Укус змеи: что скрывают тайные подземелья вокзала Новосибирск-Главный
.
25.01.2024
Арсений Арсеньев
.
О строительстве главного Новосибирского вокзала можно было в свое время писать производственный роман в духе социалистического реализма. В нескольких томах. Типа «Цемент» или «Как закалялась сталь». Жаль, что никто из сибирских писателей этого не сделал. Вокзал Новосибирск-Главный в СССР принят комиссией в эксплуатацию 25 января 1939 года. То есть ровно 85 лет тому назад.
.
От конкурса на лучший архитектурный проект до принятия вокзала в эксплуатацию прошло десять лет: с 1929 по 1939 год. Конкурс был всесоюзный, на него поступило немало солидных работ, двенадцать из них получили премии.
.
Однако выбранный из сорока пяти вариантов проект киевского архитектора Н.Г. Волошинова впоследствии многократно дорабатыв.ался.
На архитектурной выставке в 1930 году в Новосибирске критиковали малую площадь кассового зала, вестибюля, расположение камер хранения и так далее – в общем, всегда найдется что покритиковать, если очень хочется. А хотелось тогда многим, авторитеты свергались пачками.
.
Наш паровоз, вперед лети!
.
Вскоре после объявления в Москве результатов конкурса на здание Дворца Советов вышла директива по изменению «стилистической направленности советской архитектуры».
.
В Новосибирске немедленно решили соответствовать линии партии - изменили фасад вокзала в стиле ампир.
.
Часть готовых конструкций разобрали.
.
Уже залитый фундамент взорвали, уложили новый, потом еще разок рванули…
.
Суета на стройке объяснялась не только вмешательством партийных и советских органов, не только слабой технической подготовкой кадров, но и творческими спорами самих архитекторов.
.
Под натиском верховных указаний происходил переход от идей авангарда и конструктивизма к идеям неоклассицизма (позже этот стиль назвали сталинским ампиром).
.
Возникала тенденция строить вместо служебных функциональных зданий настоящие дворцы – и это на фоне нищенских народных землянок и дощатых халуп.
.
Разумеется, этот переход к имперской архитектуре сопровождался идейной и творческой борьбой.
.
Потому и строили наш вокзал долго и нервно, потому и называют среди авторов более десятка имен:
Н.Г. Волошинов,
А.И. Лоскутов,
М.П. Клековкин,
Б.П. Савельев,
И.С. Персиков,
К.И. Митин,
Я.Е. Кузнецов,
А.Д. Крячков,
Б.А. Гордеев,
С.П. Тургенев,
Б.А. Биткин.
.
Арочно-сводчатое перекрытие предполагалось продлить над железнодорожными путями в виде главного вестибюля вокзала, распределительного зала для пассажиров.
.
В конкорсе должен был разместиться зал ожидания с рестораном и лестницами к перронам. Длина проектного конкорса – 90 метров.
.
От конкорса отказались, оставили огрызок. Вместо него провели подземный тоннель к пассажирским платформам.
.
В результате центральная часть вокзала приобрела композицию наподобие триумфальной арки,
.
обрамленной пилястрами «тосканского» ордера и увенчанной большим аттиком. Он скрывает от взглядов снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала. Да, имеются элементы эклектики.
.
Крупные ордерные формы и арка витража центральной части фасада плохо гармонируют с боковыми частями здания.
.
А еще наш вокзал – самый большой за Уралом, такой большой, что увидеть его целиком нелегко.
.
Перепады рельефа не позволяют с площади Гарина-Михайловского обозреть всю композицию здания целиком: цокольный этаж не виден.
.
Трудно охватить взглядом все строение и со стороны перронов – слишком близко, ведь большое видится на расстоянии. Но все это – мелочи, к которым новосибирцы давно привыкли. Мы-то прекрасно представляем себе наш вокзал во всем его великолепии, поскольку не раз наблюдали его с разных точек, например с пешеходных мостиков через железнодорожные пути.
.
В итоге получилось чудное сооружение.
.
Слава о красоте новосибирского вокзала гремела по стране еще в довоенные годы.
.
Если кто не знает, приглядитесь: в проекте вокзала воплощена идея мчащегося на восток паровоза: «Наш паровоз, вперед лети, в коммуне остановка»!
.
Были жертвы, но был и героизм; совершались глупости, но и талант часто одерживал верх.
.
— Мало кто знает, что по нашим вокзалом существует реальное подземное хранилище, — говорит известный новосибирский краевед Игорь Резун. — Оно, кажется, около двух уровней.
.
Во время войны здесь хранили вещи пассажиров из разбомбленных по дороге эшелонов.
.
И санинспекция это подземелье регулярно проверяла.
.
Во всяком случае, до реконструкции в 90-е в подземное хранилище прямо с перронов вели входы. Об этом мне рассказывала бывший главный санинструктор, ветеран войны и труда Мария Ивановна Козырчикова.
.
Поэт железобетона
.
Отдельно хочется рассказать об участии в сооружении вокзала Новосибирск-Главный знаменитого инженера-конструктора Николая Никитина – автора Останкинской телебашни.
.
Он родился в Тобольске в 1907 году в семье судебного писаря. Отец не мог гордиться образованностью, но почерк имел красивый.
.
В 17 лет будущего конструктора укусила змея в тайге, и всю жизнь он страдал от последствий ядовитого укуса.
.
Учился в Томском технологическом институте, там и увлекся железобетоном.
.
Этот строительный материал стал страстью всей жизни Никитина; если бы он имел поэтические способности, наверняка сочинял бы о железобетоне поэмы и песни. А поскольку бетон часто используется при сооружении высотных объектов, Николай Васильевич параллельно стал крупнейшим специалистом по ветровым нагрузкам.
.
После окончания института в 1930 году Никитин прибыл в Новосибирск.
.
А тут кипит работа над проектом вокзала. Никитин сходу включился и разработал уникальную арочную конструкцию центрального зала.
.
При этом задуманный прежде архитектурный вид этого зала сохраниться никак не мог.
.
Так что новосибирцы могут гордиться тем, что первая оригинальная архитектурная идея Никитина воплотились именно здесь, у нас, на нашей земле. (Правда, одна из главных магистралей Октябрьского района – улица Никитина – названа не в его честь, и даже не в честь купца Афанасия Никитина (что было бы естественно с учетом бывшего расположения барахолки), а в честь воронежского поэта Ивана Саввича Никитина.)
.
Может быть, и остался бы Никитин на всю жизнь в Новосибирске, и застроил бы наши улицы чудо-домами, но в 1932 году его «соблазнил» проектом ветроэлектростанции Юрий Кондратюк.
.
По инициативе Орджоникидзе проводился конкурс на лучший проект ветряной электростанции, его и выиграл живший тогда в Новосибирске Кондратюк.
.
Грандиозную башню предполагалось поставить на вершине горы Ай-Петри, в Крыму.
.
Никитин делал расчеты по ее надежности и ветровым нагрузкам.
.
Но Орджоникидзе внезапно умер, от строительства необыкновенного объекта отказались, и Никитин вернулся к своим наработкам в этой области уже при сооружении Останкинской телебашни – железобетонной, перевернутой лепестками вниз 540-метровой лилии.
.
Он активно участвовал в строительстве здания Московского государственного университета, сталинских высоток в Москве, монумента «Родина-мать» в Волгограде.
.
Был знаменит на весь мир.
.
Советоваться с ним специально приезжали профессора из Японии и других продвинутых стран.
.
Умер 3 марта 1973 года.
.
Вся жизнь под стук колес
.
Старожилы помнят, каким был наш вокзал лет сорок-пятьдесят назад.
.
Главной проблемой в те годы были очереди за билетами. Кассовый зал днем и ночью перегораживали причудливо завитые цепи людей.
.
Лишь в воинскую кассу очереди были коротенькими.
.
Конечно, никаких компьютеров не существовало, сведения о количестве свободных мест в транзитных поездах поступали часа за два до их прихода.
.
Будут места или нет – стой, жди.
.
Если человеку требовалось уехать в течение суток из Новосибирска, допустим, в Екатеринбург или в Иркутск, он вовсе не был уверен, что это ему удастся.
.
От очередей страдали все, старались купить билеты заранее — в кассах предварительной продажи, но и там стояли толпы. В общем, очереди оставались привычной приметой железнодорожного вокзала на протяжении десятилетий.
..
А куда было деваться транзитным пассажирам, коли нет билетов ехать дальше?
.
В ожидании они занимали все до одной лавочки, все свободные места на полу, располагались во всех углах, в любом закутке.
.
Летом, при хорошей погоде многие сутками «отдыхали» на перронах или где-нибудь поблизости.
.
Легко можно было встретить на расстеленных цветастых одеялах многочисленные цыганские семьи. Конечно, хватало и всяких сомнительных личностей, любителей выпить в нечаянной компании, стырить чемоданчик.
.
Сюда шли и те, кому негде было переночевать по какой-либо причине. В этом скоплении людей милиции приходилось несладко.
.
Да и что скажешь семье с детьми и бабулькой, которые и сами бы рады скорее покинуть гостеприимные вокзальные стены, да билеты не могут купить третьи сутки? Ни о какой гостинице и речи не было.
.
А когда вдруг объявляли посадку на поезд с общими вагонами, без указания мест в билетах, начиналась настоящая вакханалия: каждый стремился в числе первых оказаться на нужном перроне, чтобы занять удобное место.
.
В дверях давили друг друга нещадно, трещали чемоданы, визжали студентки, купленный в подарок торт превращался в лепешку, а пожилые и дети двигались последними, чтоб их не затоптали.
.
Еще одна примета тех лет – калач из человеческих фигур на остановке такси.
.
Очередь стояла – такси не было.
.
Примерно раз в двадцать-тридцать минут откуда-нибудь появлялась «Волга» с шашечками, в нее усаживались очередники, а если оставались места, то и те счастливчики из очереди, кому оказывалось по пути с первыми пассажирами. Нечего и говорить, что за это время очередь прибавляла в росте. Калач был постоянным, круглосуточным.
.
Слава богу, все это кануло в прошлое; хочется думать, что навсегда.
.
Теперь наш вокзал не только замечательное достояние архитектуры, но и вполне цивилизованное место. Чистенькое и культурное. На площади – сотни автобусов, троллейбусов, маршруток, такси. Здесь же – вход в метро: езжай куда хочешь.
.
Курьезы и КГБ
.
Когда на площади Гарина-Михайловского решили построить высотную гостиницу «Новосибирск», возникло неожиданное препятствие.
.
Местное управление КГБ долго не подписывало согласовательные документы под тем предлогом, что любой шпион сможет прямо из окна своего номера фотографировать стратегический объект – железнодорожную станцию.
.
А по фотографии якобы легко установить военную тайну – пропускную способность железнодорожного пункта. Чекисты, чертыхаясь, подмахнули документы лишь тогда, когда им представили сделанные с американских спутников фото – в таком масштабе, что видно было эскимо в руках мальчишки на привокзальной площади.
.
Факты
.
— В России более пяти тысяч вокзалов.
.
Самый большой из них – Казанский вокзал в Москве.
.
Новосибирск-Главный – самый крупный вокзал на Сибирской магистрали.
.
Вторым считается Красноярский вокзал, недавно реконструированный;
.
на третьем месте по величине – вокзал на станции Москва - Ярославская (откуда и начинается Транссиб);
.
четвертый – вокзал Омска.
.
— В Новониколаевске в 1920 году предполагали построить новый вокзал на пересечении Транссибирской магистрали и Красного проспекта.
.
Однако конкурс проектов-идей был объявлен лишь в 1929 году. И возвести новое здание вокзала решили на месте станции Обь.
.
— Во второй половине девяностых годов проведены капитальный ремонт и реконструкция вокзала Новосибирск-Главный.
.
Для обновления фасадов, облицовки пола и стен применяли мрамор и гранит.
.
Ремонтом занимались китайцы. За работу с ними рассчитывались старыми рельсами.
.
— На фасаде здания со стороны путей, недалеко от выхода располагается памятная табличка с текстом: «На этом месте была станция Обь, где в 1897 году, следуя в село Шушенское, останавливался В. И. Ленин».
.
— На этом же фасаде установлена памятная табличка, отмечающая вокзал как место, с которого сибиряки отправлялись на фронт в годы Великой Отечественной войны.
.
— Имя автора легендарных скульптур на перроне до сих пор неизвестно.
.
— Еще одна достопримечательность есть с западной стороны, в стеклянном ангаре стоит макет паровоза «Проворный», который работал в 1840-х годах на Царскосельской железной дороге.
web-страница