Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Михаил_1
Из одной крайности в другую? И никаких "формообразований" и "сопроматов" - достаточно технологических карт и кнопки для вызова наладчика.
|
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Михаил_1
Из одной крайности в другую? И никаких "формообразований" и "сопроматов" - достаточно технологических карт и кнопки для вызова наладчика.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ПЕЛЕВИН
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
Так это не меня бросает - не моя-ж теория, Ваша.Из одной крайности в другую? И никаких "формообразований" и "сопроматов" - достаточно технологических карт и кнопки для вызова наладчика.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Loschadka
Одно дело когда формируется личность, тогда и стихи и проза имеют значение, и химия тоже порой пригождается, а когда личность в основном уже сформирована, а к 15 годам это уже так, то дальнейшее образование требуется для практического приложения, и если ученик не собирается поступать в ВУЗ, то ему нужно сделать выбор в сторону какой-нибудь профессии, и ей уделить большее внимание, вместо того, чтобы с целью продления детства сидеть ещё 2 года в школе. К тому же не поступив после школы в ВУЗ, что же ему делать не имея профессии? При получении профессии уже следует уделять больше внимания тем предметам, которые ближе к профессии. Здесь кто-то писал, что раньше ученики получали среднее образование в техникуме и ПТУ. Не знаю как в ПТУ, а в техникуме среднее образование давалось, но оно не было тождественным школьному. Там, опять же я пишу про 70-е годы, не было таких предметов как биология и география, зато был более обширный курс математики и физики, и т.д... Если быть совершенно честным то половина школьных знаний вообще не пригождается, лично мне в жизни к примеру стихи которые я учила 10 лет в школе вообще ни разу не пригодились...
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Михаил_1
Для станочника-операционника, выполняющего только одну операцию изо дня в день - да, не нужно, а для станочника-универсала - нужно, хотя бы для того, чтобы грамотно закрепить деталь в приспособлении, чтобы её не вырвало. Для того, чтобы правильно установить инструмент в станок, а порой и заточить его, да и для многого другого. Так и я говорю - не нужны они ему в профессиональной деятельности. Так же, как и 99% всего остального.
И никаких "формообразований" и "сопроматов" - достаточно технологических карт и кнопки для вызова наладчика.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Михаил_1
Но я ничего не говорил о том, что не нужно изучать спецдисциплины, а вы уже всё отметаете. Поверьте станочнику тоже немало чего знать нужно, и изучая всё это вполне можно и нужно тренировать мозги и учиться думать, вопрос только в желании это делать. Так это не меня бросает - не моя-ж теория, Ваша.
Кстати, о технологических картах как отсутствии необходимости изучать тригонометрию - тоже Вы высказывались.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя vert
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Михаил_1
Вы знаете, а логарифмов то я там и не нашёл! Синус там правда есть, но там приведены расчёты на усталость при динамической, знакопеременной нагрузке, которые вряд ли нужно давать при обучении рабочей профессии. Я вам скажу, что в сопромате есть и дифуравнения, и интегрирование дифуравнения упругой линии балки, задача я вам скажу не простая и для студента ВУЗа, но опять же зачем это давать при обучении рабочей профессии? Всему нужно знать меру. А вы, поднатужьтесь, да ещё пример из теории упругости приведите с тензорным исчислением! ...тут и логарифмы...
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
Как жаль, что корректное отношение к оппоненту Вам так и не привилось. Так же, как и умение маскировать хамство. А вы, поднатужьтесь, да ещё пример из теории упругости приведите с тензорным исчислением!
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя rata
Если точнее,Шаттл- 1982- 2010 По сравнению с серией "Союзов" жизненный цикл шаттлов как-то подольше вышел, и намного.
Союз - 1962-..... - ну, о прекращении не слыхал
Сами посчитатете?
Caveant consules!
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
вот, кстати, да простят меня модераторы за личное наблюдение, по вам хорошо заметно, что личность ваша формировалась только до 15 лет, а потом замерла а когда личность в основном уже сформирована, а к 15 годам это уже так
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ынырга
Это потому, что я прагматически отношусь к системе образования? По моему мнению лучше подготовить хорошего профессионала, способного выполнять квалифицированную работу, и переучиваться в зависимости от изменяющихся условий, чем впустую вдалбливать ему в голову то, что положено в курсе средней школы, а потом научить тупо нажимать кнопки и вызывать наладчика, тогда, когда самому нужно решить проблему? Вот такими "профессионалами", пусть даже изучившими и успешно забывшими синусы и логарифмы, как раз и легко манипулировать и управлять. На самом деле вы просто не понимаете проблему, о которой пытаетесь писать. Кое-кто тут уже дописался до того, что у станков роботы стоят, видимо фантастики насмотрелся по ТВ. ...вот, кстати, да простят меня модераторы за личное наблюдение, по вам хорошо заметно, что личность ваша формировалась только до 15 лет, а потом замерла
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
Затем, что вряд ли каждый токарь с 1 класса знает, что закончит школу и пойдет учиться на токаря. Вообще сомневаюсь, что кто-либо мечтает об этом с детства. "Зачем токарю знать как вычисляются логарифмы?"
Моя котопесья банда - Фаня, Шаня, Гоша и Маркиза
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Docent
Шаттл- 1981- 2010 (?) STS-133
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
Чтоб знать с какой линейной скоростью вдоль заготовки вести резцом при заданной скорости вращения оной, чтоб в результате на заготовке появился узор в виде непрерывной синусоиды- очень сложно рассчитать и сделать специально. Да вы сами-то хоть знаете зачем токарю знать синусы? Знаете, так напишите!
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя rata
А то есть мы все здесь не должны были заметить, что "Союз-1" и "Союз-ТМ<А>" сильно разные? Итак, сколько пусков и какова аварийность было у кораблей проекта 7К-ОК - сами посчитаете? ну, о прекращении не слыхал
Посоветуйте турбазу с дешевым размещением и транспортной доступностью.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Developer
Вы мне единичные случаи не подсовывайте Ну давайте вот так.
И чо? Как знания статистики (а я ее, кстати, изучал и кое-что еще помню) помогут мне вечером на первомайке? неплохо учить не только синус, но и статистику.
Посоветуйте турбазу с дешевым размещением и транспортной доступностью.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Docent
Э, не, тут рата попался таки в ловушку. Речь про 7К-ОК, а с 69 года пошли в серию несколько другие кораблики Союз - 1967-....
Посоветуйте турбазу с дешевым размещением и транспортной доступностью.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ПЕЛЕВИН
Различия в конструкции между дискавери и колумбией, например, сами нагуглите? "Союз-1" и "Союз-ТМ<А>" сильно разные
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя rata
Посоветуйте турбазу с дешевым размещением и транспортной доступностью.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ынырга
Вообще-то я имел в виду, что к 15 годам личность достаточно сформировалась, чтобы принять решение. Кроме того, вы пишите, что вам тоже было 15 лет, и вы должны помнить, что далеко не все в вашем классе учились одинаково хорошо, были и отстающие. В наши времена и на второй год оставляли. И вот я вам хочу задать вопрос, если человек в течении 8-ми лет учился перебиваясь с двойки на тройку , (или скажете, что таких не было?), то зачем ему заканчивать среднюю школу? Моя позиция в данном случае, как это ни странно, просоветская: в те времена таким ученикам настойчиво предлагали продолжить своё обучение в другом учебном заведении. ...когда вы сказали, что развитие останавливается в 15 лет
Если бы вы внимательно читали мои посты, то заметили бы, что я предлагал ...то токарь вашей мечты - это придурок, который делает (идеально делает, отточено) два-три механических движения десять тысяч раз за смену. в течении трёх лет готовить профессионала, а двум-трём механическим движениям можно обучить за пару месяцев, но вам, видимо, что-то помешало это понять, скорее всего нежелание понимать. Просто вы сами не представляете работу того же токаря, да к тому же в современных условиях, поэтому и навязываете ему изучать синусы и логарифмы, вместо того, чтобы практически освоить работу на современном оборудовании. Сегодня вообще не должно идти речи о токаре или фрезеровщике (про токаря я так, утрированно сказал), сегодня должна идти речь об операторе станков с ЧПУ, где так же не нужно оперировать синусами и логарифмами. Сегодня нужно готовить оператора таким образом, чтобы он мог работать как на отечественном оборудовании, так и на лучшем зарубежном. Чтобы он мог без проблем работать с любой системой ЧПУ, будь то Фанук или Сименс, или Хайден хайд. Чтобы он без проблем мог перейти работать со станка, например Haas на станок DMG, там есть довольно заметная разница. Всему этому его и нужно учить, вместо того, чтобы забивать голову информацией, которую ему трудно усвоить.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Рыжинка
Вы в первом классе логарифмы учили? Или в вашем классе все были отличниками и хорошистами, в вашем классе не было тех, кто с трудом на тройки учился? Вы предлагаете таких учеников в обязательном порядке заставлять заканчивать среднюю школу? А, что они будут делать после школы? Я считаю, что для того, чтобы получить хорошую, современную профессию нужно всё-таки поучится не один год, а после средней школы военкомат отсрочку не даёт, таким образом многие не доучившись, без профессии вынуждены будут пойти служить в армию. Вы считает это рационально? "Зачем токарю знать как вычисляются логарифмы?"-
Затем, что вряд ли каждый токарь с 1 класса знает, что закончит школу и пойдет учиться на токаря. Вообще сомневаюсь, что кто-либо мечтает об этом с детства.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ПЕЛЕВИН
Союз за сорок лет производства эволюционировал сильнее, чем шаттлы за три года. Зачем? Там они эволюционные, а не революционные. Что, оспорите? Или как у вас принято - нагуглите?
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя барнаулец
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
не понимаю, что помешает им делать то же самое, будучи отпущенными на волю после 9-го класса. выпускники средней школы <...>, не прошедшие по конкурсу в ВУЗ, и считающие, что им зазорно получать рабочую профессию, что они зря среднее образование получали, вынуждены будут болтаться по улице
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ынырга
Определённая часть это и делает, но всё же большинство шли куда то учиться дальше, получали профессию. Кроме того учиться в ПТУ или колледже это продление того образа жизни, к которому они привыкли в школе - видимо тоже определённое влияние накладывает, иными словами в таком возрасте люди ещё не отвыкли учиться. А окончившие среднюю школу и не поступившие в ВУЗ знают, что им предстоит служба в армии, отсрочка не светит - почему бы и не отдохнуть после школы? А после службы в армии опять же учиться не все захотят, многие пойдут в Ашан или нечто подобное охранниками. Хороша перспектива. В общем получить профессию в возрасте 15...18 лет всё-таки лучше нежели взрослым мужиком, отслужившим в армии, да ещё имеющим семью... ...не понимаю, что помешает им делать то же самое, будучи отпущенными на волю после 9-го класса.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя rata
Посоветуйте турбазу с дешевым размещением и транспортной доступностью.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ПЕЛЕВИН
Счастиливее жены Майкла Смита даже? Случаю! Жена Комарова был бы счастлива
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя rata
Посоветуйте турбазу с дешевым размещением и транспортной доступностью.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ПЕЛЕВИН
С какой целью интересуетесь? Или вы, таки стесняюсь - евгей?
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
возможно. но всё же начать получать профессию в 18 лет проще, чем начать в этом же возрасте изучать синусы. сперва образование - потом профессия. вы поймите, что выпинывая людей в 9-м классе к станку, вы им отрезаете путь назад. именно вы, не они сами, маловменяемые юноши. получить профессию в возрасте 15...18 лет всё-таки лучше нежели взрослым мужиком, отслужившим в армии, да ещё имеющим семью...
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ынырга
В данном случае я поддерживаю советскую систему образования, при которой даже после ухода из школы была возможность получить среднее образование в той же вечерней школе, было бы желание. При этом следует отметить, что я никого не предлагаю выпинывать. Я предлагаю поступать после получения неполного среднего образования в следующие классы по конкурсу (не будете же вы утверждать, что непрошедшие конкурс абитуриенты ВУЗа были выпнуты из этого ВУЗа). Я вам скажу больше: в 60-е годы не только в ВУЗы, в техникумы был конкурс! Т.е. если человек успешно сдал выпускные экзамены и прошёл по конкурсу в следующий класс, то пожалуйста! Но опять же по желанию. При этом, если он учился перебиваясь с двойки на тройку, то зачем его ещё два года за уши тянуть? Не лучше ли средства и время потратить на то, чтобы он освоил какую-нибудь профессию. ...вы поймите, что выпинывая людей в 9-м классе к станку, вы им отрезаете путь назад. именно вы, не они сами, маловменяемые юноши.
А военкомат ему даст это сделать? ...но всё же начать получать профессию в 18 лет проще...
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
ещё раз (25-й). если есть желание, то вообще ни хрена не надо, можно отправлять корабли в космос из своего гаража. капица, как известно, занимался у себя на даче передовой экспериментальной физикой. однако речь идёт о детях. которые, как известно, тем и отличаются от взрослых, что сами не знют чего хотят. даже после ухода из школы была возможность получить среднее образование в той же вечерней школе, было бы желание
давайте назовём вещи своими именами. вы предлагаете сократить число обущающихся в старших классах со 100% до, скажем, 75%. (или 50? 25? 10?). то есть, 25% именно выпнуть к станку. естественно, эти люди - из неуспевающих. например, александр сергеевич пушкин, у которого, как вы слыхали, были неважнецкие оценки по точным наукам, по вашей системе оказался бы у станка. он бы, может, пошёл на языкознание, да вот беда, в вуз не возьмут после 8 классов. пришлось бы ему печатать в многотиражке поэмы на производственную тему. я никого не предлагаю выпинывать. Я предлагаю поступать после получения неполного среднего образования в следующие классы по конкурсу
а почему вы думаете, что неуспевающий ученик хорошо будет работать руками? если уж вы денег жалеете, давайте просто введём платное обучение после трёх классов, и всё на конкурсной основе: профессиональное, срежнее, высшее. пусть борятся за право обучиться работать на токарном станке, платят деньги. и за синусы пусть платят. кто хочет не быть дремучим дегенератом - выкладывай бабло. Не лучше ли средства и время потратить на то, чтобы он освоил какую-нибудь профессию.
если поддержка государства реальна, не на словах, то можно и отсрочку такую сочинить, для обучения в пту. к тому же, пр всей моей нелюбви к путину, одно доброе дело он сделал: срок солдатикам скостил. год и обождать можно, поди любовь к токарному делу не остынет. А военкомат ему даст это сделать?
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ынырга
Для єтого есть родители, да и потом не предлагается же их выпинывать из школы просто так, насколько я помню после 9-го класса есть(были) экзамены по их результатам и решать. однако речь идёт о детях. которые, как известно, тем и отличаются от взрослых, что сами не знют чего хотят.
зачем же утрировать установить допустим кол-во балов 11 из 16 по результатам 4 экзаменов (2 точных 2 гуманитарных) и "пушкин" останется и кто мешает пушкину писать стихи в пту? например, александр сергеевич пушкин
после пту можно поступить в вуз на 2-й курс, т.е. не теряя года и если человек уже в 18 лет понял что ему надо высшее образование то флаг в руки. вуз не возьмут после 8 классов
да какая разница чем он будет работать, почему на разгильдяя надо тратить средства вместо того, что бы потратить их на человека, который хорошо учится, т.е. в данном случае зарабатывает себе на учебу хорошей учебой. а почему вы думаете, что неуспевающий ученик хорошо будет работать руками?
конечно можно и даже нужно-отучился в пту, поработал пол года и понял хочу учится дальше и еще пол года готовится и поступает в вуз. если поддержка государства реальна, не на словах, то можно и отсрочку такую сочинить, для обучения в пту.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя прагматик
А вот Эйнштейн кажись был круглым троечником и вот, благодаря чиновнику-долбонавту, великий ученый, вместо структуризации теории относительности, хреначит возле станка заготовки. зачем же утрировать установить допустим кол-во балов 11 из 16 по результатам 4 экзаменов (2 точных 2 гуманитарных) и "пушкин" останется и кто мешает пушкину писать стихи в пту?
А может лучше вместо союза "или" использовать "и" ? да какая разница чем он будет работать, почему на разгильдяя надо тратить средства вместо того, что бы потратить их на человека, который хорошо учится, т.е. в данном случае зарабатывает себе на учебу хорошей учебой.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Developer
это все равно, что скупать все лоторейки Нас и так мало осталось и количества народа продолжает сокращаться - так может вкладывать средства до конца и глядишь из гадкого утенка получится лебедь,
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Developer
Да! Именно это я и предлагаю! Образование должно обеспечивать интересы экономики. Сегодняшней экономике нужны кассиры в супермаркете, охранники в том же супермаркете, и ещё чёрт знает сколько низкоквалифицированных, но достаточно взрослых работников, поэтому и создаются условия для того, чтобы школы задерживали как можно больше учеников до получения полного среднего образования, которое на поверку оказывается дутым: учителя поставлены в такое положение, что просто вынуждены «рисовать» оценки. Но ведь нужно и о будущем думать! Когда потребуются квалифицированные специалисты разного уровня, как рабочие, так и техники, а также инженеры. Образование должно давать экономике и тех, и других, и третьих! А, что Касается Пушкина, то не надо единичный случай выставлять как закономерность. В принципе стихи можно и в ПТУ писать, если есть талант. Если я не ошибаюсь юморист Лукинский окончил в своё время ПТУ, и никто не помешал ему стать тем, кем он стал. Но, что-то заставило его пойти в ПТУ! ...давайте назовём вещи своими именами. вы предлагаете сократить число обучающихся в старших классах со 100% до, скажем, 75%.
Нет, после ПТУ нельзя, после техникума или колледжа на специальности по которым он учился в некоторые ВУЗы можно... после пту можно поступить в вуз на 2-й курс, т.е. не теряя года и если человек уже в 18 лет понял что ему надо высшее образование то флаг в руки.
Более того: на разгильдяя не просто деньги тратятся — он ещё и мешает другим учиться, хотя бы потому, что на него отвлекается внимание учителя, которое он может уделить ученику желающему учиться. А зачастую несколько разгильдяев создают нездоровый климат в классе настолько, что уровень обучаемости снижается. В техникуме таких просто отчисляют, а из школы нельзя! И в целом такой подход снижает общий уровень образования. Зато получаются все более-менее ровненькие, кроме тех, кому родители в состоянии личного репетитора нанять. да какая разница чем он будет работать, почему на разгильдяя надо тратить средства
Или понял, что нашёл своё дело. конечно можно и даже нужно-отучился в пту, поработал пол года и понял хочу учится дальше и еще пол года готовится и поступает в вуз.
Мне известны люди, которые после 8-ми классов поступили в техникум, окончили его, потом без отрыва от производства закончили ВУЗ, среди них есть и директора, и главные инженеры и даже доктора наук. Так, что если человек захочет, то он получит образование, но если он не хочет — то никакого смысла тянуть его за уши, в ущерб другим ученикам желающим учится не стоит. Это просто лозунг: «Даёшь всеобщее среднее образование!», как в своё время кричали: «Даёшь кукурузу!». Ни кукуруза не выросла, и пшеницы не хватило. Я не против, но только не в обязательном порядке, и по конкурсу. Человек своей успеваемостью должен доказать, что он способен получить это среднее образование, а иначе среднее образование просто девальвируется. Сегодня уже встречаются студенты имеющие четвёрку по математике в аттестате, которые 2,5 умножают на 2 и получают 4! Так на кой хрен такое среднее образование? А именно к такому мы и придём, если сделаем его обязательным. А вот Эйнштейн кажись был круглым троечником и вот, благодаря чиновнику-долбонавту, великий ученый, вместо структуризации теории относительности, хреначит возле станка заготовки.
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя прагматик
Во время учебы в гимназии Альберт Эйнштейн считался проблемным учеником. Он постоянно спорил с учителями и несерьезно относился ко всем предметам, кроме математики и латыни. В 1895 году Альберт провалил экзамены в Политехникум в Цюрихе. "Он блестяще сдал математику, но проявил недостаточные знания по иностранным языкам, ботанике и зоологии."
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Developer
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя прагматик
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Developer
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя прагматик
Особенно меня умилило насчет "положеняе в обществе" есть мнение что Пушкин посредственный поэт и заслуга его признания это легкость рифм, положение в обществе и "раскрутка" великого русского поэта.
Caveant consules!
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Docent
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя прагматик
ещё бы! ведь он отвлекал учителя, мешал другим учиться, таким образом, бездарно тратил государственные деньги. а то что он спорил с учителями разве плохо?
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя Malvar
ну так что ж вы ни хрена не думаете-то, о будущем? вы о каком-то 19-м веке думаете, в котором экономике нужны были рабочие на мануфактуры. Образование должно обеспечивать интересы экономики. <...> Но ведь нужно и о будущем думать! Когда потребуются квалифицированные специалисты разного уровня, как рабочие, так и техники
стыдно признаться, но я навечно затрахан АНОНИМом
Ответ на сообщение Re: Спраздником 7 ноября! пользователя ынырга
да не сэкономить, а перенаправить часть средств туда, где они принесут больше пользы...никто ведь не предлагает вместо обучения домустим 500т детей в 10-11 классах построить 10 танков. сэкономить придумали