Погода: −3 °C
15.12−4...1пасмурно, снег с дождем
16.12−9...−7пасмурно, небольшой снег
НГС.Форум /Основные форумы / Новосибирск: За и Против /

.....а в эти дни 100 лет назад в нашем городе:

  • Советская Сибирь, №187, от 22.8.1922

    „Водоснабжение". В Новониколаевске организовано кооперативное товарищество „Водоснабжение", имеющее целью— снабжение населения города, учреждений и организаций водою.

    Товарищество имеет также ввиду

    взять в аренду существующие водокачки,
    восстановить недействующие,
    соорудить новые,
    организовать доставку воды на дом и т. д.

    Правление т-ва помещается по Барнаульской ул., № 27.

    Членами т-ва могут быть все граждане, организации и учреждения города.

    Паевой взнос—2 руб. 50 коп. и
    Вступительный взнос — 50 коп.

  • Советская Сибирь, №187, от 22.8.1922

    Наши письма

    16 августа состоялись похороны члена правления Кольчугинского центрального рабочего кооператива союза горнорабочих, тов. Ботикова.

    Несмотря на то, что покойный был старым членом партии много работал в союзе и кооперации на его похоронах отсутствовали представители этих организаций, хотя они и были извещены о похоронах.

    Тов. Фадеич, сообщающий нам об этом, пишет, что „становится обидно и горько".

    Правленое Новониколаевского кооперативного т-ва „Водоснабжение“ опровергает заметку «Дельцы торопятся» (в № 182).

    Правление сообщает, что в заметке, сгущены краски и неверно изложены обстоятельства, так как.

    1)собрание избирало не только из числа присутствовавших,

    2)порядок голосования являлся не эсэровским искусством, а соблюдением требования устава

  • Советская Сибирь, №187, от 22.8.1922

    Благодарность

    В воскресенье 13 августа 1922 г. после чтения устной живой газеты в помещении клуба красных казарм, женотделом Вокзального райкома РКП (б.) было устроено угощение для красноармейцев 24-го Особ. стр. полка

    Выносим сердечную благодарность товарищам из женотдела за стремление наладить связь с красными бойцами

    Кор. кружок полка.

  • 23 августа 1922 года, среда

    Советская Сибирь, №188, от 23.8.1922

    Американская колония в Сибири

    III. Работа за рубежом


    Обратимся теперь к работе, проделанной организацией в Америке.

    В Нью-Йорк были отправлены два товарища: Баркер и Калверт, с заранее всех правлением разработанным планом действия. Им поручено было предать широкой огласке факт основания колонии, вербовать членов желающих отправиться в Сибирь и закупать необходимые припасы. Было решено заинтересовать группы людей, работавших вместе на одном предприятии, знающих друг друга, революционно настроенных В разработке этого плана громадную услугу оказал т. Хейвуд, пользующийся широкой известностью и имеющий большие связи среди пролетарских организаций Америки.

    Отъехавшие в Америку товарищи привлекли к своей работе некоторых других лиц и образовали организационный комитет, куда вошли помимо Калверта, Баркера и находившихся в Москве (т. Рутгера, уехавший в европейские страны также входил в комитет), еще т. т. Мюллери, Косгроф, Оуэн, Боддвин, Риз, Скайлер и др.

    Было приступлено к работе и о первых днях ее американские товарищи пишут:

    с большим трудом мы достали контору в которой поместили стол, конторку, столик для „Ундервуда" и полдюжины стульев. Пишущая машинка была куплена в рассрочку платежа, а конторские книги мы совершенно случайно нашли в архиве старого квартиранта конторы." Всё-же, уже с первых дней работа пошла полным темпом. Контора была всегда переполнена людьми, желавшими ехать в Россию; в углу всегда стояли груды ящиков и мешков с инструментами, провизией и книгами для пересылки в Кузбасс.

    Пресса заинтересовалась начинанием и в некоторых газетах в журналах появились объяснительные статьи о положении. Организационный комитет послал специальных агентов в промышленные центры Америки агитировать и вербовать охотников. Работа с отправкой первой группы была очень затруднительна. Ни у кого не было опыта. Нужно было ознакомиться со специальными законами Соед. Штатов о выезде из страны. Нужно было делать много закупок. Недоставало рабочих рук для упаковки, беготни и хлопот. Но, кой как, с грехом пополам, с помощью людей совершенно с колонией не связанных,первая группа была отправлена.

    Приступили к вербовке второй группы. Охотников было так много, что пришлось снять под контору более просторное помещение и привлечь на постоянную работу в конторе некоторых сотрудников.

    Нью-Йоркская контора колонии это на вербовочное бюро. Люди не решают ликвидировать свои насиженные места, бросить привычки и вкусы и отправляться в дальнюю неведомую и неприветливую Сибирь так скоро. Среди более подходящего элемента нужно вести ещё большую объяснительную работу. А среди уже принятых в члены колонии лиц также необходимо вести организационную работу. Их необходимо разбить на группы по специальностям, дать им необходимые инструкции, в месте с ними закупать необходимое обмундирование для холодной зимы. У них сотни других мелких дел и забот.

    Идея создания работ колонии в Сибири встречает широкое сочувствие среди рабочих, в особенности среди углекопов, влачащих жалкое существование. Беда только в том, что опытные шахтеры—семейные, лишены каких либо средств. Перед отъездом они вынуждены продавать свои хатенки и домашний скарб, а для этого требуется не мало времени. И настоящее время Нью-Йоркская контора Ведет переписку с двумя тысячами рабочих.
    запросивших ее об условиях переезда. В проэкте заинтересовались многие общественный деятели, которые оказывают кой-какие услуги колонии.

    Некоторые инженеры, и среди них довольно видные, также заинтересовались проектом. Гениальный теоретик техник Торстейн Веблен, равно как и один из выдающихся горных инженеров, инженер Полаков, изъявили свое согласие приехать в Кузбасс. К сожалению, проф. Поляков, ввиду слабого здоровья, должен был свой приезд отложить. Но и с первыми двумя группами в Кузбасс приехали помимо в высшей степени квалифицированных рабочих, два инженера. Виллиам Ван Гофен, один из лучших строительных инженеров, недавно закончивший постройку нового сталелитейного завода для автомобильной фирмы Форда и построивший колоссальное здание „Стальной Ком. Инленд" в Чикаго, находится в настоящее время в Надеждинске. А другой инженер доктор Виллиам Малер, долгое время, сотрудничавший с крупнейшими химическими предприятиями в Соед. Штатах, находится в Кемерово, где под его руководством будет происходить достройка химзавода.

    Оба они являются членами колонии.

    В. Лосьев.

  • Советская Сибирь, №188, от 23.8.1922

    Вместо Фельетона

    Холера, червь и... поп.

    Газета ,,Кр. Алт." сообщает об аитихолерных молебствованиях, заклинаниях и "заламывании" червя попами в различных селениях Алтайский губернии.

    Некоторое время можно дурачить людей; некоторых можно всегда дурачить, но дурачить всех и всегда—невозможно.

    А. Линкольн


    Если французский аббат или немецкий пастор захотели-бы «обработать» французского пейзана или немецкого бауера на холере и черве — этот номер у них не прошел бы.

    На такого аббата, на такого пастора житель французской или немецкой деревни, посмотрев искоса, отправил бы его, пожалуй, в дом умалишенных.

    Пейзан французский, бауэр немецкий отлично и отчетливо со школьной скамейки знают:

    что есть наука, что такое наука...

    Они знают и верят в науку по опыту. Наука и с червём справится.

    Наука и холеру победит.

    Русский же мужик, невежественный и темный вследствие бывшего трехсотлетнего безграничного владычества и господства над нам коронованных и пронумерованных Петров, Екатерин, Александров и Николаев Романовых—этих „божию милостию помазанников"—твердо думает и верит отделаться от всего молитвой...

    От засухи—молитва.
    От холеры—молитва.
    От червя—молитва.

    Русский поп, независимо от его чина, ранга,—поп с его молитвой и анафемой—это нечто весьма универсальное от всех бедствий и напастей. Это почти маг и чародей времен египетских фараонов.

    1904—1905 года...
    Плюсквамперфектум...

    Давно прошедшее, правда... Но зато известное всем, всеми и не так уж давно нажитое...

    Поэтому такой, ставший объективным, материал единственно наглядный и убедительный для того, кто искренне и честно хочет видеть:

    Белое-белым, черное-черным...

    Итак, русско-японская бойня. Кронштадт...

    Кронштадтский андреевский кафедральный собор полон безумных и одурманеных.

    Главныя лицедействующия фигуры: Превеликий шаман тогдашней императорской всея Руси— „Отец" Иоанн „Кронштадтский"...
    Другая, не менее блестящая по своей обмундировке с орденами на груди, отмеченная „монаршей милостью".— Адмирал русского флота Макаров...
    Сильный запах ладана и воска. Расплывшийся дым ладана пропитал сгущенный и насыщенный дыханием тысячи людей воздух громадного собора.

    Тысяча отяжелевших, одурманенных голов приподняты; завороженные взоры тысячи людей напряженно устремлены к месту пребывания божества—алтарю с открытыми „царскими вратами"...

    Лицедействующая фигуры от насыщенного дымом ладана и спёртого воздуха— кажутся несколько как бы задернутыми какой то чрезвычайно тонкой ажурной плёнкой...
    Эти происходит торжественное благословение "отцом" Ионном адмирала Макарова на „победы и одоления" „всякого врага и супостата"...

    Результат:

    Гибель Макарова на броненосце „Петропавловск" и самого броненосца...
    А там, дальше, Цусима.
    Японец нас из лучшей системы пушкой,
    Мы его—молитвой.
    Он нас из лучшего пулемета,
    Мы его—молитвой.
    Он нас пулей дум-дум,
    Мы его—молитвой.

    —Молитвой...

    Целые вагоны, поезда всевозможных икон и иконок; безчисленные благословения направо и налево:епископов, архиепископов, митрополитов...

    Вплоть до благословения русских мужиков и рабочих, пребывавших в „христолюбивом воинстве", на борьбу с „неверным япошкой"—иерусалимским патриархом Димианом.

    Этот, сидящий у „гроба господня" авансировал победу и одоление „нехристя" посылкой тогдашнему царскому наместнику Дальнего Востока, адмиралу Алексееву, неких кусочков...

    —„Кусочков древа от святого и животворящего креста господня"...

    В результате:

    Мукден, Ляоян и Порт-Артур.

    Шла сплошная молитвенная оргия и беснование; ставка на вмешательство и заступничество кого-то и чего-то, ставка на вовлечение и сообщество самого господа—бога...

    Ставка программа и карта „нехристем-япошкой" бита...
    Молитвенная оргия и беснование.
    Игра в дурачки во всероссийском масштабе.

    1914 год...

    Империалистическая война.

    Козырь другой.

    Скомпрометированной молитвой, скомпрометированными „кусочками древа" теперь не проберешь, не заманишь и не ожесточишь.

    Конечно, и тут делались кое—какие в этом направлении попытки, но попытки эти скорее носили уже характер попыток лишь реабилитации молитвы; конечно, и тут не обошлось снова без попытки на вовлечение и компрометирующее сообщество побед и одолений того же господа-бога...

    Но это было гораздо позднее. Именно, когда победам и одолением как будто определенно и твердо стало улыбаться „военное счастье".

    Так, взятие Тарнополя, Кракова сопровождалось праздничным колокольным звоном с православных пирамид, но—о, ужас!...

    Опять пассаж и конфуз...

    Пришлось отзванивать назад:

    Взятые города и крепости вскоре перешли в руки „врага и супостата" обратно...

    В империалистическую войну—козырь «зверства немцев»...

    На „зверства" был взят твердый курс.

    Зверством немца апеллировали к русскому рабочему и мужику, зверством импонировали на, так называемую, широкую публику.

    Опять игра в дурачки, опять во всероссийском масштабе.

    —Щит на вратах Царь-Града...
    —Дарданеллы...
    —До победного конца...

    Обрабатывали, обделывали и так и этак.

    И почему бы, спрошу, в наше время, невесть еще как далеко ушедшее, какому-нибудь Нижне-Колпаковскому „батюшке" Панюшевской волости, Барнаульского уезда не „обработать" своих собственных прихожан?..

    Я не вижу к противному никаких достаточных и серьезных оснований в самых „пасомых", как таковых...

    Правда, обработка отдельно взятого
    батюшка далека от всероссийского масштаба, она носит, бесспорно, несовершенный, грубый, вполне кустарный характер.

    —Холера...
    —Червь...

    Это-ли не удобный и лишний случай для русских деревенских батюшек взять побольше холста, горы хлеба, яиц и про чего съестного от пасомых?

    —Па-со-мый...

    Само слово говорит за себя, оно характеризует не только колпаковца именно Панюшенской волости, Барнаульского уезда, Алтайской губернии, но всех вообще российских „православных", пребывающих в колпаках, плотно надетых на них „батюшками".

    —Холера, червь и... поп...

    Троица единосущная и нераздельная.

    —На несчастье других батюшки строят свое благополучие,—скорбит наивный корреспондент на деревне.

    Это, товарищ, с точки зрения отцов духовных, одна сентиментальность, одно только миндальничанье...

    Ибо вспомни высокопреосвященных Никандров, патриарха всея Руси Тихона и других—имя же им легион,— вспомни изъятие церковных ценностей.

    Вспомни „канон" и шуйские убийства во имя этого канона—с одной стороны, и голодное Поволжье—с другой...

    Несчастье других для святых отцов церкви—Это михлюдия пустая и суесловие греховное...

    У них во главе угла—свой мамон а, потому, бдительное и неукоснительное наблюдение за плотно надетым на головы „пасомых" колпаком.— и ничего более.

    Владимир Ризенко.

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: