Погода: −4 °C
14.10−2...2переменная облачность, без осадков
15.102...6переменная облачность, без осадков
  • 9 февраля 1904 года (ровно 105 лет назад) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Капитаны иностранных судов не ожидали от русского корабля такого хода. Они были удивлены и в то же время восхищены этим поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.
    Спустя совсем немного времени, стихотворение немецкого поэта Рудольфа Грейнца "Warjag" было опубликовано 25 февраля 1904 г. в журнале "Jugend". В апреле того же года в российском "Новом журнале иностранной литературы" появился выразительный перевод Евгении Михайловны Студенской "Памяти "Варяга"" ("Наверх, о, товариши"), ставший основой текста популярной песни (часто называемой просто "Варяг")., но в песню не попал один куплет:

    Памяти «ВАРЯГА»
    СЛОВА Рудольфа Грейнца, перевод Е.Студенской

    Наверх вы, товарищи, все по местам!
    Последний парад наступает!
    Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!
    Пощады никто не желает!

    Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
    Наверх якоря поднимая.
    Готовятся к бою орудия в ряд,
    На солнце зловеще сверкая.

    На пристани верной мы в битву идем,
    Навстречу грозящей нам смерти,
    За Родину в море открытом умрем,
    Где ждут желтолицые черти!
    (этот куплет при Советской власти не исполнялся как нетолерантный , в связи с "неэтичными" желтолицыми чертями.)


    Свистит, и гремит, и грохочет кругом
    Гром пушек, шипенье снаряда,
    И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг»
    Подобьем кромешного ада!

    В предсмертных мученьях трепещут тела,
    Вкруг грохот, и дым, и стенанья, —
    И судно охвачено морем огня, —
    Настала минута прощанья.

    Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
    Кипящее море под нами!
    Не думали мы еще с вами вчера,
    Что нынче умрем под волнами!

    Не скажут ни камень, ни крест, где легли
    Во славу мы русского флага,
    Лишь волны морские прославят вовек
    Геройскую гибель «Варяга»!

  • :agree:

    В ответ на: стихотворение немецкого поэта Рудольфа Грейнца
    - Р.Грейнц был австрийским поэтом

    подстрочный перевод :

    На палубу, товарищи, все на палубу!
    На последний парад наверх!
    Гордый Варяг не сдается,
    Нам не нужна пощада!

    На мачтах пестрые вымпелы кверху,
    Звенящие якоря подняты,
    В бурной спешке к бою готовы
    Блестящие орудия!

    Из надежной гавани — в море
    За Отечество умереть —
    Там подстерегают желтые черти нас
    И извергают смерть и разрушения!

    Гремит и грохочет, и громыхает, и шипит,
    Тут нас поражает на месте;
    Стал Варяг, верный корабль,
    Горящим адом!

    Вокруг судорожно дергающиеся тела и страшная смерть,
    Кряхтенье, хрипы умирающих и стенания —
    Языки пламени развеваются вокруг нашего корабля
    Как гривы огненных коней!

    Прощайте, товарищи, прощайте, ура!
    Вниз в клокочущую пучину!
    Кто бы еще вчера подумал,
    Что уже сегодня он там внизу уснет!

    Ни знак, ни крест не укажет, где мы покоимся
    Вдали от Родины —
    Однако море вечно будет рокотать о нас,
    О Варяге и его героях!

  • В ответ на: :agree:
    В ответ на: стихотворение немецкого поэта Рудольфа Грейнца
    - Р.Грейнц был австрийским поэтом
    Есть еще Вариант, что он был Баварским поэтом:улыб:в те годы было совсем все запутано :)... спорить не буду, так как это не принципиально, какой он был национальности.

  • перевод, как теперь видно из сравнения с дословным, просто таки шикарный.

    ё

  • респект Вам мой и уважение, за то что помните и чтите.

    __________________________________
    наш паравоз вперед летит...!!!

  • С этим Варягом не все так однозначно, как нас учили на уроках истории.
    Ультиматум действительно был, однако такой опытный капитан как Руднев не мог не понимать, что его атаковать в нейтральном порту никак не могли. Это как сейчас, типа, американцы, атакуют иракский корабль в Севастопольском порту.
    Конечно же иностранцы недоумевали, когда Варяг в героическом порыве сорвался с рейда и приплыл прямиком к девяти японским кораблям, которые аккуратно его продырявили и положили на бок на глубине 5 метров (фото приложено). Решение Руднева об уничтожении или затоплении крейсера не исполнилось.
    Многие моряки погибли, Руднев остался жив и с оставшейся командой вернулся на родину. В дальнейшем Варяг был поднят, с него сняли оружие и он служил в японском флоте под названием "Соя".
    http://en.wikipedia.org/wiki/Japanese_cruiser_Soya
    Корабль то был новенький - куплен у американцев за 6 лет до этих событий.
    В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца II степени.
    Премьер-министр России Витте произвел Руднева в звание контр-адмирала.

    Врач - это национальность

  • Ну вот и поклонники альтернативной истории.
    Варяг, в случае отказа выйти, был бы интернирован (а значит команда и корабль не принимали бы в дальнейшей войне участия).
    Так, правда, несколько русских кораблей (крейсер Диана и др.) и попало.

  • В ответ на: Конечно же иностранцы недоумевали, когда Варяг в героическом порыве сорвался с рейда и приплыл прямиком к девяти японским кораблям, которые аккуратно его продырявили и положили на бок на глубине 5 метров (фото приложено). Решение Руднева об уничтожении или затоплении крейсера не исполнилось.
    Вы хоть по ссылкам в Википедии со своей статьи сходили бы, если лень читать что-то еще. "Варяг" после боя и неудавшейся попытки прорыва вернулся на рейд Чемульпо, где и был затоплен командой.
    Альтернативщики, мать .... :хммм:

  • В ответ на: Вы хоть по ссылкам в Википедии со своей статьи сходили бы, если лень читать что-то еще. "Варяг" после боя и неудавшейся попытки прорыва вернулся на рейд Чемульпо, где и был затоплен командой.
    Альтернативщики, мать .... :хммм:
    А в чем альтернатива? Я ведь никакой альтернативы событиям описанным в вики не предлагаю, я вообще не историк но всему что пишут верить не собираюсь. Вообще спорить с Вики наверное безполезно - все очень уж верят тому что там написано.
    Я лишь обращаю внимание что Варяг во вполне премлемом состоянии был использован японцами после войны. Да, Варяг был поврежден, еще на ходу. Да, его решили утопить чтобы врагу не достался - и утопили, правда там где топили оказалось 5м. глубины.
    Так что независимо от действий экипажа японцы все равно завладели кораблем.

    Что касается интернирования - это как можно себе представить? Как японцы в чужом порту могли захватить русский корабль? Устроить морской бой? Высадить десант? Ждать капитуляции?
    Даже сейчас, в 2009г. крупнейшие морские державы не могут отбить захваченные пиратами суда.

    Вы только не подумайте что я сомневаюсь в исключительном героизме русских моряков и самоотверженности на государевой службе. Даже в бунтах они участвовали наверняка из самых лучших побуждений и по принуждению.

    Врач - это национальность

  • В ответ на: Что касается интернирования - это как можно себе представить? Как японцы в чужом порту могли захватить русский корабль? Устроить морской бой? Высадить десант? Ждать капитуляции?
    оттуда же
    Корейцы бы и арестовали

  • Ну вы все равно почитайте про то как интернирование происходит. Да и вообще почитайте.
    Официальная версия гласит, что Варяг взорвать не захотели, чтобы не повредить суда нейтралов. Поэтому его затопили, а канонерку взорвали.

    Кстати, я могу ошибаться, но американские летчики бомбившие неудачно японцев во время 2 мировой и долетающих до ссср также интернировали, т.е. сидели они под ташкентом в хороших условиях, но в дальнейших боевых действиях участия не принимали.

  • - Работайте с первоисточниками, а не с Википедией:

    из Рапорта командира крейсера 1-го ранга «Варяг»
    В ответ на: однако такой опытный капитан как Руднев не мог не понимать, что его атаковать в нейтральном порту никак не могли.
    ... 27 января, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского — «Talbot», французского — «Pascal», итальянского — «Elba» и американского — «Vicksburg» получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причем предложено иностранным судам уйти с рейда на это время, для их безопасности.

    Эти сведения были мне доставлены командиром «Pascal» и вслед за ним подтверждены командиром «Elba», с которым я поехал на «Talbot» для разъяснения. Во время заседания на «Talbot» мною было получено письмо (в 9 час. 30 мин. утра) через русского консула от японского адмирала, извещающего о начале враждебных действий между правительствами России и Японии. Контр-адмирал Уриу предлагал мне уйти с вверенными мне судами с рейда до 12 час. дня и в случае отказа обещал атаковать на рейде.

    В заседании командиров были разобраны различные комбинации, затем, в секретном от меня совещании, решили: если я останусь на рейде — они уйдут, оставив меня с «Корейцем» и пароходом «Сунгари». Вместе с сим решили послать адмиралу протест против производства нападений на рейде. На запрос командиров о моем мнении я ответил, что сделаю попытку прорваться и приму бой с эскадрой, как бы она велика ни была, но сдаваться никогда не буду, также и сражаться на нейтральном рейде.

    Решение идти на прорыв и принять бой вне рейда считал удобнее на следующих основаниях:

    1) узкий рейд не давал возможности маневрировать;
    2) исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти определенными курсами и, следовательно, нельзя использовать все средства защиты и нападения;
    3) уничтожение крейсера на рейде, без попытки прорваться и принятия боя, совершенно не могло иметь места; предполагая возможную гибель крейсера так или иначе, конечно, надо было нанести неприятелю возможно больший вред, не щадя своей жизни.
    В ответ на: ...приплыл прямиком к девяти японским кораблям, которые аккуратно его продырявили и положили на бок на глубине 5 метров...
    Японская эскадра, в числе 6 крейсеров: «Asama», «Naniva», «Takashiho», «Chiyoda», «Akashi», «Niitaka» и 8 миноносцев...

    В течение сражения одним из выстрелов 6" орудия XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведен на нем пожар, причем «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его, по-видимому, повреждена и до конца боя более не действовала.

    Один из неприятельских миноносцев утонул на глазах у всех. Впоследствии выяснилось, что крейсер «Takashiho» получил столь серьезные повреждения, что затонул по дороге в Сасебо, имея 200 раненых, взятых после боя с эскадры для доставки в госпиталь. Крейсера «Asama» и «Naniva» ушли в док для исправлений.

    Также японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых во время боя. (Сведения эти получены от наблюдавших иностранных офицеров, наших миссий в Японии и Сеуле, из японских и английских источников.)

    В начале 2-го часа, став на якорь на прежнем месте, приступили к осмотру и исправлению повреждений, подвели второй пластырь и развели оставшуюся команду по орудиям, в ожидании возможного нападения неприятельской эскадры в 4 часа на рейде.
    Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вновь вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, я отправился на крейсер «Talbot», где заявил о намерении уничтожить крейсер, за полной его непригодностью, и получил согласие на перевоз команды. По возвращении на крейсер сообщил собранию офицеров, которые единогласно признали этот выход единственным. После чего приступили к перевозке раненых на присланных с иностранных судов шлюпках при офицерах, за невозможностью пользоваться своими шлюпками.

    Командир французского крейсера «Pascal» капитан 2-го ранга Victor Senes прибыл на «Варяг» и лично содействовал перевозке раненых и команды. Когда команда покинула крейсер, старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и отвалили с крейсера.


    Пришлось остановиться на потоплении, вследствие заявления иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности на узком рейде их корабли...

    С начала сражения - до вступления на чужие суда - офицеры и команда выказали стойкость, беззаветную храбрость и безупречное исполнение долга.
    Подписал: Капитан 1-го ранга Руднев.
    В ответ на: В дальнейшем Варяг был поднят, с него сняли оружие и он служил в японском флоте под названием "Соя".
    В 1905 году (после окончания войны) Варяг был поднят и отправлен в Сасебо. Там крейсер был отремонтирован и затем введен в строй в качестве учебного судна под названием "Сойя", но на корме, под японскими иероглифами, решением императора Муцухито, была оставлена надпись золотой славянской вязью - "Варяг".

  • В ответ на: А в чем альтернатива?
    Вот в этих Ваших словах, которые, мягко говоря, не отвечают действительности: "Варяг в героическом порыве сорвался с рейда и приплыл прямиком к девяти японским кораблям, которые аккуратно его продырявили и положили на бок на глубине 5 метров (фото приложено)."

    В ответ на: Как японцы в чужом порту могли захватить русский корабль? Устроить морской бой? Высадить десант? Ждать капитуляции?
    Десант к тому времени в Чемульпо уже был. Утром дня боя японцы высадили десант в Чемульпо. Под береговой артиллерией, после выхода нейтральных судов, "Варяг" неизбежно загнулся бы на рейде.

    У Руднева был призрачный шанс уйти при прорыве - теоретически "Варяг" по скорости немного превосходил японские крейсера.А еще один крейсер в Порт-Артуре был бы отнюдь не лишним.
    Оставшись в Чемульпо - либо крейсер просто расстреляли, либо его сдали японцам без боя.

  • В ответ на: ? Как японцы в чужом порту могли захватить русский корабль? Устроить морской бой? Высадить десант?
    Не поверите- в текущей реальности японцы десант в Чемульпо таки высадили. Не без успеха.

  • В ответ на: Кстати, я могу ошибаться, но американские летчики бомбившие неудачно японцев во время 2 мировой и долетающих до ссср также интернировали, т.е. сидели они под ташкентом в хороших условиях, но в дальнейших боевых действиях участия не принимали.
    Там все гораздо анекдотичнее - им побег организовали - так что некоторые вполне могли еще повоевать :-)

  • В ответ на: Даже сейчас, в 2009г. крупнейшие морские державы не могут отбить захваченные пиратами суда
    То есть Вы считаете, что Рудневу надо было вести себя как пирату? Во время русскояпонской войны было интернировано много кораблей и первой эскадры и, после Цусимы, второй эскадры. В частности наша "легендарная" "Аврора". Варяг находился на территории нейтрального государства, и, я думаю, нарушение морских соглашений повлекло бы за собой вступление в войну Кореи, а может и кого нибудь из европейцев. А то что его подняли уже после войны... так это же после войны...

    "Право же, взрослые - очень странные люди" А.де Сент-Экзюпери

  • В ответ на: Впоследствии выяснилось, что крейсер «Takashiho» получил столь серьезные повреждения, что затонул по дороге в Сасебо,
    Если этот такачихо утоп в 1904 - то кто тогда потонул в 1914 - от немецкой торпеды?

  • Вот кстати очень интересные нюансы прочитал: "В феврале 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт[4] (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан[источник?] официальным представителям России). "
    Заметьте, конфискован после того, как Советы отказались платить за ремонт. Как то не очень убедительно вся большевистскаяагитация выглядит, хотя это уже оффтоп...

    "Право же, взрослые - очень странные люди" А.де Сент-Экзюпери

  • В ответ на: Если этот такачихо утоп в 1904 - то кто тогда потонул в 1914 - от немецкой торпеды?
    Если Варяг был затоплен в 1904 - то кто тогда был выброшен на камни вблизи города Лендалфута в Ирландском море в 1922 ?

    Командующий Императорским флотом Японии И.Ямамото:
    "Не правда ли, огромно
    Пространство моей жизни-
    Крохотная рубка;
    Зеваю, потягиваюсь
    И делаю всё, что угодно."

    Написано 1 января 1910 года, когда молодой Ямамото служил на крейсере СОЙЯ

  • Варяг таки вытащили только после войны, а Такачихо успел поучаствовать в Цусимском сражении. Скорее всего Руднев имел неверную информацию.

  • - Я тоже так думаю .

  • Вот нашел - через полгода после "Варяга" "Такачихо" был в строю.
    "14 августа 1904. Бой владивостокских крейсеров в Корейском проливе. ....Около 8 часов с юга к месту боя [331] подошли легкие крейсера эскадры контр-адмирала Уриу — «Нэнива» и «Такачихо» , за которыми виднелись еще дымы 2 или 3 крейсеров."
    милитера

  • Вот читаю эту дискуссию и сразу на память приходят слова:

    А в кипящих котлах пpежних боен и смут
    Столько пищи для маленьких наших мозгов!
    Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
    В детских игpах своих назначали вpагов.

    И злодея следам
    Hе давали остыть,
    И пpекpаснейших дам
    Обещали любить,
    И, дpузей успокоив
    И ближних любя,
    Мы на pоли геpоев
    Вводили себя.

    Только в гpезы нельзя насовсем убежать:
    Кpаткий миг у забав - столько боли вокpуг!
    Постаpайся ладони у меpтвых pазжать
    И оpужье пpинять из натpуженных pук.

    В.(С) Высоцкий

  • Бронепалубный крейсер I ранга Варяг

  • Варяг идет в бой, Чемульпо, 11 часов 20 минут 9 февраля (27 января по ст. стилю) 1904 года.

Записей на странице:

Перейти в форум