Тут же я посмотрел - обошёл со всех сторон и увидел во всех деталях происходящее: троллейбус - новый, зелёный Троллза-Оптима стоял посреди перекрёстка Писарева-Красного, его штанга, зацепившись башмаком за растяжку, натянула всю контактную сеть по ходу движения, порвав питающую подводку, тем самым парализовав движение как 13-го, так 5-ки и 36-го в южную сторону. Если бы сфотографировал - было бы непонятно с моим фотоаппаратом на мобилке - не хватает разрешения и пришлось бы ближе подходить, поэтому фотографировать не стал.
Так вот, я знаком с подобной проблемой с троллейбусов и в курсе, и даже знаю, как выглядит срыв штанги на линиях в каунасском троллпарке:
На Шкоде 14Тр приблизительно тех же годов выпуска, что и большинство 9-х ЗиУшек в Новосибе:
На новых - даже постарше "Оптим" - "Солярисах Троллино"
И - для сравнения - новосибирские кадры:
То есть, разницу заметили? В их распроклятущей прибалтике где русских ну уж очень не любят (сам побаивался по некоторым районом шастать ;)) есть на троллейбусах такие устройства - штангоуловители. Сзади висят тросики, с катушками. Более старая модель - механическая, когда тросик сзади просто наматывается под действием пружины, притягивая штангу к крыше и не давая оборвать растяжки и всю контактную сеть, на новых "Солярисах", как, впрочем, и на МАЗах и БКМах стоят на крыше гидравлические штангоуловители - я не вникал, может, и пневматические, это не столь важно в нашей теме. И даже старенькая Шкода 9Тр - ей скоро 30 лет стукнет - в Вильнюсе всегда выходила и выходит на линию с работающими штангоуловителями со всегда взведёнными пружинами:
Заметьтя, что и каунасским, и вильнюсским троллейбусникам тоже порой не сладко живётся: у них прошлой зимой из-за экономии электроэнергии захотели печку у водителя снять и ещё зарплату снизить, пришлось бастовать. И в Риге тоже, не получая самую высокую в городе зарплату, с гордостью снимают такие вот клипы про скоростной режим своих троллейбусов:
Почему я так подробно всё растолковываю? Потому что на просьбу обратить внимание, как это делается, может быть на мой взгляд, более цивилизованно и более экономично - а ведь такие частые ремонты контактной сети - это всё-таки спускания денег, моих платимых в виде налогов и талончиков денег в ничто - в ветер, в такие вот утренние "сюрпризы", без надежды на улучшение скоростных режимов троллейбусов - как обычно раздадутся призывы комедиклабщиков "ты чё лох на троллейбусе кататься - купи машину, животное!" и в подтверждение правильности своих выводов приведут какую-нибудь матерную шутку из репертуара их телеэкранного божества Мартирасяна. Или скажут: мол, приехал, так и уезжай в свою поганую прибалтику, оттуда тебя выперли - чё к нам суёшься? А ветераны ещё припомнят: мол, при Сталине никаких ваших шмалянгоуловителей не было - а справлялись! И таких сопляков, как ты, на месте стреляли!
При Сталине троллейбусы не бегали с такой частотой, с такими загрузками пассажиров, с такой скоростью, с какой требуется сейчас. Не бегали они и по таким дорогам - всё-таки прогресс движется, и большие ямы - я в курсе, что от попадания колеса в яму штангоуловители срабатывают - на том же Красном всё-таки годами не лежат. Почему люди давятся в пробках на личном транспорте? Да потому что добраться без подобных "сюрпризов" с остановкой десятков троллейбусов с утра сразу невозможно! Может, всё-таки штангоуловители необходимы, чтобы срыв штанги - а ведь это достаточно частый случай - заканчивались временной остановкой одного троллейбуса, а не полной большого числа? Может, нужно маленько вкладываться не только в такие вот экстренные ремонты контактных сетей и гламурное опускание линий стёкол у модернизируемых троллейбусов для "современного вида"?
Так вот, я не случайно обратил внимание: была бы старая раздолбанная в хлам девятка - а то новый! Ещё заднее стекло грязью толщиной с палец не покрылось! С такой помпой купленного и показанного по всем новосибирским СМИ! И без штангоуловителей! Гробит контактную сеть и наше с вами время! Не водитель, нет, хватит с одних водителей и монтёров спрашивать, их нагрузка с расширением города с каждым днём возрастает - а высоколобые дипломированные по нескольку раз инженеры и руководители ГЭТ и мэрии, получающие немалые средства каждый месяц - наших налоговых средств! Мы какого века транспорт закупаем - XXI-го или только похожий на него, чтобы "люди оценили"? Почему снимаются штангоуловители с тех вагонов, на которых они предусмотрены на заводе? Их достаточное количество бегает таких среди 9-ток и ленинградских - присмотритесь к "пуговицам" под задними окнами, из которых по идее должны идти тросики к штангам.
Это - не какие-то недосмотры, потому что аварии в троллейбусных КС происходят часто, это - система. Система, которая работает, не думая о людях, а думая об отчётах, которые они передадут начальству, получив свои очередные премиальные.
Тут у нас 14 марта выборы в совет депутатов. Стоят ли наши голоса того, чтобы мы их отдали за тех, кто вкладывает деньги в развитие Новосибирска формально, "для галочки"? Стоит ли верить, что только лишь правящая партия - наше всё, её решения - лучшие и без неё весь мир крахом пойдёт? Стоит ли бежать за красивыми мегапатриотическими железобетонными лозунгами со скупой мужской слезой? Или будем взвешивать КАЖДОЕ сказанное слово и сделанное дело, вот спускаясь даже до таких вот мелочей, анализировать - а на каком основании ты раздаёшь обещания, каким путём ты собираешься нашу жизнь сделать лучше? Анализировать его по принципу "а как эти колоссальные вещи скажутся на мне как одном человеке, живущим рядом с таким же человеком, работающим и отдыхающим тоже с такими же людьми, из которых весь наш большой Новосибирск состоит"? Просто думать, а не бежать делать "как все"?