Живая система, в том числе и организм, это структура, состоящая из достаточно автономных подсистем, которые подсистемы состоят из своих достаточно автономных подсистем и так далее.
Собственно любое управление это в том числе и разделение именно на автономные подсистемы. С определённым уровнем автономии каждой.
Кстати, автономия предполагает, что данная подсистема может обладать некоторой формой сознательности. Собственно автономия и означает - наличие собственной воли.
В предельном, в некотором смысле - пародийном по отношению к организму, аспекте примером разделения может служить - механизм. То есть механическое устройство, предназначенное для решения конкретных проблем, управляемое внешним сознанием.
Но даже в этом случае есть относительная автономия частей - детали и узлы механизма. Которое могут быть заменены. Внешним сознанием. Но своеобразная автономия - есть, обычно пропорциональная сложности. Своеобразие в том, что замена и ремонт деталей требуют обычно меньшего уровня компетенции (внешнего сознания).
Интересный случай при этом составляет - психика.
Она тоже - состоит из достаточно автономных систем, управляемых, по идее (!) - умом.
Ну, все на собственном печальном примере имеют свидетельство о том, что бывают в жизни случаи, когда не всегда удаётся контролировать автономность и психики, и организма (болезни, аффекты, голод и т.д.).
Но внимание к этому подавляется социальной жизнью и представлениями, в том числе и теоретическими.
Однако есть область существования, в которой автономность вступает в достаточно безобидном и живописном виде.
Это - сон со сновидениями.
Всё именно так и воспринимается - во сне субъект общается с достаточно автономными феноменами и в относительно структурированных ситуациях и, скажем так, "декорациях".
Вопрос в том, обладают ли персонажи сна чем-то вроде сознания, или даже просто - своеобразного, но сознания.
Пропустим механическую модель сна - все и так могут теоретизировать на этот счёт, а также имеется множество моделей такого рода.
Вот модель сна в буддийском аспекте. Кстати - не менее рациональная, чем механистические.
В буддийской трактовке психику можно разделить на 5 уровней-подсистем - скандх. По возрастанию автономности в рамках личности.
1. РУПА-СКАНДХА. Это – форма существования (точнее – подсистема осуществления взаимодействий) в Мире . Некоторые даже переводят как – "материальная форма". Можно сказать -этот уровень является возможностью взаимодействовать с другими сущностями, обладающими соответствующей рупа-скандхой по правилу причина-следствие.
2. ВЕДАНА – подсистема распознавания по принципу –приятное-неприятное, опасное-безопасное. Рефлексы, элементы памяти, и т.п. Мониторинг поступающих сигналов и воздействий.
3. САМДЖНЯ. Уровень распознавая и генерации идеальных форм – фигуры, цвет, музыкальная гармония, лингвистика и т.д. Уровень настроен во многом взаимооднозначно с устройством (структурой) Мира. Отсюда такая эффективность математики – основные формы сознания адекватны регуляторным принципам мира.
4. САМСКАРА. Уровень действующей воли, генерация намерений, энергетика поступков. Именно здесь источник формирования кармы – то есть то, где инициируется процесс создания причин и следствий. Однако, для создание кармы необходимо, чтобы намерение реализовалось на уровне рупа-скандхи.
5. ВИДЖНЯНА. Личная дхарма. То есть – не имеющий формы «пустотный» ум. Который объединяет структуру всей личности и инициирует действие. «Пустотность» и означает, что имеется «пространство» (возможность) для создания упорядоченных форм и алгоритмов.
Все скандхи (кроме пятой) это тоже подсистемы из других дхарм.
Смерть это разрушение уровня рупа-скандхи. Ну, что-то , к примеру, вроде системного блока, ноутбука или смартфона в сети интернет. Поломался смартфон - вы умерли для сети. Но так - живы, хоть настроение уже не то.
Рождение это обретение рупа-скандхи (покупка нового более совершенного смартфона - перевоплощение на более совершенном уровне).
Вот так и жизни - есть много сущностей, не имеющих рупа скандхи, но, тем не менее, как-то находящихся в системе, окружающей эту рупа-сеть.
И с соответствующей интенсивностью даже взаимодействующие с психикой существ, обладающих возможностью общаться между собой в рупа-сети. Но в состоянии бодрствования это эффект второго порядка.
Чтобы взаимодействовать в бодрствовании с этими структурами бытия сохраняя инициативу необходимо вдохновение или медитация.
А вот в состоянии сна, необходимого для упорядочения впечатлений от жизнедеятельности в реале , у сущностей без рупа-скандхи появляется возможность выступать в качестве своеобразных псевдореалий, используя контакты, полученные в ходе функционирования в состоянии бодрствования.
Они даже получают возможность используя механизмы мозга создавать псевдо-рупа-состояния. То есть вызывать визуальные, слуховые и прочие образы, причём в сопровождении сюжетных ходов и антуража. Обычно всё достаточно - расплывчато и неустойчиво. А также связано абсурдной причинно-следственной связью.
Тем не менее, сновядящий обычно воспринимает их с некоторой конкретикой - они трактуются как некоторые образы с "прошлым", "биографией" в "определённой" ситуации.
Кстати, осознание того факта, что всё происходит во сне - разрушает этот сон, хотя при определённом навыке сюжет и общение можно контролировать.
Существуют даже книжки, в которых авторы якобы даже общались сознательно между собой в этой сновидческой среде. Очень популярно сочинённые.
Ну, вот такая идея.
По теме
Игра под названием Смерть (анархо-буддийский вариант).
http://bokhonov.livejournal.com/35750.html
Сон и сумасшествие.
http://bokhonov.livejournal.com/2015/10/20/