11 декабря 1922 г., в понедельник (день, как известно, тяжёлый) "Советская Сибирь" отдыхала.
В качестве бонуса статья того же года, которая дополняет дискуссию двух великих электриков нашего города
Михаил Александровича Шиши и
Фёдора Скурского
Советская Сибирь, № 272 Пятница 1 Декабря 1922 г.
Электрификация и благоустройство городов
(По поводу статьи «К электрификации Сибири)*)
В настоящее время об электрификации говорят все, кому не лень, и и поэтому самоё понятие «электрофикация» трактуется весьма широко и произвольно. Так при установке небольшой электростанции для освещения деревни говорят об электрификации деревни, при установке необходимого количества ламп для освещения какого либо завода, говорят об электрификации завода, тогда как в первом, так и во втором случае мы имеем лишь частный случай электрификации, именно установку освещения, и здесь правильнее сказать, что там-то установлено электроосвещение и не больше.
Видимо, до некоторой степени, так же подошёл к вопросу об электрификации города Н.-Николаевска гр. Скурский, поскольку об его плане можно судить по газетной статье. (См. «Сов. Сибирь» № 268) ,
Мы полагаем, что под электрификацией какого-либо предприятия, города и прочее, нужно понимать полную замену механических двигателей электрическими, тем более, что за исключением только некоторых случаев, электро-мотор имеет преимущество перед всякого рода двигателями, благодаря легкости ухода за ними, относительной дешевизны его, незначительности занимаемого места и прочими качествами.
ИСЧИСЛЕНИЕ РАСХОДА ЭНЕРГИИ НЕПРАВИЛЬНО.
Если мы с такой точки зрения подойдем к электрификации города Н.-Николаевска, то совершенно является непонятным исчисления расхода энергии и, отсюда определение мощности электрической станции для города по плану гр. Скурского.
Количество энергии 1.915.000 киловатт, исчисленной им для моторной нагрузки, крайне незначительно. Оно может быть поглощено при электрификации, таким сравнительно небольшим предприятием, как, например, мельница № 2 или № 3. (В первой, паровая машина 250 лош. сил и во второй два локомобиля: один в 285 а другой 75 лош. сил).
Вопросом электрификации г. Н.-Николаевска нам пришлось заняться в 1919 году. Тогда почти все предприятия города работали. (Не было мельницы № 5). В то время мощность всех силовых установок города и ближайшего района, радиусом не более 10 вёрст, оценивалась в 3—3,5 тысячи лошадиных сил и тогда первичная мощность электростанции определялась нами в 5.000 киловатт, при выработке энергии в год не менее 10—12 миллионов КW часов в первый год эксплоатац. станции. Ещё в 1917 году бывшая городская управа заинтересовалась предложением г. Ростова н/Д купить у него электростанцию в 5.000 лошадиных сил. однако последующие события поставили крест над этим вопросом.
По сколько идет речь об электрификации, необходимо иметь ввиду, что наличие свободной энергии всегда является толчком к развитию существующих предприятий и возникновению новых.
Правда, в настоящее время некоторые предприятия стоят, а иные работают с неполной нагрузкой.
Так как предполагаемая к постройке станция начнет функционировать не сейчас, а в самом лучшем случае через 3—4 года, то к этому времени надо полагать только существуют...
назреет ....
Станция, рассчитанная по плану гр. Скурского, чрезвычайно мала и установка трех трубогенераторов по 500 киловатт нерациональна, тем более, что более мощный трубогенератор расходует меньше пара на киловатт. Так, трубогенератор в 3000 киловатт расходует при полной нагрузке 6 килограмм пара на киловатт, в то время как 500 киловаттный—7,5 килограмм, между тем, как при нагрузке 50% мощности трубогенератора увеличение расхода пара не превосходит 7—14% и при 20% нагрузке— 20—25%. По пуске станции, изучив её режим, всегда можно если будет выгодно установить дополнительно агригат, соответствующий наименьшей нагрузке станции.
МОТОРНАЯ НАГРУЗКА — ОСНОВА ДОХОДНОСТИ.
Во втором тезисе гр. Скурский говорит, что необходимо обратить внимание на развитие моторной нагрузки. В дальнейшем, при исчислении доходов, большая часть поступлений у него предвидится от электрического освещения, правда, видимо, в первое, время. Мы-же полагаем, что основой доходности является, главным образом, моторная нагрузка. Здесь можно провести полную аналогию с водным и железнодорожным транспортом, как тот, так и другой зарабатывают только на товарном движении, пассажирская же нагрузка в лучшем случае бесприбыльна.
Электрическое освещение, как предмет первой необходимости, прибыли может не приносить, но за его счет главная доходность электростанция должна быть исключительно от моторной нагрузки.
Мы мыслим электрическую станцию, при понятии электрификации как фабрику, вырабатывающую продукт—электрическую энергию, для которой городские абоненты—жители, учреждения и проч. являются совершенно неинтересными. Городская электрическая станция нами понимается...в этом случае является предприятием в высшей степени доходным.
Стоимость энергии и ее продажная цена будет зависеть, конечно, от количества выработки. Для крупного потребителя, свыше 1.000.000 кил. часов в год, она может выражаться в 3—4 копейках киловатт-час по ценам мирного времени и даже ниже.
Рамки газетной статьи не позволяют нам остановиться более подробно на цифровом материале.
Выгоды для государства несомненны, экономия угля будет значительна, но, конечно, не в таком масштабе, как это можно предположить по плану гр. Скурского. В этом случав он проявил некоторую тенденциозность. Подсчет безусловно неправильный, не учтены потери и проч.
Электрификация, кроме того даст толчек к развитию государственной электро-промышленности.
КОММУНОТДЕЛ ИЛИ КОНЦЕССИИ.
Мы также не можем согласиться с тезисом 4 гр. Скурского, где он говорит. «В деле устройства электрических станций необходимо встать на путь собственной инициативы, пробуждая в этом направлении деятельность коммунальных отделов Практиковавшийся же раньше концессионный способ должен стать на второе место», между тем полное обнищание страны, отсутствие у государства средств заставляют в деле благоустройства городов создавать акционерные общества с участием иностранного капитала. Правом сдачи концессий на предприятия городского благоустройства должен пользоваться исключительно коммунальный отдел, к которому переходят, по истечении концессионного срока, в полную собственность сданные предприятия.
Чтобы привлечь крупный капитал, в том числе иностранный, в деле электрификации и, в частности, в деле благоустройства городов, его необходимо заинтересовать в получении концессий на доходные предприятия, каковыми в настоящее вре-
мя могут быть мощные электростанции,
трамваи, водопровод, канализация, бани и прочее, между которыми существует тесная связь и которые легко поддаются комбинированию.
НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОРОДОВ
Конечно, электрификация и благоустройство одного города Н.-Николаевска является особенно интересным для крупного капитала, в этом деле должны объединиться, если не все сибирские города, то наиболее крупные.
Улучшение благоустройства городов поднятие их финансовой мощи нельзя ставить в зависимость от случайностей, а необходима координированная работа по выполнении намеченного плана. В этом случае нужно стремиться по возможности к однотипности всех установок, что безусловно удешевит стоимость сооружение и их ремонт и прочее.
Мы глубоко убеждены, что одиночное выступление городов в вопросах электрического устройства обречено на полную неудачу и только союз городов, как мощная организация, облегчит осуществить назревшую потребность.
Как предварительная работа должно быть выяснение городами их нужд и составление для каждого города плана работ и определение степени выгодности того или иного предприятия. Затем создание плана может быть выработано и быть созданным союзом городов.
При осуществлении электрификации и благоустройства городов явится возможность использовать имеющиеся мощности силовые установки, путем поставки их в другие районы.
Только осуществление и продвижение в жизнь намеченных нами положений даст гарантию в действительном осуществлении электрификации и благоустройства городов, в противном случае, в бесплодных рассуждений, вопрос останется на мертвой точке.
М. Шиша