Не думаю, что какая-то грандиозная мотивация есть в школе и сейчас. А причина этого проста - школьники везде одинаковы, при любом -изме, в любой стране.
Ибо они - дети.
Были, есть и будут.
И толстых девочек с маленькими мальчиками третировали наверняка ещё и веков 40-50 назад, начиная с древних шумеров, а может и атлантов с толтеками.
Однако ж в СССР учителя плотно занимались воспитанием. Сейчас многие из них не делают этого принципиально. И это печальный факт.
-----------------------
По поводу реформы ... Вы вероятно давно не заглядывали в школьные учебники. Что вполне естественно.
На сегодня там вообще ничего особо менять не надо
Учебники математики изменились радикально. Некоторые задачки весьма заковыристы и ехидны.
Но что касается творчества, то тут всё просто супер.
Учебники Н.А.Цирулик и Т.Н.Просняковой (Технология.Уроки творчества за 2 кл., и Технология.Уроки мастерства за 3 кл.) содержат всё, о чем мы могли в СССР только мечтать. Если эти учебники станут факультативно-необязательными, это будет жестокий удар по образованию.
Да что говорить, сами оцените, вот несколько глав только перечислю из оглавления:
------------
Лепка, рисунок на пластилине, налепные украшения, лепка из теста,
Аппликация -обрывная, объемная, из птичьих перьев ...
Мозаика - из гофр бумаги, из кусочков пластик трубочек, фольги, из ткани, скорлупы, карандашных стружек, поролона, геометрических фигур, ...
Игрушки из бумажных полосок, летающие модели ...
Плетение - косое, прямое, узелковое, макраме ...
Оригами, конструирование из модулей, японское оригами,
Цепочки, проволока, вышивание, барельефы, нитяная графика и ещё штук 30 разделов.
-----------------------------------------
И это - только 2-3-й классы.
Умножить на ноль такие учебники и уроки - это преступление на уровне государственной измены. За это сроки надо давать лет по 20-30. Только за мысль всё это ликвидировать, или взгляд недобрый.