Если величие и масштаб личности Брежнева открылся нам "неожиданно", после 20 лет оскорбительного молчания, то Сталин вызывал почтение и трепет как при жизни, так и после. О том, что на планете Земля в ХХ веке никто не достигал подобного могущества, такой беспредельной власти и непререкаемого авторитета, как Сталин, кажется, бессмысленно спорить.
Итоги его жизни, наоборот, небесспорны. Больше полувека тянется спор, была ли цена за великие свершения и победы соразмерной? Не переплатила ли страна за успехи первых пятилеток жизнями и судьбами?
Но разве вернешь назад то, что было. А хорошего было, надо сказать, куда больше. Ленинский план ГОЭЛРО, казавшийся фантастическим, пришлось воплощать и перевыполнять Сталину. Все ленинские тезисы о том, что такое социализм, именно Сталину пришлось превращать "в пароходы и другие добрые дела". Именно Сталину пришлось перековывать крестьянскую неграмотную босую Русь в железного колосса, раздавившего траками гусениц половину Европы, за считанные недели разгромившего японскую армию и вошедшего в ядерный век.
Кем был Сталин, очень простой кавказский юноша, не получивший даже систематического образования - и оставивший после себя тома трудов в области философии, государственного строительства и множества других вопросов, о которых, по логие вещей, он не мог иметь представления? Но и сегодня его работы привлекают внимание непредвзятых исследователей точностью оценок и потрясающим даром предвидения.
После Сталина осталось очень мало вещей. Говорят о каких-то стоптанных валенках, старой шинели и прочих грошовых вещах.
После Сталина осталась страна, от Курил до бывшего Кенигсберга, уже готовая запустить первый в мире спутник. У этой страны было заложено еще 40 лет прочности.