О чем речь? Да о нашем новосибирском метростроении в общем, и о пресловутой 13-ой (вот и не верь в нумерологию) станции в частности. Мы долго ждали от властей Новосибирска и области, контролирующих и правоохранительных ведомств, хоть какой-то реакции. Мы пытались добиться ее пикетами – безрезультатно, уважаемые «облеченные властью» занимают в этом вопросе все поголовно страусиную позицию, надеясь отмолчаться и остаться в стороне. Более того, некоторые из них склонны всячески поддерживать виднейшего метростроителя нашей с вами современности – Хвана Николая Бенхировича, того самого, что с почетом ушел в отставку в декабре прошлого года, оставив нам, горожанам, закрытую Ростехнадзором, опасную для горожан станцию.
Того самого, что в марте переизбран на новый срок от партии «ЕР» и сиживает в Законодательном нашем собрании, не бегая от правоохранителей, в отличие от некоторых своих нечистоплотных коллег по цеху. Того самого, что при попустительстве, а может, и при непосредственном участии отдельных руководителей, превратил транспортный проект федерального уровня в кормушку для себя и близких родственников.
Мы расскажем вам обо всем, поскольку молчать дальше, покрывая все это, нельзя, потому что «вор должен сидеть в тюрьме», как говаривал Жеглов. Мы будем давать только факты, их оценка – за вами.
Итак, с чего все начиналось? В 2003 году Хван Н.Б. был призван своим другом, первым вице-мэром Новосибирска Шумиловым В.Н., на многотрудный пост начальника МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» («УЗСПТС»). Опустим первые годы его пребывания на должности – он присматривался да выстраивал схемы финансирования обеспеченного будущего. В них ему очень пригодилось ЗАО «Финансово-строительная компания» («ФСК»), учрежденная единолично родной дочкой и возглавленная братиком, правда, изначально созданная не с целью метростроения, нет, так, пластиковыми окнами торговали. Это потом, в 2007 году «ФСК» вдруг оказалась единственной организацией в городе, способной вести строительство метро – после того, как в 2007 году Хван организовал генеральному подрядчику ОАО «Бамтоннельстрой» («БТС») кризис неплатежей и заставил его уйти с проходки, забрав замечательный канадский проходческий комплекс Lovat RME 232 SE серии 14700.
Вы скажете, все объективно – денежки в бюджете не было – но вот ведь парадокс - сразу после ухода «БТС» и триумфального прихода «ФСК» стоимость проходки перегонных тоннелей от станции «Золотая Нива» до станции «Березовая роща» была пересмотрена в сторону увеличения - с 236 миллионов до 367 миллионов рублей. Профессиональный Николай Бенхирович, понимая, что работать в сложных условиях придется чем попало, а именно - древним отечественным горнопроходческим комплексом КМ-43, предусмотрительно заложил в расчет затраты на применение специальных способов (водопонижение и замораживание грунта). Проектом-то изначально предусматривалось вести проходку только с применением водопонижения, без замораживания грунта. Но зато только на уникальной идее замораживания грунта Хван обосновал сверх положенного 82,3 млн.руб. – ну как не порадеть родному человечку…
Нет, вы не подумайте чего – как только «ФСК» пришла на проходку, дочь Женечка переуступила акции предприятия человеку, не настолько очевидно близкому Хвану – Косте Киму, брату начальника МУП (фамилии все-таки разные, глядишь, люди меньше болтать будут). Означенный Ким в «ФСК» еще и замом по экономике и финансам числился до последнего времени – чтобы ни копейки мимо семьи не прошло!
Но мы не об этом. Так, единолично поиграв с коэффициентами и спецспособами (исходная смета-то, в обоих случаях была одна – проектировщика ЗАО «Новосибметропроект»), Хван обосновал достаточную для многочисленных родственников цену контракта – и началось великое строительство, правда, без спецспособов. Нет, на бумаге они были и осмечены, и оплачены, только не выполнялись. Замораживания не было совсем, водопонижения – почти. Потому и щит тонул дважды, а многострадальную улицу Кошурникова копали, асфальтировали, затем снова копали, вытаскивая его, а затем и вовсе – повели проходку открытым способом (от безысходности, а не из-за уникальности решения, как было подано на информационных ресурсах).
Много чего было там, в процессе: менялись первые вице-мэры, курировавшие стройку, завышалась стоимость строительных материалов, необоснованно выплачивались денежки любимому подрядчику в счет несуществующих работ (очень похоже на хищения), применялись новаторские решения Хвана с буронабивными сваями, не прошедшие экспертизу, проводились разные аукционы, преимущественно с одним участником (об этом, если интересно, кликните http://petrova-vodkina.livejournal.com/15180.html )… И все это годами длилось в отсутствие авторского (со стороны проектной организации) и технического (со стороны Ростехнадзора) надзора – на этом Николай Бенхирович целенаправленно экономил, обоснованно полагая, что сторонние глаза и уши могут помешать этому празднику жизни.
И только когда технические нарушения стали уже слишком очевидными, когда пришлось позорно закрыть торжественно открытую станцию, поскольку ее пуск, согласно решению Октябрьского районного суда, создавал угрозу жизни и здоровью граждан, уважаемый Николай Бенхирович изволили покинуть свой пост «по собственному желанию».
Показательно, что пуском тем торжественным вроде бы прокуратура области с местным УФСБ сначала сильно заинтересовались, людей причастных вызывали, опрашивали. Пытались, видимо, понять, как, в нарушение Градостроительного кодекса и еще ряда федеральных нормативных актов, одним росчерком пера первого вице-мэра Ксензова А.Е. на приказе, подготовленным собственноручно Хваном, можно было пустить в эксплуатацию незавершенный строительством объект – но затихло все без принятия процессуальных решений, несмотря на пикеты разные и письма общественности требовательные. А на золотой станции еще три месяца устраняли плоды инженерного гения Хвана Н.Б.
Итогом его титанического труда стала рекордно высокая стоимость проходки одного погонного метра – 808 тысяч рублей. «БТС», выгнанный со стройки по причине «завышенных финансовых требований» готов был обеспечить несопоставимо более качественную проходку комплексом Lovat без применения специальных способов стабилизации грунтов за 491 тысячу – но там, увы, не работали родственники уважаемого депутата.
Вы скажете, его сделали крайним нечистоплотные чиновники – нет, это он нас с вами «сделал» за немалые деньги бюджетов трех уровней, управляя муниципальным предприятием как своим собственным. Слушайте, правоохранители – неужели бренд «ЕР», используемый подобными типами как гарантия личной неприкосновенности, настолько ее гарантирует? Ну, коли не хватает у вас квалификации раскрыть махинации на строительстве – возьмите для правовой оценки простенькие факты бескорыстной любви начальника МУП к родственникам – очевидную аффилированность подрядчика заказчику, обучение родного племянника за счет «УЗСПТС» в Новосибирском юридическом институте (правильно, смену надо готовить, да и свои юристы, глядишь, понадобятся) и пополнение карт-счетов младшей дочурки в Москве (город дорогой, как без помощи друзей) за счет обильно финансируемых субподрядчиков, закупающих фрукты для нужд строительства…
Вы только начните, а там вылезет многое – и участие в процессе многочисленной и уважаемой корейской диаспоры Новосибирска, и понимание насущных проблем Николая Бенхировича отдельными должностными лицами в погонах и без таковых.
А мы оставляем за собой право повторного и неоднократного обращения к пользователям Рунета. Продолжение следует.