Предлагаю обсудить вопрос о правовой природе заключаемых Вами договоров с компаниями на оказание транспортных услуг, а именно: будет ли такой договор являться договором предоставления услуг такси или он должен признаваться договором перевозки пассажиров по заказам.
Хотел бы обратить Ваше внимание на следующее:
статья 27 УАТ
. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме
статья 31 УАТ
Ключевым словом в данной формулировке является ПУБЛИЧНОСТЬ. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
Здесь необходимо обратиться к положениям ГК РФ:
Статья 426. Публичный договор
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей
Т.е признать перевозку оказываемой в режиме такси можно только когда есть ПУБЛИЧНОСТЬ: Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
"Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором"
Определены все условия применения тарифов и скидок. Они должны быть одинаковы для всех БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ клиентов. Как только появляется договорная цена - договор теряет признак публичности. Как только появляются новые условия - то же самое. Надо понимать, что заключённые с корпоративными клиентами договора, ВСЕГДА содержат условия, отличные от установленных ПУБЛИЧНЫМИ (одинаковыми для всех) правилами и не могут быть публичными договорами, а следовательно не могут быть признаны договорами на оказание услуг ТАКСИ.
Что из этого следует?
Перевозка сотрудников организации или по ее заявке иных лиц, осуществляемая таксомоторной компанией на основании заключенного договора, является перевозкой пассажиров по заказу и регулируется Главой 4 УАТ и соответствующими положениями Правил перевозок пассажиров (ПП№512). Ни в одном из нормативных актов нет указания на то, что заказные перевозки могут осуществляться только автобусами.
Т.е требования к содержанию договора, а так же иные обязанности перевозчика не попадают ни под 69-ФЗ, ни под другие НПА (тот же Устав, ПП512) в отношении такси. В частности не могут быть установлены требования по шашечкам и раскраске автомобилей, не требуется разрешение на такси, не нужен таксометр и т.п.
НО...
Зато появляется обязанность подачи уведомления (в соответствии с ПП№584) об осуществлении данного вида деятельности (перевозки по заказам), обязательного наличия в машине письменного договора фрахтования, списка пассажиров и т.п., а самое главное - заключения договора страхования пассажиров по 67-ФЗ.
Ответственность
Отмечу главное. За невыполнение обязанности по страхованию пассажиров штраф на юридическое лицо от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Как это выявляется
Выявить факт работы такси по заказу проще всего на сайте госзакупок, где государственные и муниципальные заказчики публикуют информацию о заключенных контрактах на транспортные услуги.