Погода: 13 °C
18.044...13пасмурно, без осадков
19.048...11переменная облачность, без осадков
  • В ближайшие 20 лет Новосибирск будет развиваться устойчиво:

    http://www.ngs.ru/news/more/8639.shtml

    Власть предлагает приоритеты развития города:

    - рост благосостояния жителей;
    - рост экономического потенциала;
    - рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциалов;
    - обеспечение безопасной жизни в городе;
    - улучшение качества городской среды.


    А возможно ли достижение этих целей теми средствами, которыми сегодня располагает мэрия?

    Может быть сначала:

    - отремонтировать дороги
    - наладить нормальное обслуживание в ЖЭУ
    - построить жилье
    - заплатить нормально учителям и врачам
    - переловить воров и взяточников...

    Какие еще предложите приоритеты?

  • "отремонтировать дороги" - это хорошо бы!
    Тогда осталась бы только одна беда - мэр, например.

  • > Может быть сначала:
    > - построить жилье

    вот когда выполнятся пункты
    > - рост благосостояния жителей;
    > - рост экономического потенциала;

    жилье и так построят... без дополнительных героических усилий со стороны городской администрации... а если сначало жилье, а потом благосостояние, то может не проканать... пупок просто развяжется... финансово-экономический...

    a gentleman will walk but never run (c)

  • =жилье и так построят... без дополнительных героических усилий со стороны городской администрации...=

    Думаю, что скорее не без, а вопреки этим героическим усилиям.

  • "...
    Власть предлагает приоритеты развития города:

    - рост благосостояния жителей;
    - рост экономического потенциала;
    - рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциалов;
    - обеспечение безопасной жизни в городе;
    - улучшение качества городской среды. ..."

    Во первых: власть предполагает.

    Во вторых: что означают слова "обеспечение", "улучшение"?
    И почему не пишут: обеспечить, улучшить?

    И третье: что Власть говорит о том, кто будет у власти через 20 лет и кто будет обеспечивать и улучшать? С кого спросить потом? Или у нас как в сказке про говорящего ишака? Или ишак сдохнет или халиф помрет... .

    Администрация НСО при Мухе писала программу социально-экономического развития (СЭР) НСО. При Толоконском такая же программа СЭР написана теми же чиновниками на период с 2001-2003 гг. Она полностью состоит из:
    -обеспечение ч-л.
    -улучшение ч-л.
    -оказание поддерки кому-л.
    -подготовка предложений и т.д.

    Прошу мои посты заумным юристам-"библиотекарям" не читать, так сказать... игнорировать. Вумнее покажетесь.

  • >Какие еще предложите приоритеты?

    В первую очередь наладить уборку мусора, во вторую - следить за тем, чтобы строители-ремонтники убирали за собой.

  • они забыли добавить в свои приоритеты "мир во всем мире", "эмансипацию женщин" и другие не менее расплывчатые формулировки.

  • Наверное достижимо только если среди этих приоритетов поставить еще и ряд рангов например сначала экотномика, потом рост благосостояния, потом культура наука и т.д.

  • Могу порекомендовать ознакомиться с материалами по стратегическому планированию в Новосибирске:
    http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=202

    Например, с тезисами выступления мэра на научном форуме в СПб: http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=3cf75a7aef04f

  • не работают ваши ссылки

  • А у меня - запросто. Если проблемы, то могу воспроизвести:

    Городецкий В.Ф., мэр г. Новосибирска

    Концептуальные основы разработки стратегии крупного города (на примере Новосибирска)
    скачать файл с презентацией Power Point gorodetskiy.zip 42Kb
    Материал передан для публикации в дни работы Форума гоодов-лидеров стратегического планирования 18 - 19.04.2002
    В.Ф. Городецкий, мэр г. Новосибирска
    Концептуальные основы разработки стратегии крупного города (на примере Новосибирска)
    Уважаемые коллеги, участники форума!
    Считаю честью для себя выступить на этом высоком собрании представителей многих городов – лидеров стратегического планирования с сообщением о новосибирском опыте разработки стратегий устойчивого развития крупного города.
    То, что форум, посвященный проектированию будущего городов, проходит рядом с Санкт-Петербургом для нас новосибирцев имеет особый смысл, поскольку именно благодаря петербургским проектировщикам появился на свет город, называемый сегодня Новосибирском. Да, уважаемые коллеги, отцами-основателями нашего города являются талантливые петербургские инженеры. Это исторический факт. Я хочу назвать их имена. Прежде всего, это Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, известный также как большой русский писатель. Проводя изыскание трассы транссибирской железной дороги и места для постройки моста через реку Обь, он нашел глухое, зато очень удобное для мостового перехода место, где не было никакого населения. А через 69 лет на этом самом месте родился миллионный житель нового города, образовавшегося в мгновение ока, если измерять время историческими мерками. Таких темпов урбанизации до того не знала мировая история. Гарин Михайловский, родившийся и похороненный в Санкт-Петербурге, считается у нас официальным основателем Новосибирска.
    Новосибирцы чтут также своих первых строителей, таких как Николай Аполлонович Белелюбский, профессор Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения. Он спроектировал мост через Обь, а построили его и первые здания опять-таки питомцы этого же института Григорий Моисеевич Будагов и Николай Михайлович Тихомиров. Эти люди и их сподвижники были еще и просветителями, они привили начинающемуся городу ростки петербургской культуры. Будагов организовал первую школу с библиотекой, первый театр. Тихомиров построил в только что родившемся городе первый каменный храм, который, кстати, явился своеобразным ремейком Санкт-Петербургской церкви в Александро-Невской лавре.
    Выпускником Петербургского института гражданских инженеров архитектором Андреем Дмитриевичем Крячковым в прошлом веке спроектированы и построены главные здания в архитектурном ансамбле центра сегодняшнего Новосибирска.
    В период Великой отечественной войны Новосибирск принял и обогрел многих ленинградцев. Кто-то потом уехал, а кто-то навсегда остался жить в Сибири. Целый ряд нынешних новосибирских заводов имеют ленинградские корни. Много из Ленинграда художников, музыкантов, театральных деятелей. И эта ленинградская, петербургская аура ощущается в ряде коллективов и сегодня.
    Так что, в информационно-культурном коде Новосибирска есть, образно говоря, и гены Санкт-Петербурга. Может быть, и поэтому в восприятии идей стратегического планирования городов у нас немало общего. У нас есть общее понимание целей городского развития, путей достижения этих целей. У нас похожая схема организации разработки плана на основе стратегического партнерства. Несколько лет уже мы работаем в постоянном контакте с Леонтьевским центром, и это дает хороший творческий заряд.
    Вместе с тем, несмотря на сходство многих процессов в развитии наших городов, принять схему стратегического плана, целиком аналогичную петербургской, мы не можем даже в адаптированном виде. Прежде всего, это связано с различным статусом северной и сибирской столиц. Если Санкт-Петербург – субъект Федерации, со всеми вытекающими отсюда правами и возможностями, то Новосибирск - муниципальное образование, несмотря на свое почти полутора миллионное население и огромный научно-промышленный потенциал. Отсюда множество бюджетных, организационных, управленческих и даже представительских проблем, конфликты с вышестоящим субъектом Федерации.
    Разумеется, не только в статусе всё дело. Главный источник проблем крупных российских городов, впрочем, и малых тоже, – это социально-экономический кризис в России, неограниченный монополизм, нестыковки государственной региональной политики, и, наконец, глобальные процессы, происходящие в мире. Разработка стратегий развития, маркетинг городов – это один из способов найти выходы из складывающихся проблемных ситуаций.
    В администрации Новосибирска значимость стратегического планирования развития города мы поняли сразу же, как только начался процесс сбрасывания нам без финансового обеспечения централизованных функций управления территорией. Еще в 1990 году, когда я работал первым заместителем председателя горисполкома, мы вышли с инициативой создания программы перспективного развития города на среднесрочный и долгосрочный период, и начали этим заниматься. В Новосибирске был большой научный задел по методологии регионального прогнозирования. На базе Сибирского отделения академии наук, систематически проводились научно-практические конференции по данной проблематике. Мы воспользовались этим потенциалом. На основе методов системной динамики был разработан целый ряд имитационных моделей, с их помощью просчитаны различные варианты будущего развития Новосибирска.
    К сожалению, наши разработки не были поддержаны тогда городским советом депутатов. И развитие Новосибирска, как и многих других городов, пошло по самому жесткому, пессимистическому варианту. Произошел резкий слом многих положительных тенденций и, прежде всего, в развитии промышленности, сфере науки и научного обслуживания. До начала радикальных реформ Новосибирск по многим показателям был одним из первых среди городов РСФСР и, прежде всего, по экономическому потенциалу. Промышленность и городское хозяйство у нас были всегда в фазе мощного динамического развития. Постоянно росла численность населения. Распад СССР, утрата экономических связей, неожиданная невостребованность нашей военной продукции, обвал промышленности, демонтаж привычных государственных регуляторов производства, мощный социальный шок, депопуляция и т.п. хорошо известные вам процессы, отбросили наш город далеко назад. К тому же Новосибирск начал терять и потерял множество имевшихся уникальных технологий, началась и идет до сих «утечка мозгов» ученых и крупных специалистов, как за рубеж, так и в непроизводственную сферу, нередко теневую. В городе перестала нормально обновляться и соответственно ветшает инженерная инфраструктура, нарушился нормальный бюджетный процесс.
    Стало очевидно, что без четкого представления перспектив развития города и налаживания нормальной экономической работы не обойтись. Поэтому в 1998 году мы реанимировали идею стратегического планирования и стали в этом направлении работать. Характерно, что в этот же период возникла, как говорится, и инициатива снизу. Группа предпринимателей обратилась в мэрию с просьбой организовать разработку концепции перспектив Новосибирска и представила даже небольшой документ, содержащий их видение этих перспектив.
    Активная работа по созданию концепции социально-экономического развития города в первые десятилетия XXI века началась в Новосибирске после кризиса в августе 1998 года. Был сформирован программный совет, в который вошли ведущие ученые Сибирского отделения Российской академии наук, причем возглавил эту работу лично председатель президиума СО РАН академик Николай Леонтьевич Добрецов. Активно участвовали в этой работе ученые института экономики и организации промышленного производства СО РАН, ученые и специалисты научно-исследовательских учреждений и многих вузов города, руководители департаментов мэрии. В качестве базовой организации был выбран Новосибирский институт информатики и регионального управления (НИИРУ).
    Задача ставилась так: найти сценарии, которые бы позволили остановить регресс, вернуть город к нормальной жизни и дали нам возможность в условиях начавшейся конкуренции в экономике, обострения проблем глобального и местного характера не катиться дальше по наклонной, а развиваться, становясь более конкурентоспособным. По существу была поставлена маркетинговая задача, которая и решалась соответствующим образом.
    Естественно, мы начали с анализа городских проблем, внешних и внутренних, угроз конкурентоспособности города, оценки нашего потенциала и сильных сторон. То есть практически со СВОТ-анализа. Участие ученых, академиков, а также довольно широкого круга активных новосибирцев помогли сделать этот анализ на достаточно высоком уровне.
    О проблемах я уже сказал. У Новосибирска они в значительной мере общие практически со всеми российскими городами. Разница лишь в степени остроты. Наша специфика в относительной удаленности от Европейской части страны, высоком до сих пор удельном весе предприятий ВПК, сложной и разбросанной из-за большой территории инженерной инфраструктуре, неадекватности существующей дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам. Да, пожалуй, еще в неустойчивом, холодном климате, близком к полярному (зимой на Западно-Сибирском плато изотермы образуют клин от северных широт к южным до самого Новосибирска).
    В СВОТ-анализе мы сосредоточили внимание на наших возможностях, что для концептуальной разработки является важнейшей стадией. Причем ученые выявляли, во-первых, движущие силы феноменально быстрого развития Новосибирска в ХХ веке в сравнении с другими сибирскими городами, развивающими менее интенсивно, во-вторых, возможности экстраполяции этих факторов в новый век, в-третьих, возможности устойчивого развития в связи с новыми преимуществами, обеспеченными потенциалом города.
    К лету 1999 года концепция социально-экономического развития города Новосибирска в первые десятилетия XXI века была разработана. В концепции были аргументировано выделены и проанализированы три главных сценария развития Новосибирска: во-первых, развитие города по инерции, во-вторых, приоритетное развитие в городе наукоемкой промышленности и товаропроводящего мультимодального транспортного комплекса, в-третьих, приоритетное развитие города, как сервисного центра с акцентом на услуги науки, образования, медицины, информатики и т.д. Было определено, что эти сценарии будут реализовываться одновременно, но с разным удельным весом в различные периоды. На первых этапах планового периода больший удельный вес будет иметь «промышленно-транспортный сценарий», а затем важнейшим станет сценарий сервисный. Были определены и основные «точки роста» города по 12-ти направлениям преимущественного развития Новосибирска.
    После предварительного рассмотрения концепции на расширенных заседаниях программного совета она была внесена на рассмотрение всего городского сообщества. С этой целью в сентябре 1999 года была организована научно-практическая конференция  «Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности» и крупная выставка, демонстрирующая инвестиционный и инновационный потенциал города. В обсуждении на двух пленарных заседаниях конференции и 20-ти секциях участвовало свыше 7 тыс. человек, в том числе немало гостей из других крупных городов России и зарубежных стран. С интересным докладом, кстати, на этой конференции выступил и директор сегодняшнего проекта Леонтьевского центра и фонда Евразия Борис Савельевич Жихаревич. На конференции была принята резолюция о разработке на основе концепции стратегического плана Новосибирска.
    Работа над этим планом началась весной 2000 года. В соответствие с резолюцией конференции для обеспечения участия городского сообщества в разработках стратегий развития города был создан Общественный совет по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска. В составе Общественного совета были выделены программный комитет, 32 тематические комиссии, организован постоянно-действующий семинар молодежи. Одновременно в департаменте экономики и финансов мэрии был образован отдел стратегического планирования.
    Следует особо подчеркнуть, что на конференции была также выбрана главная концептуальная модель для будущего Новосибирска. Ею стала модель устойчивого развития. В данной аудитории нет необходимости раскрывать и обсуждать сущность одной из фундаментальных концепций современного мира, каковой является концепция устойчивого развития. Но я должен отметить, что мы в своей работе опираемся на эту концепцию в интерпретации академика Валентина Афанасьевича Коптюга, почетного жителя Новосибирска, крупнейшего ученого современности, к сожалению, безвременно покинувшего этот мир. Вы знаете, что в недавнем прошлом Коптюг был вице-президентом Российской академии наук, председателем Сибирского отделения этой академии. Валентин Афанасьевич в составе российской делегации участвовал в конференции в Рио-де-Жанейро, где была принята «Повестка на XXI век». Он стал активно пропагандировал идеи устойчивого развития, которые им существенно обогатились. Им предлагались конкретные меры, сочетающие государственное регулирование и рыночные методы, учитывающие специфику экономики страны, её социальную структуру и менталитет населения. Замечу, что в числе этих мер важное место отводилось и стратегическому планированию.
    Если попытаться указать на основные принципы концепции устойчивого развития в интерпретации Коптюга, то их три. Первый принцип - это сбалансированность экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в результате своей производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания. Второй принцип - сбалансированность экономической и социальной сфер, причем, взятых в её человеческом измерении. Это означает обеспечение максимального использования в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие. И, наконец, третий принцип - решение задач, связанных с развитием не только для текущих ситуаций, но и с учетом перспективы, не только с ориентацией на ныне живущих граждан, но и будущих поколений. Именно на этих принципах ведется разработка стратегического плана Новосибирска.
    Не буду скрывать, процесс рождения стратегического плана в Новосибирске на основе модели устойчивого развития идет непросто. Во второй половине 2000 года, например, при обсуждении приоритетов развития города на заседаниях программного комитета и тематических комиссий мы пережили период «разброда и шатаний». При сведении точек зрения во время заседаний возникали острые дискуссии, взаимное непонимание. Я решил, что требуется некая общая база для обсуждения. И поэтому дал задание НИИРУ, который одновременно является и стратегическим центром Общественного совета, подготовить справочно-аналитические материалы по выбору стратегических приоритетов устойчивого развития города. НИИРУ такой материал сделал, и он стал основой для обсуждения существующего положения и будущего развития города. Весной и летом прошлого года в течение четырех месяцев еженедельно заседал программный комитет Общественного совета, я лично вел практически все заседания, и мы многое прояснили для себя. Это позволило перейти к конструктивной фазе и начать разработку основного документа. Для этого создана рабочая группа программного комитета в составе 9 человек. Разработка проекта плана должна закончиться в мае. Летом мы его обсудим на Общественном совете, доработаем по замечаниям, если будут, и вынесем в ноябре на новую научно-практическую конференцию. На этой конференции я надеюсь увидеть многих из вас.
    Общий остов стратегического плана устойчивого развития Новосибирска уже вырисовывается. Уже ясно, что Новосибирск благодаря своему географическому положению, региональному административно-хозяйственному устройству, научному и технологическому потенциалу, технико-экономической и социокультурной структуре вправе играть и в дальнейшем роль экономического и административно-политического скрепляющего центра Сибири, или как принято говорить сибирской столицы. Меры и время реализации этой естественной миссии, программы формирования устойчивых тенденций развития в приоритетных направлениях и будут составлять содержание стратегического плана.
    В утвержденной Общественным советом структуре стратегического плана выделены и методологические разделы, в том числе  «Концептуальная платформа устойчивого развития», «Принципы устойчивого развития в условиях самоуправления и социального партнерства», «Стратегические цели устойчивого развития», а также, как мы считаем, оригинальный раздел «Роль и место муниципальных органов и самодеятельного населения в реализации стратегического плана устойчивого развития». В этом разделе раскрывается взаимодействие муниципалитета и жителей города в таких важных направлениях, как формирование и развитие в Новосибирске гражданского общества, демографическая и гендерная политика, развитие системы здравоохранения, политика в области занятости, стратегического партнерства города и села, культурная политика и развитие системы образования, политика по социализации молодежи, дальнейшее развитие системы социальной защиты.
    Ядром стратегического плана являются комплексные целевые программы развития промышленности и развития Новосибирска как сервисного центра. Наконец, предусмотрен раздел, раскрывающий условия и механизмы разработки, реализации и обновления стратегического плана устойчивого развития.
    Несмотря на целый ряд методологических трудностей, нам удается шаг за шагом формировать основной стратегический документ. Нас выручают четко отработанные с помощью всего городского сообщества концептуальные основы стратегического планирования, собственный научный задел в Новосибирске, опыт других городов, за которым мы постоянно следим, высокая работоспособность и ответственное отношение членов программного комитета, наконец, заинтересованность в результатах жителей города.
    Уважаемые коллеги, завершая выступление, я хочу сказать, что проведение сегодняшнего форума по стратегическому планированию в городах России трудно переоценить. Обобщение опыта многих муниципалитетов, выполненное в рамках проекта «Леонтьевского центра» и Фонда Евразия, без сомнения послужит росту качества стратегических планов, а, следовательно, и улучшению качества жизни в российских городах. А это очень важное дело, имеющее огромный гражданский эффект. И еще! Не могу не отметить блестящую организацию форума. Она свидетельствует о высокой, поистине петербургской культуре наших хозяев. Мне остается поблагодарить организаторов форума за это, а всех присутствующих за внимание! Спасибо!

  • Работают. Кликай сильнее.

  • пожалуйста, укажите мне в этом тексте какие-нибудь слова, имеющие отношение к сути -
    а не к пресловутым формулировкам
    "улучшить-углубить" и "мир во всем мире".
    Какие-то разделы предусмотрели
    (возможно, даже деньги заплатили тем
    людям, которые эти разделы предусматривали
    и согласовывали), а про их содержание - молчок

  • Первый том, как мне говорили готов. Там все конкретнее. Но у меня его нет. Найду - сообщу.

  • Попробуйте, если интересно связаться с НИИРУ - институтом, который координирует разработку плана.

  • честное слово, в свое время многие люди
    (в том числе в.п.с.) прилагали значительные
    усилия, чтобы увидеть весь комплект материалов -
    все тома, все пояснительные записки -
    ну нету в этих планах стратегии и тактики, только
    пожелания, как было бы лучше если бы -
    причем в нашем форуме пожелания такого рода
    выглядят гораздо более проработанными и
    сориентированными на реальность.

  • кроме того, институт информатики
    и регионального управления
    не является подразделением
    - ни академии наук, ни минобраза,
    поэтому на мои официальные запросы
    реагировать Чистяков или кто угодно не будет -
    это административное новообразование
    для своих собственных целей
    (я вовсе не ставлю вопрос о потраченных
    деньгах налогоплательщиков, по крайней
    мере здесь)

  • В ответ на: кроме того, институт информатики
    и регионального управления
    не является подразделением
    - ни академии наук, ни минобраза,
    поэтому на мои официальные запросы
    реагировать Чистяков или кто угодно не будет -
    это административное новообразование
    для своих собственных целей
    (я вовсе не ставлю вопрос о потраченных
    деньгах налогоплательщиков, по крайней
    мере здесь)
    Вы что воспринимаете Чистякова всерьез? По-моему это глупо.

    Вот такие пироги

  • "отремонтировать дороги" - это хорошо бы!
    пару лет назад в Москве любили рассказывать такой анекдот.
    В России всегда было две беды - дураки и дороги. Причем они уравновешивали друг друга - где-то дороги похуже, но дураков меньше, а где-то наоборот. И все с этим худо-бедно мирились. Но вот кто-то взял и отремонтировал в Москве все дороги... :-)

  • В ответ на: (в том числе в.п.с.)
    Простите, это кто?

  • ... более того, Ольга Витальевна Молчанова,
    которая сегодня делала в ИЭ презентацию
    (не для сотрудников ИЭ, кстати - были
    всякие знатоки управления и самоуправления) -
    этого Страт.Плана - она произвела
    _крайне_ позитивное впечатление -
    адекватностью, логикой, связностью высказываний
    (экспромтом) - в общем, умна и в теме без
    сомнения. Так вот мало того что это
    еще больше удручает (в сопоставление
    с результатом трудов тысячного коллектива),
    она еще велела обратиться к Чистякову
    со всеми вопросами. Я ведь все равно это
    сделаю - но Ваш комментарий конечно
    не обнадеживает (и то, что раньше
    было известно). Легче всего
    настроить негативно против человека,
    наоборот - гораздо труднее - (с) Зиммель

  • вашпокорныйслуга

  • Пожалуйста, расскажите, есть ли проблемы с подключением к работам по Стратегическому плану?

    Думаю, что любые конструктивные предложения должны приветствоваться!

  • конечно, только не на форуме.

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: