Гм, ну кажется несколькими постами ранее я исчерпывающе высказал мнение о Зорне и ему подобным. Расстарался на большое число знаков по ссылкам. И дело тут не в политике, или в чем-то еще (просто если принимать во внимание еще и эти константы, то наверное придется плеваться еще сильнее). А разводилово здесь, скорее всего, именно в магическом ореоле "джазового авангарда", который притягивает многих также, как и указанную в примере выше бабульку в Большой театр. Ибо культура.
Меня как-то одна женщина вытаскивала в филармонию на Толкачевский бэнд, который показался мне скучным и невыразительным, и поэтому все культурное действо ковырялся в носу, скатывая из козюлек шарики и швыряясь ими в зрителей, сидящих ниже, особенно стараясь, чтобы они прилипли к ихним волосам, за уши или лучше всего за шиворот. Намного интереснее были разговоры в антракте: я специально ходил от людей к людям прислушиваясь. Ну большая часть отзывов заключалась в исчерпывающе лаконичном обмене вроде "хорошо играют", - "да, играют", один дядька лет 40-ка в костюме от Кензо обьяснял девочке лет на 15 младше, мол, что что играет бэнд - это не какая-то плохо структурированная маловнятная каша, а оказывается "хард боп с сильными хроматизмами".
Феномен здесь, как мне кажется, в том, что современный массовый слушатель, терзаемый поиском неких высокодуховных культурных констант, как правило сильно подвержен мнению неких признанных авторитетов, среди которых, например, существует некоторая признанная иерархия, при этом ценность мнения спикера во многом зависит от положения спикера. Ну, например, непременным авторитетом в области джаза является журнал Downbeat, и если в нем отрецензировали кого-нибудь употребляя массу эпитетов наподобие "шедеврально", то значит так оно и есть, а если меньший по статусу журнал Cadence music то же самое отругал, к его мнению прислушиваться не стоит.
Зорн, кстати отлично эту штуку понимает, сделав себе имя на ранних авангардных работах вроде naked city (с точки зрения академического авангарда, совершенно детских и невнятных) и получив прижизненный статус гения, он может делать все что хочет. В настоящий момент его понесло в другую крайность, - ну большая часть его нынешних работ это что-то такое чрезвычайно буржуазное тягуче-рафинированное без единой свежей мысли. На профессиональном жаргоне это называется "музыкальные фотообои". Кстати, по этому же принципу пошел наш отечественный попсодел Игорь Крутой, обычно пишущий коммерчески успешный попс, - он заколбасил несколько пластинок эдакого трансика под пианино наподобие Роберта Майлза. Релевантная пресса окрестила это все дело "новаторским и гениальным классическим авангардом", хотя там не то что до Роберта Майлза (который кстати сейчас ударился в совсем странную музыку), но и до безымянных итальянских итало-диско продюсеров далековато.
Так же и с Зорном, послдние пластинки которого беспомощны. Все же он полусумасшедший эпатажник (в хорошем смысле) но никак не академист: на слишком, банальную и неинтересную основу понатыкана куча всяих авангардых приемчиков, которые смотрятся ни к селу ни к городу. Простая музыка может быть интересной, и без всяких атональностей. Вот,например хороший современный джаз, по меркам всяких экспериментаторов, наверое не то что простой, примитивный. Однако, смысла, техники, чувства и прочего в этих девяти минутах здесь намного больше, нежели во всей дискографии цадик рекордс за последние лет 10.