Считаю своим долгом расставить несколько «точек над Ё».
В ответ на: Выходной весенний день, точнее – утро. Тропинка в парке. Человек идёт по тропинке и видит лежащую лопату. Идёт дальше, и видит цветущий розовый куст (или куст сакуры, или… пусть каждый выберет то, что ему больше всего нравится, мне, к примеру, очень нравится, как цветут яблони). Видит и обоняет. Потом этот человек идёт дальше и видит кучу дерьма прямо на тропинке. И опять же видит и обоняет… Перешагивает её… После этого этот человек полдня ругается про себя, а время от времени и вслух, на того нехорошего человека, который эту кучу на этой тропинке сделал.
Второй человек идёт по этой же тропинке. И тоже перешагивает кучу дерьма. Но этот второй человек старается не ругаться. Он старательно вспоминает, какой замечательный цветущий куст сакуры он только что видел. И направляет свои мысли в такое русло, что впереди на тропинке ещё будет много кустов сакуры, а куч дерьма больше не будет, он надеется.
Третий человек идёт… Увидев кучу дерьма он думает: «Надо что-то сделать, по этой тропинке пойдёт сегодня много людей, кое-кто из моих друзей тоже собирались здесь погулять, да и сам я, возможно, буду возвращаться этим же путём.» И вспоминает про лопату, которая лежала возле тропинки в самом начале. «Да всё просто! В 100 метрах отсюда лежит лопата.» Возвращается, берёт лопату, возвращается к куче, выкапывает ямку поодаль от тропинки, и закапывает это дерьмо в этой ямке.
Небольшой психоанализ.
Первый человек. Этот человек ещё не понял важность работы со своим вниманием. У него каждое следующее впечатление, если оно достаточно сильное, вытесняет предыдущее, (если то было достаточно слабым). Впечатление от цветущей сакуры у него напрочь вытеснило предыдущее впечатление – от лежащей лопаты. А впечатление от кучи дерьма – в свою очередь вытеснило сакуру, и кроме того, оказалось настолько сильным, что в течение половины дня не давало ходу никаким другим впечатлениям.
Второй человек. Этот человек решил для себя, что надо каким-то образом работать со своим вниманием. И метод, который он практикует, таков: ВЫТЕСНЯТЬ отрицательные впечатления положительными. Причём его метод довольно-таки продвинут: одно и то впечатление будет для него в одной ситуации положительным, а в другой – отрицательным.
Например, если бы случилась такая ситуация – он видит кучу дерьма, и в двух метрах от кучи видит лопату. То в этой ситуации лопата была бы для него положительным впечатлением, потому что давала бы ему возможность повлиять на ситуацию в сторону улучшения. Но случилось иначе.
Когда этот человек в выходной день видит лопату, он решает для себя, что сегодня это впечатление – отрицательное, потому что будет мешать ему расслабиться и хорошо отдохнуть. Решает, что лопату надо вытеснить из сознания, что вскоре успешно делает с помощью цветущей сакуры. Когда он натыкается на кучу дерьма, то опять старательно действует методом вытеснения отрицательного впечатления положительным. Но получается у него это не вполне.
Третий человек. Этот человек тоже решил, что надо работать со своим вниманием. Но у него другой метод. И в этом методе имеется важный принцип – ничего не вытеснять из своего сознания. Направлять внимание на то, что он считает важным – это да, но не вытеснять того, что неважно, или вредно. То, что должно уйти из сознания – пусть уйдёт само, а не под напором старательных усилий, вытесняющих его. И не случайно именно этот человек в нужный момент вспоминает о лопате, которая находится совсем рядом, и с помощью которой можно реально улучшить ситуацию.
Метод работы со своим сознанием второго человека я называю
«позитивным мышлением» . А у третьего человека – даже не метод, а некое позитивное мировоззрение, подкреплённое практической работой с собственным сознанием. Такое сочетание позитивного мировоззрения с практикой я называю
«истинной религиозностью».
Чтобы не быть понятым неправильно, добавлю, что часто люди, следующие религиозным ритуалам, действуют по методу
«позитивного мышления» (в упомянутом смысле), а убеждённый атеист вполне может быть
«истинно религиозным» человеком (опять же – в упомянутом смысле).
Вполне допускаю, что многие с моими формулировками не согласятся. Но в то же время надеюсь, что это несогласие с терминологией не помешает им проследить ход моих мыслей.