Погода: 6 °C
03.052...7пасмурно, небольшие дожди
04.052...11облачно, без осадков
НГС.Форум /Основные форумы / Новосибирск: За и Против /

В 2023—2024 наша губерния отюбилеет вот такую дату:

  • 26 марта 2024 – 130 лет со дня рождения Редлих Веры Павловны (1894, с. Николаевка Харьковской губ. – 21.02.1992, г. Минск), советской театральной актрисы, режиссёра и театрального деятеля, народной артистки РСФСР.

    В 1914–1918 гг. училась в частной драматического искусства (Москва), вскоре преобразованной во Вторую студию Московского Художественного театра.

    Была актрисой Ярославского, Владивостокского театров, играла в театрах

    - Костромы,
    - Иваново-Вознесенска,
    - Томска,
    - Читы и
    - Харбина.

    С 1932 г. работала в Новосибирском театре «Красный факел»,
    - сначала режиссёром,
    - с 1943 по 1946 гг. была главным режиссёром, а
    - в 1946–1960 гг. – художественным руководителем театра.

    С 1936 г. была преподавателем, затем возглавляла Новосибирское театральное училище.

    Участвовала в формировании областного драматического театра Новосибирска (теперь театр «Старый дом»), ставила спектакли в ТЮЗе (ныне «Глобус»).

    В 1961–1963 гг. работала режиссёром и художественным руководителем Минского русского театра им. Горького. С 1960 г. преподавала также в Белорусском театральном институте.

    Благодаря Вере Павловне театр «Красный факел» получил широкую известность в стране и за рубежом как «сибирский МХАТ».

    Поставила в «Красном факеле» как режиссёр следующие спектакли:

    - «Много шума из ничего» У. Шекспира (1938),
    - «Анна Каренина» по Л. Толстому (1938),
    - «Обрыв» по роману И. Гончарова (1938),
    - «Машенька» А. Афиногенова (1941),
    - «Сталинградцы» Ю. Чепурина (1944; совместно с Н. Ф. Михайловым),
    - «Зыковы» М. Горького (1944),
    - «Обыкновенный человек» Л. Леонова (1947),
    - «Последние» М. Горького (1948),
    - «Двадцатилетие» Е. Рогозинской (1949),
    - «Гамлет» У. Шекспира (1952),
    - «Чайка» А. Чехова (1952),
    - «Кряжевы» В. Лаврентьева (1953),
    - «Светлая» В. Лаврентьева (1954),
    - «Персональное дело» А. Штейна (1955),
    - «Кремлёвские куранты» Н. Погодина (1956),
    - «Село Степанчиково» по Ф. Достоевскому (1956)
    - и др.
    (Авторский текст И. В. Самарина)

    ©Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области,2024 год_Гос.архив НСО, НГОНБ_состав. О.В.Выдрина и др._Новосибирск_НГОНБ_2023_188с.pdf

  • 1 апреля 2024 – 80 лет с момента открытия балетной студии при Новосибирском оперном
    театре.


    Руководил студией солист балета Дмитрий Кирсанов.

    Принимали для обучения далеко не всех желающих, коих было значительно больше необходимого.
    Но это были уже взрослые люди, пришедшие с производства, студенты, учащиеся ПТУ.
    Театр развивался, расширялся и усложнялся репертуар.
    Все понимали, что в городе необходимо открывать хореографическое училище.
    После весьма успешной поездки в Китай, где после спектакля к артистам на сцену пришёл руководитель государства Мао Цзедун, процесс открытия училища значительно ускорился.

    В это время в театре работала ученица легендарной Агриппины Вагановой – Алиса Никифорова.

    И вот её и Сергея Иванова, танцовщика, педагога, репетитора, заместитель начальника областного управления культуры и по совместительству директор училища Эмилия Шумилова в то время и пригласила вместе с ней организовывать новое учебное заведение.

    Здание школы-интерната по улице Романова, 33 было первым зданием, переданным под нужды училища.

    Комнаты были приспособлены под балетные залы, в больших спальнях жили по 15-20 учащихся разных возрастов.

    Нередко основным доводом для поступления в училище был бытовой вопрос.

    Родители с небольшим достатком пристраивали детей в училище, где они вовремя ели, спали в нормальных условиях и были изолированы от улицы.

    Ведь еще недавно закончилась война, и страна жила бедно.

    Сами дети не всегда понимали, чем будут заниматься в будущем.

    Не то петь, не то танцевать.

    Тем не менее именно из их числа сформировался собственный костяк балетной труппы:

    - Анатолий Бердышев,
    - Александр Балабанов,
    - Владимир Рябов,
    - Николай Жеребчиков,
    - Иван Диденко,
    - Любовь Гершунова,
    - Лариса Матюхина-Василевская,
    - Людмила Кондрашова,

    очень скоро поддержали приехавших в Новосибирск выпускников Московского и Ленинградского хореографических училищ.

    Из более двух тысяч претендентов принимали в училище не более тридцати.

    В шестидесятые годы балетную труппу возглавил Петр Гусев, при котором свой дар постановщиков раскрыли

    - Олег Виноградов и
    - Никита Долгушин,

    приезжали молодые и перспективные хореографы, среди которых

    - Юрий Григорович,
    - Наталья Касаткина и
    - Владимир Василев.

    Об этом много написано.

    Балет «Корсар» с тех пор регулярно появлялся в репертуаре театра.

    Вот и несколько лет назад его с большим успехом возобновили и сейчас он регулярно украшает афишу театра.

    ©Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области,2024 год_Гос.архив НСО, НГОНБ_состав. О.В.Выдрина и др._Новосибирск_НГОНБ_2023_188с.pdf

    Кирсанов Дмитрий Константинович – артист балета.

    Дмитрий Кирсанов окончил Петроградское хореографическое училище в 1921 году и сразу же был принят в труппу ГАТОБа (так тогда назывался Мариинский театр).

    Его фамилию больше прославила балерина Тамара Кирсанова – Дмитрий Константинович был ее первым мужем.

    Первый год блокады Дмитрий Кирсанов провел в Ленинграде, тогда же, летом 1942-го, выступил в Большом зале в двух балетных вечерах.

    В апреле 1944 года Кирсанов стал первым руководителем Новосибирской балетной студии, объявившей набор в связи с предстоящим открытием нового Театра оперы и балета.

    Вскоре на посту руководителя его сменил опытный мастер Михаил Федорович Моисеев, а Кирсанов остался в студии преподавать.

  • 10 апреля 1918 года - начало работы в Новониколаевске первой радиостанции.

    О первой радиостанции в Новониколаевске

    В феврале 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял решение установить по всей республике 300 приёмных радиостанций.
    Первая очередь включала 90 пунктов, в число которых вошёл и Новониколаевск (ныне Новосибирск).
    Отправиться в далёкую Сибирь изъявили желание

    - Паланов Александр Михайлович, морской радиотелеграфист, уже живший в Сибири в 1907–1911 годах, и
    - «тов[арищ] Фицев».
    Получив всё необходимое оборудование и соответствующие документы от заведующего радиоотделом Наркомата почт и телеграфов (Наркомпочтель) Владимира Куйбышева в середине марта 1918 года они выехали на поезде из Москвы.

    27 марта 1918 Паланов и Фицев прибыли в Новониколаевск. По приезде на место нужно было найти подходящее для радиостанции помещение.

    Паланов и Фицев обратились в Новониколаевский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

    Им вызвался помочь заместитель председателя Совета, известный новониколаевский большевик А.И. Петухов.

    Из беседы с Петуховым стало понятно, что телеграфная связь в городе работала плохо и приёмная радиостанция была жизненно необходима.
    А.И. Петухов дал поручение заведующему общим отделом Ф.П. Серебрянникову оказывать представителям Наркомпочтеля любую помощь без промедления.

    Паланов и Фицев за несколько дней обошли весь Новониколаевск и выбрали место для установки радиостанции – здание городской гостиницы в центре города, на углу Николаевского проспекта (ныне Красный проспект) и улицы Тобизеновской (ул. Горького).
    В качестве антенны предполагалось использовать трубу локомобиля, который служил двигателем для городской электростанции на Ярмарочной площади напротив гостиницы.
    Распоряжением Новониколаевского Совета депутатов связистам были переданы номера 1-й и 2-й на втором этаже гостиницы.
    В 1-м разместилась приёмная радиостанция, 2-й специалисты использовали для проживания.
    Провод антенны протянули к трубе через окно второго этажа на 200 метров вдоль проспекта.

    После установки радиостанции выяснилось, что сигнал из Москвы не ловится, так как передающая станция в Москве работала на длине волны 7 800 метров. В свою очередь приёмник в Новониколаевске был так называемого «кавалерийского» типа и имел диапазон длины радиоволны только до 3 000 метров.

    Требовалось где-то раздобыть удлинительную катушку проволоки (катушка самоиндукций, в то время – большой дефицит).
    Нужная проволока обнаружилась в кладовой Совета депутатов, где хранились отобранные у новониколаевских спекулянтов товары и оборудование.

    Добавочную катушку установили, и 10 апреля 1918 года на детекторный приёмник была принята радиопередача из Москвы.

    В апреле же штат радиостанции пополнил «тов[арищ] Радкевич».

    Главным образом, из Москвы передавались сообщения Российского телеграфного агентства (РОСТА) с новостями из жизни молодой Советской республики, декреты Совнаркома, сведения о положении на фронтах и т. д.
    Также принимались радиосообщения из Средней Азии, из городов Ташкент и Кушка.
    Однажды в конце апреля 1918 года А.М. Паланов услышал разговор В.И. Ленина с радиостанции на Ходынском поле с тов. Кобозевым из Ташкента о подавлении восстания басмачества.

    После восстания чешского контингента в мае 1918 года и перехода власти в Сибири к Временному Всероссийскому правительству новониколаевская радиостанция перешла в военное ведомство. Паланов и Фицев уволились и переехали в Барнаул, Радкевич же остался из-за проблем со здоровьем.

    Во время правления Колчака он использовал своё служебное положение и, зная, благодаря радиосводкам, о положении на фронтах и в тылу колчаковских войск, сообщал ценные сведения командиру партизанского корпуса Игнатию Громову.

    Судьба А.М. Паланова ещё долгие годы была связана с радио.

    В 1919 г. он работал на приёмной радиостанции в г. Омске, в 1920–1923 годах трудился в должности заврадио в г. Камне Алтайской губернии, в 1925–1930 был работником радиостанции в г. Белозёрске Ленинградской области. С 1930 по 1950-е годы работал в НИИ № 33 г. Ленинграда.

    Ну а первая новониколаевская приёмная радиостанция прослужила городу до 1926 года, когда в Доме Ленина начала вещание более мощная и современная, первая новосибирская приёмо-передающая широковещательная радиостанция.

    И.В. Самарин

    Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области 2018 год

  • 16 апреля – 60 лет со дня рождения Минх Ирины Эдвиновны (1964, г. Черепаново), баскетболистки, чемпионки Олимпийских игр (1992), заслуженного мастера спорта СССР (1991).

    Из семьи депортированных в Сибирь немцев.

    Окончила Новосибирский электротехнический институт (ныне – Новосибирский государственный технический университет, НГТУ), Новосибирский государственный педагогический институт (ныне – Новосибирский государственный педагогический университет, НГПУ).

    Выступала в 1982–1992 гг. за баскетбольный клуб «Динамо» (Новосибирск). В 1985–1992 гг. входила в сборную команду СССР/России.

    Бронзовый призёр XXIV летних Олимпийских игр 1988 г. в Сеуле (Республика Корея).
    Чемпионка XXV летних Олимпийских игр 1992 г. в Барселоне (Испания).
    Серебряный призёр чемпионата мира (1986),
    чемпионка Европы (1987, 1991),
    чемпионка всемирной Универсиады (1985),
    чемпионка СССР (1986–1988),
    серебряный призёр чемпионата СССР (1985),
    бронзовый призёр чемпионата СССР (1981–1983),
    обладатель Кубка Ронкетти (1986),
    двукратный серебряный призёр Кубка Европейских чемпионов (1987, 1988).
    В 1992 г. уехала в Израиль, играла за клуб «Хапоэль» (Кишон).
    С 1994 г. Играла в клубе «Бохум» (Германия).
    В 1990-х гг. играла сезон в Австрии.
    Европейскую карьеру завершила в команде «Рентроп» (Бонн, Германия).
    В 2004 г. играла за клуб «Динамо-Энергия» (Новосибирск).
    В 2004–2005 гг. – главный тренер команды.
    В сезоне 2005–2006 – старший тренер «Динамо-Энергии-2»,
    в сезоне 2006–2007 – тренер-селекционер клуба.
    В 2007 г. – генеральный менеджер «Динамо-Энергия».
    С сентября 2015 г. – президент баскетбольного клуба «Динамо» (Новосибирск).
    С октября 2018 г. – советник мэра г. Новосибирска по спорту.
    В 2007 г. Ирина Минх учредила турнир юношеских команд Новосибирской области в Черепанове.

    Награждена медалью «За трудовую доблесть».

    ©Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области,2024 год_Гос.архив НСО, НГОНБ_состав. О.В.Выдрина и др._Новосибирск_НГОНБ_2023_188с.pdf

  • 24 апреля 1974 – 50 лет назад первых пассажиров принял новый Речной вокзал на одноимённой пристани Новосибирска.

    Изначально здесь находился причал для парусных судов.

    Прекрасный береговой рельеф этого места послужил основанием для строительства спусковых лестниц и пирса.

    В 1950-х гг. при строительстве Коммунального (Октябрьского) моста, были спроектированы и

    - набережная (ныне – Михайловская), и
    - речной вокзал.

    Здание Речного вокзала, внешне напоминавшее красивый лайнер, было принято в эксплуатацию в 1974 г.

    Вертикальная башня разделяла всё здание на три части:

    - служебные помещения,
    - залы ожидания и
    - уютное кафе,

    украшенное панно «Флора и фауна Сибири» художника В.П.Сокола, выполненное в технике «сграффито».

    Фасад здания выглядел как большой витраж, который придавал всей конструкции лёгкость и изящество.

    В 1991 г. рядом с Речным вокзалом была построена 12-этажная гостиница «Обь» (с 2007 г. именуется «River Park»).

    7 марта 2003 г. в помещениях Речного вокзала случился пожар, во время которого сгорело 2/3 здания.

    ©Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области,2024 год_Гос.архив НСО, НГОНБ_состав. О.В.Выдрина и др._Новосибирск_НГОНБ_2023_188с.pdf

    Проектирование набережной началось в 1955 году архитекторами Окуневой Р.М. и Скоробогатько А.Г.

    Строительство велось до 1964 года.

    Был построен речной фасад набережной от устья реки Каменки до Октябрьского моста.

    В течение шестидесятых годов по проекту А.А. Воловика, Ю.А.Захарова и М.М. Пирогова, победителей городского конкурса, сооружался речной вокзал, местоположение которого было определено в створе улицы Добролюбова.

    Органически вписывающееся в ландшафт, легкое по массам сооружение – здание речного вокзала со своей четкостью горизонталей вместе со зданием гостиницы "Обь" в качестве композиционного центра, играет большую роль, как доминанта на огромных просторах набережной.

    Горизонтальность линий речного вокзала удачно «перебивает» вертикальный объем башни рубки служебных помещений, четко разделяя здание в функциональном отношении на общие залы ожидания, служебные помещения и на помещения кафе.

    Фасад, выходящий на Обь, представляет собой стеклянный витраж, придающий легкость архитектуре здания, а фасад, обращенный в сторону улицы Большевистской, решен в более пластичных и массивных архитектурных формах, что было закономерно и эстетически оправдано.

    Интерьеры речного вокзала украшали монументальные работы художника Сокола В. П. В кафе расположено панно «Флора и Фауна Сибири», выполненное в технике «сграффито».
    Строительство здания речного вокзала затянулось, и он был принят в эксплуатацию только в апреле 1974 года.источник

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: