272. Доклад выборных Ново-Николаевского посёлка об основных условиях выкупа земли, подготовленный для общего схода арендаторов посёлка.
28 января 1902 г.
Докладная записка.
Мы нижеподписавшиеся, выборные от арендаторов земли Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА в посёлке Ново-Николаевском, 18-го января с. г., выслушав от г. Управляющего Томским Имением проекты надела выгонной землёй посёлка Ново-Николаевского, при преобразовании его в город, а также предложение высказаться: который из предложенных проектов надела выгонной земли необходим для посёлка.
В совещании своём, при участии многих представителей посёлка постановили: в виду того, что предлагаемого участка земли, всего около 4-х тысяч десятин в каждом из предложенных участков крайне недостаточно - просит кабинет ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА* наделить будущий город участком выгонной земли, оставшимся от надела крестьянских селений:
- Мочище,
- Каменки,
- Гусиного Брода и
- Усть-Ини, количеством,
приблизительно, по сведениям собранным нами, от шести до семи тысяч десятин.
Таковая наша просьба обосновывается на следующих соображениях:
в настоящее время посёлок имеет скота на четыре стада, которые и теперь в силу необходимости недостаточно изолированы друг от друга во время болезни скота в одном из стад, другие три стада, почти, когда не удаётся оградить от заражения, так как при незначительном выгоне совершенно невозможно избежать заражённые места пастбища, которое и обнимает собою площадь до 4-х тысяч десятин.
При этом считаем необходимым отметить следующее явление: посёлок Ново-Николаевский по своему географическому положению находится в таком пункте, что круглый год служит скотопригонным местом, как для местных, так и для скотопромышленников Бийского и Барнаульского округов, так как здесь, по осмотру пригонного скота, производится его убой.
Всего пригонного скота пасётся и затем убивается на местных скотобойнях, по данным полученным от местного ветеринарного врача, от восьми до 10 тысяч голов, что с местным скотом, имеющимся у жителей - до пяти тысяч голов разного скота, составляет весьма солидную цифру и последняя, безусловно, удвоится с преобразованием посёлка в город.
Имея в виду опыт последних шести и, убедившись вполне, что место пастбища до 4-х тысяч десятин не может удовлетворить всей нашей нужды, мы всепокорнейшее ходатайствуем перед ВАШИМ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВОМ об удовлетворении нашей покорнейшей просьбы по наделу посёлка всем оставшимся количеством земли от крестьянских обществ вышеназванных селений.
Кроме сказанного по поводу выгонной земли, позволяем себе обратиться к ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ по другим вопросам. Касающимся будущего города и нас его жителей.
Господин Управляющий Томским Имением, указывая на план выгонной земли, проектируемой для города, на вопрос наш, что означают затушёванные кварталы в самом посёлке, объяснил:
что таковые Управлением Алтайского Округа оставляются за кабинетом ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.
Признавая полное право Алтайского Округа оставлять за собой участки земли какие ему угодно и, зная, что это делается в интересах Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, мы только в силу крайней необходимости позволяем себе смелость обратиться к ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ с покорнейшей просьбой: об оставлении затушёванных кварталов: на вокзальной части № 1 и 2, центральной части № 52, 58 и 70 и за Каменской* части № 1 и 2 - во владении города.
Необходимость заставляющая нас обращаться с настоящей просьбой заключается в следующем:
- на всех названных участках, за исключением 52 и 58, арендаторами возведены постройки - до 80-ти домов, которые занимают самые выгодные по положению места,
- владельцы их будут пользоваться всеми угодьями города и при этом состоя на арендном праве, имеют возможность уклоняться от несения городских повинностей,
примером такого явления можно указать на город Барнаул, который до последнего времени имел в своей черте, на земле КАБИНЕТА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, слободки под названием «Заячьей и Пески».
Город нёс общие расходы по благоустройству их и охраны: как в пожарном, так и санитарном, а равно и в смысле охраны личной безопасности живущих и, ничего от жителей на это не получая, как нам известно, крайне тяготился этим положением.
На основании имеющихся данных из жизни города Барнаула, соображаясь с местными условиями, мы глубоко убеждены, что вообще выделить кварталы или лишиться какой-либо площади - для будущего города равносильно величайшему бедствию.
Всё, что нами высказано по отношению затушёванных кварталов в самом посёлке, тоже можно сказать по отношению к участкам, занимаемыми арендаторами гг. Луканиным, Нобель, Фицер и Общество [м] «Мазут».
На основании всего изложенного, наша покорнейшая просьба заключается в том, не найдет-ли Кабинет ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА возможным не вырезать и не отчуждать означенных участков от будущего города.
На том же предъявленном нам плане, имеется затушёванное место, то есть остающееся в пользовании Алтайского Округа - пароходная пристань.
Не говоря уже о том, что такое место как пристань обещает в будущем владельцу её давать известную доходность, каковая для города служила бы подспорьем, но кроме этого, лишение нас настоящей пристани отразится и не только на одном городском хозяйстве.
Посёлок, будущий город, значащийся на географической карте лежащим на берегу великой сибирской реки, прорезываемый по середине речкой Каменкой, представляется как будто не нуждающимся в воде - на самом же деле в будущем, согласно предъявленного плана, город не будет иметь возможности пользоваться хорошей питьевой водой, как известно, составляющий в жизни человека предмет первой необходимости.
Уже в настоящее время главная масса населения, более трёх четвертей, отрезана от реки Оби линией железной дороги, которая на протяжении четырёх вёрст имеет к реке всего два переезда, что безусловно крайне неудобно, при пользовании водой, в особенности на удовлетворение потребности во время пожарных несчастий.
Один из названных переездов упирается в площадь, занимаемую лесопильным заводом, и которая может быть всегда обнесена изгородью, прекращающей доступ к воде, а другой переезд имеет до восьми путей рельсовых, по которым ежеминутно совершаются манёвры станционного паровоза и чтобы получить воду приходится почти всегда ждать на переезде освобождения пути для проезда чуть не по часу времени.
Так что фактически пользование водой из р. Оби сказанными путями, в настоящее время весьма затруднительно, а с развитием железнодорожной станции такое сообщение будет почти невозможно.
Речка Каменка в летнее время настолько мелеет, что при желании поставить на ней водопровод воды безусловно не хватит для обихода поселковых жителей, и благодаря малому количеству воды таковая от дождевых потоков быстро загрязняется, а во время весеннего таяния снега все ручьи, сбегающие в неё из посёлка, несут с улиц и дворов всю грязь и делают воду речки прямо невозможною для употребления.
Из вышесказанного видно, что кроме места, занимаемого пристанью, посёлку негде будет брать достаточно воды, и если ему потребуется провести для своих нужд водопровод, то такой решительно негде поставить на берегу р. Оби.
Предполагаемый же в наделе городу участок берега, находящийся в конце посёлка за р. Каменкой, совершенно для названной цели не пригоден, так как провести [водопровод] через каменистое дно р. Каменки, лежащей на пути к посёлку, невозможно, если же возможно, то с непосильными для города затратами.
И так обращаясь к месту настоящей пристани, мы отмечаем, что будущий город, лишённый хотя и не большой, но всё же доходной статьи, лишённый здоровой питьевой воды, представляется нам в будущем городом обездоленных и больных людей, при этом ежеминутно находящимся под страшным гнётом необходимости пользоваться загрязнённою водой.
Развитие посёлка обуславливалось соединением двух больших путей сообщения: водного и железнодорожного и только пользование обоими путями дал и даст быстрый желательный рост и развитие посёлку.
Если же один из действующей пристани, то мало того, что город теряет доходную статью, он ещё будет нести расходы на неё, снимая таковую у округа.
В виду изложенного мы покорнейше просим в числе остальных наших ходатайств принять ещё:
1) об отводе полосы земли, идущей к берегу р. Оби, от переезда № 1 - на первой версте по линии железной дороги, от железнодорожного моста и по площади лесопильного завода шириной в 15 саженей и
2) об отводе будущему городу участка земли, занимаемой в настоящее время пароходной пристанью с прилегающим к ней участком свободной земли до границы отчуждения железной дороги.
Местность сзади Обского депо, от отчуждения железной дороги до р. Большой Ельцовки, в одном направлении, и от границы предполагаемой выгонной земли (от дороги в с. Мочище) к р. Оби, в другом направлении, значится остающейся за Кабинетом ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.
И тут в силу крайней необходимости, на основании нижепоименованных причин, возлагаем надежду на ВЫСОЧАЙШУЮ МИЛОСТЬ: в силу крайней нужды город должен бы быть наделён этим участком.
Без этого положение будущего города в центр сельскохозяйственного округа останется ничего не значащим. Учреждением города вызовется в недалёком будущем прилив в посёлок лиц, занимающихся обрабатывающей фабричной промышленностью местное сырьё, согласно здравого коммерческого расчёта, будет обрабатываться на месте.
Другого более подходящего места для сказанной цели посёлок не может иметь, так как намечаемая береговая полоса выше посёлка, для этой цели совершенно неудобна. И будущему городу, с первых же шагов негде будет устроить городской скотобойни, негде допустить устройства: кожевенных, салотопенных и др. подобных заведений, которые в силу правительственных распоряжений не могут помещаться вблизи жилых помещений, а тем более на выгонной земле.
Нам как представителям посёлка и будущего города нельзя не иметь в виду изложенных обстоятельств, так как это всё тесно связано с интересами города, а благосостояние его заключается в этих небольших доходных статьях, которые в своей совокупности представляют из себя тот источник, который даёт жизнь и благосостояние городам.
Если в совокупности взглянуть, по предложенным проектам на будущее возрождающего города, то: ограниченные выгоном, с затушёванными в самом центре и отчуждёнными населёнными участками, лишённый береговой полосы по протяжению настоящей пристани, не имеющий участка земли, под промышленные заведения, на необходимость каковой указывается самим положением города, как на самый существенный источник доходности - будущее такого города плачевно, и можно вперёд предвидеть, что у будущего города при таких условиях, кроме долгов впереди ничего не будет.
Заведомо взваливать на себя и оставить последующему поколению будущего города такое не нормальное, отягощающее положение и обойти его в настоящее время молчание, считаем для себя крайне несправедливым перед людьми будущего, а потому и решились почтительнейше ходатайствовать перед ВАШИМ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВОМ* о принятия на себя труда - повергнуть к стопам ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА наше верноподданническое ходатайство о предоставлении в пользование посёлку, будущему городу, всех просимых здесь земельных участков, так как с этим тесно связано процветание посёлка ИМЕНИ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.
С подлинным верно:
Выборные:
Н. Литвинов [подпись].
В. Соболев [подпись].
Пётр Кривцов [подпись].
Алексей Ляпин [подпись].
Января 28 дня 1902 года.
ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 81. Л. 203-205 об. Заверенная копия. Машинопись, подписи-автографы.
©История города Ново-Николаевска (1893—1908)_Сборник документов_Новосибирск_Новосибирский издательский дом_2020_370с