Ответ на сообщение .....а в эти дни 100 лет назад в нашем городе: пользователя Alippa
Советская Сибирь, №226,07.10.1922, суббота
По нашему краю
Заброшенный край.
(От нашего корреспондента)
Далеко на юг от Кузнецка, между небольшими речушками, притоками Томи, Кондомы и Мрасой, широкой полосой тянется сибирская тайна.
В южней части этого района она состоит из сосны, пихты, ели, кедра; в северной-же преобладают деревья лиственной породы и частый мелкий кустарник.
Много всякого зверья и птицы водится в этой тайге; медведь, глухарь, рысь, лисица, утка гусь..
Реки бегут по диким ущельям высоких скалистых гор, богатых драгоценными камнями и разными рудами.
Здесь есть белый и черный мрамор есть и свинец, и медь, и золото.
Когда-то по берегам Кондомы и Мрасы были золотые прииски, но сейчас они заброшены.
Северная часть этого района, в том место, где степь постепенно переходит в тайгу, населена русскими староверами «кержаками», как их называют.
Это хлебопашцы; сеют они много; живут зажиточно, не так как большинство обитателей тайги инородцы.
Последние за не большим исключением занимаются собиранием ягод, ореха, пчеловодством и, главным образом, охотой.
С осени отвозят они в тайгу запас продовольствия, в коробках или туесах из березовой коры; привязывают его где нибудь на пихте или сосне, а зимой приезжают на лыжах на месяц или на два охотиться и питаются им. Пушнину возят в Бийск или Минусинск, или сдают государству в качестве налогов.
Некоторые инородцы в период существования приисков работали там.
Очень немногие из них пашут землю, так как обработка её требует больших трудов; они не имеют и понятия о плугах или сохах, а вскапывают землю особыми деревянными лопатками, первобытным способом.
Пищей им служит "талкан“ (пережженная ячменная мука) и конина, которую они поедают в огромном количестве.
Все инородцы живут страшно грязно, и не знают, что значит ходить в баню или каждый день умываться.
Грамотных среди них насчитывается около 1 проц., в прошлом году кое-где были школы, но сейчас они прикрыты и нет надежды на то, что зимой будут работать, т. к. бывшие там учителя разбежались.
Живя в темноте и невежества, инородцы верят во всевозможных духов и домовых, и хотя они причислены к православному вероисповеданию, но к обрядам церкви относятся равнодушна; в прошлом году там даже возникло что то вроде секты, т. н. «Агуру». Основателями которой были две женщины.
Эта секта не признавала никаких обрядов, через своих последователей и выборных святых, эти «Агуру» приводили в свою веру посредством розог нечистых «шайтанов», инородцев еще на вошедших в секту.
Трудно верить, чтобы в настоящее время, когда революция всколыхнула все уголки нашей огромной Республики, в атом крае,—недры земли которого, наполнены неисчерпаемыми богатствами, — народ, благодаря своей нищеты и невежеству, влачил такое жалкое существование.
Большинство ив них бедняки, они должны быть друзьями Советский власти, но для этого надо разъяснить им, что такое Советская власть, нужно бросить луч света в этот край, чего до сих пор не делалось.
Ведь туда ни одному работнику, ни партийному ни советскому не хотелось заглядывать, хотя эта масса голодающих и оборванных людей имеет право получить поддержку от Советской власти в первую очередь.
И эту поддержку Советская власть должна дать.
Не нужно забывать, что мы живем в условиях НЭП.
Бросив туда даже ограниченное количество средств, привлекая туда на льготных условиях культурные силы, мы через 3—4 года поднимем этот край и окупим все свои расходы, а богатства его не будут распыляться по частным рукам.
Эту практическую сторону также надо иметь нам ввиду.
По нашему краю
Заброшенный край.
(От нашего корреспондента)
Далеко на юг от Кузнецка, между небольшими речушками, притоками Томи, Кондомы и Мрасой, широкой полосой тянется сибирская тайна.
В южней части этого района она состоит из сосны, пихты, ели, кедра; в северной-же преобладают деревья лиственной породы и частый мелкий кустарник.
Много всякого зверья и птицы водится в этой тайге; медведь, глухарь, рысь, лисица, утка гусь..
Реки бегут по диким ущельям высоких скалистых гор, богатых драгоценными камнями и разными рудами.
Здесь есть белый и черный мрамор есть и свинец, и медь, и золото.
Когда-то по берегам Кондомы и Мрасы были золотые прииски, но сейчас они заброшены.
Северная часть этого района, в том место, где степь постепенно переходит в тайгу, населена русскими староверами «кержаками», как их называют.
Это хлебопашцы; сеют они много; живут зажиточно, не так как большинство обитателей тайги инородцы.
Последние за не большим исключением занимаются собиранием ягод, ореха, пчеловодством и, главным образом, охотой.
С осени отвозят они в тайгу запас продовольствия, в коробках или туесах из березовой коры; привязывают его где нибудь на пихте или сосне, а зимой приезжают на лыжах на месяц или на два охотиться и питаются им. Пушнину возят в Бийск или Минусинск, или сдают государству в качестве налогов.
Некоторые инородцы в период существования приисков работали там.
Очень немногие из них пашут землю, так как обработка её требует больших трудов; они не имеют и понятия о плугах или сохах, а вскапывают землю особыми деревянными лопатками, первобытным способом.
Пищей им служит "талкан“ (пережженная ячменная мука) и конина, которую они поедают в огромном количестве.
Все инородцы живут страшно грязно, и не знают, что значит ходить в баню или каждый день умываться.
Грамотных среди них насчитывается около 1 проц., в прошлом году кое-где были школы, но сейчас они прикрыты и нет надежды на то, что зимой будут работать, т. к. бывшие там учителя разбежались.
Живя в темноте и невежества, инородцы верят во всевозможных духов и домовых, и хотя они причислены к православному вероисповеданию, но к обрядам церкви относятся равнодушна; в прошлом году там даже возникло что то вроде секты, т. н. «Агуру». Основателями которой были две женщины.
Эта секта не признавала никаких обрядов, через своих последователей и выборных святых, эти «Агуру» приводили в свою веру посредством розог нечистых «шайтанов», инородцев еще на вошедших в секту.
Трудно верить, чтобы в настоящее время, когда революция всколыхнула все уголки нашей огромной Республики, в атом крае,—недры земли которого, наполнены неисчерпаемыми богатствами, — народ, благодаря своей нищеты и невежеству, влачил такое жалкое существование.
Большинство ив них бедняки, они должны быть друзьями Советский власти, но для этого надо разъяснить им, что такое Советская власть, нужно бросить луч света в этот край, чего до сих пор не делалось.
Ведь туда ни одному работнику, ни партийному ни советскому не хотелось заглядывать, хотя эта масса голодающих и оборванных людей имеет право получить поддержку от Советской власти в первую очередь.
И эту поддержку Советская власть должна дать.
Не нужно забывать, что мы живем в условиях НЭП.
Бросив туда даже ограниченное количество средств, привлекая туда на льготных условиях культурные силы, мы через 3—4 года поднимем этот край и окупим все свои расходы, а богатства его не будут распыляться по частным рукам.
Эту практическую сторону также надо иметь нам ввиду.




