В ответ на: А возможно ли сотрудничество без конкуренции?
Я конечно могу попытаться чтото сочинить на эту тему, но это будет нудно и коряво , посему приведу отрывок из одной любопытной статейки. Если заинтересует можете прочесть тут
http://kulturolog.narod.ru/degt_econstr.htm#7 -----Идеология эффективности не могла не породить и идеологию конкуренции, соревнования экономических субъектов по критерию эффективности. Сейчас конкуренция воспринимается как совершенно естественный, необходимый и главный двигатель экономического развития.
Отчасти это так. Но в долговременном плане принцип конкуренции, возведенный в абсолют, приводит к деструкции как природной среды, так и человеческих отношений. В условиях все более жесткой борьбы за ресурсы и все большей нагрузки на природную среду проблема приобретает, помимо нравственной составляющей, весьма жесткую материальную – экономическую и экологическую.
Перед человечеством все более остро встает вопрос сохранения среды обитания и обеспечения существования живущих на Земле людей. Необходимость решения этой задачи наносит сильный удар по самой идеологии эффективности и конкуренции, как препятствующей ее решению.
Следует добавить, что идеология конкуренции, так же, как и эффективности, господствовала далеко не всегда и не везде. Более “примитивные” сообщества жили и до сих пор живут скорее по принципу взаимопомощи и совместного труда на общее благо. Да, и в первобытном мире существовала конкуренция. Так, скорее всего, женщины любили более удачливого охотника (хотя, наверно, и тогда любили не только за удачливость в охоте, но и за другие качества). В то же время большая часть добытого этим охотником шла в общий котел, и его главное удовлетворение было скорее не материальным, а моральным – любовь женщин и уважение сородичей.
Примат принципа взаимопомощи над принципом конкуренции относится не только к “классическим” первобытным сообществам, но и к более поздним, в частности, к русской крестьянской (да и к любой крестьянской) общине. Это, может быть, в ослабленном виде, можно отнести и к России и Европе до эпохи Реформации, когда люди в большей степени ориентировались на христианские постулаты. Более того, и сейчас мы видим, что в России плохо приживается принцип конкуренции в качестве основополагающего. Исходя из особенностей русского “менталитета” и тенденций мирового развития можно предположить, что он никогда не приживется в широких слоях российского обществаРазвитие мировой цивилизации в ближайшие десятилетия будет, в значительной (если не в главной) мере, определяться кризисными тенденциями. Будут действовать два основных фактора:
Объективный – истощение ресурсов и рост нагрузки на природную среду
Субъективный – растущее недовольство большей части человечества существующим положением вещей.
Будет жестокая борьба между двумя идеологиями:
Идеология эффективности VS идеология разумной достаточности
Идеология конкуренции VS идеология взаимопомощи
Скорее всего, дело не дойдет до ядерной войны или глобальной экологической катастрофы и кризис будет разрешен. Но, тем не менее, разрешен он будет, скорее всего, достаточно конфликтным путем.
Результатом конфликта неизбежно станет перераспределение и выравнивание сил, действующих в мире и потребления ресурсов, причем в худшую для Запада сторону. Произойдет усиление, возможно резкое, социалистических тенденций.
Это вовсе не обязательно означает полную отмену экономической свободы и частного предпринимательства. В первую очередь это относится к системе перераспределения доходов.
Так, скорее всего станут невозможными или весьма затруднительными:
Сверхприбыли предприятий и очень высокие доходы частных лиц
Получение высоких процентов и дивидендов с вложенного капитала.
Частное предпринимательство может потерять свое значение как источник материального удовлетворения. Главным стимулом частного предпринимателя станет удовлетворение моральное - независимость и возможность самореализации.
Тем самым идеология эффективности и конкуренции будет если не похоронена, то существенно ослаблена необходимостью перераспределять ресурсы и жестко ограничивать хозяйственную деятельность с экологических позиций. Единственный путь, на котором идеология эффективности сможет оправдывать себя – сбережение ресурсов.
Только на пути развития технологий ресурсо- и энергосбережения станет возможным и получение высоких доходов, и сохранение высокой степени экономической свободы как предприятий, так и частных лиц.
Конечно, проблема истощения ресурсов может быть решена и в рамках либеральной экономической модели – через установление равновесия спроса и предложения на более высоком уровне цен. Но при этом следует помнить, что сейчас даже на благополучном Западе есть группы населения, живущие на уровне прожиточного минимума, не говоря уже о Третьем Мире, где ежегодно десятки миллионов людей умирают от голода. Если даже абстрагироваться от нравственных аспектов проблемы, то ее решение “либеральным” путем будет означать мощнейшие социальные потрясения, с которыми очень трудно, а скорее, просто невозможно будет справиться. Поэтому либеральный путь вряд ли имеет достойное будущее.