Показать скрытый текстТрудящиеся города под руководством великой партии Ленина—Сталина осуществляют грандиозное строительство промышленных, жилых и общественных зданий.
Сегодня в городе 480 тысяч жителей.
В ближайшие годы население возрастет до 1 млн. человек.
Настоящее и перспективы строительства Новосибирска — изумительны.
Спрашивается, находится ли генеральный план развития Новосибирска в соответствии с направлением и объёмом роста промышленности, транспорта и городского коммунального хозяйства; что делается в части проектов детальной застройки города; одним словом, имеется ли достаточная архитектурно-техническая документация, утвержденная правительством и обеспечивающая плановое развитие застройки города?
На все эти вопросы, к сожалению, приходится ответить отрицательно.
Составители многих проектов планировки Новосибирска в последние годы сильно отстали, они не поспевают за жизнью, страны не раз и не два перечеркивались, проекты; оказывались негибкими, не удовлетворяли новым, все возрастающим требованиям.
Десять лет проектируется город.
В 1941 году в имеющийся план, вероятно вновь придется внести существенные правки: изменить расчетное число жителей, соединить Первомайский и Мочищенский районы с основным городом затем, чтобы обеспечить нормальное развитие промышленной, жилой и прочих территорий города.
Планировка и реконструкция Советского города включают в себя целый комплекс важнейших вопросов. Добиться успеха в составлении плана можно только методом социалистического реализма.
Это означает, что проект плана города должен решить в тесной взаимной связи следующие основные вопросы.
Удобства: город — это, так сказать, большой дом.
Он должен быть удобен для жизни.
При проектировании нужно предвидеть направление дальнейшего развития и планировать так, чтобы не создавать помех для будущего строительства.
Экономичность: вся современная инженерно-строительная техника градостроительства должна быть призвана к тому, чтобы решить задачи экономичного обслуживания труда и быта трудящихся. Нужно, чтобы как строительство, так и эксплоатация городских сооружений были экономичны.
Архитектура: город должен быть красив. Ему необходимо придать простые, глубоко продуманные формы, отвечающие социалистическому содержанию. В основу всего нужно положить определенную архитектурно-композиционную идею, которой должен быть подчинен весь план в целом и всех его элементов.
Нужен архитектурный ансамбль.
Для осуществления плана надо иметь детальные проекты застройки, с точным рассчетом, сколько и когда потребуется средств и людей и обеспечить контролем, наблюдением и руководством выполнение плана.
Теперь обратимся к имеющемуся проекту.
Называется он «Генеральная схема планировки Новосибирска».
Ново-Николаевску — Новосибирску 45 лет.
Советскому Новосибирску — 21 год.
Строился Ново-Николаевск стихийно, без всякого плана.
Прекрасный бор, существовавший на месте нынешнего города, был вырублен начисто на деревянные домики.
Купчишки построили станцию, мелкие промышленные предприятия, «нахаловки», склады и пр., они лишили город естественной защиты от вредного влияния юго-западных, господствующих ветров, отрезали его от прекрасной реки Оби.
Городской воздух систематически загрязнялся дымом, пылью, копотью.
Ново-Николаевск стихийно развивался в трех самостоятельных направлениях:
- Центральный район получил начало от поселка строителей железнодорожного моста,
- Вокзальный — от вокзала и
- Закаменский — от Алтайского вокзала.
Затем эти районы соединились под разными углами направления улиц и кварталов.
В результате такой застройки дореволюционный Ново-Николаевск в архитектурном отношении представлял из себя серую, бесформенную массу мелких, одноэтажных деревянных домиков, соединенных в безжизненную сетку прямоугольных? однотипных кварталов с грязными улицами.
Все это, конечно, затруднило дальнейшие планировочные работы по реконструкции города.
Но крайне досадно, что эти трудности авторы «Генеральной схемы планировки Новосибирска» даже не попытались преодолеть.
Если сличить план Ново-Николаевска (1909 г.) с планом Новосибирска (1939 г.), то бросится в глаза отсутствие творческой работы, попыток исправить недостатки старого плана.
Предусмотрено просто-напросто механическое прибавление кварталов, если не считать двух правильно проведенных магистралей:
- Вокзальной и
- Октябрьской.
Авторы слишком робко подошли к сетке исторически сложившихся улиц и кварталов.
Между тем старая одноэтажная деревянная застройка позволяла, а в Октябрьском районе и теперь позволяет, придать определенную архитектурную систему и стройность планировке правобережного города.
Железнодорожная магистраль и Алтайская дорога, отрезавшие правобережный Новосибирск от реки, оставлены без всякой архитектурной обработки.
На расположение в городе этих дорог авторы смотрели, по-видимому, как на неизбежное зло.
Действительно, очень жаль, что вместо железнодорожного полотна вдоль реки не тянется сосновый бор.
Но можно и нужно его создать и возвратить городу то, что безжалостно уничтожили бывшие его властители.
Пусть дороги пройдут по сосновому парку или аллее.
Для этого нужно потеснить линии отчуждения и отрезать от кварталов полосу шириной 60—80 метров.
Следует всю набережную Оби превратить в парк, соединив его в соответствующих местах с придорожным бульваром.
Кировский район возник уже после революции.
Здесь еще много свободной земли.
Архитектурно-композиционные возможности богатейшие.
Район расположен на интересной возвышенности, центр которой совпадает с центром города. Естественно было бы воспользоваться этими природными условиями рельефа и отметить «вершину» города сильным планировочным пятном:высокой застройкой, широкой, тщательно прорисованной площадью, энергичным монументом и т. п., а остальную планировку подчинить этому доминирующему центру.
К сожалению, план Кировского района мало отличается от плана правобережного Новосибирска: та же безжизненная сетка улиц и кварталов, и все.
Авторами плана руководил, очевидно, только принцип функциональной связи (мост — вокзал—завод), и поэтому стройной, единой, композиционно продуманной системы не получилось. Но еще не поздно исправить этот план.
Генеральная схема планировки совершенно не учитывает климатических особенностей города.
Подробно этот вопрос невозможно осветить в статье.
Но достаточно указать, например, что город не защищен от вторжения ветров ни с севера, ни с юго-запада.
Из степей Барабы дуют ветры, достигающие большой силы, — 15—20 метр. в сек., являющиеся господствующими в районе Новосибирска.
По отношению к ним весь город (особенно Кировский и Октябрьский районы) расположен крайне неудачно.
Природа создала все условия для «продувной» работы ветра: Кировский район расположен на возвышенности, а правобережные районы — на пологих скатах к Оби, то-естъ как раз навстречу ветру.
Вот и получается: летом — тучи пыли, зимой — резкое охлаждение помещений, обращенных на юго-запад.
На борьбу с вредными влияниями господствующих ветров должна быть прежде всего призвана зелень.
Необходимо глубоко продумать и предусмотреть в плане создание и расположение сильных зеленых массивов, способных оказать противодействие ветру.
В генеральной схеме, правда, показаны в некоторых местах зеленые куски, но они расположены случайно, а районные парки все расположены в восточных частях, откуда ветры почти никогда не дуют.
Зеленые массивы желательно располагать на склонах параллельными поясами, соблюдая известные интервалы.
Планировка зелени внутри кварталов и зелени улиц должна быть также подчинена защитным функциям.
Следует практиковать глубокие отступы жилых домов от юго-западных (Октябрьский район), южных и юго-восточных границ.
В этих местах перед фасадами должны быть посажены высокие деревья смешанных пород. Нужно принять все меры не только к полному сохранению соснового бора в Первомайском районе, но и к расширению его.
Кстати, этот район вообще слабо решен в плане, а расположен он в отличных природных условиях.
Новосибирск, пожалуй, единственный город в Сибири, который так неудачно расположен между тремя глубокими оврагами:
- Плющихинским,
- Каменским и
- Ельцовским.
До сих пор серьезной борьбы против расширения оврагов не было, если не считать устройства нескольких деревянных лотков для собирания весенних и ливневых вод.
Берега оврагов из рыхлых пород земли и даже плывуна ежегодно размываются, обрушиваются, ведут наступление на здоровую землю и постройки.
Укрепление оврагов — сложное дело. Здесь необходимы точные изыскания геологов, использование различных методов укрепления откосов.
Из всех новосибирских оврагов и овражков самыми большими, сильно уродующими город, являются два:
центральный — Каменский и
Ельцовский.
Авторы планировки Новосибирска пошли по пути наименьшего сопротивления, они старательно обошли кривыми улицами и кварталами кривые берега этих оврагов.
Реконструкция оврагов должна заключаться не только в капитальном укреплении их, но и в таком использовании их обширной территории, которое обеспечило бы превращение оврагов в красивое и здоровое место отдыха трудящихся.
Необходимо при городском архитекторе организовать группу специалистов, которой можно было бы поручить на месте разработку всех вопросов проекта реконструкции оврагов.
По нашему мнению, например, Каменский овраг возможно использовать так:
от нового моста, который свяжет Красный проспект с Большевистской улицей, до большого моста новой Октябрьской магистрали разбивается зоопарк.
Вход в него удобно запроектировать в конце Красного проспекта, озеленив территорию перед школой.
Необходимо при этом связать вход в зоопарк с набережной Оби и вообще сделать этот ответственный узел первым уютным и красивым пятном Красного проспекта.
От Октябрьского моста, который нужно запроектировать на высокой дамбе, до следующего моста можно устроить большой и глубокий пруд.
Лесков лог следует засыпать.
Это устранит существующий беспорядок в планировке Октябрьского района.
Набережные оврага (которых пока еще нет) необходимо выпрямить и привести в систему, они должны стать красивыми набережными красивой долины большого социалистического города.
План Новосибирска должен быть глубоко продуман и спроектирован так, чтобы в результате его осуществления трудящиеся получили наиболее благоприятные условия для жизни и работы.
Город должен быть красивым и удобным, и строить его нужно с учетом как климатических, так и других условий и особенностей рельефа.
Архитектор Н. КУЗЬМИН.
Доцент Строительного института.
Скрыть текст