15 августа 1922, вторник
Советская Сибирь, №182, от 15.8.1922
Экономическое положение Сибири
(Доклад предсибревкома т. Лашевича на заседании СТО с представителями экономсовещаний).
Сибэкосо.
— В Сибири,—начал доклад сибирского Экосо тов. Лашевич,—несколько иное организационное положение, чем во всех остальных областных экосо. Сибревком обединяет не только функции сибирского экосо, но и функции административного органа по всей Сибири. Поэтому до последнего времени происходила некоторая путаница с объединением в одном и том же органе, с одной стороны, административных, а с другой—хоз. функций. Только в июне удалось проделать разграничение. Был созван съезд губисполкомов, хозяйственников (вплоть до трестов) а целого ряда других экономических органов.
На этом совещании и удалось окончательно сговориться, размежевать административную область от хозяйственной и утвердить плав работы на будущее. Теперь, нужно думать, экономическое руководство будет проводиться более целесообразно, чем это было до последнего времени.
Продналог и земледелие.
Основные вопросы, которые интересовали сибэкоса, поскольку Сибирь является базой сельскохозяйственной, и были эти два вопроса—сельскохозяйственный и продовольственный. Правда, тов. Осинский бросил мне здесь упрёк, что мы уделяли мало внимания сел. хозяйству. Может быть, в значительной степени он прав; но объясняется это тем, что мы в течение 6-ти месяцев, начиная с октябре по март, занимались вопросами продовольствия. Пришлось произвести чрезвычайный нажим, чтобы выполнить продналог в 100 проц., как этого требовали от нас из центра; и, понятно, если мы в течение 6-ти месяцев занимались изо дня в день продналогом, бросав туда
наиболее крупные силы, ясно, что на все остальные отрасли вашего хозяйства у нас в значительной степени притупилось внимание. Но, как только продналоговая компания была закончена, первое, на что было обращено внимание,— это на вопрос земледелия. В этом отношения дело обстоят чрезвычайно неблагополучно. По сравнению с 16-м годом, посевная площадь достигает едва 50 проц., и в отношении 21-го года, по сведениям губстатуправлений и губземуправлений, замечается недосев процентов на 30. Мы думаем, что это преувелечение, что такого крупного недосева нет (по мнению всех областных работников Сибири, губземотделы имеют тенденцию преувеличивать недосев). Но процентов на 18—20 по всей Сибири недосев имеется. Объясняется это не тем, что крестьянин не хотел сеять. Как раз в Сибири было настроение засеять как можно больше, в особенности благодаря тему, что сев сопровождался хорошей погодой. Но запоздали семена. Мы просили семена, начиная с февраля месяца, но мы их получить не могли. И только благодаря тов. Дзержинскому, который был в Сабира и видел, в каком положении она находится, после его доклада во ВЦИК-е, нам удалось эти семена получить. Но разбросать, развести эти семена в полной мере нам не удалось. Нам этого сделать не удалось ввиду сибирских огромных расстояеий и к тому же началась распутица.
С другой стороны, часть Сибири была не менее голодная, чем Поволжье. Иные уезды абсолютно голодали и голодают сейчас, питаются травой, корнями и чем угодно. Они съели всю скотину, пахать было не на чем. В результате получилось, что даже там, где были семена, не было скота.
Виды на урожай.
Перейдем к видам на урожай. По сведениям, полученным от губстатбюро и губземуправлений статистическим нашим управлением в 1-му июня, картина следующая (если учесть по 5 балльной системе):
Весенняярожь 3
Яровая рожь 2,9
Пшеница2,7
Просо2.4
Ячмень2.4
Овес2,8
Подготовка к реализации урожая.
Второй основной вопрос, который нас интересует сейчас—это подготовка к реализации урожая.
Мы пока, что усиление готовимся к вывозу хлеба. Правда мы может быть, т. Брюханову дадим несколько меньше, чем в прошлом году, но все же дадим порядочно. В настоящее время мы подготовляем прединспектуру, проведи реорганизацию этой продипспектуры и полагаем, что дело по составлению всяких списков будет обстоять лучше, чем в прошлом году. Мы пропустили инспекторов через специальные курсы. Все наши силы сейчас и в смысле агитации а в смысле организации брошены к реализации урожая.
Транспорт.
Но у нас в Сибири мало реализовать урожай, его надо вывезти.
Это—основное. В прошлом году пришлось прислать особую чрезвычайную комиссию тов. Дзержинского, чтобы продвинуть хлеб, который был уже собран. Для того, чтобы в этом году не случилось такого же казуса и не пришлось бы тов. Дзержинскому снова скакать к нам в Сибирь, чтобы собранный урожай вывезти, мы отдали величайшее внимание транспорту. И нужно сказать, что в этом году дело с транспортом обстоит гораздо лучше, чем в прошлом. Очевидно с вывозом хлеба, мы справимся, несмотря на
то, что у вас 56 проц. больных паровозов, 32 процента больных вагонов. Но ремонт в последние 2 месяца продвигался усиленно вперед, а нужно думать, что в этом смысле и в августе, и сентябре ухудшения не будет. Тов. Брюханов усиленно с нас требует, чтобы мы ему дали хлеба, но кроме семячек, которые получил тов. Ломов мы ничего ему не дадим, потому, что ничего у нас нет. По самым точным вашим подсчетам, которые мы произвели в последние две недели, у нас недостаток в 300 тысяч пудов хлеба до нового урожая. Мы создали комиссию, которая перетряхивает все склады. Мы пустила на это дело рабоче-крестьянскую инспекцию и ГПУ, и думаем, что ничего и никто от нас скрыть не сможет. И все таки, по самым точным подсчетам, вам не хватает до нового урожая 300 тыс. пудов хлеба. Мы сняли с довольствия всех абсолютно, за исключением транспортников, угольщиков, детских домов и армии.
Угольная промышленность.
Но для того, чтобы хлеб был вывезен, недостаточно имеет паровозы и вагоны. Нужно иметь еще и уголь.
К 1-му апреля был выполнен 91 проц. задания, т. е.47.605128 пуд. угля. В то время, как в прошлом году у нас не было ни одного пуда запаса к этому времени, сейчас имеется свыше 7-ми миллионов пудов угля на складах губтопов. Можно думать, что в дальнейшем не будет падения производительности.
В прош. году мы ничего не давали угольному производ., ни денег, ни хлеба и оно поэтому упорно не желало работать. В этом году дело обстоит лучше. У нас был двухмесячный запас. Правда,—сей час дело обстоит хуже. Случилось несчастье. Сибуголь перерасходовал полуторомесячный запас хлеба. Так что на август месяц (о сентябре я уже не говорю) у сибугля хлеба нет, и когда я уезжал, там была создана комиссия, которая пыталась этот полутора
месячный перерасход пополнить. Если это нам сделать удастся, то и в дальнейшем и в августе и в сентябре ожидать понижения добычи угля не приходится. Но это только казовая сторона. Если же мы сейчас не примем абсолютно радикальных мер для того, чтобы привести угольное хозяйство в порядок, то потом это будет значительно труднее, и может быть, и не удастся. Сибуголь был переведён на хозяйственный расчет, ничего от гут‘а не получав, кроме хороших телеграмм и директив. Генеральным потребителем угля в Сибири является жел. дорога: 80 с лишним процентов угля потребляет она. Я не знаю, имеется ли у тов. Дзержинского генеральный договор с гутом, но мы от этого генерального договора ничего не получаем. Приходится содержать сибирскую угольную промышленность на местные средства. До сих пор мы обнажали всех; в промбюро в всякие заводы и фабрики, и все отдавали максимум этим основным видам промышленности—углю и транспорту. Но теперь вое исчерпано, никаких других ресурсов у нас сейчас нет и взять эти ресурсы неоткуда. Если из центра не будет оказано содействия к восстановлению угольной промышленности, то через год—два угольная промышленность будет давать процентов на 35—40 ниже (по словам специалистов), чем она дает теперь. По самым строчным подсчётам, для того чтобы оборудовать копи, как это нужно, необходимо 3 миллиона золотых рублей. Они прежде находились в чрезвычайно скверном состоянии, а теперь и подавно после семи лет войны и революции. Сибревкому неоткуда эти деньги взять, если эти деньги не будут отпущены СТО. У нас был фонд пушнины, но нам было приказано его сдать наркомвнешторгу. Ни гроша мы за это не получили. Получали только постановление СТО, что это государственный фонд и что за него мы ничего не получим, После опротестования нами была получена телеграмма тов. Цюрупы, что нам будет выделен за это золотой фонд.
(продолжение будет)