Коль скоро эта тема началась в теме про продюсеров, позволю себе сразу же привести пример работы новосибирского продюсера Василия Ниссена.
Хардыы 2011 "В замке"
Группа из Якутии, не из Новосибирска. Начинала в Якутии в начале 90-х годов, но записана была только в прошлом году. Василий Ниссен привез их в Новосибирск, записал и организовал небольшой тур по концертным площадкам Н-ска. Ниже - мой репортажик с одного из таких концертов, состоявшегося в "Бодрячей Собаке". Я его размещал на одном из своих сайтов, деятельность которого прекратил из-за неуспеваемости:
Найти альбом можно на рутракере. Якутский рок отличается от традиционных представлений о рок-музыке. Может быть, потому что люди, которые его играют, делают свою собственную музыку, особо не ориентируясь на каноны, авторитеты и идолов. А может быть, это некий особый уровень восприятия людей, которые выживают в зимы с морозами за минус пятьдесят. А может быть, и то и другое и ещё нечто, позволяющее музыкантам из Саха-Якутии по особому чувствовать ритм Земли и музыку Солнца, Ветра, Воды и Огня. А ещё, возможно, потому что якуты не заморачиваются урбанистическими проблемами и социальными неврозами, а творят по принципу «Что вижу — то пою». А потому и песни их получаются искренними, лёгкими и тревожащими «под ложечкой» нечто такое, что мы всегда знали, но забыли или сознательно не хотим об этом думать.
Чолбон, Чоорон, Дапсы... Названия, подобные собственным именам из магической книги или древнего эпоса. Единожды проникнувшись этой музыкой, созданной детьми суровой северной природы, «соскочить» с неё невозможно. Для несведущих, скажу, что легендарная группа Чолбон из Верхневилюйска, издавалась ещё на виниловом мега-лейбле СССР «Мелодия». Их называли и называют якутскими Pink Floyd, хотя это очень самобытный прог-роковый коллектив безо всякого явного сходства с британцами.
Якутия в начале 90-х годов стала одним из центров перестроечной контр-культуры.
«Я родом из Нерюнгри, а Нерюнгри в то время — это была очень мощная комсомольская стройка, БАМ, туда стекались молодые и очень активные люди со всей страны», говорит продюсер Василий Ниссен. «Эти люди всегда сами стремились организовать свой досуг, причем именно так, как им того хотелось. Средний возраст жителя был меньше 30 лет. По части музыки Нерюнгри был гораздо прогрессивней, чем столицы: Новосибирск и даже Москва. Новосибирск тогда тоже был очень активен в этом смысле, здесь был и Бугаев и Фонд Молодежной Инициативы, и между Якутией и Новосибирском был постоянный культурный обмен».
Мне где-то в интернете, как-то попались записи с якутского фестиваля «Табык», довольно скромного «бутлежного» качества. Не помню уже какого года были эти записи (а «Табык» проводится ежегодно, с 1990 года), но именно на них я первый раз услышал несколько песен героев сегодняшнего вечера, группы Хардыы. Я не знал ни кто они, ни откуда, но название, панковкая манера подачи и пара мелодий накрепко засели в голове. И вот этой весной, я узнал от Василия Ниссена, что Хардыы будут здесь в апреле и дадут несколько концертов. Пропустить такое было просто нельзя.
«Собака» - не самое лучшее место для таких концертов. В основном, из-за относительной дороговизны сопутствующих блюд и напитков и большого числа столов и стульев. Но зато в ней есть некая атмосфера приветливости, которые любую вечерину превращают в некий сорт «домашних посиделок», когда ни музыканты, ни зрители не чувствуют никакого дискомфорта.
А когда на сцене появились Хардыы (точнее — один Ганнибал, он же Гаврил Колесов, в обнимку с гитарой), эта домашняя приветливая атмосфера трансформировалась в лучезарное тепло, заполнившее «Собаку» с первого аккорда.
«Послушайте песни маленькой сельской группы Хардыы, что значит Шаг», представил себя Ганнибал публике. Он перед каждой песней давал коротенькие и емкие пояснения о чем будет та или иная песня, все песни Хардыы исполняли на якутском языке. И вот эти маленькие ремарочки Ганнибала придавали особый шарм.
Были песни «про Якуточку, которая танцует на снегу», «Про кольцо, которое снимают, когда идут налево», «Про назойливую муху», «Про гадание на щепках — когда идешь из школы домой и там нахулиганил, гадаешь на щепках: влетит дома или нет». Простые, яркие и красочные зарисовки из реальной жизни, простые и трогательные картинки... И при этой всей простоте, положенные на супердрайв мотивов и ритмов, которые подбрасывают задницу в пляс.
Это музыка, под которую хочется танцевать. Когда она становится медленней, замедляется и ритм сердца, когда быстрей — и сердце бьется сильней. И хочется двигаться и двигаться и двигаться. Это какое-то шаманское колдунство, доложу я вам.
Но если даже отвлечься от эмоций, которые рождает эта магия музыки Хардыы, можно заметить, что парни — очень хорошие музыканты. Стройные и качёвые риффы, драйвовые соло, грув — налицо все признаки отличного качества рок-группы. Жанр или стиль определить «на глаз» невозможно. Все настолько самобытно и аутентично, что в закладках даже видавшего виды меломана не находится нужный «ярлычок». «Кто-то где-то написал, что мы рок. Или даже панк. Не знаю», Ганнибал даже не заморачивается по этому поводу.
Наверное, это и правильно. Просто жить и петь всё то, что ты видишь. И нам, замороченным на своих выдуманных проблемах — это лишний повод задуматься. И спасибо «Хардам» за чудесный вечер и пищу для размышлений. И спасибо Василию Ниссену за то, что вытащил ветеранов якутской рок-сцены для записи и гастролей. Низкий поклон вам, друзья.
Целительница Теодория: Сестра брата жены двоюродной соседки великой Ванги!!!