам «на мыло» как только в голове утрамбуется.
- «Не вопрос!», как говорит один знакомый, мой электронный адрес есть на визитке, а писАть я люблю еще больше чем говорить. – легко согласился Мастер, выгружая свою тушку из кресла и с, некоторым трудом, придавая ей вертикальное положение. – давайте обсудим эпистолярно, это даже удобнее.
Обниматься не стали, ограничились вяло-крепким рукопожатием (мастер терпеть ненавидел эту новую манеру когда мужики руку подавали как великосветские дамы для поцелуя и давил их ладошки от души).