Ничто не меняется в нашем Королевстве Кривых Зеркал . По прежнему подданные Королевства – не более чем виртуальные отражения для отчетности и статистики для вельможных правителей в кривых зеркалах эффективности многочисленных социальных Программ и здравоохранения в частности.
Я давно хотела побеседовать с Министром здравоохранения НСО госпожой Кравченко О.В. Как гласит Королевский этикет Такие беседы о обращения подданных Королевства вполне возможны по пятницам С двух часов дня да четырех – этого же дня. Как гласит тот же этикет под витиеватым названием «Административный регламент исполнительных органов государственной власти Новосибирской области исполнения государственной функции» подданные Королевства могут потратить до 40 минут драгоценного времени вельможи. Но несмотря на видимую для меня и обычных подданных простоту этикета кривизна его исполнения сильно затруднила выполнение моей миссии.
1.Ожидание своей очереди сильно напомнило мне традиции посещения ординарной поликлиники по месту жительства – те же бесконечные ожидания записи и продвижения очереди , нежелание администраторов соблюдать ими же установленные правила , хамство пажей и отсутствие информации . Причем при наличии разлекламированной в социуме интернет приемной – можно определенно сказать , что она носит строго декоративный характер – запись через интернет не влияет на сроки встречи и не дает информации о продвижении очереди. А рассерженные отклики пациентов – просто удаляются из контента – дабы не портить кривозеркальное отражение деятельности министерства . Я прождала три недели и пробилась на встречу только благодаря личной настойчивости и стальным нервам , разочаровавшись в интернет технологиях и пользуясь телефоном приемной и изнурительными спорами с секретариатом.
Дозвониться с первого раза было нельзя: телефонную трубку не брали. Как только я дозвонилась, то специалист, взявший телефонную трубку, при моем заявлении о желании попасть сегодня на личный прием к министру здравоохранения НСО, задала мне вопрос «Кто я?». Если честно, этот вопрос меня напрягает, если не сказать, раздражает, особенно, когда звонишь в государственные структуры, как частное лицо. По-моему, правила обработки вызовов в структурах подобного уровня прописаны и закреплены и должны быть используемы каждым сотрудником. Мне на вопрос, «Кто я» всегда хочется ответить, и я отвечаю, что я человек, женщина, подданая Королевства и общественный деятель. Вообще-то, чтобы не вызывать подобную реакцию у звонящего и обращающего к вам, необходимо подобный вопрос заменить на «представьтесь, пожалуйста» или «как я могу к Вам обращаться».
В итоге, специалист уведомила, что сегодня, хоть и пятница, попасть к министру невозможно, прежде надо записаться, а потом мне перезвонят и сообщать, когда у меня будет личный прием у министра. Уточнила, у меня тему встречи. Я обозначила ее как «отчет министра Кравченко О.В. о проделанной работе за период ее пребывания на должности и о планах, которые она собирается реализовать в области здравоохранения Новосибирской области». Специалист долго не могла понять чего же я хочу, в итоге она сама обозначила тему встречи «о здравоохранении». Я согласилась и стала ждать и готовиться к встрече.
Подготовка состояла в изучении материалов, выложенных на сайте министерства здравоохранения НСО: различных отчетов, программ действия, а также законодательных и нормативных актов, в том числе и «Административного регламента исполнительных органов государственной власти Новосибирской области исполнения государственной функции рассмотрения обращений граждан», который с сайта министерства невозможно открыть и прочитать. При открытии запрашивается логин и пароль, по секрету скажу, что в министерстве здравоохранения НСО, когда сотрудники пытаются открыть данный документ, происходит то же самое, более того специалисты высказывают при этом недоумение, кому же хватило ума выложить на сайт данный документ закрытый для ознакомления. Вот, так вот.
И главное. По приходу в министерство здравоохранения Новосибирской области этот же специалист меня уведомляет о том, что министр меня не примет, примет меня заместитель министра госпожа Нестерова Татьяна Ивановна.
Я не привыкла отступать – нет министра – буду говорить с его заместителем . Теперь надо основательно подготовиться к встрече и беседе.
Помимо изучения материалов, я обратилась к различным специалистам медицинского профиля, выяснила трудности, с которыми они сталкиваются. Могу отметить, что их, конечно же, задевают низкая зарплата, которая снизилась еще сильнее, несмотря на обещания и заявления о ее повышении, большой объем работы, который выражается, прежде всего, в предоставлении медицинских услуг от 40 до 60 пациентам за рабочую смену. Когда я посчитала, сколько же реально, отводится на 1 пациента, то это не более 7 минут. Формально, со слов зам.министра, это должно составлять 20 минут, а вот поликлиники, как и электронная регистратура, выписывают талоны на приемы через каждые 10 минут. Откуда такой разброс и почему никто не несет за это ответственность? У зам.министра Новосибирской области не удалось это выяснить. Что мне еще удалось узнать по работе медицинских специалистов – это наличие страха, оказывается, если высунешься со своими претензиями, тебя тут же начинают гнобить, вплоть до увольнения и лишения диплома о медицинском образовании. И с кем бы я не разговорила, наличие 100%-го страха – никто не обсуждает свои недовольства при коллеге, часто слышишь комментарии: А что есть такие, которые не бояться выговаривать свои претензии и выступать против начальства? Прямо, 30 гг. с репрессиями.
Так я, изучая, прождала своего приема неделю до следующей пятницы. В четверг позвонила в министерство сама, и услышала, что приема не будет, потому что много нас таких. Я не отстаю, говорю, сообщите мне дату приема, когда моя очередь настанет. Кстати, обратите внимание, что схема работы министерства здравоохранения и тех же поликлиник одна и та же – будет, но вот когда никто не знает, и если пациент меньше знает, то крепче спить медицинский работник или министр. Жду следующую пятницу. Уже знаю из Административного регламента исполнительных органов государственной власти Новосибирской области исполнения государственной функции рассмотрения обращений граждан, что меня должны уведомить не менее, чем за 5 дней. Я терпеливо жду уведомления со стороны министерства. Пятница… не выдерживаю, звоню сама, потому что уже решила записать на видео нашу беседу с министром, но для этого привлекаю стороннего человека. Специалист, взявший телефонную трубку, сообщает, что приходите. При этом я обращаю внимание на то, что необходимо меня было предупредить за 5 дней. На что мной был получен ответ: Давайте сейчас за 5 дней предупреждаю, а вы приходите в следующую пятницу. Крутое у нас министерство здравоохранения Новосибирской области, а специалист точно работала в регистратуре поликлиники.
2.На приме у замминистра госпожи Нестеровой Т.И. я не увидела в собеседнице управленца высшего звена. Собеседник не мог поговорить о действующих реализуемых программах в области здравоохранения, привести отчетные показатели в цифрах, не понимал или не хотел понять, что это надо сделать и что этого ждут от него.
Наша встреча началась с того, что госпожа Нестерова Т.И. сразу спросила, что у меня за проблема. Я ей напомнила тему нашей встречи. Она не могла долго на нее согласиться, говоря, что прописана она иначе. Ей не нравился мой тон и манера разговаривать, хотя я не кричала и не материлась, просто разговаривала в строго деловой манере.
Зам.министра здравоохранения НСО Нестерова Т.И. готова была решить все мои проблемы, но признать существование проблем в здравоохранении, например, невыплату заработных плат сотрудникам медицинских учреждений в заявленных размерах, отказывалась.
Чтобы обозначить данную проблему, помочь выявить ее министерству здравоохранения НСО, я предложила создать комиссию, членами которой стали бы несколько сторон, а именно, представители министерства здравоохранения НСО, представители общественных организаций и представители СМИ. Задача данной комиссии заключалась посетить медицинские учреждения с проверкой на соответствие выплат заявленным в размерах заработных плат, правомерности заключенных с сотрудниками медицинских учреждений трудовых договоров, выявление понимания сотрудниками норм трудового договора и законодательства, в том числе у профсоюзных работников.
Отказ. Несогласие рассмотреть, обдумать мое предложение.
Должна напомнить , что госпожа Нестерова Т.И. на основании Административного регламента исполнительных органов государственной власти Новосибирской области исполнения государственной функции рассмотрения обращений граждан обязана зафиксировать мои предложения в специальной бланке, который должен был заполняться ей в процессе приема.
Я обозначила еще ряд волнующих меня проблем.
Проблема: автоматизация в передачи данных о больном из одного медицинского учреждения в другое, т.е. создание единого информационного пространства, откуда эти данные специалистам можно получать для нашего с вами своевременного лечения. Я пришла, чтобы показать, как я вижу решение данного вопроса. Я специально разговаривала об этом с техническими специалистами. Решений много, здесь даже не надо придумывать, все за нас придумано давно. Надо просто взять и адаптировать к нашей действительности. Не надо даже покупать дорогостоящее оборудование и программное обеспечение. Вот я и хотела выяснить, в каком состоянии решение данного вопроса. Услышала, что это нужно, что делается, а вот когда будет сделано и какая помощь требуется для решения данного вопроса от зам.министра не услышала.
Проблема: выдача талонов на прием к врачу строго в соответствии с временными нормами, которые будут соответствовать действительному времени, затрачиваемому врачом на прием 1 пациента. Нестерова Т.И. долго удивлялась, почему создается такая ситуация, когда приходишь на прием к врачу на обозначенное время, а сидишь целый час, если не больше, чтобы попасть на прием, объясняла мне, что по документам на прием 1 пациента отводиться 20 минут, а как она собирается решить данный вопрос, я так и не услышала.
Проблема: выделение и распределение квот. Госпожа Нестерова Т.И. готова была выделить эту квоту сразу же. Чтобы получить квоту, ходите на прием к министру здравоохранения по пятницам. Для решения этого вопроса она начала обзванивать мою поликлинику. На что я ей сказала, что решу вопрос о получении квоты я сама. От нее требуется обеспечить прозрачность и открытость системы распределения квот для пациента. Правда же, мы просто не знаем не только когда получим эту квоту, но и какие мы в очереди, а знаете почему? Потому что, возникают всегда внеочередники на получение квот, которые всегда нас будут двигать, а мы сердиться. Конечно, среди этих внеочередников могут быть действительно те, кому это срочно надо, но могут быть и те, которые могут подождать, но по какой-то причине не хотят этого делать. В итоге, я получила эту квоту, потратив целую кучу своих сил, нервов и голосовых связок. Был такой даже инцидент в моей поликлинике, когда я получала квоту. Я сказала, что мне так неудобно жить (это я про непрозрачность системы распределения квот), а мне специалист поликлиники ответила «не живите». Но пока мне очень хочется жить , даже в Королевстве кривых зеркал – я здесь родилась.
ИТОГ. На приеме у Нестеровой Татьяны Ивановны , к сожалению, я не получила ответов на волнующие меня вопросы. Отражения реального положения дел в здравоохранении НСО у нас оказались совершенно разными… Может в зеркале кабинета заместителя министра здравоохранения все выглядит иначе чем в глазах пациентов НСО.
Я сделала вывод, что зам.министра Нестеровой Т.И., наверное, надо лечить нас подданных или хотя бы встречаться с ними почаще и не в своих апартаментах – а в нищенствующих поликлиниках и больницах Королевства, правда не знаю, как хорошо она раньше лечила, а вот управленец из нее никудышный, как и система здравоохранения в целом. Простите, Татьяна Ивановна, но повышайте ваш профессиональный уровень, как управленец . И пусть в Вашем доме появится хоть одно не кривое зеркало . До свидания.
А я вот пошла работать волонтером в Новосибирское областное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» в надежде повлиять на наше здравоохранение в лучшую сторону.
Ольга Булышова . Новосибирск