Девочки, я нашла интеерсную статью про отлучение от груди.
Большинству вроде уже не актуально, но вдруг кому пригодится.
Показать скрытый текстДанная статья является отрывком из книги "Развитие личности ребенка от года до трех", выпущенной издательством "РАМА Паблишинг". Автор статьи - Иванова Екатерина Сергеевна.
Отлучение ребенка от груди - важный этап во взаимоотношениях матери и малыша. Для малыша - это первая большая, хотя и вполне естественная потеря. Как все потери, она может быть травматична, с одной стороны, а с другой - таить в себе новые возможности.
Психологическая подготовка мамы к предстоящему отлучению малыша от груди - верный способ помочь обоим пережить этот период без особых потерь и обрести новые навыки общения и взаимодействия.
Как принять решение об отлучении от груди
Нередко окружающие начинают внушать матери, особенно если она не слишком опытна или не уверена в своих силах, что продолжать кормить грудью после года - это вредно. "Молоко портится", "ребенок избалуется" - эти и еще целый ряд "страшилок" обрушиваются на женщину, которой нелегко противостоять стремлению окружающих вторгнуться в те удивительные отношения, которые уже сложились между ней и ребенком.
Все эти более или менее заинтересованные лица дают свои, вполне обоснованные, рекомендации, опираясь на самый разный научный или практический опыт. С психологической точки зрения значим лишь один критерий - желание самой матери продолжить или прекратить данную форму контакта с ребенком.
Что это значит?
Способность вырабатывать грудное молоко у женщин тесно связана с материнским инстинктом и мало поддается каким-то иным формам контроля, помимо стремления дать маленькому, беспомощному, зависимому существу то, в чем оно так нуждается - пищу и тепло. Известны случаи, когда нерожавшие молодые девушки и женщины, перешагнувшие рубеж климактерического периода, вскармливали младенцев, оставшихся без матери, за счет систематического длительного прикладывания и сильного желания спасти ребенка. Известны и другие примеры, когда у матери "пропадает" молоко через месяц-другой после рождения ребенка, что связано с нежеланием поддерживать общение с малышом на столь близком уровне. Этот страх тесного контакта часто оправдывают переживанием стресса, необходимостью выйти на работу, болезнью и т д
Причины могут быть различны, и обсуждать их нужно с каждой женщиной индивидуально. Важно одно: давая ребенку грудь, женщина предоставляет ему свое тело, время и внимание - те ресурсы, которые жизненно необходимы ей самой. Мать имеет право решать, как долго она готова делить эти ресурсы со своим ребенком и насколько ее устраивает то, что она получает взамен - не секрет, что после родов здоровье и эмоциональное благополучие матери существенно зависит от того, осуществляет ли она грудное вскармливание или сразу переводит ребенка на искусственное питание.
Здесь стоит еще раз подчеркнуть, что только желание или нежелание матери является определяющим. Нет никакого смысла и пользы продолжать давать ребенку грудь, испытывая при этом раздражение, боль (физическую или эмоциональную), дискомфорт, желание "чтобы это поскорее закончилось" - малыш все это чувствует, но совершенно не понимает, почему "титя стала плохая", почему мама старается ее поскорее забрать. И он будет изобретать все новые варианты удержать грудь, экспериментируя с прикусыванием, стискивая ее ручонками, щипая, и при этом искренне удивляться и расстраиваться из-за того, что маме это не нравится.
Обратная ситуация возникает, когда женщина прекращает вскармливание, продолжая желать такого общения с ребенком. У нее может возникнуть сильное чувство неудовлетворенности, необоснованное беспокойство за малыша, ощущение, что она перестала его понимать - эти симптомы нередко дают толчок к формированию поздней послеродовой депрессии. Восстановление контакта (а если желание кормить грудью действительно сохраняется, то молоко легко возвращается даже после перерыва в неделю и более) приводит к повышению настроения, улучшению взаимопонимания между мамой и малышом, снятию у обоих депрессивной симптоматики.
Таким образом, только мама принимает самое верное решение о том, как долго она будет кормить грудью и когда, под влиянием каких субъективных причин она намерена отлучить ребенка от груди. Чем больше она будет прислушиваться к ощущениям своего тела, к своим переживаниям, сопровождающим процесс кормления, к поведению малыша, когда он просит грудь, когда находится возле груди и когда уже "пообщался с ней", тем более взвешенным будет решение об отлучении, а переход к другим формам контакта пройдет более мягко и без потрясений.
Психологически безопасные техники отлучения от груди и профилактика основных ошибок
Среди стратегий отлучения от груди можно выделить две основные. Сразу оговоримся, что предпочтение той или другой зависит от темперамента матери и ребенка, а также особенностей сложившихся между ними отношений.
Стратегия 1: "мягкое отлучение". Большинство рекомендаций, которые можно встретить в различных пособиях для молодой матери, на родительских сайтах и форумах, направлены на стратегию "мягкого" отлучения, когда маме предлагают постепенно сокращать количество дневных кормлений, оставляя на некоторое время ночные.
Плюсы этого варианта: молоко убывает постепенно, вероятность лактостаза сведена к минимуму, а ночью, когда ребенок особенно эмоционально уязвим, у него остается возможность найти успокоение и безопасность возле мамы, воспользовавшись привычным и безотказным способом.
Среди минусов можно отметить, что подсчет количества дневных прикладываний и борьба с ребенком за их неуклонное сокращение может маме дорого стоить в эмоциональном плане - это чревато "срывами", агрессией по отношению к ребенку, резким исчезновением молока, усталостью от затяжного процесса отлучения в целом.
Желание матери "поскорее с этим покончить" будет провоцировать малыша на различные ухищрения: от искусных манипуляций, когда малыш с нежностью, сидя у мамы на коленях, лепечет "титя", до бесцеремонных требований, переходящих в крик, плач, обиду и искреннее непонимание, почему вчера было можно "титю кушать", а сегодня нельзя.
Кроме того, "мягкое" отучение чревато тем, что матери приходится многократно объяснять ребенку, почему он больше не получит желаемого. Различные внушения типа "титя плохая", "титя болит", "молочко испортилось" для малыша являются совершенно непонятным поворотом событий, к тому же он имеет возможность попробовать и убедиться, что все так же замечательно, как и прежде. Вот тут у ребенка впервые закрадываются смутные подозрения, что взрослые не всегда говорят правду, начинает зреть желание все проверять самому. Наиболее полно это стремление реализуется в подростковом возрасте, но первые опыты по проверке слов взрослых не заставят себя ждать и будут осуществлены уже в ближайший год.
Можно отметить две основные рекомендации, позволяющие свести до минимума отрицательные стороны этого варианта отлучения от груди:
- во-первых, в дневное время маме следует уделять особое внимание играм и занятиям с малышом, чтобы он имел возможность убедиться в том, что она его не бросила, что с ней можно продолжать общаться, но уже по-другому, хотя и не менее интересно и увлекательно;
- во-вторых, настойчиво попросить свое ближайшее окружение воздержаться от комментариев и оценок по поводу длительности и сроков грудного вскармливания, объяснив, что для ребенка важно сохранить положительные воспоминания об этом этапе отношений.
Ребенок, который знает, что "титя хорошая", в ответ на негативные замечания будет лишь настойчиво стремиться проверить этот свой опыт, убедиться в его правильности, и ложь взрослых вызовет только агрессию, усилит и без того нарастающий негативизм в поведении.
Стратегия 2: "единовременное отлучение". Эта стратегия практикуется довольно широко, так как нередко женщина сталкивается с необходимостью выйти на работу, приступить к учебе либо прекратить грудное вскармливание по причине инфекционного заболевания.
По сути, это одномоментное прекращение данной формы контакта. Важно осознавать, что против этого варианта выступают многие специалисты по грудному вскармливанию и детские психологи. При резком прекращении кормления грудью наблюдаются серьезные изменения в поведении ребенка: либо увеличение агрессивных реакций, неуправляемость, либо признаки младенческой депрессии, проявляющиеся в замыкании ребенка, отказе от пищи, нарушениях сна, страхах, появлении навязчивых действий, вплоть до симптомов аутизма. Но обычно эти проблемы развиваются не столько из-за резкого отлучения от груди, сколько из-за отсутствия матери, которая вышла на полный рабочий день или уехала на сессию в другой город.
Фактически такими реакциями ребенок демонстрирует острое переживание утраты значимого объекта, которые вполне можно регулировать, если мать, отказав в контакте с грудью, осталась с ребенком и продолжает осуществлять уход, общаться и играть с ним. В этом случае малыш получает важный опыт, связанный с тем, что желанный объект может перестать принадлежать ему, но он сам остается живым, целым, любимым.
В отличие от "мягкой" стратегии, при одномоментном отлучении очень важна формулировка причины отказа матери. Можно сказать, что "титя устала", что "молочко кончилось". Не стоит говорить, что "титя заболела" или кто-то (птичка, дядька с мешком, милиционер и проч.) унес молочко с собой - образ болезни или опасной внешней фигуры может спровоцировать у ребенка "беспричинные" страхи чужих людей, темноты, проблемы с засыпанием.
Основная рекомендация, связанная со стратегией "единовременного отлучения", - оставаться в контакте с ребенком. Очень важно, чтобы это был эмоциональный контакт, связанный с совместными играми, общением, а также контакт физический, телесный: объятия матери, массаж ножек и ручек, поглаживания, причесывание волосиков, купание, веселая возня - все это с успехом может заменить ребенку в возрасте после года те ощущения, которые были ценны и значимы при общении с материнской грудью.
К чему нужно быть готовым после того, как произошло "полное" отлучение от груди
Самые невинные уловки, на которые может пойти ребенок, чтобы вернуть эту форму контакта, - невзначай забраться на колени, начать ласкаться, ворковать и лепетать, как это было ранее, провоцируя мать к тому, чтобы она, потеряв бдительность, согласилась дать ему грудь.
Самый конструктивный вариант - перевести это в веселую возню, сопровождающуюся объятиями, легкой щекоткой, потешками и смехом. Если же это происходит перед сном, то лучше спеть малышу колыбельную, покачав на руках. По сути, ребенок в такой форме просит внимания, общения, и он имеет полное право их получить тогда, когда ему это нужно, а не когда у взрослых появится время или чувство вины, связанное с тем, что они давно не занимались малышом.
Более сложный прием, которым может неоднократно воспользоваться ребенок, - это крики, истерики, прямое требование все вернуть. Здесь полезно вспомнить, что дети - отличные манипуляторы и самые опытные (слово "опыт" здесь означает эксперимент) практические психологи, они тренируются ежеминутно и ставят эксперименты, конечно же, на самых близких людях - своих мамах и папах. Мы, люди взрослые и понимающие, что в жизни бывает всякое, обязаны позволить им, помимо положительного результата, получить еще и опыт отрицательный - чтобы они научились с ним справляться. Только так ребенок взрослеет. Сочувствуя его трудностям, мы должны придерживаться принятого решения - чтобы малыш понял, что в жизни и в общении есть границы и не всегда он будет их устанавливать.
Итак, конструктивным вариантом в этом случае будет поведение по схеме: назвать чувства ребенка, подтвердить, что он имеет право переживать отрицательные эмоции, а затем твердо повторить то, что было сказано изначально: больше он титю кушать не будет. Например, в ответ на истошные крики: "Дай! Нядя! (= надо)" стоит сказать что-то вроде: "Ты сейчас сердишься. Ты злишься, что я не даю тебе титю. Ты имеешь право сердиться, но я больше не хочу давать тебе титю - она устала". Если ребенок стал кричать чуть меньше - стоит переходить ко второму этапу совладания с истерикой - переключить его на что-то интересное.
И наконец, самый изощренный способ, который может сильно поколебать решимость мамы прекратить грудное вскармливание, это болезнь ребенка. Вялость, слабость, высокая температура, отказ от еды и совершенно жалкий вид - очень сильный комплекс приемов, который у любой матери обостряет чувство вины и сомнения в том, что она поступила правильно, лишив ребенка поддержки. Если женщина "сдастся без боя", ребенок сразу поймет, что, изображая или действительно испытывая физические страдания, он может ловко управлять мамой, быстро получая желаемое. Такая форма поведения сразу войдет в привычку и будет использоваться по любому поводу.
Как поступить в таком случае? Во-первых, нужно исключить вероятность серьезного заболевания: пригласить врача, обязательно сообщить ему, что только что произошло отлучение ребенка от груди и обсудить, не являются ли симптомы болезни реакцией на происходящее. Далее следует предложить ребенку новые (или, наоборот, проверенные, любимые) игры - такие, которые смогут отвлечь его от переживаний. Очень важно подчеркивать, как много он уже может, скольким вещам уже научился - это побуждает ребенка принимать роль взрослого, убеждает в том, что окружающие ценят, когда он демонстрирует свои способности, умения.
Вероятнее всего, ребенок, склонный путем болезни реагировать на изменения в окружающем мире, еще не раз попробует таким образом повлиять на ситуацию. При этом важно, чтобы близкие люди научили малыша иным, более конструктивным и менее разрушительным для него самого приемам совладающего поведения, когда, потеряв что-то важное, ребенок приобретает нечто новое - более полезное, удобное, значимое или интересное.
Рекомендации маме, намеренной завершить грудное вскармливание
Если вы уверены в правильности своего решения, оставайтесь твердой до конца. Ребенок может плакать и устраивать истерики. Окружающие, те самые, кто говорил про "плохое молоко", будут настаивать, чтобы вы дали, наконец, ребенку грудь и "не мучили его". Ваша задача - сохранять спокойствие и твердо придерживаться принятого решения. Вы имеете полное право решать, как долго ребенок будет нарушать границы вашего тела и как вы это будете регулировать: либо уговаривая ("мягкая стратегия") либо раз и навсегда сказав "нет" ("стратегия единовременного отлучения") - любой вариант приемлем, если он совпадает с вашей манерой поведения, а ребенок и окружающие обязаны с этим считаться.
Если вы, прекратив вскармливание, стали ощущать приступы необъяснимой тревоги за ребенка, пустоты, если вам физически не хватает его запаха, тепла, характерных движений, прикосновений, звуков, попробуйте вернуться и снова предложите ребенку грудь. Если он согласится (a он тоже имеет право выбирать), без всяких сомнений можете продолжать - видимо, вы оба еще не все пережили через эту форму общения. Если ребенок откажется (из-за обиды, недоверия или по каким-то своим, неведомым нам, взрослым, причинам) - уважайте его решение, не настаивайте. Потребность в физическом контакте можно восполнить через массаж, пальчиковые игры, просто чаще обнимая и поглаживая ребенка, называя при этом все, к чему прикасаетесь. Это позволит малышу сформировать адекватное представление о себе, улучшит способность контролировать, управлять различными частями своего тела, чувствовать их, переживать радость и удовольствие благодаря им.
Сцеживание и перетягивание груди полотенцами - это пережиток прошлого, больше похожий на наказание матери за попытки "уклониться" от своих обязанностей. Гораздо правильнее - сократить на несколько дней потребление жидкости и максимально занять себя и малыша, чтобы отвести внимание от груди. Если время для отлучения выбрано верно, организм сам довершит начатое и прекратит выработку молока. "Сцеживаясь", женщина посылает организму сигнал, что нужно продолжать вырабатывать молоко; перетягивая грудь, она нарушает процесс кровообращения, испытывает дискомфорт, последствия чего могут быть очень неприятные - вплоть до заболеваний груди.
Хвалите себя за то, что вы уже дали своему ребенку, и за те новые способы взаимодействия, общения, игры, которые изобретаете и пробуете, окончив кормить малыша грудью. Пытаться быть идеальной мамой - излишне. Эффективнее опираться на принцип "необходимо и достаточно": быть хорошей мамой, давая ребенку то, в чем он действительно сейчас нуждается, и побуждать его двигаться дальше, с благодарностью прощаясь сначала с грудью, затем с некоторыми игрушками, привычками. Пришло время искать и находить более подходящие для его возраста занятия и способы общения с миром.
Скрыть текст