Пивоваров:
— Вам не кажется, что мы каким-то поразительным образом возвращаемся в какой-то 87-ой, 88-ой год. Когда впервые "Московские новости", этот пятачок возле "Московских Новостей"... Как он назывался? Пятачок гласности. Когда там впервые заговорили про Сталина, про ГУЛАГ, когда стали вскрываться документы. Вам не кажется, что история сделала виток и снова туда же мы подъезжаем...
Лунгин:
— Может быть в каком-то смысле да, потому. что видимо наша власть стала испытывать ту же какую-то усталость, ту же какую-то повторяемость власти, усталости и вызывает ту же реакцию общества.
Пивоваров:
— И снова пошли разговоры про Сталина, всё тогда началось со Сталина...
Лунгин:
— Ну и тогда началось со Сталина. Сталин - это великое искушение России. Это бес России. Иван Грозный и Сталин - это два человека, которые сломали судьбу её. У меня есть теория, что Иван Грозный отменил возрождение, которое начиналось в России просто силой тирании и безумия и с тех пор у нас нарушился ход истории и мы как заигранная пластинка всё время соскакиваем и снова возвращаемся на то же самое место. Вот подходим к моменту возрождения, там где оно начинается.. А оно уже было если судить по иконописи, по архитектуре - началось это мощное движение. Была хоть плохая, но все-таки какая-то боярская дума... Так. как-то отставая от Запада, но что-то делали... и он (Грозный) сломал это. И с тех пор мы действительно топчемся на одном месте. Вот делаем поворот: либерализация, либерализация, либерализация, немножко свободы, отсутствие свободы и потом БЛЯМ! и опять мы идем в начало.
Пивоваров:
— Так сколько лет мы так топчемся?
Лунгин:
— По разному топчемся. Ну вот видишь мы сейчас опять сделали петлю тридцатилетнюю так сказать.
Пивоваров:
— Т.е. согласно этой теории Пушкин и его эпоха это очевидно русский ренессанс утыкается в николаевскую Россию и, которая тоже 30 лет тянется. Все ходят в мундирах и по мнению многих похоже на современную Россию?
Лунгин:
— Да.Похоже...
....
Лунгин:
— Большевизм - и есть русский искус...Юродивые всегда были в России. Юродивые - это принцип реакции общества на абсолютную власть. Вот общество выделяет это (юродство) как слизь какую-то, как смазку, у Ключевского я где-то читал, он определял московское царство как абсолютную власть, смягченную институтом юродства. Появлялся человек, бросался кусками мяса в царя и спрашивал "Не наелся человечины?!". И это проходило. Вот это, как смазку, выделяло забитое и запуганное общество. А ученики - опричники, они проводники ужасной идеи абсолютизма и ученики уничтожили юродивых. Юродивых было много, их были тысячи и тысячи, на них охотились во времена Екатерины, во времена Петра, их вылавливали, их клеймили, их ссылали и т.д. сегодня я не вижу много юродивых. Остался Петя Мамонов последний.
web-страница .