Показать скрытый текстПреподобный Филофей Синайский: "Нет ничего разорительное многословия и зловреднее невоздержанного языка и ничто так сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное. Ибо, что каждый день созидаем в себе, то многословие снова разоряет, и что трудом собираем, то чрез языкоболие душа снова расточает. Что хуже языка невоздержного? Он - неодержимое зло. Надобно положить ему предел, обуздать его и стеснить; и, скажу так, заставить его служить только нужде. Плодом неуместных пустых бесед. бывает иногда же укор и осмеяние, когда зазрят они неразумие речей наших, иногда осквернение совести, а иногда осуждение от Бога и опечаление Духа Святого, что ужаснее всего другого."
Многоглагола́ние — 1) чрезмерная, необоснованная и неоправданная избыточность слов и выражений при изложении какой-либо мысли, идеи, концепции, рассказа, повествования; многословие; 2) богословское понятие, имеющее негативный оттенок, сближающееся по смыслу с понятиями: «празднословие», «пустословие».
Почему многоглаголание сопоставляется с празднословием?
Празднословие есть форма беседы, «проповеди», разговора, бессмысленного и бесцельного в отношении нравственной пользы. В аскетической литературе празднословие нередко отождествляется со грехом.
Почему? Ведь, казалось бы, хочет человек поговорить, ну пусть поговорит?
Способностью общаться при помощи слов человек принципиально отличается от животных. Именно поэтому все они вкупе, в отличие от человека, именуются бессловесными существами, тогда как человек - словесным существом.
Умение выражать мысли при помощи слова высвечивает в человеке Божественный образ. Дар слова - Божественный дар. Стало быть, регулярно осуществляемые бессмысленные разговоры могут рассматриваться как пренебрежение этим Божественным даром.
Не секрет, что у некоторых людей время, расходуемое на бесполезную болтовню (в том числе, по служебному телефону), может отнимать ежедневно по несколько часов. Причём, часто такой человек бывает не в состоянии выкроить даже и несколько свободных минут для чтения душеспасительной литературы, молитвы, посещения храма, наконец, для воспитания детей.
Нередко пустые, бессодержательные беседы (беседы ради беседы) служат поводом и питательной почвой для создания и распространения слухов, сплетен и клеветы. При таком положении вещей грех празднословия соединяется с грехом злословия и лжесвидетельства.
Даже, казалось бы, столь возвышенные темы, как темы, связанные с затрагиванием богословских вопросов, в устах пустослова могут быть осуждены судом Правды Божьей, как грех употребления имени Божьего всуе. Если же в процессе говорения будут искажены истины о Боге или его святых, ему будет вменен грех богохульства или святотатства.
Имея в виду ту опасность, которая таится в привычке к многоглаголанию, Божьи подвижники предупреждали, что многоглаголание может служить человеку сетью, соблазном и претыканием. Иногда, предупреждали они, оказавшись в сообществе, где ведутся праздные разговоры, бывает благоразумнее - просто молчать или вовсе уйти.
Сам Господь, вразумляя действительных и потенциальных последователей, говорил относительно празднословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37)
Скрыть текст