Одним из основных вопросов, является реальное отношение христианства и первоначальной христианской церкви к войне, службе в армии и милитаризму вообще. Он хорошо изучен и я проясню ряд моментов.
Конечно, основополагающим принципом для всех христиан является Нагорная проповедь и слова Христа:
В ответ на: Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Евангелие от Матфея, глава 5
Это совсем не образное выражение и оно не требует аллегорического понимания. Оно произнесено не для красного словца. Как же так получилось, что вся история христианства была в своих примечательных чертах историей войн, как наступательных, так и гражданских, внутренних конфликтов? Блаженный Феодорит Кирский, богослов и учитель церкви (393-457 г, вынужден был признаться:
В ответ на: «Исторические факты учат, что для нас война приносит больше пользы, чем мир».
Не смотря на слова самого Христа, что "Царство Мое не от мира сего", войны велись под давлением, с участием и под командой церкви. После реформ Константина, его «новая религия», Христос, воспетый уже в ранних средневековых гимнах как борец, становится теперь вообще предводителем воинства, королем и победителем. Кто борется за него, за Иерусалим, его «наследную страну» и «святую страну», с тем рядом сражаются ангелы, святые, он вынесет любое бедствие, отчаяние, голод, нужду, смерть. Если он падет в сражении за правую веру с еретиками и язычниками, его ожидает награда, гарантированная священниками.
Сами папы появляются в конце концов в шлемах, латах и с мечом. Они имеют собственные армии, собственный морской флот, своих оружейных мастеров. Во времена Оттона государственная церковь была полностью милитаризована, ее военный потенциал был порой в два раза больше, чем у светских» владык. Во всех странах света кардиналы и епископы командовали целыми армиями, они гибли на полях сражения, становились во главе больших партий, являлись придворными духовниками и государственными мужами.
Не знаю, как насчет Царства Небесного, но в то время христианская церковь владела третью Европы.
Ориген, крупнейший теолог раннехристианского времени, убежден, что христианин, понимающий Ветхий Завет буквально, должен «покраснеть» перед лицом столь многих «тоньше и разумнее действующих человеческих законов, хотя бы римских или афинских»! Воинственные части Библии Оригену кажутся объяснимыми лишь с точки зрения духовной войны. Иначе, полагает он, апостолы никогда бы не «передали зти книги евреев ученикам Христа для чтения в церквах»:
В ответ на: «Мы пришли, послушные призыву Христа преломить копья и перековать мечи на орала. Мы никогда больше не обнажим меч против какого-либо народа и учим больше не воевать.»
В настоящее время, со стороны радикальных кругов в церкви раздаются голоса, что пацифизм и гуманизм это ересь. Далее я покажу как на самом деле учили первоначальные христиане.
Что синоптический Иисус выступает не как боец, а как пацифист, что он свободен от шовинизма, от властных амбиций. Он никогда не разрешает внедрять «Благую Весть» огнем и мечом. Напротив, он отвергает всякое насилие, предлагает отказ от противодействия, героизм терпения, а не самоутверждения и воздавать за зло добром.
Показать скрытый текстВ Новом Завете христиане должны брать лишь «щит веры», «шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие». И в соответствии с новозаветным запретом на убийства, в христианстве в течение первых трех столетий нигде не разрешалась военная служба.
Учителя и отцы церкви тех времен, такие как Юстин, Татиан, Афенагор, Тертуллиан Ориген, Киприан, Арнобий, Лактанц, сколь ни различны они человечески и теологически, становились ли они «еретиками», обвинены ли были в «ереси», оставались ли «правоверными», все они не уставали возвещать миру ненасилие. Они все уверяют, подобно Афенагору, что христиане «своих врагов не ненавидят, но даже любят их даже благословляют и молятся за тех, кто домогается их жизни, чтобы они «побитых не били вновь, ограбленных не судили». «Таким образом, мы ни в коем случае не должны оказывать сопротивление», - так комментирует св. Иустин Нагорную проповедь. Император не мог быть христианином, христианин никогда не мог быть императором! Тертуллиан жестко противопоставляет христианский долг и военную службу, божественную и человеческую присягу, «ратный символ Христа и ратный символ Дьявола, стан света и стан мрака». Он называет военную службу «невыносимой» и объявляет любую униформу «у нас запрещенной, так как она есть знак неразрешенной профессии». «Как можно вести войну, более того, быть в мире воплощением солдата без меча, что Господь отнял?» Именно он «разоружил Петра и тем самым отнял меч у каждого солдата». Климент Александрийский доходит до отклонения военной музыки. Отвергали теологи также любую необходимую оборону и смертную казнь, в то время как Ветхий Завет требовал ее даже за прелюбодеяние и проч..
Даже охотники, по церковному определению римского епископа и св. Ипполита, должны отказаться от охоты или перейти в другую веру Запрет убийства считался для христиан именно безусловным «Солдату, который исполняет свою службу при наместнике, скажи, чтобы он не совершал никаких казней», - учит Ипполит в своем «Апостольском размышлении» «Кто силой меча или насилием держит город, кто властвует, того отставь или дай ему отпор. Если солдат захочет стать кандидатом на крещение или верующим, то дай ему отпор, потому что он презрел Бога».
Итак, последовательно они были против убийства человека, все равно по какой причине и по какому праву на поле битвы, при самозащите, в цирке или решением суда. Нельзя одновременно подряжаться Богу и человеку, развивает мысль Тертуллиан, «нельзя служить обоим, Богу и императору».
Афенагор сообщает, что христиане «никогда не решались смотреть на судебную казнь». По их убеждению не было «никакого большого различия наблюдать за казнью или самому ее приводить в исполнение, поэтому мы запрещаем зрелище таких сцен. Итак, можем ли мы, кто даже не смотрит, чтобы вас не запятнало убийство или преступление, кого-нибудь убить?». Это относилось, как сказано, к любому случаю. Тем более, когда убивали массами, проливали кровь множества людей. Поэтому ранняя церковь осуждала войну, считала «любовь и убийство несоединимыми». То абсурдное различение послеконстантиновского клира, который после перерождения в государственную и военную церковь, хотя впредь и осуждает убийство в малых масштабах, вдруг славит тысячекратно большее на полях сражения, старая церковь не знала.
Так, члены праобщины в 66-67 гг., незадолго до осады Иерусалима римлянами (стр. 96 и след.), в полном составе переселились в восточноиорданские земли, в городок Пелла (где сегодня стоят руины Ширбет Фахила), так как они, подчеркивает теолог Эрхард, «не хотели браться за меч». Поэтому и во время иудейского восстания Бар Кохбы, как сообщает св. Иустин, «только христиан обрекали на ужасные муки, если они не отрекались от Иисуса Христа и не богохульствовали». Это означает, - если они не отступали от своей веры и не воевали с римлянами. С другой стороны, римляне тоже не медлили убивать христианских солдат-отказников «Я не могу быть солдатом, я не могу совершать злодеяния, я - христианин» (non possum militare, поп possum malefacere - Christianus sum). Так в Африке солдатский сын Максимилиан сопротивляется вступлению в армию «Я оказываю воинскую услугу не миру, а своему Богу» Проконсул повелел казнить его.
Скрыть текст «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27)